Проблемный метод в практике преподавания музыки в общеобразовательной школе

Разделы: Музыка, Мастер-класс, Руководство учебным проектом


«Диалог на уроке музыки. От текста – к смыслу и от смысла – к тексту»

Одна из серьезных проблем урока музыки в старших классах – изучение произведений крупных форм (симфонии, оперы, концерта). Это мир серьезных и глубоких мыслей и чувств. Изучение предполагает не формальное знание количества частей, названия произведения и их автора, а понимание идеи, умения аргументировано объяснить свое понимание содержания и развития музыкального образа.

Здесь все «против» - и разнородный состав класса (большая часть не занималась в музыкальной школе, не владеет нотной грамотой – основной опорой изучения музыкальной литературы), и специфика музыкального языка – иногда отпугивающего своей абстрактностью и сложностью, и телевизор, давно приучивший нас к самым простым и незамысловатым заменителям духовной пищи.

Выход видится не только в последовательном и твердом проведении программной политики, но и в принципиальном проблемном методе подачи учебного материала, который обращен непосредственно к знаниям и опыту самого учащегося и главное достоинство которого – ожидание активного участия, диалога в поиске ответа на поставленные вопросы. Как бы ни был ярко и доходчиво изложен материал, без ответного движения – самостоятельной работы ученика (как реакции на пробудившийся интерес к проблеме, затронутой на уроке), эффект будет невелик.

Язык музыки имеет свой круг образов и сферу воздействия, и ученику, не занимающемуся музыкой профессионально, требуется овладеть инструментом анализа. Определения: мелодии (восходящего и нисходящего движения), динамики, темпа, тембра, лада, жанра, музыкальной формы – посильны и доступны детям, а владея этими понятиями, ученик может самостоятельно сделать выводы, основанные на логике и понимании.

Сравнивая и сопоставляя, акцентируя внимание учащихся на характерных особенностях музыкального образа или его трактовки – мы учим вслушиваться и слышать, думать, анализировать и делать выводы, задавать вопросы и находить ответы.

Диалог на уроке музыки возможен, если тема затрагивает вопрос близкий и интересный ученику и опирается на багаж уже освоенных знаний.
Опорные точки в постановке проблемы видятся в межпредметных связях – обращении к материалу литературы, истории, живописи.
Современная методика предлагает ряд приемов, помогающих воспринять и осознать даже непрофессионалам форму, ход и логику развития музыкального произведения.

Чтобы понять произведение, необходимо внимательно вслушаться, а неопытному слуху порой не за что зацепиться.

Здесь нужна помощь педагога, подсказка, но она должна быть строго дозирована и только помогать найти ответ, указывая нужное направление.

Главное – поощрять любое проявление активности, даже уводящее в сторону от намеченного плана – и добиваться умения обосновывать самый замысловатый поворот и самый невероятный ответ.

Необходимо научить ученика строить ответ, опираясь на знания основ музыкального языка и логику. Эмоционально окрашенный ассоциативный ряд трудно поддается анализу и на уроке должен использоваться с осторожностью. Кто наблюдал за работой дирижера в оркестре, мог заметить, что обычно его замечания касаются довольно простых и понятных вещей: тише – громче, быстрее – медленнее. И только тщательное соблюдение формальностей рождает чудо музыкального откровения, вызывая у зрителей вдохновение и восторг.
Вопросы на уроке можно условно разделить на две группы:

1. Задачи формальные – обращены к памяти учащегося (сколько частей в классической симфонии, кто написал «Неоконченную» симфонию).

2. Творческие – требующие умения анализировать, размышлять и формулировать свои мысли.

«Утро» (Прелюдия к IV акту музыки к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт»). Утро – восход солнца, пробуждение природы – логичнее всего движение мелодии вверх, усиление звучности - от "темных", низких звуков к "светлым", высоким... Но «зерно пьесы» построено на восходящее-нисходящем, колебательном движении. В чем загадка? Э.Григ – норвежский композитор. Норвегия – северная страна. Огромная роль моря в жизни страны – даже птицы повторяют «мотив моря» - все пронизано им.

