Логопедическая тема: дифференциация фонем [В][В’] и [Ф][Ф’] в словах, в предложениях, в тексте. Буквы В и Ф.
Грамматическая тема: учить выделять парные звонкие и глухие согласные звуки [В][В’] и [Ф][Ф’] в речи, сопоставлять по звонкости и глухости, твердости и мягкости, дифференцировать данные звуки в слогах, словах, в предложениях.
Лексическая тема: обогащение словаря.
Цель: выделять звуки [В][В’] и [Ф][Ф’] в речи, дифференцировать эти звуки в словах, в предложениях, в тексте.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- различать звуки[В][В’] и [Ф]Ф’] при произношении, в словах, в предложениях, в тексте;
- закреплять артикуляционный уклад звуков, давать характеристику звуков;
- дифференцировать звуки по твердости - мягкости, звонкости-глухости;
- закреплять навык звукового анализа и синтеза;
- закреплять навык подбора проверочных слов при оглушении - озвончении написания парных согласных.
Коррекционно-развивающие:
- развивать общую моторику, согласованность движений и речь;
- развивать познавательные психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление;
- развивать фонематические процессы.
Коррекционно-воспитательные:
- создавать ситуацию успеха;
- стимулировать речевую активность.
Здоровьесберегающая технология на логопедическом занятии:
Цель: применение здоровьесберегающей технологии в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.
Задачи:
- учить детей приемам сохранения здоровья;
- восстановления сил;
- развития переключаемости;
- стимуляции работоспособности и мышления;
- укрепление зрения.
Оборудование: артикуляционные профили, индивидуальные зеркала, карточки с буквами «в», «ф», карточки с заданиями, карточки со словами для индивидуальной работы, карточки со слогами, таблица.
Ход занятия
Мотивационно-целевой этап.
Организационный момент.
Логопед: У нас в гостях сказочные герои: Ваня, Фаина, Веня, Федора.
Картинки и персонажи Снеговик Веня и кукла Федора выставлены перед детьми.
Назовите 1 звук в именах.
Ориентировочный этап.
Актуализация опорных знаний.
Закрепление навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.
(имена героев написаны на карточках с разбивкой на слоги)
ВА НЯ ФА И НА ВЕ НЯ ФЕ ДО РА
Задание: сложить имена героев.
Основная часть.
1. Обьявление темы занятия.
Логопед: Будем учиться выделять [В-Ф] в речи, различать эти звуки в словах, в словосочетаниях, в предложениях, в тексте.
2. Работа на карточках.
Логопед: На левом верхнем углу стола приготовлен лист с заданиями. Возьмите его, положите перед собой.
(Задание первое).
Здесь напечатаны слова, в которых пропущена первая буква. Впишите ее.
…ОНТАН, …АЛЕНКИ, …ИШНЯ, …ИАЛКА, …ОДОПАД, …АСОЛЬ, …ИЗКУЛЬТУРА, …ЕСЕЛЬЕ
Прочитайте получившиеся слова.
Поисково-исследовательский этап
3. Сравнительная характеристика звуков.
(по схеме данной на доске)
Согласный – гласный. Докажи.
Звонкий – глухой. Докажи.
Твердый – мягкий. Докажи.
Буква. Назови.
В помощь детям – речевые профили.
Дети: Фонтан. Первый звук Ф. Согласный. Преграда выдыхаемой струе – верхние зубы, нижняя губа. Глухой. Голосовые связки не вибрируют.
Твердый. После согласного Ф стоит гласный первого ряда.
Буква ФЭ.
[В] - согласный, парный, звонкий, бывает тв., мягк.
[Ф] - согласный, парный, глухой, бывает тв., мягк.
Практический этап.
4. Развитие фонематического слуха.
Логопед: Сосчитайте сколько звуков [Ф] прозвучит в тексте.
Каждый раз, как услышите в словах заданный звук, на вашем листе с заданиями, рисуйте кружок.
В цирке.
Федя с папой были в цирке. Там выступали гимнасты, клоуны, факиры, фокусники. Больше всего Феде понравился фокусник. Фокусник с помощью платка превращал фикус в фиалку, телефон в магнитофон, фасоль в финики. Федя очень удивлялся и не мог понять, как это происходит. «Когда я вырасту, то тоже стану фокусником и буду работать в цирке» - решил Федя.
