Внеклассное мероприятие для учащихся 10–11-х классов на тему «Я – будущий избиратель!»

Разделы: Внеклассная работа


Цель игры: повышение уровня правовой культуры учащихся и грамотности будущих избирателей, развитие и укрепление гражданской позиции и самостоятельного осмысления социально-политических явлений.

Подготовительный этап:

  • изготовление учащимися плакатов-лозунгов на тему: «Идти на выборы? Идти на выборы!»;
  • сочинение стихотворений по данной теме;
  • анкетирование учащихся.

Возможные вопросы анкеты:

1. Пойдете ли Вы на выборы?

2. За какого политического лидера  или  партию Вы будете голосовать?

3. Какие преобразования Вы хотели бы увидеть в экономической, политической и социальной сферах жизни общества?

4. От чего или от кого зависит успех достижения желаемого?

В целях развития навыков исследовательской деятельности учащихся, для работы с данными анкет привлекаются сами ученики, которые готовят, на основе полученных данных, доклад.

Сценарий игры

1. Оформление кабинета.

  • «Благо Отечества есть высший закон» (латинское изречение),
  • «Достоинство государства зависит, в конечном счете, от достоинства образующих его личностей» (Дж.Милль),
  • «Лучшие законы рождаются из обычаев» (Ж.Жубер),
  • «Мудрый законодатель начинает не с издания закона, а с изучения его пригодности  для данного общества» (Ж.Ж.Руссо);
  • символика РФ и Забайкальского края.

2. Внеклассное мероприятие начинается с вопросов, обращенных к ученикам.

- Как часто  Вам приходится что-либо выбирать?

- Легко ли делать выбор?

Учитель предлагает поднять руки учащимся, которым всегда легко сделать какой-либо выбор. Если такие находятся среди школьников, то им предлагается объяснить, что помогает им сделать выбор легко. Учитель предлагает поднять руки тем, кто долго колеблется, принимая решения. Им также дается возможность осмыслить себя в ситуации выбора.

Таким образом, в ходе беседы формируется понимание самой проблемы выбора, которая заключается и в наличии у человека опыта выбирать, принимая решения, и в наличии силы и смелости сделать этот выбор. Учителем вводится и тема ответственности за сделанный  выбор, что позволяет подчеркнуть актуальность данного мероприятия.

3. Ученикам, которые проводили исследование на основе анкет одноклассников, дается слово для выступления. Учитель, обобщая результаты исследования, определяет уровень проблемы политического выбора относительно класса в целом,  показывает степень социальной зрелости учащихся на данном этапе своего развития.

4. Слово учителя.

Ребята! Сегодня Вы участвуете в игре «Я — будущий избиратель!» А что значит – «быть избирателем»? Прежде всего, это принимать участие в общественной и политической жизни страны, ведь политика встречает нас на каждом шагу. Порой  мы жалуемся на плохое управление страной, городом, районом, критикуя действия и политику тех или иных структур. И только мы – простые граждане – в силах изменить политическую жизнь страны в лучшую сторону. Это можно сделать, прежде всего, участвуя в выборах. Все Вы, ребята, будущие избиратели. Участвуя в выборах, Вы отдаете  свой  голос  за партию или кандидата, которых считаете более достойными представлять и защищать ваши интересы на государственном уровне. Наша игра поможет Вам лучше разобраться в том, как устроена избирательная система в нашей стране.

5. Разминка.

(Класс делится на две команды, которые выбирают капитанов. Командам предлагается  написать синквейн по теме «Право и закон»).

Справка: синквейн – нерифмованное пятистрочие, составленное по строгим правилам:

  • первая строка заключает в себе слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает предмет или объект, о котором пойдет речь;
  • вторая строка содержит два слова – чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного для синквейна предмета;
  • третья строка образуется тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия заданного предмета;
  • четвертая строка – это фраза из четырех слов, которая выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету;
  • в пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета.

Примеры синквейнов:

1. Право.

Естественное, вечное.
Защищает, охраняет, принуждает.
Наука о добром и справедливом.
Предписание.

2. Закон.

Справедливый, обязательный.
Обязывает, карает, гарантирует.
Особый социальный регулятор поведения.
Правило.

6. Литературно-правовой конкурс.

Каждая команда получает два листа. На одном – список художественных произведений, на втором – тексты статей из 2 главы Конституции РФ. Команды должны напротив каждого произведения указать, какое право в нем затрагивается.

