Цель: создание условий для активного исследования темы, формирование у детей представления о деньгах, как об универсальном средстве обмена.
Задачи:
Образовательные задачи:
- познакомить учащихся с историей развития различных форм денег, денежными единицами других стран;
- дать базовые экономические понятия по данной теме, учить принимать решения, учитывая экономические аспекты и факторы, исследуя и анализируя жизненную ситуацию.
Развивающие задачи:
- развитие практического опыта, необходимого для работы в небольших группах, правильного выбора при покупке товаров, правильного расхода семейного бюджета;
- развитие потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в группе, умения анализировать информацию, излагать свою точку зрения, уважая мнение других.
Воспитательные задачи:
- воспитание у учащихся бережного отношения к деньгам, к труду родителей, формирование потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в группе, умения анализировать информацию, излагать свою точку зрения, уважая мнение других.
Планируемые результаты:
Личностные | Метапредметные |
воспитание бережливости, уважительного отношения к деньгам, умения разумной траты денег. |
Регулятивные УУД: |
Предметные |
|
- содействовать усвоению понятия «деньги»; развитию представлений учащихся о товарно-денежных отношениях, о денежных единицах разных стран, о функциях денег в жизни человека; |
В результате изучения окружающего мира ученик должен:
знать/понимать:
- государственную символику России;
- денежный механизм; нумизматику, основные функции денег;
- что такое продажа, покупка, цена, в чем трудности обмена и что деньги помогают разрешению этих трудностей
уметь:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране.
- показывать на примерах трудности бартерного обмена и то, как деньги способствуют их разрешению;
- привести примеры товаров, которые использовались в качестве денег в разное время и в разных странах;
- объяснить, почему одни товары можно легко использовать в качестве денег, а другие - затруднительно; объяснять функции денег;
- рассчитывать стоимость своей покупки и величину сдачи.
В ходе урока учащиеся:
Актуализируют:
- представления об особенностях товарно-денежных отношений;
- знания и представления о видах денег, их характерных особенностях, путях появления у людей;
- представления о денежных единицах разных стран;
- представления о функциях денег в жизни человека.
Приобретают:
- представления о том, что такое деньги;
- знания, расширяющие кругозор в области товарно-денежных отношений;
- умения устанавливать причинно-следственные связи между возникновением и развитием денежного обращения;
- умения сравнивать анализируемые понятия: «обмен», «купля-продажа»;
- представления о самых первых денежных средствах на Руси.
Закрепляют:
- умения работать с различными источниками информации (текстовой, ИКТ, наглядной);
- умения обобщать информацию, выделять главное, делать выводы, наблюдать, логично выражать свои мысли, приводить примеры, аргументировать свою точку зрения и высказывая отношения к мнению других, устанавливать взаимосвязи, сотрудничать;
- качества характера, такие как, уважение к мнению, точке зрения одноклассников, бережливое отношение к деньгам, уважительное отношение к тем, кто зарабатывает деньги, рациональное использование получаемых от взрослых денежных средств.
Методы исследования:
- анализ литературных произведений;
- информация с интернета;
- опрос детей и анкетирование родителей;
- составление летописи и коллекции денег;
- поиск поговорок, пословиц, примет, сказок;
- изготовление книжки – малышки.
Технологии: педагогика сотрудничества, информационно-коммуникативная, групповая, здоровьесберегающая.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Основные понятия: бартер, купля-продажа, деньги, сбережения, лицевая сторона монеты, оборотная сторона монеты, нумизматы.
Межпредметные связи: история, литература, математика, русский язык.
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Форма урока: Урок-проект.
Оборудование:
- Компьютер; Ноутбуки
- Мультимедийный проектор, экран;
- Презентация «Что такое деньги?»
- ВЫСТАВКА: Российские монеты (современные, устаревшие);
- Иллюстрации бумажных денег (современные и устаревшие).
- Конверты с заданием;
- Детские работы: страницы книги;
- Раздаточный материал: монеты достоинством 1 рубль, 5 рублей.
- Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 2./А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2013г.
- Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь. Часть 2. /А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2016г.
- Конфеты, лак для волос, пакет молока, стиральный порошок, ценники.
Структура урока
№ | Вид работы |
Время |
1 |
Актуализация знаний и пробное учебное действие |
|
2 |
Мотивация к учебной деятельности и построение проекта |
|
3 |
Выявление места и причины затруднения |
|
4 |
Реализация построенного проекта |
|
5 |
Презентация продуктов проекта: СПОСОБЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ ТОВАРА: ИСТОРИЯ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА: |
|
6 |
Включение в систему знаний и повторения |
|
7 |
Домашнее задание |
|
8 |
Рефлексия |
|
Литература.
- Т.Ю.Целоусова, Т.В.Максимова. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир. 3 класс». М.: «ВАКО», 2004, 320 С. – (В помощь школьному учителю)
- Дифференцированный подход к младшим школьникам в процессе обучения: сб. ст.\ [отв. Ред. Н.Н.Деменева ); НИРО. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007. - 199с.
- Методические рекомендации по выполнению проекта урока./
- Составители сборника О.В.Медведева и др.; Информационно-диагностический кабинет управления образования, Павлово, 2008
- Хоритонова Л.А. «Проблемные ситуации на уроках природоведения»/журнал «Начальная школа» №4, 1998 год, с.57