Создание композиции на уроке в ДШИ, через образное восприятие музыкальных произведений П.И.Чайковского

Разделы: МХК и ИЗО


Тема по программе: Живописная композиция в интерьере с небольшим количеством персонажей.

Класс: 3 (13 лет)

Количество часов на тему: 24 часа (8 недель по 3 учебных часа).

Техника исполнения: гуашь.

Материалы: бумага формата А2, гуашевые краски, кисти.

Тема блока занятий: Роль театрального художника в создании образа музыкального произведения на сцене театра.

Занятие №п/п

Тема:
теоретическая часть

Тема:
практическая часть

Материал

Кол. час.

1

Занятие №1

Театральный художник. Слушание произведения П.И.Чайковского «Щелкунчик»

Графический анализ музыкального произведения.

Бумага формат А3,
простой карандаш,
цветные карандаши.

3

2

Занятие №2

Абстрактная композиция и ее выразительные средства.

Создание эскиза абстрактной композиции по музыкальному произведению.

Бумага, формат А4, цветные карандаши.

3

3

Занятие №3

Роль «цветового акцента» в живописной композиции.

Создание эскиза абстрактной композиции с выделением цветового акцента, на основе музыкального произведения.

Бумага формата А4, гуашь. кисти.

3

4

Занятие №4,5

Обобщение знаний.
Плановое восприятие сцены театральным художником.

Создание сюжетного эскиза на основе абстрактной композиции по музыкальному произведению

Бумага Формат А3, простые карандаши, гуашь. кисти.

6

5

Занятие №6,7,8

Решение проблемы урока.
Роль и значение театрального художника, объединение музыкального и
Изобразительного
Искусства на театральной сцене.

Создание сюжетной живописной композиции по музыкальному произведению П.И.Чайковского «Щелкунчик» с элементами интерьера и небольшим количеством персонажей.

Бумага А2, гуашевые краски. Кисти. Простой карандаш, ластик.

9

Цели блока занятий:

  1. Формирование эстетического вкуса современного школьника, на основе слухового зрительного восприятия музыкального произведения.
  2. Развитие умения и навыков синтезировать в учебной композиции музыкальный и изобразительный образ.
  3. Изучение поэтапного подхода художника-постановщика к созданию музыкального представления на сцене театра.
  4. Формирование умений и навыков учащихся в применении знаний предметов: рисунок и живопись на занятиях композиции.

Задачи блока занятий:

Учебные

  1. Закрепить знания полученные во 2-м классе, по созданию композиции по музыкальному произведению (слушание музыки, графический анализ).
  2. Организовать учебную деятельность учащихся по изучению способов создания сюжетной, живописной композиции по музыкальному произведению.
  3. Познакомить с творчеством театральных художников начала 19 века в русском искусстве: Н.Рерих, А.Бенуа, Л.Бакст).
  4. Закрепить знания по выполнению длительной учебной станковой композиции.
  5. Формировать навыки учащихся по определению художественно-эстетической оценки результата собственной изобразительной деятельности (выставка).

Познавательные

  1. Активизировать эмоционально-познавательный опыт учеников.
  2. Познакомить и изучить с учащимися произведение П.И.Чайковского «Щелкунчик», для создания выразительной живописной композиции в длительной учебной работе.
  3. Освоить новые приемы создания композиции по музыкальному произведению, от абстрактного восприятия и сюжетному.
  4. Закрепить на занятиях понятия: «образ в композиции: образ и линия, образ и цвет», «статика и динамика», «цветовой акцент», плановость в сюжетной композиции, «абстрактная композиция», «становая композиция».
  5. Освоить последовательность этапов театрального художника в создании сценического образа музыкального произведения.
  6. Познакомить со способами художественно-эстетической оценки своей работы (выставка).

Содержание занятия

Занятие №4

Тема теоретических занятий: Обобщение знаний предыдущих уроков.

Тема практических занятий: Создание сюжетного эскиза на основе абстрактной композиции по музыкальному произведению П.И.Чайковского «Щелкунчик».

Цель: Создание сюжетной живописной композиции по музыкальному произведению П.И.Чайковского «Щелкунчик», с элементами интерьера и небольшим количеством персонажей.

Материал: бумага формата А4, гуашь, кисти №5,7.

Наглядные пособия: эскизы абстрактной композиции выполненной на уроке, репродукции произведений Н.Рериха: эскизы декораций к «Валькирии» Р. Вагнера, «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова; репродукции произведений с цветовым акцентом: Б.Кустодиев «Дети в карнавальных костюмах», А. Куинджи «Роща», И.Грабарь «Неприбранный стол», А.Делоне (орфизм).

Музыкальный ряд: Фрагменты балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» (балет): «Украшение елки», «Ночь. Уход гостей», «Сражение». Либретто балета «Щелкунчик», автор М Петипа.

Во втором классе, дети познакомились с произведениями П.И.Чайковского «Детский альбом», делали графический анализ и выполняли живописную абстрактную композицию (на основе живописи В.Кандинского).

В третьем классе общей темой блока занятий является: «Живописная композиция в интерьере с небольшим количеством персонажей». Тема большая, интересная, проблемой изучения является: осознание роли театрального художника в создании музыкального образа на сцене театра.

Последовательность изучения учебного материала, позволяет учащимся осмыслить значение творчества художника для раскрытия образного языка музыкального произведения. На занятиях они знакомятся с понятиями: либретто, цветовой акцент, закрепляют понятия абстрактная и станковая композиция, смысловой центр композиции. Подростки знакомятся с профессией: «художник-постановщик» на уроках композиции.

