Тренинг "В мире детских эмоций"

Разделы: Работа с родителями, Дополнительное образование


Цель: пополнение арсенала знаний родителей по вопросу развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • познакомить родителей с особенностями развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста;
  • развивать способности родителей к рефлексивному поведению в процессе общения с детьми;
  • показать, как с помощью игровых упражнений развивать эмпатию детей, умение выражать собственные эмоции и понимать эмоции других,  умение снижать эмоциональное и мышечное напряжение, умение регулировать свое состояние и поведение.

Участники: родители дошкольников, посещающих объединения ЦДО «Алые паруса», педагоги-психологи образовательных организаций города Новосибирска (тренинг состоялся в рамках Открытой окружной «Недели психологии – 2017» в Центре дополнительного образования «Алые паруса»).

Предварительная работа:

  • Составление плана-сценария тренинга.
  • Подготовка материалов для проведения тренинга.
  • Подготовка и печать раздаточного материала к упражнению «Тренируем эмоции».
  • Подбор мультфильма к упражнению «Найди и определи эмоции».

Оборудование:

  • бумага для индивидуальных записей;
  • маркеры, ручки, карандаши;
  • видеоаппаратура.

Ход тренинга

1. Знакомство на конфетах.

Ведущий на большом блюде выносит много разных конфет в разноцветных фантиках, различной формы: «Выберите, пожалуйста, ту конфету, которая отражает Ваше настроение и эмоции в данный момент». В процессе презентации своего настроения и эмоций «здесь и сейчас» происходит знакомство участников тренинга.

Участникам разрешается задавать вопросы, шутить и есть конфеты после окончания игры. Тот, кто конфеты не ест, в завершение игры может возвратить свою не съеденную конфету на блюдо или оставить её себе на память.

2. Введение в тему.

Все мы постоянно испытываем различные эмоции: радость, грусть, печаль и т.д. Эмоции помогают нам лучше понимать друг друга. Люди, принадлежащие к различным нациям, способны безошибочно воспринимать выражения человеческого лица.

Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния человека, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

В настоящее время, к сожалению, в процессе воспитания и обуче­ния детей доминирует тяга взрослых к интеллектуальному развитию дошкольников. Однако, как справедливо отмечали Л.С. Выготский и А.В. Запорожец, только согласованное функционирование двух систем — интеллекта и эмоцио­нальной сферы — может обеспечить успешное выполне­ние любого вида деятельности.

3. Упражнение «Бабочки».

Цель: Помочь родителям через собственные ощущения понять, что чувствует ребёнок в той или иной ситуации.

Инструкция: участники разбиваются на пары, первый из пары становится взрослым, второй – ребенком.

Ситуация № 1. «Дети» выходят за дверь. «Взрослым» дается задание не обращать внимания на обращения к ним детей. «Дети» должны подбежать к своему взрослому и показать пойманную бабочку: «Мама, мама, смотри, какую я бабочку поймал!»

Ситуация № 2. «Дети» выходят за дверь. «Взрослым» дается задание со вниманием отнестись к ребенку. «Дети» должны подбежать к своему взрослому и показать пойманную бабочку: «Мама, мама, смотри, какую я бабочку поймал!».

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие чувства испытывали «дети» в первом случае?
  2. Какие чувства испытывали «взрослые» в первом случае?
  3. Какие чувства испытывали «дети» во втором случае?
  4. Какие чувства испытывали «взрослые» во втором случае?

4. Игра «Продолжи фразу».

Цель: Развитие умения выражать собственные эмоции.

Участники передают по кругу мяч, при этом продолжают фразу, рассказывая, когда и в какой ситуации бывают такими: «Я радуюсь, когда …», «Я злюсь, когда …», «Я огорчаюсь, когда …», «Я обижаюсь, когда …», и т.д.

5. Игра «Тренируем эмоции».

Цель: Научиться понимать эмоции других, выражать собственные эмоции и чувства.

Ведущий предлагает потренироваться в выражении не только самих эмоций, но и их оттенков, которые могут быть присущи отдельным людям, сказочным героям, животным.

Примеры заданий:

  • улыбнитесь как кот на солнышке;
  • улыбнитесь как счастливая мама;
  • покажите, как рассердился ребенок, у которого отобрали игрушку;
  • покажите, как испугался заяц, который увидел волка;
  • покажите, как испугался котенок, на которого лает собака;
  • удивитесь как лисенок, который впервые увидел снег;
  • огорчитесь как белка, которая забыла, куда спрятала орех;
  • расстройтесь как ослик, который потерял хвост;
  • порадуйтесь как Карлсон, который задумал пошалить и т.д.

Участники по очереди вытягивают из мешочка / коробочки задания и выполняют их.

6. «Найди и определи эмоции».

Цель: Научиться определять эмоции.

Ведущий выбирает и показывает мультфильм, в котором герои часто выражают разнообразные эмоции. Группа делится на команды по 3-4 человека. Участникам дается задание в процессе просмотра мультфильма найти и определить как можно больше эмоциональных состояний.

Между командами проводится соревнование. Побеждает команда, отметившая наибольшее количество эмоций у героев мультфильма.

7. Рефлексия. Ощущения и впечатления о проделанной работе. 

Литература и интернет-ресурсы

  1. Игры и упражнения для тренингов. Упражнение «Бабочки». Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/4-0-4992.htm
  2. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. 208  с.
  3. Проективный тест на… конфетах. Режим доступа: https://www.live-and-learn.ru/catalog/article/proektivnyy-test-na-konfetakh/
  4. Развитие эмоционального мира детей дошкольного возраста. Режим доступа: http://www.vipkro.wladimir.ru/do/protected/2897854/Modul%202.4%20n.htm