Тема по программе: Живописная композиция в интерьере с небольшим количеством персонажей.
Класс: 3 (13 лет)
Количество часов на тему: 24 часа (8 недель по 3 учебных часа).
Техника исполнения: гуашь.
Материалы: бумага формата А2, гуашевые краски, кисти.
Тема блока занятий: Роль театрального художника в создании образа музыкального произведения на сцене театра.
№ | Занятие №п/п |
Тема: |
Тема: |
Материал |
Кол. час. |
1 |
Занятие №1 |
Театральный художник. Слушание произведения П.И.Чайковского «Щелкунчик» |
Графический анализ музыкального произведения. |
Бумага формат А3, |
3 |
2 |
Занятие №2 |
Абстрактная композиция и ее выразительные средства. |
Создание эскиза абстрактной композиции по музыкальному произведению. |
Бумага, формат А4, цветные карандаши. |
3 |
3 |
Занятие №3 |
Роль «цветового акцента» в живописной композиции. |
Создание эскиза абстрактной композиции с выделением цветового акцента, на основе музыкального произведения. |
Бумага формата А4, гуашь. кисти. |
3 |
4 |
Занятие №4,5 |
Обобщение знаний. |
Создание сюжетного эскиза на основе абстрактной композиции по музыкальному произведению |
Бумага Формат А3, простые карандаши, гуашь. кисти. |
6 |
5 |
Занятие №6,7,8 |
Решение проблемы урока. |
Создание сюжетной живописной композиции по музыкальному произведению П.И.Чайковского «Щелкунчик» с элементами интерьера и небольшим количеством персонажей. |
Бумага А2, гуашевые краски. Кисти. Простой карандаш, ластик. |
9 |
Цели блока занятий:
- Формирование эстетического вкуса современного школьника, на основе слухового зрительного восприятия музыкального произведения.
- Развитие умения и навыков синтезировать в учебной композиции музыкальный и изобразительный образ.
- Изучение поэтапного подхода художника-постановщика к созданию музыкального представления на сцене театра.
- Формирование умений и навыков учащихся в применении знаний предметов: рисунок и живопись на занятиях композиции.
Задачи блока занятий:
Учебные
- Закрепить знания полученные во 2-м классе, по созданию композиции по музыкальному произведению (слушание музыки, графический анализ).
- Организовать учебную деятельность учащихся по изучению способов создания сюжетной, живописной композиции по музыкальному произведению.
- Познакомить с творчеством театральных художников начала 19 века в русском искусстве: Н.Рерих, А.Бенуа, Л.Бакст).
- Закрепить знания по выполнению длительной учебной станковой композиции.
- Формировать навыки учащихся по определению художественно-эстетической оценки результата собственной изобразительной деятельности (выставка).
Познавательные
- Активизировать эмоционально-познавательный опыт учеников.
- Познакомить и изучить с учащимися произведение П.И.Чайковского «Щелкунчик», для создания выразительной живописной композиции в длительной учебной работе.
- Освоить новые приемы создания композиции по музыкальному произведению, от абстрактного восприятия и сюжетному.
- Закрепить на занятиях понятия: «образ в композиции: образ и линия, образ и цвет», «статика и динамика», «цветовой акцент», плановость в сюжетной композиции, «абстрактная композиция», «становая композиция».
- Освоить последовательность этапов театрального художника в создании сценического образа музыкального произведения.
- Познакомить со способами художественно-эстетической оценки своей работы (выставка).
Содержание занятия
Занятие №4
Тема теоретических занятий: Обобщение знаний предыдущих уроков.
Тема практических занятий: Создание сюжетного эскиза на основе абстрактной композиции по музыкальному произведению П.И.Чайковского «Щелкунчик».
Цель: Создание сюжетной живописной композиции по музыкальному произведению П.И.Чайковского «Щелкунчик», с элементами интерьера и небольшим количеством персонажей.
Материал: бумага формата А4, гуашь, кисти №5,7.
Наглядные пособия: эскизы абстрактной композиции выполненной на уроке, репродукции произведений Н.Рериха: эскизы декораций к «Валькирии» Р. Вагнера, «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова; репродукции произведений с цветовым акцентом: Б.Кустодиев «Дети в карнавальных костюмах», А. Куинджи «Роща», И.Грабарь «Неприбранный стол», А.Делоне (орфизм).
Музыкальный ряд: Фрагменты балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» (балет): «Украшение елки», «Ночь. Уход гостей», «Сражение». Либретто балета «Щелкунчик», автор М Петипа.
Во втором классе, дети познакомились с произведениями П.И.Чайковского «Детский альбом», делали графический анализ и выполняли живописную абстрактную композицию (на основе живописи В.Кандинского).
В третьем классе общей темой блока занятий является: «Живописная композиция в интерьере с небольшим количеством персонажей». Тема большая, интересная, проблемой изучения является: осознание роли театрального художника в создании музыкального образа на сцене театра.
Последовательность изучения учебного материала, позволяет учащимся осмыслить значение творчества художника для раскрытия образного языка музыкального произведения. На занятиях они знакомятся с понятиями: либретто, цветовой акцент, закрепляют понятия абстрактная и станковая композиция, смысловой центр композиции. Подростки знакомятся с профессией: «художник-постановщик» на уроках композиции.
Этот урок обобщает знания, полученные на прошлых уроках, и закрепляет понятие « плановость в станковой сюжетной композиции».
