Цели урока:
- образовательная: обобщить умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложении, восстанавливать деформированные предложения, формировать первоначальное представление о распространённых и нераспространённых предложениях;
- развивающая: продолжить расширять словарный запас учащихся, познакомить с новыми словами и их лексическим значением, развивать речь, мышление, познавательный интерес, интеллект, эмоции учащихся, формировать навык самоконтроля;
- воспитательная: воспитывать в детях любовь к родному краю, речи, русскому языку, воспитывать учеников деятельной личностью, овладевающих продуктивной деятельностью, что формирует у детей ответственное отношение к учебному труду и поддерживает необходимую мотивацию на каждом уроке, воспитывать желание красиво писать.
Тип урока: Комбинированный урок.
Учащихся в классе (аудитории): 29
Используемые учебники и учебные пособия: Русский язык – 2 класс" Л.Я Желтковская, О.Б. Калинина, УМК «Планета знаний», Толковый словарь С.И. Ожегова
Оформление доски:
План урока:
I. Организационный момент.
Постановка учебной задачи. Выравнивание знаний.
II. Решение учебной задачи.
1. Минутка чистописания.
2. Словарная работа.
3. Работа с пословицами.
4. Работа с предложениями (запись с комментированием).
5. Минутка отдыха.
6. Самостоятельная работа. Оценивание.
III. Домашнее задание. Рефлексия.
Ход урока
I. Организационный момент
(Слайды о РБ, пчёлки)
Учитель. - Сегодня на уроке нам предстоит совершить открытие, продолжить знакомство с устройством русского языка и применить свои знания на практике. Один мудрец однажды сказал: «Не для школы, а для жизни мы учимся!»
Учитель. - Чему мы учимся на уроках русского языка?
Дети. - Грамотно писать, обогащаем свою речь, учимся применять свои знания на практике, знакомимся с тем, как устроен наш язык.
Учитель. - Грамотность – показатель культуры человека. Значит, мы на уроках русского языка учимся быть грамотными, а значит культурными.
Учитель. - С помощью чего мы выражаем мысли? (С помощью слов).
А вот с какими словами мы с вами уже знакомы?
С помощью слов можно составить словосочетание, предложение. Давайте составим красивое предложение по схеме:
Учитель. – Какой вывод можно сделать?
Дети. – Предложение – это цепочка слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. (I вывод).
? А где можно найти все слова? (В специальной книге – орфографическом словаре).
? А как им пользоваться, какие секреты надо знать?
(Все слова расположены в алфавитном порядке, в единственном числе).
? А для чего он нужен? (Чтобы проверять орфограммы).
? А другой способ проверки? (Путем подбора однокоренных слов).
Учитель. - Ну что ж, словарь нам непременно пригодится сегодня. А на урок к нам пожаловал символ наступившего 2017 года – Петушок – золотой гребешок. Он же является одним из главных героев ваших любимых сказок. Каких? («Лиса и петух», «Заячья избушка», «Петушок и бобовое зёрнышко» и т.д.) А какой он? (важный, смелый, самоуверенный, задиристый…) Но главное славится своим пением. С петухами (на рассвете) люди просыпались. С петухами (с заходом солнца) ложились спать. Сигналом служил петушиный крик. В сказках часто он выглядел настоящим героем, когда помогал добрым персонажам, попадающим в трудную жизненную ситуацию. Это надо запомнить, а лучше записать.
II. Решение учебной задачи
Учитель. - Открываем тетради, записываем число, классная работа.
1. Минутка чистописания.
Учитель. - Какие звуки даёт буква «гэ»? Дадим характеристику этих звуков.
Дети. - «Гэ» - [г], [г,] - согласный, звонкий, парный, глухая пара «ка», может быть мягким и твёрдым. (Запись буквы Гг, соединения ге, ги)
2. Словарная работа. Учитель. – Слово «герой» греческого происхождения, что означает «богатырь», «смельчак». Имеет два значения: 1. Человек, совершивший подвиг; 2. Действующее лицо литературного произведения, кинофильма. (Обратимся к словарю). Приведём примеры родственных слов.
Дети. – Героиня, геройство, героический, геройский (поступок).
Учитель. – Героем становится тот, кто своими делами, мыслями, поступками живёт для людей. Геройство – это не только тот краткий миг, когда совершается подвиг. Героической бывает целая жизнь, если она отдана людям.
Учитель. – У многих народов есть свои герои. Например, это национальный герой Республики Башкортостан Салават Юлаев.
3. Работа с пословицами.
Учитель. - Есть такая пословица
Как вы понимаете ее? (обсуждение в группах).
Учитель. – Возвращаясь к сказкам, герои могут быть как добрые, так и злые. А вам какие больше нравятся?
