Систематика растений. Значение для ботаники

Разделы: Биология


Название УМК издательства «Вента-Граф », использованного при подготовке конспекта

Биология 6 класс. Понамарева И.П., Корнилова О.А., Кучменко В.С., Москва, Вента-Граф, 2015г

Предмет

Биология

Класс

6 класс

Тип урока

 Урок изучения нового материала

Задачи

дать общее представление о систематике растений и понятии «биологический вид», познакомить учащихся с бинарной номенклатурой биологических видов, сформировать знания об основных таксономических группах растений. 

Планируемые результаты

Предметные:  формирование первоначальных представлений о науке систематике, о классификации растений, о систематических группах растений, объяснение роли использования бинарной номенклатуры для ботаники и для человека, ознакомление с правилами классификации растений.
Метапредметные: развитие умений давать определения понятиям классифицировать растения, делать выводы.
Личностные: формирования научного мировоззрения на основе выделения существенных признаков представителей царства Растения, формирование представлений о многообразии растительного мира, его значимости.

Основные понятия

Систематика, классификация, вид, двойное название, царство растений, систематические единицы растений.

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь, гербарии растений; компьютер, мультимедийная установка, презентация, портрет К. Линнея.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Мотивация

Приветствует учащихся

Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные:
выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.
Регулятивные: нацеливание на успешную работу.

Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению учебного материала

Вопрос. Какие живые организмы вы знаете? На какие группы можно разделить известные вам живые организмы?  Что означает слово классификация? Как вы понимаете слов  систематика? Какие систематические единицы вы знаете?
На Земле растений больше, чем на небе звезд. Среди растений есть те, которые можем увидеть в микроскоп  или гиганты, водные растения  и пустынные с листьями и без них; с корнями и без них; есть растения с зеленой окраской, а есть красные, пятнистые и т.д.  И сегодня на уроке мы должны разобраться в  многообразии растений. По словам ученого К. Линнея: «Без систематики в биологии был бы хаос».  Давайте определим тему нашего урока и выясним, что мы должны сегодня на уроке узнать.

Отвечает на поставленные вопросы, пользуясь ранее полученными навыками и знаниями, высказывают предположение, делают вывод. Записывают тему урока в рабочую тетрадь.

Личностные:
формируется мотивация на изучение систематических единиц царства Растения. Регулятивные: самостоятельная постановка учебных целей

Изучение нового материала Работа с текстом учебника стр. 104-105 статья
«Название растений».
Ответьте на вопросы.
1. Сколько известно видов растений на Земле?
2. Приведите пример растений разных видов и объясните значение  названия  этих видов.
Что используют ученые, чтобы избежать путаницы?
На земле существует более 275 тысяч видов растений. Чтобы разобраться в многообразии растений, ученые классифицировали их на группы. В результате такого упорядочения возникло описание биологического мира как единой системы.
Доклад.  «Биография Карла Линнея, вклад в создании систематики».
Давайте еще раз выясним, в чем заслуга Линнея.
1) создал систему распределения растений по группам;
2) ввел двойные названия (бинарную номенклатуру);
3) ввел латинские названия.
Используя текст учебника стр. 106 ответьте на вопросы:
Что означает бинарная номенклатура.
Объясните необходимость использования двойных названий живых организмов.
Дайте определение понятию вид.
В чем отличие вида от сорта.
Приведите пример вида растений  и сорта растений.
Дают ответ на вопрос. Слушают, анализируют, высказывают предположение, отвечают на вопросы,
делают вывод.

Предметные: формирование первоначальных представлений о науке систематике, о классификации растений, о систематических группах растений, объяснение роли использования бинарной номенклатуры для ботаники и для человека, ознакомление с правилами классификации растений.
Метапредметные: развитие умений давать определения понятиям классифицировать растения, делать выводы.
Личностные: формирования научного мировоззрения на основе выделения существенных признаков представителей царства Растения, формирование представлений о многообразии растительного мира, его значимости.
Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Участие в совместной деятельности.

Излагают собственные мысли, ведут диалог, учатся вести дискуссию.
Регулятивные: Корректируют свои знания.

  Выполнить задание 1 в рабочей тетрадке. Работа в тетрадке.  
Физкульминутка Рисуй глазами треугольник.
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась.
Ты – молодец!
   

 

Для установления сходства и родства, для определения связей между растениями в систематике введены таксоны специальные систематические группы растений (или единицы).
Я прошу, выучит небольшое стихотворение. Цирк, Огромный Купол Пестрый,
Словно Радугу, Вознес (ты).
По первым буквам «стиха» мы правильно расположим последовательность систематических групп растений: Царство, Отдел, Класс, Порядок, Семейство, Род, Вид.
Давайте рассмотрим таксономические единицы царства Растений  на примере смородины красной и смородины черной.

 

 

 

Каждый таксон имеет свои признаки: в отделы растения объединяются на основании наличие органов - генеративных и вегетативных, в класс по числу семядолей, типу корневой системы, в семейство - на основании строения цветка и типа плода.

Вопрос: Что является основой деления царства растения на систематические группы.
Вывод: распределение растений по систематическим группам помогает понять сходство, родство и различия у представителей царства растений, а также увидеть особенности не только отдельных растительных организмов, но и свойства целых групп растений и их родство.

Сравнивают, анализируют, делают вывод  

Закрепление

Корректирует знания учащихся (работа в группах)
Расположите по порядку.
1. Анна и Владимир собрали и подготовили для гербария
образцы растений. Для каждого растения им необходимо
составить «паспорт», соответствующий положению
этого растения в общей классификации организмов. Помогите ребятам записать в таблицу слова 6 из предложенного списка
в такой последовательности, чтобы получился «паспорт»
растения, изображённого на фотографии.
Список слов:
1) Покрытосеменные (цветковые)
2)  Ромашка аптечная
3)  Ромашки
4)  Растения Ромашка аптечная

Царство

Отдел

Род

Вид

2. Расположите по порядку следующие понятия: покрытосеменные, крестоцветные, капуста кочанная, двудольные, капуста, растения.
3. Выполнить задание 3.

Ребята выполняют задания, происходит обсуждение в группах. Анализируют правильность выполненного задания. Взаимопроверка

Предметные:
применять  биологические понятия.
Регулятивные:
самостоятельно контролировать своё время и управлять им

 

Подведение итогов. Рефлексия

Итак, ребята, вы можете оценить свою работу на уроке.

Зарисовать эмблему в тетрадь.

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.

Личностные: оценивать меру своего продвижения к цели урока.

Домашнее задание

Спасибо за урок!

Параграф 19, задание № 4 тетрадь.

На данном этапе урока учащиеся:
записывают домашнее задание
задают вопросы учителю по домашнему заданию