Исследовательская работа «Единственный ребенок в семье»

Разделы: Школьная психологическая служба


Единственный ребенок в семье – ситуация достаточно характерная для нашей школы, 43% учащихся являются единственным ребёнком в семье. В масштабах нашей страны эта проблема является демографической. А как живется самому ребенку? Насколько он действительно одинок в жизни? Отличается ли он по своим личностным особенностям от своих сверстников, у которых есть братья и сестры?

В ходе исследования я заметила, что чаще одинокими детьми в семьях в нашей школе являются девочки (72%). Родители обследуемых детей достаточно образованы (39% имеют высшее образование, 26% - средне - техническое, 35% - среднее). Материальный достаток семей достаточно высокий: по оценке ребят, высокий материальный достаток имеют 33% семей, 67% - средний, семей с низким достатком среди них нет. Большинство обследуемых ребят в дошкольном возрасте посещали детский сад (90%).

Считается, что единственные дети стараются подражать взрослым и многие из них выбирают профессию своих родителей. Среди наших учащихся таких оказалось только 10%.

По результатам анкетирования можно сделать вывод, что больше помощь по дому оказывают учащиеся 5-6 классов, вместе с родителями отдыхают (совершают поездки, ходят в кино, занимаются спортом) они же. Скорее всего, старших подростков больше привлекает общение со сверстниками. Хотя семейные праздники отмечают все ребята.

Многие ребята имеют смутное представление о своих правах и обязанностях. Многие из них считают, что у них больше обязанностей, чем прав. Скорее всего, права у ребят есть, но они о них не задумываются. К своим обязанностям ребята чаще всего относят помощь по дому, необходимость подчиняться требованиям родителей. Восприятие своих прав и обязанностей у ребят меняется с возрастом. Более важным для ребят младших является отстаивание своих прав в области досуга. Для старших – это определение жизненных целей и ценностей (отстаивание своей точки зрения, участие в распределении семейного бюджета, планирование личной жизни).

Ребята 5-6 классов больше помогают родителям по дому, у старших большая часть времени уходит на подготовку к урокам. Большая часть ребят считают себя достаточно умными, счастливыми, обладающими неплохим характером и достаточно здоровыми. Среди старшеклассников есть группа ребят, которая имеет низкую самооценку, хотя среди ребят 5-6 классов таких практически нет. Возможно, к старшему школьному возрасту, ребенок начинает осознавать одиночество в семье, чувствует себя дискомфортно, его самооценка снижается. Исходя из теории, можно говорить о том, что единственный ребенок в семье – человек несамостоятельный, неорганизованный. Ребятам было предложено оценить уровень своей самостоятельности в баллах от 3 до 5. По результатам исследования можно сделать вывод, что 24% ребят считают себя самостоятельными людьми, 55% - достаточно самостоятельными, 21% - не считают себя самостоятельными.

В ходе исследования ребятам было предложено из списка выбрать качества, которые им присущи.

Обобщив полученные  результаты, я получила следующий портрет личности ребенка. Это человек доброжелательный, способный к эмпатии, общительный, целеустремленный, работоспособный, открытый, решительный. Опросив по этим же параметрам педагогов, работающих с ребятами, я получила несколько другой портрет. Названные ребятами качества присутствуют в этом портрете, но в меньшем количестве. А такие качества, как решительность и целеустремленность педагоги оценивают значительно скромнее. Педагогам было предложено ответить на вопрос: «Существует ли особенность педагогического воздействия на единственного ребенка в семье? Отличаются ли они чем–либо в лучшую или худшую сторону от других своих сверстников?» На что педагоги ответили, что таких особенностей не наблюдается. Они такие же разные, как и их сверстники.

С помощью школьного врача из обследованных детей я выявила 10 часто болеющих детей, что составило 19%. Поэтому нельзя сделать вывод, что единственный ребенок в семье – это часто болеющий ребенок, по крайней мере, ребенок, обучающийся в нашей школе. Около половины ребят, по мнению классных руководителей, является неорганизованными в учебной деятельности. По результатам исследования, можно сказать, что единственному ребенку не всегда хочется быть единственным (31%), 32% ребят хотели бы иметь брата или сестру. 31 % опрошенных в своей будущей семье хотели бы иметь 2 и более детей.

Итак, единственный ребенок, обучающийся в нашей школе, воспитывается в обеспеченной семье, в которой родители достаточно образованы. Ребенок прошел социальную адаптацию в дошкольном учебном заведении. Этот ребенок включен в жизнь семьи: помогает по дому, проводит вместе со взрослыми досуг (встречает праздники, отдыхает). Этот ребенок имеет высокую самооценку. Это человек доброжелательный, способный к эмпатии, общительный, целеустремленный, работоспособный, открытый, решительный. Главной его проблемой является невысокий уровень самостоятельности, организованности. 80%  выпускников нашей школы, которые являются единственным ребёнком в семье, не выезжают для поступления в ВУЗы за пределы города, то есть  трудность отделения от семьи для таких детей характерна.

Трудностей в воспитании единственного ребёнка в семье можно избежать. При правильном выборе методов воспитательного воздействия он формируется цельной, гармоничной, активной личностью, но проблема несамостоятельности, неорганизованности решается труднее.