  • М.Гаршин «Лягушка-путешественница» (ст. 27, п.1)
  • С.В.Михалков «Три поросенка» (ст.25)
  • А.С.Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде» (ст.37, п.2 и 3)
  • Дж.Родари «Чиполлино» (ст.40, п.1)
  • К.Чуковский «Айболит» (ст.41, п.1)
  • А.Н.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино» (ст.43, п.1)
  • Ш.Перро «Красная Шапочка» (ст.20)

7. Конкурс плакатов-лозунгов. К заранее подготовленным плакатам по теме «Идти на выборы? Идти на выборы!» команды должны подобрать аргументы, с помощью которых они стали бы убеждать своих сверстников идти на выборы, если те сомневаются.

8. Конкурс: «Привести в соответствие». Команды получают листы с заданиями. В левой части листа записаны определения, а в правой соответствующие им понятия, которые надо привести в соответствие прямыми линиями.


9. Викторина: «У нас в Российской Федерации». Вопросы викторины задаются командам по очереди. Если команда не отвечает, право ответа передается другой команде.

1. Гражданин РФ может самостоятельно в полном объеме осуществлять свои права и обязанности…
1) с 16 лет;
2) с 18 лет;
3) с 21 года.

2. Первое заседание вновь избранной Государственной Думы открывает…
1) Президент РФ;
2) старейший по возрасту депутат;
3) председатель бывшей Государственной Думы.

3. Президент РФ издает…
1) постановления;
2) распоряжения;
3) указы;
4) законы.

4. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший…
1) 18 лет;
2) 21 года;
3) 30 лет.

5. Можете ли вы помочь заполнить бюллетень другому избирателю по его просьбе?
1) да, если меня об этом попросят;
2) нет, не имею права;
3) да, могу, только по просьбе члена участковой комиссии.

6. Население территории решает вопросы местного значения…
1) через обращение в органы исполнительной власти субъектов Федерации;
2) через органы местного самоуправления;
3) через обращение к депутату Государственной Думы.

7. Высшим непосредственным выражением власти народа является..
1) референдум и свободные выборы;
2) Парламент РФ.

10. Блиц-опрос для капитанов команд «Из истории самоуправления в Забайкалье».  Выигрывает тот капитан команды, кто  верно  ответит  на поставленные вопросы.

- В каком году Забайкалье вошло в состав Российского государства? (1653г.)

- Как назывался административно-территориальный орган  самоуправления агинских бурят?  (Агинская  степная дума)

- Перечислите учреждения городского общественного самоуправления XIX в. (Городская Дума, городская управа)

- В каком году, в соответствии с городским положением 1870 года, в Чите были проведены первые выборы в Городскую Думу (1875г.)

- Когда  был избран Совет солдатских и казачьих депутатов РСДРП и кто стал его председателем  (22 ноября 1905г., А.Костюшко-Григорович)

- В каком году  прошли выборы в Верховный Совет СССР? (1937г.) 

- В каком году были проведены первые и последние в советский период нашей истории демократические выборы в местные Советы? (1990г.)

11. Конкурс стихотворений.  Команды зачитывают домашние заготовки.

12. Слово учителя: Я уверена, что данный конкурс вызвал у вас чувства убежденности и волнения, уверенности и сомнения, гордости. И это не случайно, ведь это реакция организма на происходящее вокруг нас, на то, что «живет» внутри нас – наших друзей и врагов – эмоций.
Не секрет, что во время предвыборных дебатов и дискуссий, люди выплескивают свои эмоции на других, т.е. выражают свое отношение к происходящему вокруг себя или внутри себя. Существует ряд признаков, по которым мы можем догадаться о чувствах других людей – это мимика, жесты, позы, интонация голоса.

13. Игра «Изобрази эмоции». (Классу предлагается при помощи мимики, жестов, позы (но без слов) отобразить те эмоции, с которыми мы можем встретиться во время предвыборных дискуссий).

14. Совместно с детьми подводится итог мероприятия, в результате чего обговариваются  правила поведения избирателя, которые в виде памяток раздаются каждому ученику.

Памятка

1. Постарайся понять, какое чувство провоцирует тебя на тот или иной поступок.

2. Уважай права других людей.

3. Проявляй терпимость к чужому мнению.

4. Не возвышай себя над другими.

5. Мирись с чужим мнением.

6. Умей слушать

15. Подведение итогов и награждение команды-победительницы.