Триумфальный марш из оперы «Аида» Д. Верди. Идея марша – ощущение единства, силы, энергии движения. Легче всего она выражается мощным звучанием всего оркестра в аккордовом движении. Почему на первом плане соло трубы, а весь оркестр – тихие аккорды на втором плане? Широкое дыхание, медленный темп – подчеркивают силу и значительность героя - он идет впереди. Это благодаря его полководческому таланту одержана победа. В конце оперы Радамеса приговорят к смерти (виной всему любовь к Аиде) и композитору важно показать, что это настоящее чувство сильного человека, а не ошибка слабого и падкого на приключения царедворца.

Опера А.П. Бородина «Князь Игорь». «Патриотическая опера, центральные герои – Игорь и Ярославна – цельные и сильные личности, вырастающие в символы великой Русской земли» - здесь нет вопроса, надо только записать и выучить. Но можно построить диалог на проблеме: Центральная ария князя Игоря «Ни сна, ни отдыха измученной душе». Почему мы должны верить Игорю? Он ведь уже проиграл. Он в плену. Ко всему «о дайте мне свободу» - разве герои просят? Где ответ? – в музыке! Медленный темп, чередование песенного речитатива и маршевых интонаций – это искренние переживания благородного и сильного человека, даже в страданиях не теряющего уравновешенность и достоинство. Это речь уверенного и сильного лидера – главный аргумент в его пользу.

Милан Кундера (в книге «Искусство романа») замечает: «Писать означает для поэта сокрушать стену, за которой скрывается нечто, что “было там всегда”».
Наверное, это же можно сказать о работе преподавателя.

Рассмотрим два примера, в основе которых - поиск проблемы и нахождение ее решения...

Сергей Васильевич РАХМАНИНОВ (1873-1943) Романс "Сирень"

Размышления о счастье.

I. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.

Темп современной жизни и интенсивность изменений требуют и новых подходов к решению возникающих проблем. Если успешную жизнь в спокойном и стабильном мире гарантировали выученные и заученные правила, динамика современности требует умения размышлять и анализировать, сопоставлять и учитывать, на первый взгляд, противоречивые факторы. И порой, противоречащий взгляд на уже решенную проблему, это возможность увидеть ее в полном объеме.
В жанре романса сочетаются два вида искусства - литература и музыка. Как проявляет себя творческая фантазия композитора, вдохновленная поэтическими образами литературного произведения?
Два варианта прочтения одного произведения - как они помогают понять главную идею произведения?

ПЛАН УРОКА:

1. Краткая биография С.В. Рахманинова и характеристика его творчества.
2. Романс "Сирень". Анализ стихотворения - сюжет и идея. Обращаем внимание на "странное сочетание" - "в жизни счастье одно мне найти суждено" и "мое бедное счастье в сирени живет"... Ищем свои варианты ответа...
3. Музыка романса - как она раскрывает содержание стихотворения? Ответ, который дает парящая, плавная мелодия: "Счастье - это спокойствие и несуетливость".
4. Фортепианная версия романса - пассажи рояля, как рябь на воде "разбивают" мелодию - и... противоречат уже найденной версии? Нет! Они говорят о еще одной важной стороне счастья, которая в основной версии была не так очевидна - его не-броскость и, порой, неочевидность...
5. Наше понимание счастья зависит от многих причин. "Бедное счастье", "богатое счастье", "подлинное счастье" - надо ли искать "правильный ответ"? И возможно ли его найти? Но задуматься об этом необходимо уже сейчас, чтобы наполнить нашу жизнь смыслом...
6. Философское понимание проблемы счастья - противоречивое и требующее глубоких и разносторонних знаний, для учащихся слишком сложно. И хотя сам музыкальный материал дает возможность множества толкований – порой самых противоречивых, задача преподавателя не сеять сомнение и хаос – а дать инструмент для построения «правильного мира», приближенного к реальности1.
____________

1 Главная задача уроков музыки – «дополнить реальный опыт учащихся упорядоченным художественным опытом «воображаемой жизни». Ю.Б. Алиев

7. Ответ музыки романса: подлинное счастье дарит нам общение с природой, подлинное счастье - умение "вслушаться" и выделить главное в суетливой и многозвучной повседневности, признаки счастья - аура спокойствия и тепла...
8. И последнее, на что следует обратить внимание учащихся: понимание - это не умение объяснить, а то, как вы проживаете свою жизнь...

