Технологии здоровьесбережения в практике работы логопеда детского сада

Разделы: Логопедия


Основной закон детской природы можно выразить так:
дитя требует деятельности беспрестанно
и утомляется не деятельностью,
а ее однообразием и односторонностью.
Заставьте ребенка сидеть, он скоро устанет;
 лежать, то же самое;идти он долго не может,
не может ни долго говорить, ни петь, ни читать,
и менее всего, долго думать;
 он он резвится и движется целый день,
 переменяет и перемешивает все эти
деятельности и не устает ни на минуту…

Педагог должен, прежде всего, учиться у природы
и из замеченного явления детской
жизни выводить  правила для школ…”

К.Д. Ушинский

Среди ряда задач, поставленных перед дошкольными учреждениями  Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, на первом месте стоит задача охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия). Это обусловлено тем, что  по данным статистики состояние здоровья населения, и в частности детского населения, ухудшается по сравнению с предыдущими поколениями. Обусловлено это рядом причин, среди которых можно выделить и ухудшение экологической обстановки, и информационные психологические перегрузки родителей, и несбалансированность питания.

Данная задача является приоритетной  для всего дошкольного образования. Для учреждений же, оказывающих помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, она является особенно значимой.

Наш детский сад оказывает помощь детям с тяжелыми нарушениями речи, у которых помимо первичной речевой патологии, наблюдается  несформированность высших психических  функций,  нарушения познавательной и  эмоционально-волевой сферы. У большинства детей с ТНР помимо речевых нарушений наблюдаются нарушение дыхания, нарушение общей и мелкой моторики, повышенная  утомляемость, расторможенность и заторможенность мышечного напряжения, трудности формирования саморегуляции и самоконтроля, а помимо этого, многие из наших детей еще и соматически ослаблены.

Безусловно, каждый специалист, работающий с данной категорией детей, в своей практике использует  достаточное количество здоровьесберегающих технологий. Это и дыхательная гимнастика, и артикуляционные упражнения, и пальчиковые игры, и физкультминутки, Су-Джок терапия, игровые технологии и т.д.

Тем не менее, особенности наших детей ориентируют педагогов на поиск и использование в образовательном процессе новых форм и методов обучения и воспитания, которые являются наиболее эффективными для решения поставленных перед специалистом коррекционных задач .
Успех коррекционной деятельности во многом зависит и от предметно-развивающей среды, окружающей детей.ФГОС предъявляет достаточно конкретные требования корганизации учебного процесса.

В ФГОС требования к развивающей предметно-пространственной среде звучат таким образом:

  • «3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей…
  • 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Организация образовательного пространства … должна обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников …
  • двигательную активность…
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей».

Практической  находкой для реализации коррекционных задач и задач сохранения здоровья детей  явились для нас складовые таблицы, которые встроены в развивающую предметно-пространственную среду группы. Их использование позволяет не только обучить детей чтению, но и в значительной мере эффективно способствовать коррекции познавательных процессов у детей с ОВЗ, коррекции эмоционально- волевой сферы, их личностному развитию.

В настоящее время широко используются три метода обучения чтению.

  • Аналитико-синтетический (звуко-буквенный, фонетический) метод обучения чтению предполагает обучение слиянию звуков(букв) в слоги, и затем слоговое чтение.
  • Метод глобального чтения  заключается в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно зрительно и на слух воспринимает написанные целиком слова и фразы и в результате обработанной мозгом информации , ребенком самостоятельно выводится технология чтения. (Глен Доман [4], Шиничи Сузуки)
  • Метод складового или полуглобального чтения заключается в том, что ребенку создаются условия для запоминания складов целиком, как целостной единицы чтения, минуя процесс слияния. Идея обучать детей по складовому принципу родилась еще в 19 веке и ее горячим приверженцем был Л.Н.Толстой. Полуглобальный метод обучения чтению предлагает А.Н. Корнев [5], автор книги «Дисграфия и дислексия у детей», а также педагог-практик Н.А.Зайцев [3], предложивший свою методическую систему обучения грамоте, основанную на складовом принципе.

