Безопасное поведение на дорогах и улицах! В последнее время на всех уровнях, начиная с дошкольных образовательных учреждений, мы все чаще и чаще слышим о важности, необходимости, регулярности пропаганды безопасности дорожного движения. Пропаганды не только в теории, но и на практике, когда наиболее действенно показано, как это важно, как это необходимо знать, соблюдать элементарные правила безопасного поведения и мотивировать детей к грамотному поведению на улице и дома. Каждый ребенок неоднократно присутствует на занятиях по правилам дорожного движения, участвует в конкурсах и викторинах на данную тему, слушает лекции и принимает участие в беседах с учителями, педагогами, воспитателями, родителями. Во многих учреждениях работают обучающие городки, где ребята могут наглядно не только изучить, но и проиграть все дорожные ситуации. Все взрослое сообщество образовательных учреждений активно ведет работу по пропаганде безопасного поведения. Все понимают цель и задачи такой работы, она стала неотъемлемой частью образовательного и воспитательного процесса. Благодаря активному взаимодействию педагогических работников, на всех образовательных уровнях, полученные результаты не заставили себя ждать – дети стали меньше попадать в дорожно-транспортные происшествия, за последние время уменьшилось количество детей, ставших жертвами аварий и несчастных случаев. Казалось бы, все хорошо, работа дает положительный результат, значит все двигается в нужном направлении, значит, выработанная схема правильная и эту цепочку взаимодействия нужно усиливать. Но, к сожаленью, из этой цепи взаимных действий, выпадает одно, очень значительное и важное звено – РОДИТЕЛИ!
Родители обучающихся – вот, кто самый первый и самый важный учитель безопасности своих детей. Именно родители несут главную ответственность за своего ребенка. И все об этом знают, и очень многие стараются приложить максимум усилий, чтобы обезопасить детей от любой угрозы. Но, к несчастью, не все родители систематично и регулярно возвращаются к теме безопасного поведения на дороге, перекладывая данные функции на образовательные учреждения. Современные реалии мироустройства таковы, что у взрослых очень плотный жизненный график, где порой нет места для вдумчивых и регулярных бесед с ребенком. Здесь надо понимать, что разовая беседа или нотация будет очень скоро забыта, а угроза не принята всерьез.
Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым и невредимым. И каждый думает, что уж его-то умный и рассудительный малыш под колесами автомобиля не окажется точно и забывает о том, что это ребенок! Избежать дорожно-транспортного происшествия ребенку порой совсем непросто в силу ряда причин, которые предвидеть или очень трудно или от недопонимания всей опасности ситуации. Каждый происходящий несчастный случай по-своему уникален, но их объединяет одно – это мы недоучили, мы не достучались, это мы не смогли предотвратить трагедию. Автотравма – наиболее частое происшествие, в которую попадают дети.
Травмы, полученные в результате наезда на ребенка транспортного средства, особенно тяжелы. Дело в том, что такая травма получается «двойной»: сначала — автомобилем, а затем — о проезжую часть. В результате — два удара! Причем больше опасен именно второй удар, ведь дети, падая, ударяют чаще всего голову (соотношение веса головы к общей массе тела у ребенка больше, чем у взрослого). Тяжелыми бывают травмы и при ударе об острые углы и грани, а также жесткие конструкции автомобиля. Последствия автотравм чаще всего оставляют на всю жизнь физические увечья и морально-психологические потрясения и не всегда проявляются сразу. В среднем каждый ребенок с автотравмой проводит на больничной койке около двух месяцев, а срок реабилитации составляет 8-10 лет.
Дорожно-транспортное происшествие — это трагедия, и в этом случае «личный» опыт ребенка недопустим и должен быть заменен на опыт, накопленный обществом.
Поэтому так важно обучение детей поведению на улице с учетом их психологических и физиологических особенностей и самую главную роль в таком обучении играют родители. Потому что, в отличие от коллективного, группового обучения, они имеют индивидуальный, личный и самый близкий контакт. Родитель в данном случае способен быстрее определить, как усвоил ребенок то, или иное правило. Но чтобы быть хорошим учителем, надо и самим всегда быть грамотным участником дорожного движения, авторитетом для детей, а самое главное – надо знать и выполнять правила, быть примером для детей. А для этого нужно постоянно следить за ситуацией, следить за ребенком, чтобы принять корректирующие меры в нужное время. И всегда надо помнить, что ребенок – это не взрослый человек, имеет свои психологические особенности.
Психологи уже давно установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку на дороге, часто завышают свои возможности. Иногда просто повторяют то, что делают в таких случаях взрослые. Да, взрослые пытаются перебежать улицу. И перебегают (правда, не всегда успешно), в чем помогает им умение прикинуть расстояние до машины и оценить ситуацию на дороге. Но это взрослые, а дети? Детский организм находится в состоянии становления. Многие процессы подвижны и неустойчивы. Отсюда и такая разная реакция детей и взрослых на одни и те же дорожные ситуации.
Специальными исследованиями установлено, что дети иначе, чем взрослые, переходят через дорогу. Взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней. В результате — мозг ребенка не успевает «переварить» информацию и дать правильную команду к действию. Кроме того, дети младшего возраста переносят в реальный мир свои представления из микромира игрушек. Например, убеждение в том, что реальные транспортные средства могут в действительности останавливаться на месте так же мгновенно, как и игрушечные.