Сергей Васильевич РАХМАНИНОВ (1873-1943) – русский композитор, пианист-виртуоз, дирижёр.

Романсы Рахманинова по своей популярности соперничают с его фортепианными произведениями. Рахманиновым написано около 80 романсов (считая юношеские, не опубликованные при жизни композитора). Большинство их сочинено на тексты русских поэтов-лириков второй половины XIX и рубежа XX веков.

В эмиграции им не было написано ни одного романса.

"Сирень" (слова Ек. Бекетовой) - одна из самых драгоценных жемчужин рахманиновской лирики. Вся музыкальная ткань романса певуча, мелодична, отмечена исключительной естественностью и простотой, замечательным слиянием лирического чувства и образов природы. Спокойные, распевные вокальные фразы непринужденно льются одна за другой. Выразительная фигурация фортепиано ассоциируется с представлением о колеблемой легким ветерком листве.

С. РАХМАНИНОВ "Сирень".

Музыка Сергея Рахманинова
Слова Екатерины Бекетовой

По утру, на заре,
По росистой траве
Я пойду свежим утром дышать,
И в душистую тень,
Где теснится сирень ,
Я пойду свое счастье искать.
В жизни счастье одно
Мне найти суждено,
И то счастье в сирени живет;
На зеленых ветвях,
На душистых кистях
Мое бедное счастье цветет...

Сюжет стихотворения не сложен. Герой (героиня) выходит в весенний сад. Свежесть весеннего утра, солнечный день, запах сирени - "душистая тень" - все говорит о безмятежном покое, все дышит ощущением счастья.

Современного читателя несколько настораживают слова "в жизни счастье одно мне найти суждено". Последняя строка озадачивает еще больше: "мое бедное счастье"... Почему "бедное"?

Попробуем обратиться за ответом к музыке романса.

С.Рахманинов Сирень Романс в исполнении Тамары Синявской

Романс (вокальная партия) - парящая, плавная и широкая мелодия - спокойная и умиротворенная. Душевная красота и несуетливость... Отделенное от мирской суеты подтверждение подлинного счастья, которое несет общение с природой, ощущение единства с ней.

С.Рахманинов Сирень в переложении для ф-но в исп. автора

Фортепианная версия (транскрипция) романса в исполнении автора - мелодия "прячется" в изысканных пассажах рояля - порывы ветра колышут кусты сирени (изобразительный момент) - здесь еще одна важная сторона "поисков счастья" - в суетливой и многозвучной повседневности надо "всмотреться и вслушаться", найти, услышать и выделить главное...

Искать счастье в сирени - что это значит? Обычно каждый цветок сирени имеет 4 лепестка. Считалось, что если найдешь пяти-лепестковый цветок сирени, будешь счастливой.

"Бедное счастье" - что это? "Бедность" в бытовом плане - мелочность и беспокойство ("бедный еврей" из зарисовки Мусоргского).

Но в музыке романса нет и намека на жалобу и уныние.

  1. "Богатое счастье" - яркое, бросающееся в глаза, всем заметное.
  2. "Бедное счастье" здесь - незаметное, неяркое, требующее внимательного всматривания, с первого взгляда неразличимое, неузнаваемое...

Главное в нашей жизни трудно выделить: картины Брегейля2 - иллюстрация этой банальности.

_____________

2 Пи́тер Бре́йгель Ста́рший (нидерл. Pieter Bruegel de Oude [ˈpitər ˈbrøːɣəl][3]; ок. 1525 — 9 сентября 1569, Брюссель), известный также под прозвищем «Мужицкий» — нидерландский живописец и график. См.:"Падение Икара", "Путь на Голгофу", "Пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц".