В практической части они выполняют живописный сюжетный эскиз на основе абстрактной композиции с цветовым акцентом и вводят понятие «плановость» в станковой сюжетной композиции.
С последовательностью проведения урока Вы можете познакомиться в Презентации: Методическая разработка. Предмет: композиция. Роль театрального художника в создании образа музыкального произведения в театре. Этапы создания художественного образа в композиции на основе музыкального произведения. Презентация.
Ход урока
Учитель
С начала урока учитель проверяет по списку журнала присутствующих учащихся и просит записать в дневник материалы нужные для следующего урока: бумагу формата А2, простой карандаш, гуашь, кисти.
Учитель обращает внимание учеников на тему урока (Презентация), беседуя с учениками он говорит о…
«На протяжении 3-х занятий мы говорили о работе театрального художника и создании им образа музыкального произведения на театральной сцене.
Знакомство с творчеством Н.Рериха, позволило нам осмыслить его творческий подход к созданию эскизов декораций. Первой пробой Н.Рериха, были эскизы декораций к «Валькирии» Р.Вагнера, в 1907 году. Художник пытался решить труднейшую задачу – передать музыкальные впечатления средствами живописи. В письме к брату Н.Рерих пишет: «… помнишь скачку Валькирий какая это могучая картина. Сколько в ней прозрачности и силы! Учись понимать картинность в музыке»[1].
Учитель задает вопрос детям.
Что имел в виду художник когда говорил о «картинности в музыке»?
Ученик. Ученики вспоминают об образном начале в музыкальном произведении. Спокойная музыка создает образ осенней природы, раннего утра, нежной материнского тепла; громкие звуки ассоциируются тревогой или бурной радостью: детские игры, веселые праздники.
И художник слушая музыкальное произведение представляет их в изобразительном сюжете в красках, тонах линиях.
Учитель. Правильно.
Обратите внимание на характер эскиза декораций к опере «Валькирии» Р.Вагнера. Огонь, динамика, напряженность. Слайд 5 «Ведущим компонентом в раскрытии замысла, в передаче основных эмоций стал цвет. … Рерих прибегнул к сочетанию черных и желтых тонов, чтобы как он сам говорил, передать ощущение трагедии с внезапным проблеском счастья»[2].
Эскизы декораций к опере «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова, имеют совершенно иной характер. Эскизы декораций и костюмов к этой опере Н.Рерих выполнял для постановки на сцене «Opera Comigue» в Париже. Работа доставляла художнику большую творческую радость.
Слайд 6
Учитель задает вопрос учащимся.
Какой характер музыки передал художник в декорации к опере «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова.
Ученик. Русский, спокойный, протяженный, лиричный.
Учитель.
Вывод. Вместе с режиссеров театральный художник задает тон, характер, стиль, выполняя эскизы декораций, костюмов, создавая освещение на сцене, объединяя представление в единое целое.
Учитель повторяет проблему урока: Что должен знать театральный художник, чтобы создать композицию по музыкальному произведению.
Исследовательская работа.
Учитель и ученики повторяют последовательность работы художника. В основе лежит музыкальное произведение П.И.Чайковского «Щелкунчик». Слайды 11-21, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5.
В ходе работы проходит повторения понятия «цветовой акцент» Слайды 15-17.
Колорит с цветовым акцентом.
Наличие композиционной доминанты является желательным для многих художественных произведений. Речь идет о цветовом акценте т.е. в классическом колорите такого рода главный элемент и остальная часть картины находятся в разных областях цветового круга: если композиционная доминанта желтая или красная. То фоновая часть сине-фиолетовая или сине-зеленая; если же главный герой холодного цвета, тофоновая часть должна быть теплая, что резко выделяет доминанту. Очень важно композиционное размещение и размер цветового акцента для сохранения целостности колорита.
С точки зрения композиционной грамотности колорит с цветовым акцентом обладает несомненными достоинствами. Цветовой акцент как бы собирает композицию, концентрирует вокруг себя живописное напряжение. Является солистом в оркестре [3].
Учитель подводит учащихся к выполнению практического задания.
Практическая работа
Выполнить цветовой сюжетный эскиз на основе цветовой композиции и выделить планы.
Способы выделения планов:
- Перспективное сокращение
- Воздушная перспектива
- Усиление тона в глубину
- Высветление тона в глубину
- Выделение яркостью первого плана.
Ученики выполняю живописный эскиз. В конце урока, выполняется просмотр работ. Анализ выполненной работы.
Учитель.
Вывод: Выставка эскизов. Творчество Н.Рериха помогло нам представить себя театральными художниками, мы создали эскизы - образ к балету П.И.Чайковского «Щелкунчик». Создание эскиза – это важный этап для продолжения творческой работы художника-постановщика в театре, теперь к работе приступят мастера сцены: гримеры, бутафоры, костюмеры, моляры, и т.д. А мы создаем живописный образ музыкального произведения, может быть кто то из вас станет театральным художником и воплотит созданный образ в театральной постановке.
Литература.
- Князева В.П., Н.К. Рерих. Изд.: «Искусство», 1963 [1,2].
- Паранюшкин Р.В., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников. Колористика. Изд.: Ростов на Дону, 2007 [3].
- Современный словарь - справочник. Изд.: «Олимп», 1999.
- Искусство, журнал, статья: Художник по костюмам, ноябрь/ 2013.