Интегрированный урок по теме "Распознавание среди пар слов синонимов и антонимов". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


УМК: Школа России"
Тип урока: закрепление изученного материала

Сценарий урока

I этап - Целеполагание

1. Самоопределение к деятельности.

Цель – включение учащихся в деятельность на личностном уровне.

Оформление доски

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

На доске стихотворение:

Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов
Купаться ежечасно!

Ребята, а почему так говорится, что язык и стар, и нов?
Что это значит?

- Сегодня мы отправляемся в морское путешествие по «Морю слов». Давайте пожелаем друг другу удачи так, как это делают настоящие моряки: «Семь футов под килем»! Это они говорят для того, чтоб корабль никогда не сел на мель.
- А кто нужен нам на корабле для того, чтобы отправиться в путешествие?
- Да, нам необходимо выбрать капитана и штурмана. А сопровождать вас в путешествии будут такие же ребята, только постарше вас, это ученики 4 класса.
- У нас будет три корабля, и каждый будет иметь свое название.
- Вы получили жетоны разных цветов и уже разошлись по командам.

В русском языке много и старых и новых, современных слов.

Дети улыбаются, глядя друг на друга, желают удачи «Семь футов под килем»!

- Капитан корабля

Выбирают капитана команды, штурмана. Капитаны надевают матросский воротник и бескозырку.

- Проверяют команды по цветам: черный-белый, синий-лазурный, золотой.

Личностные – самоопределение деятельности, учебно-познавательная мотивация.
Коммуникативные - умение планировать сотрудничество с учителем и сверстниками.

Результат – готовность к учебной деятельности, положительный настрой.

2. Актуализация необходимых знаний.

Цель – повторение изученного материала.

Оформление доски

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Постепенно появляются понятия: антонимы, синонимы, многозначные слова. - Ребята, а вам интересно какие острова и бухты нам встретятся на пути?
Учитель предлагает выйти к доске:
- Конечно, интересно Личностные - учебно-познавательный интерес.
Коммуникативные – умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Познавательные - умение структурировать знания, контроль и самооценка процесса и результата деятельности, актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.

 

  1. Ученика высокого и низкого (в чем различие между ними?) - Один высокий, другой низкий.
  2. Двух одинаковых ростом учеников. - Они похожи между собой.
 

3. Двух девочек с именем Таня.

- Ребята, послушайте пожалуйста небольшие стихи и догадайтесь, о чем идет речь.
Слова - неприятели спорят весь день
Один скажет «Солнце!»,
другой скажет «Тень!»,
Один скажет «Близко!»,
Другой «Далеко!»,
Один скажет «Низко»,
Другой «Высоко!»

- У них одно имя, но они разные.
 

- О каких словах здесь идет речь?

Зябнет осина, дрожит на ветру,
Стынет на солнышке, мерзнет в жару!

- О словах-антонимах
 

- Какие слова помогли почувствовать состояние осинки?
- Как мы называет такие слова?

- Нес медведь, шагая к рынку,
На продажу меду крынку.
Вдруг на мишку – вот напасть! –
Осы вздумали напасть.
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть?
Жалили куда попало,
Им за это и попало!

- Мерзнет, стынет, зябнет.

 

- Слова - синонимы

  - Что интересного вы заметили? - Там встречается много одинаковых слов. Но они имеют разный смысл.
  - Как мы называем такие слова? - Многозначные слова

 

Итак, что мы с вами сейчас повторили?
Кто сможет сформулировать тему урока?
- Давайте запишем дату в тетради.

- Слова-синонимы, антонимы, омонимы и многозначные слова.


Учащиеся записывают дату в тетрадь.

Результат – повторили  понятия "многозначные слова", «антонимы», «синонимы», «омонимы».

3. Постановка учебной задачи

Цель - обсуждение создавшегося затруднения, формулирование цели  урока.