(8 твердых согласных Ф)
Сосчитайте, сколько звуков [В] прозвучит в тексте.
Каждый раз, как услышите в словах заданный звук, на вашем листе с заданиями, рисуйте палочку.
Волки.
Вова видел по телевизору фильм о волках. У волков были два маленьких волчонка. Вначале волки приносили волчатам разных зверьков. Потом Вова увидел, как волки учат волчат охотиться. Из фильма Вова узнал многое о повадках волков.
5. Развитие фонематического восприятия на уровне слога.
Чтение слоговых таблиц.
(Задание 3)
фа-ва-фа фи-фи-ви-ви
фо-во-фо вы-фы-фы-вы
фы-вы-вы ве-фе-фе-ве
6. Речевая игра.
Логопед: Федора хочет поиграть с вами.
Дифференциация [В-В’] в словах
Если [В]-то поднимаем руку прямо,
Если [В’]-то рука изображает волну.
Ваза, виноград, ворона, вёсла, волк, венок, василек, веник, водитель.
Дифференциация [Ф-Ф’] в словах
Если [Ф]-то поднимаем руку прямо,
Если [Ф’]-то рука изображает волну.
Фуражка, фикус, фонтан, фиалки, фазан, фонарь.
7. Гимнастика для глаз «Русалочка».
Логопед: Эта гимнастика улучшит ваше настроение, придаст вам сил, укрепит зрение. Следите взглядом за движением предметов.
8. Записать предложения, вставив буквы В или Ф.
Логопед: Следующее задание выполняем на карточке.
Первые четыре предложения записываем на занятии, остальные – дома.
.аря надела шар. и .арежки.
У .ани мехо.ая шубка.
У .ити но.ая .уражка.
Кон.еты делают на .абрике.
. к.артире заз.онил теле.он.
.иолето.ые .асильки стоят . .ар.оро.ой .азе.
Борщ .арят из карто.еля. с.ёклы, .асоли и других о.ощей.
8. Гимнастика для глаз «Русалочка».
Логопед: Эта гимнастика улучшит ваше настроение, придаст вам сил, укрепит зрение. Следите взглядом за движением предметов.
9. Закончите предложения, выбрав подходящее слово.
У невесты красивая … вата, фата
В аптечке лежит …В лесу живет ……. софа, сова
В комнате стоит …..Кровь брали из …….. фены, вены
В магазине продаются ……..
10. Записать слова, выбрав буквы в или ф.
Рядом написать проверочное слово.
Морко(в/ф)ка, ко(в/ф)ка, приви(в/ф)ка, шар(в/ф), була(в/ф)ка, ла(в/ф)ка, шка(в/ф)чик.
11. Физкульминутка.
Федора хочет поиграть с вами. Игра «Проворные руки».
Чтобы успевать по хозяйству, нужно иметь проворные руки, уметь быстро и аккуратно двигаться.
12. Дифференциация В-Ф в тексте.
Логопед: Прочитайте текст.
Добавьте пропущенные буквы Ф, В.
Фаина гуляла в краси…ом саду. В саду бьет …онтан. Около
…онтана ц…етут …иалки, …локсы, …асильки и …ысокой стеной растет тра…а. По тра..е гуляют …азаны. Сад украшают …онари. За …асилисой …нимательно наблюдал …олк.
Взаимопроверка. Ученик проверяет работу рядом сидящего ученика.
13. Прочитай скороговорки. Умей рассказывать их медленно, в среднем и быстром темпе.
1) У Фомки в гостях Фимка.
2) Наш Филат не бывает виноват.
Фимка в гостях у Фомки. Не бывает виноват наш Филат.
Логопед: Пора прощаться. Благодарим Ваню, Фаину, Веню и Федору за интересные задания. Им пора возвращаться в свои сказки. А нам подводить итоги занятия.
Рефлексивно-оценочный этап
Итог занятия.
Логопед: Чему учились на занятии?
(Логопед подводит итоги занятия).
Учились выделять звуки [В] [В’] и [Ф] [Ф’] в речи, различать эти звуки в слогах, словах, в предложениях.
«Волшебное дерево» (аналог «Шкале успеха»)
На доске схематически изображаются деревья, чем выше дерево выросло, тем лучше разобрался в материале занятия.
Рекомендованные задания на дом.
- Прочитать скороговорки, выучить любую на выбор.