Обращение к природе в романсе - символично. Природа в жизни современного человека часто выступает как некое излишество, первобытный хаос. Бог нашего времени - движение и скорость, порядок и четкое следование расписанию. Мы отгораживаемся от непостоянства природы, неожиданных перепадов температуры теплыми батареями и кондиционерами, крытыми галереями и искусственными водоемами. Порой создается впечатление, что мы уже освободились от ее. Мы наполняем нашу жизнь суетой и мелкими удовольствиями. Но все мы, по-прежнему, дети природы, порой неразумные.

Богатое и бедное часто связывают с деньгами, но счастье - это не материальное...

Есть несчастные олигархи, которые в погоне за материальными приобретениями потеряли семью, друзей и веру в людей...

Есть и люди, которые, казалось, не достигли больших карьерных высот, но общение с которыми воодушевляет и обогащает...

Внутренняя красота больше связана со спокойствием и уравновешенностью, чем с яркой вспышкой эмоций и экстатичным воодушевлением...

Вероятнее, поэтому, так популярен романс Рахманинова "Сирень".

ПАРАДОКС ПАГАНИНИ. Как услышать то, чего нет?

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.

Современный мир меняется стремительно и радикально. Порой ценности классической культуры подвергаются сомнению как "устаревшие". Важно найти новые убедительные доводы ее ценности и важности.

Мифы, предания, легенды - важная составляющая часть духовного опыта человечества.

Личность Паганини уже несколько столетий занимает особое место в мировой культуре. Разгадывая тайну его магического воздействия на современников, мы поймем значение этой личности и для нас.

ПЛАН УРОКА:

1. Биография Паганини. Загадка Паганини - всемирная известность, неостывающий интерес, восторженные отзывы великих о его игре - и "страшные обывательские легенды"...
2. Записей игры Паганини не существует. Но можно ли "услышать" и представить силу воздействия его игры? Выделим две главные черты - "мощь и гипнотическую силу древнего ритуала" и "завораживающую искренность"...
3. Современные записи произведений Паганини в исполнении выдающихся скрипачей - это прекрасная музыка, гармоничная, умиротворяющая, полная покоя и красоты - без намека на "чертовщину"...
4. Обратимся к вариациям современных композиторов на тему Каприса №24 Паганини. Эти произведения написаны для оркестра и двух роялей - что "громче" и "звучнее" солирующей скрипки, а сила и напряжение понимаются даже неподготовленными слушателями.
5. Попробуем объяснить живучесть мифа о демоничности личности Паганини - коммерческую и художественную (где Паганини - как и Орфей - символ Искусства).

ПАРАДОКС3 ПАГАНИНИ

_____________

3 Парадо́кс (от др.-греч. παράδοξος — неожиданный, странный от др.-греч. παρα-δοκέω — кажусь) — ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения.

Как услышать то, чего нет?

Никколо ПАГАНИНИ (27.10. 1782 - 27.05.1840) - великий итальянский скрипач и композитор. Его игрой на скрипке восхищались, оставив самые восторженные отзывы Гете, Гейне, Лист, Шопен, Шуман, Берлиоз... Паганини заложил основы новой скрипичной техники. Первый из скрипачей исполнял концертные программы наизусть. Его "24 каприччио" скрипачи считали неисполнимыми, так сложны они были. Исполнительский стиль Паганини отличается яркостью и темпераментностью, поэтичностью и красотой.

Образ Паганини широко представлен в мировой культуре. И везде Паганини так или иначе «демоничен». Страшные обывательские легенды или занимательные анекдоты – не ясно, что же правда, а что ложь в рассказах о Паганини.

Гениальный скрипач, импровизатор не оставил аудиозаписей своей игры. В нашем распоряжении только ноты его немногочисленных сочинений и огромное количество литературы.

О силе его игры, магии его таланта мы можем судить только по воспоминаниям современников.

Франца Шуберта охватывают судорожные рыдания после концерта в Вене 1828 года. Он пишет: "Я слышал пение ангела в Adagio Паганини".

