Интегрированное занятие по развитию речи по мотивам русской народной сказки «Репка» (с элементами логоритмики) для детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Направления: интеграция областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель:

  • закрепить и систематизировать сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;
  • закрепить и расширить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Деревья», «Овощи», «Грибы»;
  • формировать умение правильно оценивать поступки сказочных героев, понимать смысл сказки, выявлять заключенную в ней мораль;
  • развивать творческие способности, пантомимические навыки, учить детей создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации;

Действующие лица:

Ведущий - взрослый (ребенок)

Дети

  • Дед
  • Баба
  • Внук, Внучка
  • Жучка
  • Кошка
  • Мышка
  • Репка

Декорации: Домик в деревне с открывающимся окошком, огород, лес (осенний пейзаж).

Оборудование:

  • маски, костюмы людей и животных;
  • осенние листочки;
  • овощи; грибы;
  • лейка, лопата, корзинки;
  • ИКТ, проектор;
  • фонограммы П.Чайковского из цикла «Времена года» и русских народных мелодий в оркестровом исполнении.

Дети входят в зал под музыку.

Ведущий:

Ребята! Посмотрите, как красиво вокруг!
Оделась в осенний наряд природа.
Окрасился лес в яркие золотисто-желтые и красные цвета.
Соберем из листьев веер,
Яркий и красивый,
Пробежит по листьям ветер,
Легкий и игривый.

Ведущий:

Давайте, ребята, поиграем с красивыми осенними листьями.

На экране появляются картинки с изображением разных деревьев. Д/игра «С какого дерева лист?», «Подбери признак».

Дети берут осенние листья.

Упражнение «Листья». Координация речи с движением

Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружиться хотят.

Кружатся на цыпочках, руки в стороны.
Приседают.
Движения руками вправо – влево.
Поднимаются, кружатся

Ведущий:

В свой шатёр волшебный и прекрасный
Осень нас в гости позвала,
Из далёких и чудесных странствий
Сказку нам с собою принесла.
Какую же сказку нам Осень принесла?

Ведущий показывает на домик.

Ведущий:

Это что за домик-теремок? Он не низок, не высок. Кто в домике живет? Кто в невысоком живет?

Звучит музыка из сказки.

Ведущий:

Наверно, в нём сказки живут. А вы сказки любите? Как же в него попасть?

Пальчиковая игра «Замок и теремок»

Стоит терем-теремок
На дверях висит замок
Мы замочек отопрём -
В гости к сказочке зайдём.

Пальцы обеих рук под углом друг к другу, широко расставлены, соприкасаются только кончики пальцев.
Большие пальцы обеих рук подняты вверх, остальные пальцы в горизонтальном положении, кончики средних пальцев соприкасаются.
Ладони поворачиваются параллельно друг другу.
По левой ладошке идут указательным и средним пальцами правой руки.

Ведущий:

А сказка будет вот про что…
Показался жёлтый бок –
Только я не колобок!
Не из мягкого я теста,
Покати – не тронусь с места!
Приросла к земле я крепко!
Назови меня, я … (Репка)
Двери отворяются!
Сказка начинается!

Ведущий:

Возле дома огород,
Жучка – хвост колечком,
Дремлет у крылечка.

Деревенский домик. Возле домика лежит Жучка с косточкой. Выходит из дома Дед с лопатой и начинает копать огород.

Дед:

Грядку вот сейчас вскопаю,
Только, что сажать не знаю.

Из окна выглядывают поочереди: Внучка, Бабка, Внук и Внучка.

Внучка: Деда, посади цветы!
Дед: Вряд ли станешь, есть их ты!
Бабка: Дед, посади-ка, ты, картошку,
Да морковочки немножко!
Внучка: И капусту!
Внук: И лучку!
Дед: Я и репку посажу!
Внук и Внучка: Да, ну!  (морщатся и машут рукой)

Дед:

Репу ест, который век
Всякий русский человек!
Дед бросает семечко в землю, берет лейку, поливает и приговаривает.
В землю семечко сажаю
Да водичкой поливаю.
Уродись ты, репка,
Сладкою и крепкой!

Из дома выходит Бабка и подходит к Деду.

Бабка: Ярче, солнышко, свети!
Репа, до небес расти!
Дед и Баба: Вырастай скорее, репка!
Да держись корнями крепко!
Дед: Пусть польёт её дождем!
Баба: Ясным солнышком пригреет!

Дед и Баба:

К осени она созреет!

Дед и Баба уходят в дом.

Ведущий:

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Весну сменило лето. Лето красное промчалось, оглянуться не успели, вот и осень пришла, урожай нам принесла.

Внук и Внучка идут в огород.

Внук: В огороде много гряд,
Тут и репа, и салат.
Тут и свекла, и горох,
А картофель разве плох?

Внучка:

Ну, а разве плох лучок, в ста одежках старичок?
Наш зеленый огород
Нас прокормит целый год!

