Урок русского языка по теме «Предложение. Главные члены предложения». 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  • образовательная: обобщить умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложении, восстанавливать деформированные предложения, формировать первоначальное представление о распространённых и нераспространённых предложениях;
  • развивающая: продолжить расширять словарный запас учащихся, познакомить с новыми словами и их лексическим значением, развивать речь, мышление, познавательный интерес, интеллект, эмоции учащихся, формировать навык самоконтроля;
  • воспитательная: воспитывать в детях любовь к родному краю, речи, русскому языку, воспитывать учеников деятельной личностью, овладевающих продуктивной деятельностью, что формирует у детей ответственное отношение к учебному труду и поддерживает необходимую мотивацию на каждом уроке, воспитывать желание красиво писать.

 Тип урока: Комбинированный урок.

Учащихся в классе (аудитории):  29

Используемые учебники и учебные пособия: Русский язык – 2 класс" Л.Я Желтковская, О.Б. Калинина, УМК «Планета знаний», Толковый словарь С.И. Ожегова

Оформление доски:

План урока:

I. Организационный момент.
Постановка учебной задачи. Выравнивание знаний.
II. Решение учебной задачи.
1. Минутка чистописания.
2. Словарная работа.
3. Работа с пословицами.
4. Работа с предложениями (запись с комментированием).
5. Минутка отдыха.
6. Самостоятельная работа. Оценивание.
III. Домашнее задание. Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент

(Слайды о РБ, пчёлки)

Учитель. - Сегодня на уроке нам предстоит совершить открытие, продолжить знакомство с устройством русского языка и применить свои знания на практике. Один мудрец однажды сказал: «Не для школы, а для жизни мы учимся!»

Учитель. - Чему мы учимся на уроках русского языка?

Дети. - Грамотно писать, обогащаем свою речь, учимся применять свои знания на практике, знакомимся с тем, как устроен наш язык.

Учитель. - Грамотность – показатель культуры человека. Значит, мы на уроках русского языка учимся быть грамотными, а значит культурными.

Учитель. - С помощью чего мы выражаем мысли? (С помощью слов).

А вот с какими словами мы с вами уже знакомы?

 

С помощью слов можно составить словосочетание, предложение. Давайте составим красивое предложение по схеме:

 

Учитель. – Какой вывод можно сделать?

Дети. – Предложение – это цепочка слов, связанных между собой  по смыслу и грамматически.  (I вывод).

? А где можно найти все слова? (В специальной книге – орфографическом словаре).

? А как им пользоваться, какие секреты надо знать?

(Все слова расположены в алфавитном порядке, в единственном числе).

? А для чего он нужен? (Чтобы проверять орфограммы).

? А другой способ проверки? (Путем подбора  однокоренных слов).

Учитель. - Ну что ж, словарь нам непременно пригодится сегодня. А  на урок к нам пожаловал символ наступившего 2017 года – Петушок – золотой гребешок. Он же является одним из главных героев ваших любимых сказок. Каких? («Лиса и петух», «Заячья избушка», «Петушок и бобовое зёрнышко» и т.д.) А какой он? (важный, смелый, самоуверенный, задиристый…) Но главное славится своим пением. С петухами (на рассвете) люди просыпались. С петухами (с заходом солнца) ложились спать. Сигналом служил петушиный крик. В сказках часто он выглядел настоящим героем, когда помогал добрым персонажам, попадающим в трудную жизненную ситуацию. Это надо запомнить, а лучше записать.

II. Решение учебной задачи

Учитель. - Открываем тетради, записываем число, классная работа.

1. Минутка чистописания.

Учитель. - Какие звуки даёт буква «гэ»? Дадим характеристику этих звуков.

Дети. - «Гэ» - [г], [г,] - согласный, звонкий, парный, глухая пара «ка», может быть мягким и твёрдым. (Запись буквы Гг, соединения ге, ги)

2. Словарная работа. Учитель. – Слово «герой» греческого происхождения, что означает «богатырь», «смельчак». Имеет два значения: 1. Человек, совершивший подвиг; 2. Действующее лицо литературного произведения, кинофильма. (Обратимся к словарю). Приведём примеры родственных слов.

Дети. – Героиня, геройство, героический, геройский (поступок).

Учитель. – Героем становится тот, кто своими делами, мыслями, поступками живёт для людей. Геройство – это не только тот краткий миг, когда совершается подвиг. Героической бывает целая жизнь, если она отдана людям.

Учитель. – У многих народов есть свои герои. Например, это национальный герой Республики  Башкортостан Салават Юлаев.

3. Работа с пословицами.

Учитель. - Есть такая пословица

Как вы понимаете ее? (обсуждение в группах).