Этот урок обобщает знания, полученные на прошлых уроках, и закрепляет понятие « плановость в станковой сюжетной композиции».
В практической части они выполняют живописный сюжетный эскиз на основе абстрактной композиции с цветовым акцентом и вводят понятие «плановость» в станковой сюжетной композиции.

С последовательностью проведения урока Вы можете познакомиться в Презентации: Методическая разработка. Предмет: композиция. Роль театрального художника в создании образа музыкального произведения в театре. Этапы создания художественного образа в композиции на основе музыкального произведения. Презентация.

Ход урока

Учитель

С начала урока учитель проверяет по списку журнала присутствующих учащихся и просит записать в дневник материалы нужные для следующего урока: бумагу формата А2, простой карандаш, гуашь, кисти.

Учитель обращает внимание учеников на тему урока (Презентация), беседуя с учениками он говорит о…

«На протяжении 3-х занятий мы говорили о работе театрального художника и создании им образа музыкального произведения на театральной сцене.

Знакомство с творчеством Н.Рериха, позволило нам осмыслить его творческий подход к созданию эскизов декораций. Первой пробой Н.Рериха, были эскизы декораций к «Валькирии» Р.Вагнера, в 1907 году. Художник пытался решить труднейшую задачу – передать музыкальные впечатления средствами живописи. В письме к брату Н.Рерих пишет: «… помнишь скачку Валькирий какая это могучая картина. Сколько в ней прозрачности и силы! Учись понимать картинность в музыке»[1].

Учитель задает вопрос детям.

Что имел в виду художник когда говорил о «картинности в музыке»?

Ученик. Ученики вспоминают об образном начале в музыкальном произведении. Спокойная музыка создает образ осенней природы, раннего утра, нежной материнского тепла; громкие звуки ассоциируются тревогой или бурной радостью: детские игры, веселые праздники.

И художник слушая музыкальное произведение представляет их в изобразительном сюжете в красках, тонах линиях.

Учитель. Правильно.

Обратите внимание на характер эскиза декораций к опере «Валькирии» Р.Вагнера. Огонь, динамика, напряженность. Слайд 5 «Ведущим компонентом в раскрытии замысла, в передаче основных эмоций стал цвет. … Рерих прибегнул к сочетанию черных и желтых тонов, чтобы как он сам говорил, передать ощущение трагедии с внезапным проблеском счастья»[2].

Эскизы декораций к опере «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова, имеют совершенно иной характер. Эскизы декораций и костюмов к этой опере Н.Рерих выполнял для постановки на сцене «Opera Comigue» в Париже. Работа доставляла художнику большую творческую радость.

Слайд 6

Учитель задает вопрос учащимся.

Какой характер музыки передал художник в декорации к опере «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова.

Ученик. Русский, спокойный, протяженный, лиричный.

Учитель.

Вывод. Вместе с режиссеров театральный художник задает тон, характер, стиль, выполняя эскизы декораций, костюмов, создавая освещение на сцене, объединяя представление в единое целое.

Учитель повторяет проблему урока: Что должен знать театральный художник, чтобы создать композицию по музыкальному произведению.

Исследовательская работа.

Учитель и ученики повторяют последовательность  работы художника. В основе лежит музыкальное произведение П.И.Чайковского «Щелкунчик». Слайды 11-21, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5.

В ходе работы проходит повторения понятия «цветовой акцент» Слайды 15-17.

Колорит с цветовым акцентом.

Наличие композиционной доминанты является желательным для многих художественных произведений. Речь идет о цветовом акценте т.е. в классическом колорите такого рода главный элемент и остальная часть картины находятся в разных областях цветового круга: если композиционная доминанта желтая или красная. То фоновая часть сине-фиолетовая или сине-зеленая; если же главный герой холодного цвета, тофоновая часть должна быть теплая, что резко выделяет доминанту. Очень важно композиционное размещение и размер цветового акцента для сохранения целостности колорита.

С точки зрения композиционной грамотности колорит с цветовым акцентом обладает несомненными достоинствами. Цветовой акцент как бы собирает композицию, концентрирует вокруг себя живописное напряжение. Является солистом в оркестре [3].

Учитель подводит учащихся к выполнению практического задания.

Практическая работа

Выполнить цветовой сюжетный эскиз на основе цветовой композиции и выделить планы.

Способы выделения планов:

  1. Перспективное сокращение
  2. Воздушная перспектива
  3. Усиление тона в глубину
  4. Высветление тона в глубину
  5. Выделение яркостью первого плана.

Ученики выполняю живописный эскиз. В конце урока, выполняется просмотр работ. Анализ выполненной работы.

Учитель.

Вывод: Выставка эскизов. Творчество Н.Рериха помогло нам представить себя театральными художниками, мы  создали эскизы - образ к балету П.И.Чайковского «Щелкунчик». Создание эскиза – это важный этап для продолжения творческой работы художника-постановщика в театре, теперь к работе приступят мастера сцены: гримеры, бутафоры, костюмеры, моляры, и т.д. А мы создаем живописный образ музыкального произведения, может быть кто то из вас станет театральным художником и воплотит созданный образ в театральной постановке.

Литература.

  1. Князева В.П., Н.К. Рерих. Изд.: «Искусство», 1963 [1,2].
  2. Паранюшкин Р.В., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников. Колористика. Изд.: Ростов на Дону, 2007 [3].
  3. Современный словарь - справочник. Изд.: «Олимп», 1999.
  4. Искусство, журнал, статья: Художник по костюмам,  ноябрь/ 2013.