Игру Паганини в Берлине Мейербер характеризует так: "Там, где кончается способность постигать, начинается Паганини".

Шопен уверяет: "Паганини - это абсолютное совершенство".

Основываясь на литературных описаниях впечатлений от игры Паганини, отметим две главные черты, которые производили на современников сильное впечатление:

1. Таинственная и необъяснимая сила воздействия - импровизационность, мощь и гипнотическую силу древнего ритуала, затрагивающая какие-то древние пласты сознания...

Так описывают сенсационное выступление Паганини свидетели его выступлений:

"Несмотря на в три раза повышенные цены, все билет, как правило, проданы... Чем дольше он играет, тем более демонической становится его власть над слушателями. ...Зал начинает так неистовствовать, что люди пугаются самих себя. Уже на его первом концерте в Вене один критик совершенно серьезно утверждал, что во время ведьминских вариаций, он видел живого дьявола, стоявшего рядом со скрипачом на подиуме".

2. Необычайную выразительность завораживающую искренность, обаяние творческой личности...

Вот что пишет Людвиг Рельштаб4 о своих впечатлениях после берлинского концерта Паганини 1829 года:
«Adagio из его скрипичного концерта так просто, что его сыграет любой школьник, оно ничто иное, как жалобная мелодия. Но никогда в своей жизни я не слышал такого плача. Создавалось впечатление, словно разорванное сердце этого больного человека вывернулось наизнанку и выплеснуло все свои горести. Все звуки, когда-либо сыгранные на скрипке – ничто по сравнению с этим Adagio. Я никогда не знал, что в музыке существуют такие звучания.
Гетевский Мефистофель мог бы так играть на скрипке. Лучше бы я его не слышал, ибо лучшие виртуозы померкли для меня на все времена. Счастлив тот любитель искусства, который не слышал игру Паганини!
Но воспоминания о нем я не променял бы ни на что на свете. И если хорошенько подумать, то я должен сказать: горе тому, кто его не слышал!»

_____________

4 Из книги Е.В. Гейне "Почему молчал Паганини?" Изд. на русском языке "Окарина", 2002

Можно ли сегодня почувствовать магическую силу и обаяние его игры?

Кантабиле Паганини в исполнении современных скрипачей – воздушная, легкая, парящая музыка, которую можно сравнить с баховской прелюдией До мажор из первого тома ХТК, которую Яворский определял как «ангельскую». Прекрасно переданы в их исполнении ощущение покоя и расслабленности, гармонии и красоты…

Знаменитые каприччио - просто виртуозная и красивая музыка - и даже в исполнении выдающихся скрипачей, на слушателя XXI века не производят впечатления "мистических" и "дьявольских".

Карл Мария Вебер еще в 1802 году писал: "Для композиторов настают трудные времена; слишком много стало музыки; публика с детства слишком привыкает к ней, и воздействие ее становится все слабее. То произведение, которое сегодня оставляет вас равнодушным, поскольку ваши уши уже насытились музыкой, произвело бы на вас сильное впечатление, если бы вы год вовсе не слышали музыки".

Мы предлагаем обратиться к произведениям современных композиторов, основанных на творческой обработке наследия Паганини - вариациях на тему 24-го Каприса Паганини.

Почему не к оригиналам?

Произведения композиторов XX века более динамичны и экспрессивны, написаны для двух фортепиано и оркестра - что гораздо "громче" и "звучнее" солирующей скрипки. А сила звука и напряжение ощущается даже неподготовленными слушателями...

Витольд ЛЮТОСЛАВСКИЙ

Вариации на тему каприса Паганини

Двадцать четвертый каприс Паганини, который и сам представляет собой вариацию на оригинальную тему, стал основой для других вариаций таких композиторов, как Брамс, Лист, Шимановский и Рахманинов. В еще более поздние годы двадцатого века вариации на ту же тему сочиняли Блахер (1947), Ллойд-Уэббер (1977) и Пауль Рудерс, впрочем, ни одно из этих сочинений совершенно обворожительным не назовешь. То, которому суждено было оставить самый глубокий след, создали два молодых композитора в оккупированной нацистами Варшаве - Витольд Лютославский и Анджей Пануфник.

