Контроль, самооценка и взаимооценка на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа


Урок обучения письму. 1 класс. Программа Д.Эльконина-В.Давыдова.

Тема: Строчная буква м

Цель: научить писать строчную букву м, закреплять умение применять освоенные ранее элементы письма в своей работе, активизировать мыслительную деятельность и вырабатывать умение анализировать выполняемые действия.

Оборудование: учебник, интерактивная доска (ИД), ЛМУ (личное мобильное устройство), рабочие тетради на печатной основе, тетради в наклонную клетку.

Ход урока

1. Орг.момент.

- Сядет тот, кто вспомнит, какие звуки обозначают эти буквы!
На доске ИД наглядный материал: письменные и печатные буквы Аа, Уу, Оо, Ээ, Ии, ы.
- Кто сможет объяснить, почему они называются гласными? (Ответы уч-ся)
- Назовите эти буквы!
- Сколько звуков обозначает каждая буква гласных?

Личностные УУД: применять правила работы на уроке
Познавательные УУД: анализ, синтез

2. Введение в тему.

- Сегодня нам с вами Осень прислала целый мешок загадок. Давайте достанем первую!

Эта буква спит в берлоге,
Моет руки, моет ноги,
Надоедливо жужжит
И по комнате кружит.

Ответ: Буква М - медведь, мыло, муха.

- Какой буквой обозначим этот звук? (Ответ: буквой м.)
- Давайте достанем еще одну загадку!
Рогатый, а не бодается! Что это?

(Ответы...) Проверка через приложение i-nigma.

- Назовите первый звук в этом слове МЕСЯЦ! (Ответ: согласный, звонкий, мягкий).
- Какой буквой обозначим этот звук? (Ответ: буквой м.)
- Давайте достанем следующую загадку!
Раскаленная стрела дуб свалила у села.

(Ответы...). Проверка через приложение i-nigma.

- Назовите первый звук в этом слове МОЛНИЯ! (Ответ: согласный, звонкий, твердый).
- Какой буквой обозначим этот звук? (Ответ: буквой м.)
- Какие звуки может обозначать буква м?
- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? (Ответы...)
- Какова наша цель? (Ответ: научиться писать букву м)
- А это вам подарок от Осени за прекрасные ответы!
(Выдается листок с тремя смайликами: хлопающий в ладоши, улыбающийся и огорченный.)

Метапредметные УУД:  контроль за выполнением учебной задачи урока; соотносение изученных буквы со звуками

Познавательные УУД: различать на слух звуки [м] и [м`], характеризовать  их, знать, что они обозначаются на письме буквами М,м

ИКТ-компетенции: активная работа в приложении i-nigma

3. Физминутка "Конь меня в дорогу ждет..."

Конь меня в дорогу ждет, (ученики стоят возле парт)
Бьет копытом у ворот (притопывают одной ногой)
На ветру качают гривой (качают головой из стороны в сторону)
Пышной, сказочно красивой.
Быстро на коня вскачу (вытянуть руки перед собой впереди, сжав в кулаки)
Не поеду, полечу! (слегка присаживаются и встают)
Там, за дальнею рекой
Помашу тебе рукой (машут правой рукой, прощаясь)

Личностные УУД: забота о своем здоровье

4. Работа над темой урока.

1.Работа в тетради: - Давайте проверим, умеете ли вы слышать слова, которые начинаются на звуки [М] и [М']! Запишите на строке с цветком столько плюсиков, сколько раз услышите слово, начинающееся на м.

Загадка:

Марк за Мишин малахит
Подарил ему магнит.
Все, что было из металла,
Прилипать к магниту стало:
Винтик, ножницы, значок,
Гайка, вилка и крючок.
А вот мяч не лип совсем,
И магнит стал буквой…

Ответ: Буква М  (9)

Самопроверка, сравнение и подсчет.

2. На доске образец письма строчных букв а, у, и, м.