Оформление доски

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

На доске появляется карта путешествия - Наши корабли будут называться: Друзья, Спорщики, Близнецы.
- Как вы думаете, чей корабль как назовем?
Дети распределяют названия по командам в соответствии с названием и цветом команд. (Друзья – синонимы, голубой и бирюзовый цвет, Спорщики – антонимы, черный и белый цвета, Близнецы – многозначные слова, золотой цвет.) Личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, осознание ответственности за общее дело.
Познавательные – анализ, синтез, обобщение, классификация; выдвижение гипотез и их обоснование; поиск необходимой информации; установление причинно-следственных связей; доказательство, постановка и формулирование проблемы, выделение нужной информации, ориентирование в своей системе знаний.
Регулятивные – волевая саморегуляция, познавательная инициатива.
Коммуникативные – формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений; использование речевых средств для решения коммуникативных задач.
  - Каждый капитан корабля, когда отправляется в плавание, обязательно должен вести «Судовой журнал». У вас тоже будет такой журнал. Все команды получают журнал для выполнения в нем заданий. Команде «Многозначные слова» выдан журнал со словом «Омонимы».  
  - Ребята, а кто может ответить, почему команде с многозначными словами дали журнал со словом Омонимы? Ответы учащихся  
  - Как вы считаете, для чего вам - морякам такой журнал? Ответы учащихся  
  - Какую задачу поставим перед собой на сегодняшнее путешествие? - Справиться со всеми заданиями, которые будут встречаться на пути. Повторить что такое синонимы, антонимы, многозначные слова, омонимы.  
  - Как вы думаете, для чего на каждом корабле дети разного возраста? Ответы учащихся  

 

- Вам необходимо оформлять этот журнал в течение всего нашего урока, выполняя в нем нужные задания.
Учитель обращает внимание детей на карту путешествий, указывая на те острова и бухты, где предстоит побывать.
- Все ли названия вам понятны?

Учащиеся высказывают мнения о том, что они не предполагают, что их ждет на  «Бухте творчества»  и в «Пещере тайн».

 

Результат - учащиеся поставили перед собой задачи, на уроке создана проблемная ситуация.

II. Составление плана работы

Цель: самостоятельное составление плана работы на уроке и определение  способов  решения задач.

Оформление доски

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Задачи:

Повторить:
- понятия синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова.
Узнать:
- для чего они нужны в нашей речи?
- выполнить различные задания.

Учитель  совместно с учащимися фиксируют на доске задачи урока  и способы получения информации.
Что или кто сможет нам в этом помочь?

Дети перечисляют источники и способы получения новых знаний
(учитель, учебник русск.яз., уч-ся 4 класса, собственный опыт, словари и т.д.)

Личностные - самоопределение
Регулятивные - планирование действий в соответствии с поставленной задачей
Познавательные - ориентироваться на разнообразие способов решения задачи, самостоятельное создание алгоритма действий;
Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Результат – самостоятельное составление необходимых  для урока задач.

III. Выполнение реализации плана

Первичное закрепление.

Цель – организация деятельности учащихся по закреплению знаний в рамках темы.

Оформление доски

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Карта путешествия Сейчас я предлагаю вам поработать в группе.
Вспомним правила работы в группе. Распределите пожалуйста обязанности в группе.
В чем вы тренировались на данном этапе урока?
Работа в группах
Учащиеся проговаривают правила, которыми пользовались ранее при групповой работе (слушай, что говорят другие, задавай вопросы, говори ясно и только по делу, помогай товарищам, если они об этом просят, точно выполняй свою работу в группе и т.д.)
Личностные – осознание ответственности за общее дело
Познавательные – подведение под понятие; использование общих приёмов решения задачи;  выведение следствий.
Регулятивные – контроль, коррекция, волевая саморегуляция.
Коммуникативные – адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач, умение планировать учебное сотрудничество со сверстниками; слушание и понимание партнера

 

  Учителя выдают задания для каждого острова в конвертах. Задания распределены на классы (2 кл., 4 кл.) Начало путешествия по Морю слов.
Выполнение заданий.
Выступление представителей команд.
(сверка с эталоном). Приклеивание выполненных заданий в судовой журнал.
На острове «Омонимы» работа со словарем омонимов 4 кл.