Об успешном использовании складовых таблиц в собственной практике коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ТНР, и пойдет разговор.

Таблицы представляют собой 240 складов русского языка являющихся единицами чтения и письма. Таблицы закреплены на стене, нижний край находится на уровне, чуть выше головы взрослого. Таким образом они доступны для обозрения каждому ребенку, где бы он не находился. Дети всю таблицу видят целиком. Работа проводится с использованием длинной указки, так, чтобы ее мог осуществлять каждый ребенок. Работа проводится стоя, с использованием различных двигательных упражнений.

Значение двигательной активности для развития ребенка было доказано еще в прошлом веке выдающимися учеными — основоположниками отечественной психофизиологии И.М. Cеченовым, И.П. Павловым, Н.А. Бернштейном. Они аргументировано показали, что человеческое движение — это не только и не столько физический, сколько мыслетворный акт. Движение для ребенка — это абсолютное условие его полноценного физического и духовно-психического развития. «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению... Напротив, мышечное ощущение чисто субъективно — оно доходит до сознания в форме какого-то усилия», — утверждал И.М. Cеченов (1947). И.П. Павлов писал:”Когда мышцы дремлют, мозги прокисают” (1949 г.)

Школа академика Владимира Филипповича Базарного, современного ученого, врача, педагога-новатора, более 30 лет посвятившего проблеме сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения, избрала девизом следующие строчки: «Учимся стоя, работаем стоя, живем в движении».

Склады даются в определенной последовательности , которая легко запоминается, чему способствует многократная повторяемость и встречаемость. Важным является еще и тот момент, что склады представлены в соотнесенности по твердости-мягкости, звонкости- глухости, что чрезвычайно важно для формирования фонематического восприятия детей с ТНР.

Работа проводится таким образом. Вначале вся таблица проговаривается, “пропевается” взрослым, а дети выполняют определенные задания, следя за движением указки по таблице. Отслеживание “песенок” глазами- это упражнение на удержание внимания, а также подготовка глазных мышц к движениям, необходимым для будущего чтения: равномерное скольжение взгляда по строчке слева направо, быстрый перевод взгляда справа налево, с фиксацией на нижней строчке. Здесь опять можно вспомнить академика В.Ф. Базарного, который в своих рекомендациях предлагает использовать специальные зрительные тренажеры [6].

Склады, представленные в таблице, запоминаются чрезвычайно быстро. Мы все многократно наблюдали, как дети запоминают рекламу, демонстрируемую по телевидению. Происходит это потому, что она привлекла их внимание и многократно повторялась. Значит, нужно попытаться создать подобные условия для того материала, который педагог хочет, чтобы ребенок запомнил. Нужно привлечь непроизвольное внимание и зафиксировать его механизмами памяти. С данными пособиями это сделать достаточно легко. Не каждый ребенок может усилием воли заставить себя отследить  слоговую дорожку. Но каждый будет следить, боясь пропустить ее окончание, потому что там нужно прыгнуть, хлопнуть и крикнуть на весь детский сад. А это очень весело и здорово! Это очень органично детской природе.

Проходит какое-то время, и дети готовы спеть самостоятельно любую «песенку». Интересно, что они поют ее и в свободное от занятий время, в игре, непроизвольно. Таким образом речевая работа выходит за рамки занятий, непосредственно включаясь в жизнь ребенка. Детям очень нравится сопровождать речевые упражнения различными движениями. При этом тренируется и внимание детей, и переключаемость: можно делать паузы, петь громко, тихо, быстрее, медленнее. Даже те дети, которые, казалось бы не участвуют в общем процессе, тоже запоминают и постепенно присоединяются к остальным.

Игр, которые можно было бы проводить по таблицам, великое множество, в зависимости от того, какая поставлена цель. Вот некоторые из них.

«Прочитай слова и назови их одним словом».

