Цель: формировать представления о природных источниках воды. Ведь вода – это богатство нашей страны и залог здоровья и людей, и животных, и растений.
- О.О. Познавательное развитие - Способствовать всестороннему развитию ребёнка, дать детям представление о планете Земля, познакомить с глобусом. Познакомить с водоемами родного края. Уточнить знания детей о роли воды в жизни человека. Дать детям представление о том, какое большое значение имеют родники и другие источники чистой воды для всего живого на земле. Развивать логическое мышление.
- О.О. Социально-коммуникативное развитие - Научить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять. Воспитывать бережное отношение к чистоте воды, экологическую культуру.
- О.О. речевое развитие – Развивать связную речь, творческие способности детей. Упражнять детей в умении изменять силу голоса, темп речи, в отчётливом произнесении слов со звуком [ Р ].
Материалы: Глобус; картинки с изображением озёр, рек и родников; карточки с загадками, значки «ЮЛП» (юные любители природы) по количеству детей.
Предварительная работа: Знакомство с глобусом, картами России и Поволжья. Беседы на тему воды и ее источников. Разучивание стихов. Подготовка сообщений об озерах Поволжья.
Ход деятельности
(Звучит аудиозапись «Шум ручья».)
В:
Наш дом родной, наш общий дом-
Земля, где мы с тобой живём!
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря -
Всё называется Земля!
С этими строками объявляю заседание нашего кружка юных знатоков природы (ЮЛП) – открытым!
Подскажите, ребята, на какие 2 большие группы мы можем разделить природу?
Д: Живая и неживая.
В: Верно. И сегодняшнее наше собрание мы посвятим не живой природе.
А чему именно нам поможет разгадать вот этот клубочек, внутри которого спрятана разгадка. Сейчас мы встанем в круг и будем передавать клубочек друг другу. Тот, у кого он в руках должен назвать что-то относящееся к неживой природе. Повторяться – нельзя. Готовы?
Д: Да. Земля, ветер, горы, вода, камни, песок, лава, солнце, воздух, небо, звезды, солнце.
(Последний участник называет слово и открывает коробочку внутри клубочка там – капелька)
В: Ребята, вы уже догадались о какой части неживой природы мы поговорим?
Д: Да, о воде.
В: Верно, а сейчас предлагаю взглянуть на глобус. Это модель нашей планеты Земля, только уменьшенная во много раз. То, что обозначено голубым цветом это – океаны и моря. В них очень много воды, но она солёная и не годится для питья. А есть еще реки и озера. Многие озера невероятно чистые и из них можно пить воду.
А давайте мы с вами вспомним, какие бывают природные водоемы, и для этого предлагаю вам заполнить соты.
Технология соты «Природные водоемы»
Этапы | Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
I. Мотивационный |
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним и назовем все виды природных водоемов. |
Дети: Мы готовы! |
II. Организационный |
Предлагаю подойти к столу с карточками и каждому выбрать по одной с изображением природного водоема. По очереди подходите к сотам, и ставьте карточку в кармашек, называя выбранное. |
Дети выполняют требуемое. |
III. Деятельностный |
Воспитатель помогает установить карточки, слушает ответы. |
Дети ставят карточки называют водоемы. |
IV. аключительный |
Воспитатель: Замечательно, вы назвали все верно. |
Дети заканчивают работу. |
В: Посмотрите, как много вы вспомнили природных источников воды. Все это – водные ресурсы Земли. Ребята, а вы знаете, откуда берется вода в озерах, океанах и куда она исчезает из пересохших рек?
Д: Испаряется. Дождик наполняет море и т.д.
В: Вы правы ребята. А чтобы не забыть предлагаю вам заполнить схемы круговорота воды в природе. Для этого поиграем в аквариум.