 

- Итак, ребята, мы с вами побывали на трех островах. Нам необходимо отдохнуть.

В дальнейшее плавание отправляются те, которые справились с заданием.

Физминутка

Цель – обеспечить активный отдых организму в процессе учебной деятельности.

Игра «Наоборот». Учитель поднимает руки вверх, дети наоборот опускают вниз.

Вперед-назад, вниз – вверх, назад - вперед, присел - подпрыгнул, подпрыгнул - присел.
Личностные: установка на здоровый образ жизни, понимание, что здоровье - это ценность.

Карта путешествия - Итак, мы продолжаем наше путешествие. Впереди у нас Бухта и пещера. Учащиеся выполняют задания из конвертов, в соответствие с классом. После каждой остановки представитель команды  сверяет с эталоном на доске. Личностные – осознание ответственности за общее дело
Познавательные – подведение под понятие; использование общих приёмов решения задачи; выведение следствий.
Регулятивные – контроль, коррекция, волевая саморегуляция.
Коммуникативные  – адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач, умение планировать учебное сотрудничество со сверстниками; слушание и понимание партнера

 

 

Задание в пещере: представить свою команду при помощи лишь жестов и мимики.

- Ну вот мы и справились со всеми заданиями в Море слов.

(Перед пещерой дается 1 минута для того, чтоб подготовить выступление команды).

 

- Как вы думаете, что находили в давние времена мореплаватели в пещерах?
- Вот и мы с вами тоже нашли сундук с кладом, а что в нем вы узнаете в конце урока и разделите клад между всеми мореплавателями.

Ответы учащихся

Результат – в ходе работы определяется уровень освоения знания.

IV. Контроль и оценка своей деятельности

Цель – применение знаний в деятельности.

Оформление доски

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

 

- Ну а сейчас, ребята, вам предстоит поработать самостоятельно.  Учащимся 4 класса мы предлагаем выполнить задание в учебнике на стр.48 упр.72. (записать по одному предложению), 2 классу упр. 73, (списать 2 пословицы).

Самостоятельная работа со взаимопроверкой (задания для каждого класса в учебнике, выполнение в тетради, проверка учащихся 4 класса у второклассников), выполнение заданий 4 классом.

 

Обсуждение проблемных моментов

Личностные - формирование внутренней позиции, интереса к новому учебному материалу.
Познавательные – структурирование знаний, выбор необходимого
Регулятивные – самостоятельный учёт выделенных ориентиров действий в новом учебном материале; волевая саморегуляция; осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, соотнесение результата своей деятельности с целью и его оценивание.

Результат – применение полученных знаний, процесс контроля и самооценки.

V. Рефлексия

Цель – осознание учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и деятельности класса.

Оформление доски

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  Какие задачи ставили перед собой? (обращение к плану)
У - Удалось ли нам выполнить поставленные задачи?
- Какими способами мы получали информацию?
- А где нам помогут знания, полученные на уроке в нашей жизни? Для чего нам нужно знать синонимы, антонимы, омонимы?
С помощью учебника, словарей, учителя, жизненного опыта. Личностные – внутренняя позиция школьника; самооценка на основе критерия успешности; эмпатия; адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.
Познавательные – рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка результатов деятельности;
Коммуникативные – формулирование и аргументация своего мнения;

 

  - Для чего нам в жизни нужные такие слова?
- Какую роль сыграли уч.4 кл.?
Чтобы наша речь была более красивой, богатой, они – наши помощники.
Высказывания учащихся 2 класса

 

- Оценивание

Спасибо всем за урок!

Учащиеся подходят и оставляют магнит на кораблике с подходящим утверждением в зависимости от того, как они поняли тему урока.(Тема понятна полностью, затрудняюсь в теме, тема непонятна совсем).

Результат – формирование представлений о значении пройденной темы, оценка своей деятельности.

Д.З.: (на доске по классам)