Дети читают слова: этажерка, буфет, табурет, комод и называют обобщающим словом «мебель». Все названные детьми слова тоже могут « прописываться» по таблицам.

«Прочитай группу слов и назови лишнее».

а) СТОЛ, ШКАФ,КАСТРЮЛЯ, ШКАФ (тренировка в чтении, обобщении и в умении формулировать свои мысли)

б) РАК, ЛУНА, РАКЕТА, РАДУГА (классификация по фонетическому принципу)

в) СОВА, РУКА, МАШИНА, ВАЗА (классификация по слоговому составу)

д) КНИГА, КРАСИВЫЙ, КУКЛА, КАРАНДАШ (классификация по принадлежности к различным частям речи)

«Прочитай слово и назови подходящие слова-действия».

СНЕГ - идет, падает, лежит, искрится, тает…(названные слова дети могут самостоятельно или с помощью взрослого «прописывать» по таблицам)

«Прочитай слово  и назови подходящие «красивые» слова» (дети могут писать пушистый, мягкий, искрящийся, легкий, талый…)   
«Допиши слово»  : МАШИ…, КОРО…

«Прочитай и запомни несколько слов, повтори их в том же порядке».

Слова для чтения могут быть самыми различными, в зависимости от поставленной цели. Они могут содержать определенный звук, могут быть определенной слоговой структуры, могут называть качества предметов, являться глагольной лексикой, по таблицам можно писать предложения и рассказы. Письмо и чтение по таблицам очень помогает в работе над словами сложной слоговой структуры. Прочитав слово, ребенку легче его правильно воспроизвести.

Очень важно то, что работа по таблицам занимает совсем немного времени, может быть включена в любое занятие, проходит очень динамично, не требует специальной подготовки пособий. Таблица постоянно висит, по ней можно тут же «написать» задание, похвалить детей, провести игру, это большая экономия времени, плюс отсутствие напряжения для глаз, позвоночника (дети работают стоя, с поднятой головой). У детей не возникает ощущения учебы, они просто играют, и этим они готовы заниматься круглые сутки.

Помимо таблиц, для поддержания у детей познавательного интереса и интереса к чтению, используются многочисленные дополнительные задания на карточках. Часто выполнение заданий требует от ребенка дополнительных знаний, тем самым стимулируется познавательная активность, расширяется запас представлений об окружающем, пополняется лексический запас. Задания для детей составляются и подбираются индивидуально, в зависимости от возможностей конкретного ребенка и задач, которые стоят на данном этапе обучения. С большим трудом удается удовлетворять их потребности, детям заданий всегда не хватает. Это очень радует, так как, очень часто дети с ОВЗ имеют невысокую познавательную активность.

В заключение хочется отметить значимость данного дидактического материала в коррекционной практике.

  • Мотивирует к коррекционной работе, становление речи детей и обучение чтению идут параллельно, помогая друг другу.
  • Служит охране здоровья детей.
  • Формирует познавательную активность у детей с ОВЗ.
  • Создает на занятиях такую стимулирующую среду, в которой происходит более полноценное развитие ребенка: наряду с формированием всех компонентов речи, успешно развиваются  высшие психические функции - внимание, память, воображение, вербально-логическое мышление, коррегируются эмоционально-волевая и личностная сферы.
  • Организует коррекционный процесс посредством поисковой деятельности.
  • Формирует успешную позицию ребенка в среде сверстников.
  • Универсален в использовании.
  • Значительно экономит время.

Литература.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  2. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения./ Психология развития ребенка. – М: «Смысл», 2004.
  3.  Зайцев Н.А. Письмо, чтение, счет. - С-Пб: «Лань», 1997.
  4. Доман Г., Доман Д., Эйзен С. Как развить интеллект ребенка. Перевод с английского. - М: «АСТ», 2000.
  5. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. - С-Пб: «Лань», 1995.
  6.  Базарный В.Ф. Зрение у детей. Проблемы развития – Новосибирск:«Наука СО», 1991.