Упражнение «Урожай». Координация речи с движением.
(Закрепление в речи глаголов: соберём, натаскаем, накопаем, срежем, нарвём)

В огород пойдем,
Урожай соберём.
Мы морковки натаскаем,
Мы картошки накопаем,
Срежем мы кочан капусты,
Круглый, сочный, очень вкусный
Лука мы нарвем немножко
И вернемся по дорожке.

 Идут по кругу, взявшись за руки.

«Таскают»
«Копают»
«Срезают»
Показывают круг – 3 раза
«Рвут»
Идут по кругу, взявшись за руки.

Внук: Смотри-ка! Репка тоже удалась,
Желтым солнышком зажглась!
Внучка: Репу Деду мы оставим. Уродиться пусть она и крупна, и вкусна.

Внук и Внучка:

Расти дальше Репка!
Расти, расти крепко!
Расти, расти вырастай,
Нам веселья прибавляй!

Внучка и Внук ставят корзину с овощами около дома.

Внук и Внучка:

Сейчас немного отдохнем и за грибами в лес пойдем.

Ведущий:

А в это время на огороде: Репка стала расти не по дням, а по часам. Выросла репка большая-пребольшая.

Репка на огороде начинает расти. Медленно поднимается, напевая.

Репка:

Уважаема в народе
Я расту на огороде
(Выпрямляется во весь рост)
Вот и выросла большая.
(Осматривает себя, любуясь)
До чего же, хороша я!
(Поворачивается, пританцовывая)
Сладкая и крепкая.
Называюсь Репкой я!

Ведущий:

Вышел дед в огород и никак не поймет.
Видит репу в огороде.
И себе не верит вроде.

Дед:

Ай, да, репка, просто диво!  (Восхищенно)
И растёт-то как красиво!
Что за чудо из чудес?
Репка – чуть не до небес!

Репка:

Уважаема в народе (Поет и пританцовывает)
Я расту на огороде
Вот и выросла большая.
(Осматривает себя, любуясь)
До чего же, хороша я!
(Поворачивается, пританцовывая)
Сладкая и крепкая.
Называюсь Репкой я!
Дед, скорей меня тяни,
От земли освободи!

Ведущий:

Стал Дед репку тянуть. Тянет - потянет, тянет - потянет, а вытянуть не может.

Дед:

Слаб я стал на склоне лет, (огорченно)
Тяну, тяну, а толку нет!
Эх, бульдозер бы сюда, (мечтательно)
Без него совсем беда!
Что ж мне делать? Как мне быть? (встревоженно, задумчиво)
Эй, бабуля, приходи!
И на Чудо погляди!
Репку дергать помоги!

Выходит Бабка из дома, идет, прихрамывая и держась за спину, в огород. Смотрит на репку, удивляется и восхищается.

Бабка:

Что за чудо из чудес?
Репка – чуть не до небес!
Репка-Красавица!
Она мне очень нравится!

Репка:

Вам вдвоем не справиться!

Бабка хватается за Деда. Они тянут репку вместе, раскачиваясь то в одну, то в другую сторону.

Бабка с Дедом:

Тянем вместе, тянем дружно!
Раз - вот так! Два – вот так!

Бабка:

Нет! … Не вытянуть никак… (хватается за спину)
Ох, спина моя болит -
Одолел радикулит!

Дед:

Надо на подмогу звать!
Эй, Внучок, приходи, и Деду помоги!

Бабка:

Позову на помощь внучку!
Внучка, Внученька, беги,
Репку дёргать помоги!

Ведущий:

Ребята, тем временем, в лесу грибы собирали. Идут, грибы собирают  и песенку поют:

Внук:

В руки возьмем по корзинке
В лес за грибами пойдем

Внучка:

Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибком.

Внук и Внучка:

Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибком.

Дыхательное упражнение «Дышим лесным воздухом»
(Развитие речевого дыхания)

Дети делают длинный глубокий вдох: плавно, медленно, без подъема плеч; на длительном, плавном выдохе произносят: «Хорошо», «Вкусно», «Приятный запах». Повторяют упражнение 3-5 раз.

Упражнение «За грибами» Координация речи с движением. (авторская)
(Закрепление понятий: «съедобные» и «несъедобные» грибы).

Мы корзиночки возьмем
За грибами в лес пойдем
Раз, два, три, четыре, пять
Будем мы грибы искать
Мы шли – шли – шли
Боровик, … нашли.

Берём в корзину? Берём!
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идем искать опять.

Маршируют.
Выполняют движения по тексту.

 

Маршируют.
Наклонились, правой рукой коснулись носка левой ноги, не сгибая колен.

Складывают в корзину. Аргументируют свой ответ.
Маршируют.
Наклонились, левой рукой коснулись носка правой ноги, не сгибая колен.

Ведущий:

Услышали ребята, что их зовут на помощь и поспешили домой.

Внучка:

Я бегу!

Внук:

И я бегу!

Внучка:

Старикам я помогу!

Внук:

Старость надо уважать!