Технология аквариум «Круговорот воды в природе»
Этапы | Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
I. Мотивационный |
Давайте выясним откуда берется вода в озерах и океанах и куда она девается из пересохших рек. |
Дети: Мы готовы! |
II. Организационный |
Предлагаю разделиться на две команды: Первая команда будет выполнять задание. А вторая команда встанет у них за спиной и будет наблюдать, как ребята выполняют задание, а после даст свою оценку. |
Дети приступают к заданию. |
III. Деятельностный |
Воспитатель наблюдает за ходом деятельности. |
Дети выполняют задание. |
IV. Заключительный |
Воспитатель: Замечательно, а теперь можно убрать картинки. |
Дети складывают картинки. |
В: Вы верно выполнили задание. Отличная работа, юные знатоки природы. Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Озеро - ручеек».
Дети строятся друг за другом, руки кладут на плечи впередистоящему – это ручейки. По сигналу «ручейки бегут» дети бегут в колонне друг за другом. По сигналу «Озеро!» ребята, взявшись за руки, образуют круг – «озеро».
В: А как вы считаете, зачем нужна вода?
Д: Чтобы пить, купаться, поливать огород и т.д.
В: Вы все правы. Саша, пожалуйста, расскажи ты нам, для чего нужна вода?
Саша:
Для чего нужна вода?
(Евгений Груданов)Для чего нужна вода?
Сразу даже не ответить.
Знают взрослые и дети -
Для всего нужна вода.По воде корабль идет,
Лодка-лодочка плывет,
Здесь в воде у рыбки дом,
Хорошо, прохладно в нем.Будем в садик собираться –
Утром надо умываться,
А когда в бассейн придём,
Так приятно плавать в нем…Мама стряпает обед,
Без воды – обеда нет!
Загорелся чей-то дом?
Пламя мы водой зальём!Если есть вода на грядке,
С урожаем – всё в порядке!
А зимой – каток из льда.
Лёд – замерзшая вода.Вот ведь как! Вот это да!
Для всего нужна вода!
В: Спасибо, Саша. Теперь мы знаем для чего нужна вода людям. Но природа тоже нуждается в воде. Звери, птицы, насекомые и растения пьют воду, купаются в ней. Но есть такие представители живой природы, кому без воды придётся очень сложно. Я предлагаю вам их назвать, и заполнить наше дерево знаний.
Технология древо познания «Вода и живая природа»
Этапы |
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
I. Мотивационный |
Но есть такие представители живой природы, кому без воды придётся очень сложно. Я предлагаю вам их назвать, и заполнить наше дерево знаний. |
Дети: Мы готовы! |
II. Организационный |
Предлагаю разделиться на пары. Каждая пара возьмет с дерева одну карточку, на которой обозначено представителей, какого царства, наиболее нуждающихся в воде вам нужно искать. Та пара, которой досталась карточка с восклицательным знаком, должна выбрать тех представителей живой природы, которые без воды – сразу погибнут. |
Дети приступают к заданию. |
III. Деятельностный |
Наблюдение за ходом деятельности. |
Дети выполняют задание. |
IV. Заключительный |
Замечательно, вы отлично справились с заданием. |
Развешивают заполненные картинки на дереве. |
В: Вы отлично справились с заданием. Всем нужна вода. Она – ценнейший природный дар. Богата природными источниками воды и наша страна. Ребята, давайте снова вернемся к глобусу. Кто покажет на нем и назовет нашу страну?
Д: Россия (показывают).
В: Вы правы. А теперь обратите внимание на доску, здесь перед вами уже часть нашего глобуса на плоскости – карта России. Кто готов показать на ней и назвать наш край?
Д: Поволжье, Поволжский (показывают).
В: Вы правы, ребята, перед нами карта Поволжья. В нашем краю очень много природных водоемов, представляющих не малый интерес и ценность. Я знаю уважаемые знатоки природы, что вы подготовили интересные сообщения о водоемах Поволжья. Предлагаю по очереди каждому, рассказать о выбранном водоеме.
Дети рассказывают каждый о своем водоеме.
В: Ребята, давайте, на память о нашей сегодняшней встрече, мы соберём ваши страницы в одну большую книгу под названием «Водные богатства нашего края». Чтобы в любой момент открыть ее и найти нужную информацию.
Дети с помощью воспитателя скрепляют страницы и делают книгу «Водные богатства нашего края».