(Слайд 2) Взрослые умиляются тому, как смешно говорят дети и не исправляют их. «Кубовица», «скорода», «петерь» в устах трёхлетнего малыша это действительно звучит мило. Но когда так говорит ребёнок 6-7 лет, здесь уже надо призадуматься. Потому что именно так он потом и напишет. (Слайд 3)
(Слайд 4) Аэлита Капитоновна Маркова выделяет следующие типы речевых нарушений слоговой структуры слова:
- Усечение слогового контура слова за счет выпадения целого слога или нескольких слогов, или слогообразующей гласной (например, «весипед» или «сипед» вместо «велосипед», «прасоник» вместо «поросенок»).
- Инертное застревание на каком-либо слоге (например, «вввво-дичка» или «ва-ва-водичка»). Особенно опасна персеверация первого слога, поскольку может перерасти в заикание.
- Уподобление одного слога другому (например, «мимидор» вместо «помидор»).
- Добавление лишней слогообразующей гласной на стыке согласных, за счет чего увеличивается количество слогов (например, «дупело» вместо «дупло»).
- Нарушение последовательности слогов в слове (например, «чимхистка» вместо «химчистка»).
- Слияние частей слов или слов в одно (например, «персин» — персик и апельсин, «деволяет» — девочка гуляет).
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В коррекционной работе можно выделить 2 этапа:
(Слайд 5) Подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа-подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);
(Слайд 6) Невербальный материал – это игры и упражнения на развитие слухового внимания и гнозиса, слуховой памяти («Где позвонили?», «Узнай музыкальный инструмент по звуку», «Сколько раз ударили в барабан?»). (Слайды 7-8) Работа над ритмом, сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мяча об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона.
Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, лёгкий бег, ходьба.
(Слайд 9) Упражнения по развитию динамического праксиса рук: выполнение движения левой, правой, обеих рук, по образцу, по словесной инструкции или под счёт (кулак-ребро, кулак-ладонь, кулак-ребро-ладонь). Упражнения на развитие реципрокной координации рук (кулак левой руки – ребро правой и т.д.)
(Слайд 10) Графические упражнения на переключение (продолжи строчку «+-+-+; =-=-=»)
(Слайд 11) Вербальный материал – это игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственных представлений как начало, середина, конец, перед, за, после, первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребёнком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.
(Слайд 12) Собственно коррекционный (работа ведётся на вербальном материале; цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка-логопата) включает в себя несколько уровней. Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.
(Слайд 13) Уровень гласных звуков (см.слайд)
(Слайд 18) Уровень слогов. (см.слайд) Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков. (Слайд 19-22)
(Слайд 23) Уровень слов. При отработке слов различной слоговой структуры нужно учитывать следующее:
- структура осваиваемых слов расширяется и усложняется за счёт уже имеющихся в речи ребёнка конструкций;
- формирование слоговой структуры слов ведётся на основе определённых схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы;
- в наиболее тяжёлых случаях работу следует начинать с вызывания или закрепления имеющихся в речи ребёнка звукоподражаний (особое внимание нужно уделять повторению звукоподражаний, что создаёт определённые возможности для усвоения слогового ряда, например, ав-ав, мяу-мяу);
- переход к двусложным словам осуществляется с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций, например, мама, папа (детям предлагаются двусложные слова с одинаковыми повторяющимися слогами).
Характер логопедического воздействия при развитии слоговой структуры слова определяется уровнем речевого развития ребёнка-логопата, а также индивидуальными трудностями при овладении элементами речи. Как уже отмечалось, развитие слоговой структуры слова ведётся на основе определённых схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фраз.
Последовательность отработки типов слоговой структуры предложена Светланой Евгеньевной Большаковой в пособии «Работа логопеда с дошкольниками».
- Двусложные слова из открытых слогов (вата);
- Трехсложные слова из открытых слогов (машина);
- односложные: слова, представляющие собой закрытый слог (мак)
- двусложные слова с закрытым слогом (лимон);
- двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка);
- двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник);
- трехсложные слова с закрытым слогом (теремок);
- трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (автобус);
- трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка);
- односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова (флаг, винт);
- двусложные слова с двумя стечениями согласных (звезда);
- четырехсложные слова из открытых слогов (кукуруза).
В процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры можно использовать следующие виды игр и упражнений.
(Слайд 24) Фонематический и слоговой анализ слов:
- Игра «Рассели животных по домам»: одноэтажный дом–кот, двухэтажный – белка и т.д. (каждый слог записать на отдельный этаж дома, можно набрать на компьютере, а можно и записать на картинке)
- Игра с мячом: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог какого-то слова, получивший мяч ребёнок называет следующий слог и т.д.
- Игра «Телеграф»: передать слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов).
- (Слайд 25) «Составь схему слова», «Подбери слово к схеме», «Измени схему», «Подбери схемы к картинкам» и т.д. (Слайды 26-31) В ходе отработки слов различной слоговой структуры необходимо обращать внимание на смыслообразующую роль фонем и семантику слов.
(Слайд 32) Уровень законченных предложений. Как правило, дети с тяжёлой речевой патологией не запоминают, тем более состоящих из 4 и более строк. Поэтому с ними следует начинать разучивать двустишья, которое проводится с обязательной опорой на предметные и сюжетные картинки, игрушки. При заучивании стихов необходимо убедиться в понимании детьми их содержания. Для этого логопед задает вопросы по картинке. Нередко разучивание стихотворений сопровождается упражнениями, направленными на развитие подражательности и координации речи с движениями. Рекомендуется также проводить подвижные игры, сопровождающиеся речью. Для наилучшего «вхождения» ребенка в роль можно предложить ему соответствующую маску или соответствующий атрибут (например, дудочку).
На данном этапе целесообразно использовать такие стишки, потешки, прибаутки, в которых присутствует многократное звукоподражание; это подготавливает речевой аппарат ребенка к усвоению слогового ряда. Во время занятий с «неговорящими» детьми рекомендуется сопряженное проговаривание рифмованных строк логопедом и ребенком (в пределах речевых возможностей ребенка), чтение стихотворений логопедом и ребенком по ролям. Например:
Логопед: Гуси! Гуси! Ребенок: Га-га-га!
Логопед: Есть хотите? Ребенок: Да-да-да!
Если ребенок запоминает стихотворную форму из двух строчек, можно расширить объем запоминания до 4–6 строк. Логопед подбирает литературный материал, исходя из задач данного этапа коррекционной работы. Параллельно ведется работа по уточнению звукопроизношения или автоматизации поставленных звуков на материале разучиваемых стихов, потешек, прибауток.
(Слайды 33-36)
Конкретные виды упражнений логопед будет выбирать самостоятельно в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребенка, его возраста и вида речевой патологии. Параллельно с работой по совершенствованию слоговой структуры слов необходимо работать над звуконаполняемостью слов и коррекцией звукопроизношения, так как все это — решающие факторы в фонетически правильном формировании у ребенка слова.
(Слайд 37) Как показали исследования Галины Михайловны Ляминой, со стороны взрослого требуется от 70 до 90 повторений нового слова, прежде чем у ребенка закрепится самостоятельное употребление этого слова. Естественно предположить, что ребенок с недоразвитием речи на первом этапе обучения нуждается в большем числе повторений. Поэтому работа по коррекции слоговой структуры слов должна вестись длительно, систематизированно, по принципу от простого к сложному, с учетом ведущего вида деятельности детей (занятия в игровой форме) и с применением наглядности. (Слайд 38)