Урок по окружающему миру "Что такое деньги". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: создание условий для активного исследования темы, формирование у детей представления о деньгах, как об универсальном средстве обмена.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • познакомить учащихся с историей развития различных форм денег, денежными единицами других стран;
  • дать базовые экономические понятия по данной теме, учить принимать решения, учитывая экономические аспекты и факторы, исследуя и анализируя жизненную ситуацию.

Развивающие задачи:

  • развитие практического опыта, необходимого для работы в небольших группах, правильного выбора при покупке товаров, правильного расхода семейного бюджета;
  • развитие потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в группе, умения анализировать информацию, излагать свою точку зрения, уважая мнение других.

Воспитательные задачи:

  • воспитание у учащихся бережного отношения к деньгам, к труду родителей, формирование потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в группе, умения анализировать информацию, излагать свою точку зрения, уважая мнение других.

Планируемые  результаты:

Личностные

Метапредметные

воспитание бережливости, уважительного отношения к деньгам, умения разумной траты денег.

Регулятивные  УУД:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью.
- контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя).
- оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
- умение извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической и др.), в разных источниках (учебник, словарь, справочная литература, Интернет и др.)
- умение отбирать и перерабатывать полученную информацию.
- умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД:
- умение договариваться и распределять обязанности при работе в группе;
- осознанно строить речевое высказывание в устной  форме.
- умение слушать и вступать в диалог;  участвовать в коллективном обсуждении проблем.
- умение донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.

Предметные

- содействовать усвоению понятия «деньги»; развитию представлений учащихся о товарно-денежных отношениях, о денежных единицах разных стран, о функциях денег в жизни человека;
- познакомить учащихся с видами денег, их характерными особенностями, путями появления у людей;
- способствовать воспитанию культуры поведения в условиях рыночных отношений.

В результате изучения окружающего мира ученик должен:

знать/понимать:

  • государственную символику России;
  • денежный механизм; нумизматику, основные функции денег;
  • что такое продажа, покупка, цена, в чем трудности обмена и что деньги помогают разрешению этих трудностей

 уметь:

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
    • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
    • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране.
  • показывать на примерах трудности бартерного обмена и то, как деньги способствуют их разрешению;
  • привести примеры товаров, которые использовались в качестве денег в разное время и в разных странах;
  • объяснить, почему одни товары можно легко использовать в качестве денег, а другие - затруднительно; объяснять функции денег;
  • рассчитывать стоимость своей покупки и величину сдачи.

В ходе урока учащиеся:

Актуализируют: 

  • представления об особенностях товарно-денежных отношений; 
  • знания и представления о видах денег, их характерных особенностях, путях появления у людей; 
  • представления о денежных единицах разных стран; 
  • представления о функциях денег в жизни человека. 

Приобретают:

  • представления о том, что такое деньги; 
  • знания, расширяющие кругозор в области товарно-денежных отношений;
  • умения устанавливать причинно-следственные связи между возникновением и развитием денежного обращения; 
  • умения сравнивать анализируемые понятия: «обмен», «купля-продажа»; 
  • представления о самых первых денежных средствах на Руси. 

Закрепляют:

  • умения работать с различными источниками информации (текстовой,  ИКТ, наглядной); 
  • умения обобщать информацию, выделять главное, делать выводы, наблюдать, логично выражать свои мысли, приводить примеры, аргументировать свою точку зрения и высказывая отношения к мнению других, устанавливать взаимосвязи, сотрудничать; 
  • качества характера, такие как, уважение к мнению, точке зрения одноклассников, бережливое отношение к деньгам, уважительное отношение к тем, кто зарабатывает деньги, рациональное использование получаемых от взрослых денежных средств.

Методы исследования:

  • анализ литературных произведений;
  • информация с интернета;
  • опрос детей и анкетирование  родителей;
  • составление летописи  и коллекции денег;
  • поиск поговорок, пословиц, примет, сказок;
  • изготовление книжки – малышки.

Технологии: педагогика сотрудничества, информационно-коммуникативная, групповая, здоровьесберегающая.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Основные понятия: бартер, купля-продажа, деньги, сбережения, лицевая сторона монеты, оборотная сторона монеты, нумизматы.

Межпредметные  связи: история, литература, математика, русский язык.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Форма урока: Урок-проект.

Оборудование:

  • Компьютер; Ноутбуки
  • Мультимедийный проектор, экран;
  • Презентация «Что такое деньги?»
  • ВЫСТАВКА: Российские монеты (современные, устаревшие);
  • Иллюстрации бумажных денег (современные и устаревшие).
  • Конверты с заданием;
  • Детские работы: страницы книги;
  • Раздаточный материал: монеты достоинством 1 рубль, 5 рублей.
  • Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 2./А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2013г.
  • Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь. Часть 2. /А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2016г.
  • Конфеты, лак для волос, пакет молока, стиральный порошок, ценники.

Структура урока

Вид работы

Время

1

Актуализация знаний и пробное учебное действие   
(Тема, цели)

 

2

Мотивация к учебной деятельности  и построение проекта  
(План)

 

3

Выявление места и причины затруднения   
(Палитра знаний)

 

4

Реализация построенного проекта 
(Самостоятельная работа в группах)

 

5

Презентация продуктов  проекта:

СПОСОБЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ ТОВАРА:
а) Защита исследования 1 группы.
б) Деловая игра «Обмен»

ИСТОРИЯ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ:
а) Защита исследования 2 группы.
б) Рассматривание металлических денег
в) Защита исследования 3 группы.
г) Музыкальная физкультминутка

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА:  
а) Защита исследования 4 группы.
б) Рассматривание бумажных денег
в) Защита исследования 5 группы.

 

6

Включение в систему знаний и повторения
(Вывод)

 

7

Домашнее  задание

 

8

Рефлексия
(Палитра знаний)

 

Ход урока

Литература.

  1.  Т.Ю.Целоусова, Т.В.Максимова. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир. 3 класс». М.: «ВАКО», 2004, 320 С. – (В помощь школьному учителю)
  2. Дифференцированный подход к младшим школьникам в процессе обучения: сб. ст.\ [отв. Ред. Н.Н.Деменева ); НИРО. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007. - 199с.
  3. Методические рекомендации по выполнению проекта урока./
  4. Составители сборника О.В.Медведева и др.; Информационно-диагностический кабинет управления образования, Павлово, 2008
  5. Хоритонова Л.А. «Проблемные ситуации на уроках природоведения»/журнал «Начальная школа» №4, 1998 год, с.57