Дети. – Добрые.
Учитель. – Что же в сказках происходит в итоге?
Дети. - Добро побеждает зло.
4. Работа с предложениями (работа по учебнику).
Учитель. – Кстати, главными героями сказок могу быть не только животные, но и люди. Но для того, чтобы вспомнить некоторых из них, нам необходимо составить предложения из предложенных слов. Обратимся к учебнику. (Упр.7 с.8)
Как ты будешь действовать, если все слова даны в начальной форме (как в словаре)?
Учитель. – Итак, первая группа слов.
Девушка, родник, ведёрко, зачерпнула, водица.
Действуем по алгоритму, по порядку:
1. Определяем главное действующее лицо: (кто?) девушка.
2. Что она делает? (зачерпнула).
3. Зачерпнула что? (водицу).
4. Зачерпнула чем? (ведёрком).
5. Зачерпнула откуда? (из родника). (Работа с учителем).
- Что получилось?
Учитель. – А кто знает, из какой сказки эта девушка? («Мороз Иванович», «Морозко» и т.д.)
Учитель. – Перед нами вторая группа слов.
Маша, ягоды, корзинка, лес, побежала, взяла.
Действуем аналогично:
1. Определяем главное действующее лицо: (кто?) Маша.
2. Что она делает? (взяла, побежала).
3. Взяла что? (корзинку).
4. Побежала куда? (в лес).
5. В лес за чем? (за ягодами). (Работают дети).
- Что получилось?
Учитель. – Я думаю, что все уже догадались, из какой сказки вторая героиня? («Маша и медведь»)
Учитель. – Запишем данное предложение, подчеркнём главное действующее лицо и его действия. (Запись предложения с комментированием)
Учитель. – Говоря о главных героях сказок, можем ли мы сказать, что они являются и главными героями наших предложений? Почему? (обсуждение в группах).
Дети. – Без главных героев сказка не будет сказкой, также как и предложение без главных героев не будет иметь смысла.
Учитель. – Какой делаем вывод? Предложение должно иметь свое главное действующее лицо, в русском языке их называют главными членами, а именно подлежащим и сказуемым. (II вывод)
5. Минутка отдыха. (Звучит фонограмма «Что такое доброта?»)
6. Самостоятельная работа.
Учитель. – А сейчас проведём самостоятельную работу, проверим, как вы усвоили материал. Чтоб вам было интересно, я продолжаю разговор о сказках. Перед вами два столбика. В первом сказочные персонажи, а во втором их действия. Ваша задача, соединить слова правого и левого столбиков. А также подумать о концовке фразы. Заодно, проверим, как вы знаете сказки.
Учитель. – Итак, а сейчас сделаем взаимопроверку, обменяемся листочками, отметим «+» правильные пары ответов. Если у вас все 6 ответов совпали, то ставим оценку «5», не меньше 4 правильных ответов – «4», 3 ответа – «3».
Учитель. – Молодцы, многие справились с этой задачей. Но мне хочется все же узнать, чем заканчивается каждая фраза.
Дети.
1. Царевна-лягушка прыгнула в болото.
2. Колобок покатился по лесной тропинке.
3. Курочка Ряба снесла золотое яичко.
4. Сивка-бурка поскакал по чистому полю.
5. Красная Шапочка отправилась к бабушке.
6. Петушок-золотой гребешок пропел «Ку-ка-ре-ку!»
Учитель. – Вот теперь все в порядке. У нас получились настоящие предложения, ведь предложение имеет законченную мысль. (III вывод)
III. Домашнее задание. Рефлексия
Учитель. - Дома я предлагаю вам записать 2-3 предложения по желанию.
Учитель. - Петушок, действительно, пропел свое любимое «Ку-ка-ре-ку!», говоря нам о том, что наш урок подходит к концу. А нам не мешало бы вспомнить основные выводы урока.
Итак:
1. Предложение – это цепочка слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
2. Главные по смыслу слова в предложении называют главными членами предложения.
3. Предложение имеет законченную мысль.
А также, добро побеждает зло.
Учитель. - А напоследок, вспомним пословицу «Сказка - ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок» (А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»)
Резерв:
1. Учитель. - Сколько получится, если сложить все цифры наступившего года 2017? (10). Назовите 10 качеств, каким бы вы хотели видеть 2017 год?
Дети. – Успешным, удачным, добрым, ярким, запоминающимся, прекрасным, интересным, богатым, весёлым…
Учитель. - Я вам желаю, чтоб у каждого из вас было какое-нибудь главное событие в новом году, которое бы дало толчок к новым свершениям, открытиям, к новым победам. Удачи всем!!!