Учитель. – Возвращаясь к сказкам, герои могут быть как добрые, так и злые. А вам какие больше нравятся?

Дети. – Добрые.

Учитель. – Что же в сказках происходит в итоге?

Дети. - Добро побеждает зло.

4. Работа с предложениями (работа по учебнику).

Учитель. – Кстати, главными героями сказок могу быть не только животные, но и люди. Но для того, чтобы вспомнить некоторых из них, нам необходимо составить предложения из предложенных слов. Обратимся к учебнику. (Упр.7 с.8)

Как ты будешь действовать, если все слова даны в начальной форме (как в словаре)?

Учитель. – Итак, первая группа слов.

Девушка, родник, ведёрко, зачерпнула, водица.

Действуем по алгоритму, по порядку:

1. Определяем главное действующее лицо: (кто?) девушка.

2. Что она делает? (зачерпнула).

3. Зачерпнула что? (водицу).

4. Зачерпнула чем? (ведёрком).

5. Зачерпнула  откуда? (из родника). (Работа с учителем).

- Что получилось?

Учитель. – А кто знает, из какой сказки эта девушка? («Мороз Иванович», «Морозко» и т.д.)

Учитель. – Перед нами вторая группа слов.

Маша, ягоды, корзинка, лес, побежала, взяла.

Действуем аналогично:

1. Определяем главное действующее лицо: (кто?) Маша.

2. Что она делает? (взяла, побежала).

3. Взяла что? (корзинку).

4. Побежала куда? (в лес).

5. В лес за чем? (за ягодами). (Работают дети).

- Что получилось?

Учитель. – Я думаю, что все уже догадались, из какой сказки вторая героиня? («Маша и медведь»)

Учитель. – Запишем данное предложение, подчеркнём главное действующее лицо и его действия. (Запись предложения с комментированием)

Учитель. – Говоря о главных героях сказок, можем ли мы сказать, что они являются и главными героями наших предложений? Почему? (обсуждение в группах).

Дети. – Без главных героев сказка не будет сказкой, также как и предложение без главных героев не будет иметь смысла.

Учитель. – Какой делаем вывод? Предложение должно иметь свое главное действующее лицо, в русском языке их называют главными членами, а именно подлежащим и сказуемым. (II вывод)

5. Минутка отдыха. (Звучит фонограмма «Что такое доброта?»)

6. Самостоятельная работа.

Учитель. – А сейчас проведём самостоятельную работу, проверим, как вы усвоили материал. Чтоб вам было интересно, я продолжаю разговор о сказках. Перед вами два столбика. В первом сказочные персонажи, а во втором их действия. Ваша задача, соединить слова правого и левого столбиков. А также подумать о концовке фразы. Заодно, проверим, как вы знаете сказки.

Учитель. – Итак, а сейчас сделаем взаимопроверку, обменяемся листочками, отметим «+» правильные пары ответов. Если у вас все 6 ответов совпали, то ставим оценку «5», не меньше 4 правильных ответов – «4», 3 ответа – «3».

Учитель. – Молодцы, многие справились с этой задачей. Но мне хочется все же узнать, чем заканчивается каждая фраза.

Дети.

1. Царевна-лягушка прыгнула в болото.

2. Колобок покатился по лесной тропинке.

3. Курочка Ряба снесла золотое яичко.

4. Сивка-бурка поскакал по чистому полю.

5. Красная Шапочка отправилась к бабушке.

6. Петушок-золотой гребешок пропел «Ку-ка-ре-ку!»

Учитель. – Вот теперь все в порядке. У нас получились настоящие предложения, ведь предложение имеет законченную мысль. (III вывод)

III. Домашнее задание. Рефлексия

Учитель. -  Дома я предлагаю вам записать 2-3 предложения по желанию.

Учитель. -  Петушок, действительно, пропел свое любимое «Ку-ка-ре-ку!», говоря нам о том, что наш урок подходит к концу. А нам не мешало бы вспомнить основные выводы урока.

Итак:

1. Предложение – это цепочка слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

2. Главные по смыслу слова в предложении называют главными членами предложения.

3. Предложение имеет законченную мысль.

А также, добро побеждает зло.

Учитель. -  А напоследок, вспомним пословицу «Сказка - ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок» (А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»)

Резерв:

1. Учитель. - Сколько получится, если сложить все цифры наступившего года 2017? (10). Назовите 10 качеств, каким бы вы хотели видеть 2017 год?

Дети. – Успешным, удачным, добрым, ярким, запоминающимся, прекрасным, интересным, богатым, весёлым…

Учитель. - Я вам желаю, чтоб у каждого из вас было какое-нибудь главное событие в новом году, которое бы дало толчок к новым свершениям, открытиям, к новым победам. Удачи всем!!!