Дифференциация фонем [В], [В’] и [Ф], [Ф’] в словах, в предложениях, в тексте. Буквы "В" и "Ф"

Разделы: Логопедия


Логопедическая тема: дифференциация фонем [В][В’] и [Ф][Ф’] в словах, в предложениях, в тексте. Буквы В и Ф.

Грамматическая тема: учить выделять парные звонкие и глухие согласные звуки [В][В’] и [Ф][Ф’] в речи, сопоставлять по звонкости и глухости, твердости и мягкости, дифференцировать данные звуки в слогах, словах, в предложениях.

Лексическая тема: обогащение словаря.

Цель: выделять звуки [В][В’] и [Ф][Ф’] в речи, дифференцировать эти звуки в словах, в предложениях, в тексте.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • различать звуки[В][В’] и [Ф]Ф’] при произношении, в словах, в предложениях, в тексте;
  • закреплять артикуляционный уклад звуков, давать характеристику звуков;
  • дифференцировать звуки по твердости - мягкости, звонкости-глухости;
  • закреплять навык звукового анализа и синтеза;
  • закреплять навык подбора проверочных слов при оглушении - озвончении написания парных согласных.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать общую моторику, согласованность движений и речь;
  • развивать познавательные психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление;
  • развивать фонематические процессы.

Коррекционно-воспитательные:

  • создавать ситуацию успеха;
  • стимулировать речевую активность.

Здоровьесберегающая технология на логопедическом занятии:

Цель: применение здоровьесберегающей технологии в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.

Задачи:

  • учить детей приемам сохранения здоровья;
  • восстановления сил;
  • развития переключаемости;
  • стимуляции работоспособности и мышления;
  • укрепление зрения.

Оборудование: артикуляционные профили, индивидуальные зеркала, карточки с буквами «в», «ф», карточки с заданиями, карточки со словами для индивидуальной работы, карточки со слогами, таблица.

Ход занятия

Мотивационно-целевой этап.

Организационный момент.

Логопед: У нас в гостях сказочные герои: Ваня, Фаина, Веня, Федора.

Картинки и персонажи Снеговик Веня и кукла Федора выставлены перед детьми.

Назовите 1 звук в именах.

Ориентировочный этап.

Актуализация опорных знаний.

Закрепление навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.

(имена героев написаны на карточках с разбивкой на слоги)

ВА НЯ ФА И НА ВЕ НЯ ФЕ ДО РА

Задание: сложить имена героев.

Основная часть.

1. Обьявление темы занятия.

Логопед: Будем учиться выделять [В-Ф] в речи, различать эти звуки в словах, в словосочетаниях, в предложениях, в тексте.

2. Работа на карточках.

Логопед: На левом верхнем углу стола приготовлен лист с заданиями. Возьмите его, положите перед собой.

(Задание первое).

Здесь напечатаны слова, в которых пропущена первая буква. Впишите ее.

…ОНТАН, …АЛЕНКИ, …ИШНЯ, …ИАЛКА, …ОДОПАД, …АСОЛЬ, …ИЗКУЛЬТУРА, …ЕСЕЛЬЕ

Прочитайте получившиеся слова.

Поисково-исследовательский этап

3. Сравнительная характеристика звуков.

(по схеме данной на доске)

Согласный – гласный. Докажи.

Звонкий – глухой. Докажи.

Твердый – мягкий. Докажи.

Буква. Назови.

В помощь детям – речевые профили.

Дети: Фонтан. Первый звук Ф. Согласный. Преграда выдыхаемой струе – верхние зубы, нижняя губа. Глухой. Голосовые связки не вибрируют.

Твердый. После согласного Ф стоит гласный первого ряда.

Буква ФЭ.

[В] - согласный, парный, звонкий, бывает тв., мягк.

[Ф] - согласный, парный, глухой, бывает тв., мягк.

Практический этап.

4. Развитие фонематического слуха.

Логопед: Сосчитайте сколько звуков [Ф] прозвучит в тексте.

Каждый раз, как услышите в словах заданный звук, на вашем листе с заданиями, рисуйте кружок.

В цирке.

Федя с папой были в цирке. Там выступали гимнасты, клоуны, факиры, фокусники. Больше всего Феде понравился фокусник. Фокусник с помощью платка превращал фикус в фиалку, телефон в магнитофон, фасоль в финики. Федя очень удивлялся и не мог понять, как это происходит. «Когда я вырасту, то тоже стану фокусником и буду работать в цирке» - решил Федя.