- Ребята, давайте рассмотрим письменные буквы а, у, и, м! Что общего в написании этих букв? (Ответы: присутствует основной алгоритм письма - буква и)
- Какие элементы письма использованы в букве м? (Ответы…)
Работа в РТ (тетрадь на печатной основе), с.
Развернутый алгоритм написания строчной буквы м:
- "Кладем «качалочку» на нижнюю линеечку рабочей строки, уходим далеко в сторону вверх и, не доходя до 1/3, выписываем «секрет», по «секрету» - наклонная линия вниз,  «качалочка», поворот до середины, снова «секрет», по «секрету» - наклонная линия вниз, «качалочка», поворот до середины."

3. - Вот теперь перед тем, как научиться писать букву м, мы с вами подготовим глазки для работы на планшете.

Познавательные УУД:
различать на слух звуки [м] и [м`], характеризовать их, знать, что они обозначаются на письме буквами М,м.
Рефлексия: самоконтроль, самооценка

4. Физминутка для глаз.

Проведем, друзья, сейчас упражнение для глаз.
Вправо, влево посмотрели, глазки все повеселели.
Посмотри на потолок, отыщи там уголок.
Чтобы мышцы крепче стали, смотрим по диагонали.
Мы не будем циркуль брать, будем взглядом круг писать.
За окно ты посмотри. Что ты видишь там вдали?
А теперь на кончик носа. Повтори так раз восемь! -
Глазки нас благодарят. Поморгать нам всем велят.
Чтобы больше было силы. К ним ладошки приложили. (Дети закрывают глаза ладонями, держат их так до тех пор, пока не почувствуют глазами тело от рук.)
Раз, два. Три, четыре, пять можно глазки открывать!

Личностные УУД: забота о своем здоровье

5. Открыть приложение Класс и через Apple TV подключить всех ребят к уроку для показа работы учеников на экране.
У ребят открывается приложение Absolute Board с наклонной клеткой, каждый ученик выводит пальцем на экране планшета новую строчную букву. На экране демонстрируется работа 5-6 учеников с
- Ребята, кто уже понял, что научился писать нашу букву?

Познавательные УУД: писать строчную букву м по образцу в тетради, слоги, слова с новой буквой.

ИКТ-компетенции: активная работа в приложении Absolute Board

Рефлексия: самоконтроль, самооценка

6. Задание: написать в тетради букву м пять раз.
Показ ученических работ в тетрадях на экране документ-камеры. Анализ написанного выполняется учениками и фиксируется на полях в виде оценочной шкалы.

Личностные УУД: применять правила работы на уроке, учиться терпению, аккуратности.

Рефлексия: самоконтроль, взаимоконтроль, оценка

7. Рефлексия. Итог урока.

Закончить предложения:
- Теперь я знаю, что…
- Теперь я умею…
Вывод о выполнении учебной задачи урока.
- Ребята! Давайте оценим нашу работу на уроке! Для этого вы сейчас хорошо подумайте и, если вы научились писать букву м достаточно хорошо, активно работали на уроке, то выберите смайлика, который хлопает в ладоши, если не очень уверены в том, что научились ..., то выбирайте обычного смайлика.
Надеюсь, что расстроенного смайлика не выберет никто!
Всем спасибо за работу!

Рефлексия: самоконтроль, самооценка

Урок русского языка. 3 класс. Программа Д.Эльконина-В.Давыдова
Учебник «Русский язык. 3 класс. Е.В.Восторгова»

Тема: «Для любознательных. Какой способ лучше?»

Цель урока: повторение двух способов определения падежа у слов-предметов.

Задачи: развивать самостоятельность в выборе способа определения падежа.

Оборудование: учебник, интерактивная доска (ИД), ЛМУ (личное мобильное устройство), таблицы-опоры, карточки для групповой работы.

Ход урока

Формируемые УУД

1. Оргмомент.

У: Перед вами ребус. Сядет тот, кто разгадает ребус

Д: падеж.
У: объясните, как разгадали.

Познавательные УУД: анализ, синтез

2. Актуализация знаний.

А) У: Мы уже не один урок изучаем падежи русского языка, проверьте себя. Ответив на вопросы в showbie.

Вопросы:

1. У каких слов можно определить падеж?
Слово-предмет, слово-действие. Слово-признак (подчеркни)

2. Сколько падежей в русском языке? (запиши число)

3. Я знаю вопросы всех падежей

ДА, НЕТ (подчеркни)

4. Какой вопрос лишний? (подчеркни)
чего? что? где? кому? чём?

