Класс: 9.
Автор УМК: Учебник Алгебра 9 класс Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова.
Цели деятельности учителя:
- Образовательные: ввести в речевую практику понятие квадратичная функция; отработать алгоритм построения графика квадратичной функции;вместе с учащимися учиться выбирать рациональные способы построения графиков в зависимости от условий, сформировать навык самостоятельной работы с электронными образовательными ресурсами в программе Excel.
- Развивающие: умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по компонентам уравнения; представлять информацию в виде алгоритма, осуществлять исследовательскую и информационную деятельность; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. -умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, работать в коллективе, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; воспитывать ответственность и аккуратность.
- Воспитательные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, работать в коллективе, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; воспитывать ответственность и аккуратность.
Оборудование:
- технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор;
- раздаточный материал: лист контроля, лист рефлексии, тесты;
- информационные ресурсы: электронная презентация по теме урока.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие учителя, проверка подготовленности к уроку; организация внимания учащихся.
Исследовательское задание: Расшифровать слово, которое поможет определить тему урока и вспомнить устный счет (зашифрованное слово – парабола) Вопрос: А что такое парабола? Демонстрация презентации «Функция в нашей жизни».
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Учитель направляет деятельность учащихся на поиск выхода из ситуации.
- Перед вами карточка с теоретическими вопросами по теме «Функция».
Проведите опрос своего соседа по парте, чередуя вопросы.
Оцените себя, поставив оценку в лист контроля.
А теперь я хотела бы услышать правила, которые вы сейчас повторили:
- Чтобы построить график функции y = f (x+m) ….что необходимо?
- Чтобы построить график функции.
- y = f(x-m)…. что необходимо?
- Проверим. (Открываю ответ на интерактивной доске). Хорошо Молодцы!
- Чтобы построить график функции y = f(x)+n …. что необходимо?
- Чтобы построить график функции y = f(x)-n …. что необходимо?
- Проверим. (Открываю ответ на интерактивной доске). Хорошо Молодцы!
- А чтобы построить график функции y = f(x+m)+n?
- Молодцы! Я вижу вы готовы к уроку!
- Давайте откроем тетради и запишем в них сегодняшнее число, классная работа и поработаем письменно.
- Давайте попробуем построить график функции: у = 2х2-8х+6. Знакомая вам функция? Может необходимо преобразовать запись функции?
Один из учащихся выходит к доске и преобразовывает:
у = 2х2- 8х + 6 = 2х2-8х + 8-2 = 2(х2-4х + 4)-2 = 2(х-2)2-2
- Итак, мы получили функцию у = 2(х-2)2-2.
Знакома вам эта функция?
Что является графиком этой функции? (Парабола).
Как построить график данной функции? (Сдвиг по оси Ох на 2 единицы вправо и по оси Оу на 2 единицы вниз).
А всегда ли мы можем преобразовать запись функции по формуле сокращенного умножения?
Преобразуйте функцию у = 7х2+10х+4. (Затрудняются.)
Появляется необходимость расширить знания.
Как вы считаете? Данная функция называется «Квадратичная функция». Давайте вместе изучим ее свойства и построим график.
3. Изложение нового материала.
Мы знаем, что компьютер – инструмент, который работает с конкретными математическими моделями, давайте и мы выделим 3 математические модели квадратичных функций
1 модель. Коэффициент при х2 обозначим за а; а изменение аргумента – t.
у=а(х+t)2.
2 модель. Обозначим изменение функции m
у=ах2 + m
3 модель. В данной модели происходит изменение и аргумента и функции
у=а(х+t)2 + m
- Заметим, что первая модель получается из третьей, если m=0; а вторая из третьей, если t = 0.
В папке “Мои документы” найдите программу Excel, откройте ее (Как это сделать?), запустите исполнение программы (F5). Это программа, которая будет строить графики функций, а ваша задача пронаблюдать за последовательностью построения графиков и попробовать сформулировать алгоритм построения графиков функций данной модели. Инструкция по работе с программой: введите необходимые числовые параметры; после ввода каждого значения нажмите клавишу Enter. (Учащиеся работают в группах за одним компьютером по 2-3 человека).
А теперь ребята давайте запишем алгоритм построения графика квадратичной функции и попробуем сами построить несколько графиков. Учащиеся записывают алгоритм по очередности выходят к доске, находят вершину и ось параболы, выполняют построения.
- Итак, мы получили алгоритмы для построения графиков квадратичных функций. Как вы считаете, будут ли полезны эти алгоритмы в нашей работе, облегчат ли они нам работу?
Согласно алгоритму построить графики функций у = х2- 6х + 5; у = - х2+6х + 5; По желанию учащиеся выходят к доске, находят вершину и ось параболы, выполняют построения.
4. Физкультминутка. Предлагает выполнить упражнения учащимся стоя, делая наклоны и повороты туловища, используются утверждения, связанные с функцией
5. Первичное закрепление изученного материала.
Задание. Прямая заданная уравнением у = х+2 пересекает график квадратного трехчлена.
у = -х2+2х+4. вычислите координату точки с положительной абсциссой.
|
у = -х2+2х+4 |
у = х+2 |
-5 |
-31 |
-3 |
-4 |
-20 |
-2 |
-3 |
-11 |
-1 |
-2 |
-4 |
0 |
-1 |
1 |
1 |
0 |
4 |
2 |
1 |
5 |
3 |
2 |
4 |
4 |
3 |
1 |
5 |
4 |
-4 |
6 |
5 |
-11 |
7 |
Молодцы! Вы прекрасно поработали и показали знания математики и информатики.
6. Контроль полученных знаний.
Учащимся предлагают выполнить тесты. Ребята, возьмите листки контроля. Напротив, каждого номера поставьте ответ, который вы считаете правильным. После выполнения теста, учитель показывает на доске правильные ответы. А теперь поставьте напротив каждого правильного ответа 1 балл.
7. Подведение итогов урока (рефлексия).
Сегодня на уроке мы рассмотрели использование прикладной программы Excel при решении практической задачи, и ещё раз убедились в том, что применение ЭТ при решении задач пользователя экономит наше время, и форма представления результатов удобна для восприятия. По алгоритму построили график квадратичной функции.
Все ли намеченные цели достигнуты? Я предлагаю вам высказаться.
- я научился…
- я расширил представление о …
- мне было трудно …
- мне было легко…
- я остался доволен…
Ребята! Выставляем себе оценки в карту оценки знаний: ученики суммируют баллы за выполненный тест, выставляют себе оценку за урок и сдают листы контроля учителю. - До свидания, ребята, свою комплексную оценку за урок вы можете посмотреть у себя в электронных дневниках после уроков.
8. Информация о домашнем задании.
Составить (придумать) квадратичную функцию, построить ее график, исследовать функцию на монотонность. Сборник по подготовке к ОГЭ - стр.88, №4.1.87