Рост ребенка — серьезное препятствие для обзора окружающей обстановки: из-за стоящих транспортных средств ему не видно, что делается на дороге, в то же время он сам не виден из-за машин водителям. Ребенок может не услышать звука приближающегося автомобиля или другого сигнала не потому, что он не умеет их различать, а из-за отсутствия у него постоянного внимания.
Внимание детей избирательно и концентрируется не на предметах, представляющих опасность, а на тех, которые в данный момент интересуют его больше всего, да и время восприятия звукового сигнала у детей гораздо больше, чем у взрослых. У детей короче шаг и меньше сектор обзора на 15-20%, к тому же замедленная реакция на опасность (3-4 секунды, вместо 0,8-1 у взрослых). Оценка же движущихся транспортных средств подвержена влиянию контрастов. Чем больше размер транспортного средства, значительнее его отличие по цвету и звуку от окружающей обстановки, тем быстрее дети представляют его движение, а значит, и реагируют по-разному. При приближении большого грузовика, даже если он движется с небольшой скоростью, ребенок реже рискует пересекать проезжую часть, однако недооценивает опасность небольшой, легковой машины, приближающейся с большой скоростью.
Чем труднее ситуация для ребенка и чем большую сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка. И, таким образом, развивается замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и не правильнее принимает решение.
Можно ли что-то сделать, чтобы на дороге правильно и вовремя принять нужное решение и избежать тяжелых последствий? Увы, чаще всего люди задумываются над этим только тогда, когда уже свершился факт дорожно-транспортного происшествия. И сами же пострадавшие приводят массу вариантов, при которых могли бы избежать трагедии.
Все мы учим Правила дорожного движения (ПДД), но зачастую забываем самое нужное и не терпящее отлагательство действие: составление БЕЗОПАСНОЙ ДОРОГИ В ШКОЛУ И ОБРАТНО.
Каждый день школьник проделывает один тот же путь в школу и обратно домой. В силу психологических особенностей детей, им хочется внести как можно большее разнообразия в это скучное дело, внести игру и развлечения. Но все должны помнить, что наибольшую опасность, как правило, представляют обычные и привычные действия. Казалось бы, что может случиться, ведь это просто дорога в школу, дорога, которой идет ребенок каждый день. Но многие ли задумываются, насколько она безопасна, эта дорога? Многие ли составили маршрут, прошли вместе в с ребенком по этой дороге, объясняя и указывая на опасные места, проговорили сложные ситуации, которые могут возникнуть? А это необходимо сделать в первую очередь.
Советы родителям.
Возьмите ребенка за руку и проведите его по пути туда и обратно, по дороге объясняя все необходимые правила. Не торопитесь. Расскажите, насколько важно ходить именно этой дорогой, объясните всю опасность, которая поджидает ребенка, если он свернет с правильного пути. В этом случае и вам будет проще всегда держать ситуацию под контролем, вы будете знать, где он идет и в случае необходимости, всегда можете его легко найти. Если у вас есть возможность, старайтесь обеспечить своему ребенку сопровождение в школу и обратно, старайтесь, чтобы он был как можно больше под присмотром. Помните, что жизнь и здоровье детей – это зона ответственности взрослых!
В образовательных учреждениях, это установленное правило, всегда есть стенд, где схематично представлен жилой район и в подробностях расписаны наиболее безопасные маршруты в школу или иное образовательное учреждение.
Уважаемые родители! Только в тесном взаимном сотрудничестве и взаимодействии мы сможем достичь самого заветного результата – сохранить жизнь и здоровье каждого ребенка – важнее этой цели ничего нет!
РОДИТЕЛЬ, ЗНАЙ И ПОМНИ!
- Психологи утверждают: у малыша до семи лет сужено поле зрения. Поэтому он не может даже приблизительно определить расстояние до автомобиля. А понять, с какой действительно скоростью он движется, способен не каждый ребенок.
- Ребенок успешно преодолел полдороги и стоит на разделительной полосе. Справа по ближайшей к нему полосе едет огромный грузовик. Оценить его реальные размеры и то, что машина легко умещается на своей полосе, маленький пешеход не умеет. Спасаясь от «великана», он инстинктивно, не глядя, отпрыгивает назад — под колеса другого движущегося автомобиля.
- Нередко детей сбивают прямо на пешеходном переходе! Ребенок побежал на мигающий зеленый через многополосную дорогу. Водители ближайших транспортных средств его увидели и притормозили, а автомобиль, вырвавшийся из-за них на едва загоревшийся зеленый, сбивает малыша.
- Даже если ребенок смотрит на машину, это вовсе не значит, что он ее видит. Увлеченный своими мыслями, внутренними переживаниями, часто он престо... не замечает автомобиль.
- В переходном возрасте другая проблема: снижено чувство опасности. Подросток уверен: то, что случается с другими, с ним не произойдет. И, не глядя по сторонам, бесстрашно выходит на дорогу.
- А малыши в дошкольном и младшем школьном возрасте вообще не принимают машину как угрозу: они еще не знают, что такое смерть, боль (исключения — ребята из «горячих точек»). Какой-нибудь мяч для них гораздо важнее жизни и здоровья. А если увлечен игрой — танк не заметит! Поэтому — правило: если на дорогу выкатился мяч — жди ребенка. Водители данную ситуацию давно определили как Закон мяча!