Внук и Внучка:

Старшим надо помогать!

Прибегают на огород. Удивляются.

Внучка:

Что за чудо из чудес?

Внук:

Репка – чуть не до небес!

Ведущий:

Внук за Внучку, Внучка за Бабку, Бабку за Дедку, Дедка за Репку.

Внук:

Тянем вместе, тянем дружно!
Репку вытянуть нам нужно!

Внучка:

Раз – вот так! Два – вот так!
Нет!...(разочарованно) Не вытянуть никак….

Репка:

Вот какая я большая!
До чего же хороша я !
И со мной – красавицей
Вчетвером не справиться!

Внук:

Ай, да Репка! Ну и овощ!
Жучку надо звать на помощь…

Внучка:

Жучка! Жучка! Беги!
Репку дергать помоги!

Жучка:

Гав! Гав! Гав!
Бегу! Бегу!
Я сейчас вам помогу! (грызёт косточку)
Косточку я догрызу,
И сейчас же помогу!

Внук и Внучка:

Жучка!

Жучка бросает косточку и бежит на помощь.

Ведущий:

Жучка за Внука, Внук за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за Репку.

Жучка:

Тянем вместе! Тянем дружно!
Репку вытянуть нам нужно!
Раз – вот так! Два – вот так! (разочарованно)
Нет!.... Не вытянуть никак….

Репка:

Да, со мной – красавицей
Впятером не справиться!

Внучка:

Жучка, зови свою подружку, пусть она поможет!

Жучка:

Подружка моя, Кошка, помоги немножко!

Мягко ступая, грациозно, выходит кошка из дома и  важно всех обходит.

Кошка:

Я делами занимаюсь:
Лапкой моюсь – умываюсь.
Мяу! Мяу! Я иду!
Так и быть, я помогу!

Жучка:

Ты за мною становись, крепче за меня держись!

Ведущий:

Кошка за Жучку, Жучка за Внука, Внук за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за Репку.

Кошка:

Тянем вместе! Тянем дружно!
Репку вытянуть нам нужно!
Раз – вот так! Два – вот так! (разочарованно)
Нет!.... Не вытянуть никак….

Репка:

Да, со мной – красавицей
И вшестером не справиться!

Бабка:

Что не делай, всё зазря! (сердито, огорченно)

Внучка:

Где б найти богатыря? (мечтательно)

Внук:

Может Мышку нам позвать?
Что железо зря тягать?

Кошка:

Мышку звать? Какой позор! (возмущенно)

 

Мы пока и сами, почти все с усами! (оглядывает всех)

Все: (дружно)

Мышка!

Мышка в своей норке занимается спортом, поднимает гантели.

Мышка:

Раз, два,
Три, четыре
Буду всех сильнее в мире!

Все: (дружно)

Мышка!

Мышка выходит из норки с гантелями.

Все: (дружно)

Помоги!

Мышка:

Чтоб за дело браться
Надо сил набраться
Я хотя и маленькая, (смотрит на кошку)
Но зато удаленькая! (показывает свои мышцы)

Дед:

Взялись вместе! Взялись дружно!
Репку вытянуть нам нужно!
Взялись смело! (смотрит на мышку)

Мышка:

Я за Кошку!

Кошка:

Я за Жучку!

Жучка:

Я за Внука!

Внук:

Я за Внучку!

Внучка:

Я за Бабку!

Бабка:

Я за Дедку!

Дед:

А Я за Репку!
Ухватились крепко!
Раз – вот так! Два – вот так!
Раз – вот так! Два – вот так!

Ведущий:

И … вытянули Репку!

Дед:

Велика ль у Мышки сила?

Бабка:

Только дружба победила!

Внук:

Вместе вытянули Репку,

Внучка:

Что в земле сидела крепко!

Жучка:

Ну а,  Репка! Просто диво!

Кошка:

Как вкусна и как красива!

Мышка:

Я вам правду говорю –
Репку очень я люблю!

Репка:

Уважаема в народе,
Я расту на огороде
А в народе говорят:
«Берись за всё дружно – не будет нигде грузно!»

Вместе:

Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

Ведущий:

А теперь всю детвору приглашаем на игру!
Веселись народ, вставай в хоровод!

Дети поют и танцуют.

 Хоровод «Урожай собирай» (Музыка А.Филиппенко)

 

Мы корзиночки несём, Выполняют движения по тексту.
Хором песенку поём,
Урожай собирай
И на зиму запасай.
Ой – да собирай
И на зиму запасай.
Мы ребята,  молодцы,
Собираем огурцы,
И фасоль, и горох,
Урожай у нас не плох.
Ой – да и горох,
Урожай у нас не плох.

Уважаема в народе
Растёт Репка в огороде
Вот такой вышины,
Вот такой ширины,
Репка – красавица
Всем нам очень нравиться

Едем, едем мы домой
На машине грузовой.
Ворота отворяй,
Угощенье принимай
Ой – да отворяй
Угощенье принимай!

Репка угощает всех детей репкой.