(8 твердых согласных Ф)

Сосчитайте, сколько звуков [В] прозвучит в тексте.

Каждый раз, как услышите в словах заданный звук, на вашем листе с заданиями, рисуйте палочку.


Волки.

Вова видел по телевизору фильм о волках. У волков были два маленьких волчонка. Вначале волки приносили волчатам разных зверьков. Потом Вова увидел, как волки учат волчат охотиться. Из фильма Вова узнал многое о повадках волков.

5. Развитие фонематического восприятия на уровне слога.

Чтение слоговых таблиц.

(Задание 3)

фа-ва-фа фи-фи-ви-ви
фо-во-фо вы-фы-фы-вы
фы-вы-вы ве-фе-фе-ве

6. Речевая игра.

Логопед: Федора хочет поиграть с вами.

Дифференциация [В-В’] в словах

Если [В]-то поднимаем руку прямо,

Если [В’]-то рука изображает волну.

Ваза, виноград, ворона, вёсла, волк, венок, василек, веник, водитель.

Дифференциация [Ф-Ф’] в словах

Если [Ф]-то поднимаем руку прямо,

Если [Ф’]-то рука изображает волну.

Фуражка, фикус, фонтан, фиалки, фазан, фонарь.

7. Гимнастика для глаз «Русалочка».

Логопед: Эта гимнастика улучшит ваше настроение, придаст вам сил, укрепит зрение. Следите взглядом за движением предметов.

8. Записать предложения, вставив буквы В или Ф.

Логопед: Следующее задание выполняем на карточке.

Первые четыре предложения записываем на занятии, остальные – дома.

 .аря надела шар. и .арежки.
У .ани мехо.ая шубка.
У .ити но.ая .уражка.
Кон.еты делают на .абрике.
. к.артире заз.онил теле.он.
.иолето.ые .асильки стоят . .ар.оро.ой .азе.
Борщ .арят из карто.еля. с.ёклы, .асоли и других о.ощей.

8. Гимнастика для глаз «Русалочка».

Логопед: Эта гимнастика улучшит ваше настроение, придаст вам сил, укрепит зрение. Следите взглядом за движением предметов.

9. Закончите предложения, выбрав подходящее слово.

У невесты красивая … вата, фата
В аптечке лежит …

В лесу живет ……. софа, сова
В комнате стоит …..

Кровь брали из …….. фены, вены
В магазине продаются ……..

10. Записать слова, выбрав буквы в или ф.

Рядом написать проверочное слово.

 Морко(в/ф)ка, ко(в/ф)ка, приви(в/ф)ка, шар(в/ф), була(в/ф)ка, ла(в/ф)ка, шка(в/ф)чик.

11. Физкульминутка.

Федора хочет поиграть с вами. Игра «Проворные руки».

Чтобы успевать по хозяйству, нужно иметь проворные руки, уметь быстро и аккуратно двигаться.

12. Дифференциация В-Ф в тексте.

Логопед: Прочитайте текст.

Добавьте пропущенные буквы Ф, В.

Фаина гуляла в краси…ом саду. В саду бьет …онтан. Около
…онтана ц…етут …иалки, …локсы, …асильки и …ысокой стеной растет тра…а. По тра..е гуляют …азаны. Сад украшают …онари. За …асилисой …нимательно наблюдал …олк.

Взаимопроверка. Ученик проверяет работу рядом сидящего ученика.

13. Прочитай скороговорки. Умей рассказывать их медленно, в среднем и быстром темпе.

1) У Фомки в гостях Фимка.
2) Наш Филат не бывает виноват.

Фимка в гостях у Фомки. Не бывает виноват наш Филат.

Логопед: Пора прощаться. Благодарим Ваню, Фаину, Веню и Федору за интересные задания. Им пора возвращаться в свои сказки. А нам подводить итоги занятия.

Рефлексивно-оценочный этап

Итог занятия.

Логопед: Чему учились на занятии?

(Логопед подводит итоги занятия).

Учились выделять звуки [В] [В’] и [Ф] [Ф’] в речи, различать эти звуки в слогах, словах, в предложениях.

«Волшебное дерево» (аналог «Шкале успеха»)

На доске схематически изображаются деревья, чем выше дерево выросло, тем лучше разобрался в материале занятия.

Рекомендованные задания на дом.

  • Прочитать скороговорки, выучить любую на выбор.