Проверка (разбор) ответов на ИД и на ЛМУ. Оценивание детьми своей работы баллами или шкалой.

Рефлексия: самоконтроль, самооценка

Б) На ИД
У: Перед вами наборы слов. Как называются такие наборы слов? Докажи, что это словосочетания.

лежит под столом
лежит в столе
лежит около стола

У: Чем похожи эти словосочетания?
Д: словами-действиями, словами-предметами, вопросами
У: Чем отличаются?
Д: окончания у слов-предметов, следовательно – падеж
У: определим падеж по поставленному нами вопросу ГДЕ?
Д: не получается
У: Почему?
Д: непадежный вопрос
У: Какой вывод можно сделать?
Д: Вывод: падеж у слова можно определить только по падежному вопросу
Вывешиваю таблицу с падежными вопросами. Еще раз повторим их.

Познавательные УУД: анализ, синтез, обобщение, вывод.
Предметные: словосочетание, главное слово в словосочетании

В) 1. Работа в тетради
Записать словосочетания, определить падеж у существительных в предыдущем примере (падежный вопрос записывается на ИД и в тетради)

2.

а) Записать под диктовку словосочетания: порвался мяч, порвали мяч, рассказ брата, встретил брата. (попутно разбираются орфограммы, в конспекте они выделены)
б) Следующий слайд на ИД

порвался мяч
порвали мяч
рассказ брата
встретил брата

У: Задайте вопросы к словам-предметам? (записываю на ИД) Что видим?
Д: вопросы одинаковые
У: мало того что они одинаковые, они еще и как мы говорим «опасные». Почему они опасные? Как будем определять падеж?
Д: по форме слова СТЕНА
У: вспомним формы слова СТЕНА (на доску вывешивается таблица с падежными формами этого слова). Определите падеж.

Предметные: падежный вопрос, определение падежей, определение падежа по форме слова СТЕНА

3. Формулировка темы.

У: Перед вами два способа определения падежа у слов – предметов. Какой вопрос напрашивается? Что мы будем наблюдать на уроке, какова тема урока?
У: Какой способ лучше?

Познавательные УУД: вывод

4.Физминутка.

Буква Г, какая по счёту буква в алфавите? (4) Столько раз подпрыгнуть. Буква Ж (8) - столько раз присесть. Буква В (3) – столько раз зажмуриться. Поморгать в 4 раза больше.

Познавательные УУД: анализ

5. Работа в группах.

(Работа на материале упр. 112 Уч)

- Работаем в группе по 4 человека. Развернитесь друг к другу.
А) Первое задание: составить из слов словосочетания
Б) Составленные словосочетания сравнить с примерами  в таблице
Например:

Падежные вопросы

Формы слова СТЕНА

засеять             поле
гулять  в            поле
выехать  в         поле
поднялся  с       постели

засеять поле
гулять в поле
выехать в поле
поднялся с постели

В) Определить падеж двумя способами: записать падежный вопрос, определить падеж; записать форму слова СТЕНА, определить падеж. В первой строчке поставьте + рядом со способом, который вам показался лучше.
Г) Взаимопроверка между группами. Например: 1-2, 2-3, 3-4, 4-5, 5-6, 6-1. Были ли ошибки в группах? Какой способ вам показался лучше? Какой вывод делаем?
Вывод: любой способ хорош, главное хорошо знать или падежные вопросы, или формы слова СТЕНА

Коммуникативные УУД: умение договариваться в группе, выдвигать свои идеи, распределять обязанности.
Познавательные УУД: анализ
Регулятивные УУД: контроль, планирование, саморегуляция

6. Закрепление изученного.

Самостоятельная работа.

У: Я убираю все подсказки. А вы выполняете упр.112 с.139. Записать словосочетания, определить падеж.

Предметные УУД
Регулятивные УУД

7. Вывод по уроку.

- Какая была тема урока?

- К какому выводу пришли?

Регулятивные УУД

8. Домашнее задание.

Закончить упр.112 с.139