Оригинальная тема едва ли не разрушается в начальных аккордах дерзкими диссонансами — все остальное выглядит как игра и состязание: два набирающих силу, соперничающих композитора словно высекают один из другого искры вдохновения.
Трудно поверить, что такое остроумие и веселье могло существовать в условиях постоянной смертельной опасности. Однажды вечером, как рассказал Пануфник, эсэсовцы вытащили их из-за инструмента, поставили к стенке и поднесли к голове каждого по пистолету.

С.В. РАХМАНИНОВ 18-я вариация из Рапсодии на тему Паганини.

Никколо Паганини. Кантабиле и вальс ми мажор, op. 19.

Рахманинов работал над этим сочинением на вилле Сенар (близ Веггиса в Швейцарии) с 3 июля по 18 августа 1934 года. В этой музыке ностальгия соединяется с откровенной «дьявольщиной». Недаром Рахманинов включил в нее мотив «Dies irae».

Из 24 вариаций мы рассмотрим только XVIII - лирический центр сочинения...

Нежное томление и страстность звучат в теме вариации. Мелодия словно «парит» в певучем исполнении фортепиано, к которому потом присоединяется мягкое сопровождение оркестра. В этом музыкальном образе впечатляет спокойная и светлая созерцательность — романтически пылкое утверждение красоты жизни.

В нашем случае - при обращении к творчеству Никколо Паганини - мы выделили две главные особенности его творчества - необычайную силу воздействия личности исполнителя - импровизационность, мощь, гипнотическую силу и необычайную выразительность завораживающую искренность.

Но, возможно, попытки изложить идею произведения "современным языком" - неправильны?

Есть ли "правильное и единое понимание"? Как показывает практика, критерием оценки "правильно" или "неправильно" служит только талант исполнителя и убедительность его трактовки для современников.

Если существование мифа о демоничности личности Паганини можно объяснить коммерческой составляющей - нетребовательной публике хочется чего-то небывалого и таинственного - и здесь слухи и пересуды попали на живительную почву... ...То живучесть этого мифа нуждается в серьезном анализе.

Возможно, этот миф выражает мечту человечества о встрече с прекрасным, которая не только потрясет, но и изменит самого человека и его жизнь.

"Черная жемчужина, которую находят раз в год, толкнула тебя на бесплодные поиски... Но пойми, ты стал богаче, узнав, что они существуют, и что тебе за дело, в чьих они руках? Подумай, с каким чувством ты смотрел бы в бесформенную пустоту моря?"
А. де Сент-Экзюпери "Цитадель"

Майкл Паркс "Смерть Паганини"

Роль культуры в обществе определяется сегодня по-разному: кто-то видит ее ценность в решении социальных задач, кто-то помещает культуру в экономическую плоскость, кто-то видит в культуре источник и стимул развития общества. Немногие готовы видеть в культуре элемент несущей конструкции, соединяющей историческое "вчера", существующее "сегодня" и перспективное "завтра".

Богатый культурный опыт приносит с собой ощущение цели и смысла. Это наши собственные реакции, а не что-то навязанное нам извне. Такой опыт может быть кратким, но именно он открывает для нас новые горизонты и заставляет нас изменяться. Он ведет к познанию мира и лучшему пониманию себя.

Главная задача любого произведения искусства (живописи, литературы, музыки) заставить нас увидеть по-новому простые, обыденные вещи...
...Стоит отметить, что умение видеть, чувствовать и воспринимать все то, с чем мы сталкиваемся, так или иначе связано с нашей способностью учиться, познавать мир и получать новые знания.

Классическая музыка - музыка духовной сосредоточенности, глубины и силы – то, что настраивает нас, помогает понять себя.
В конечном счете, слушая произведение, мы не разгадываем загадку, которую задал нам композитор, а задаем себе вопросы и ищем на них ответы. Этот диалог – главное в процессе самопознания, становления человека как личности.