Визуализация в учебно-воспитательной деятельности

Разделы: Общепедагогические технологии


Интеллект формируется только тогда, когда человек приобретает способность отражать действительность, оценивать её и планировать во внутреннем плане, то есть первое контактное взаимодействие с объектами происходит во внешнем плане, а затем переносится во внутренний. Формирование научной картины мира требует от ученика не только высокого уровня понимания знаний, но и переработки, запоминания и применения этих знаний на деле. Для этого учителю надо не только презентовать знания, но и логически их организовать, чтобы увеличить информационную плотность представления знаний, обеспечить универсальность установления смысловых связей в учебно-познавательной деятельности. На уроках биологии обязательным условием является интерактивность. Понимание живых объектов, процессов, явлений учениками возможно только анализу и синтезу сенсорной призмы и образного мышления человека в результате индивидуальной и совместной работы обучающихся.

Среди интерактивных средств обучения (например, интерактивные игры) на уроках биологии незаменимым в учебном процессе является и технология визуализации учебной информации, с помощью которой возможно усовершенствовать учебный процесс в целом.  технология визуализации учебной информации – это эффективный инструмент отображения понятийной системы человека, который способствует формированию понятийного мышления (высшего порядка), лучшему запоминанию и извлечению из памяти знаний, повышает способности применять знания в новых ситуациях. При этом достигаются: системность, единообразие, научность.

Для реализации технологии визуализации учебной информации удобно использовать такие схемно-знаковые модели (СЗМ) представления знаний как логико-смысловые модели, когнитивно-графические элементы, конспект-схема. Например, когнитивно-графические элементы «Древо» и «Здание». Для составления спецификации учебных элементов необходимо провести структурно-логический анализ содержания, то есть выделить сами учебные элементы, а также установить связи между ними. Данные элементы строятся по принципу блок-схем. Логико-смысловые модели  – это образно-понятийная дидактическая конструкция, в которой смысловой компонент представлен связанной системой понятий (ключевых слов), а логический компонент выполнен из радиальных и круговых графических элементов, предназначенных для размещения понятий и смысловых связей между ними.

Этапы освоения приемов структурирования и визуализации учебного материала:

  1. отбор учебного материала, структурно-логический анализ и построение структурно-логической схемы учебной информации;
  2. выделение главного (ядра), методологических и прикладных аспектов темы;
  3. расположение учебного материала с учетом логики формирования учебных понятий;
  4. подбор опорных сигналов (ключевых слов, символов, фрагментов схем) и их кодировка;
  5. поиск внутренних логических взаимосвязей и межпредметных связей;
  6. составление первичного варианта, компоновка материала в блоки;
  7. критическое осмысление первичного варианта, перекомпоновка, перестройка, упрощение;
  8. введение цвета;
  9. озвучивание и окончательная корректировка опорного конспекта, схемы или другого визуального средства.

Работая над составлением кластеров (схем), ученики не только ещё раз прочитывают учебный материал, но и учатся структурировать полученную информацию, выделять ключевые слова в тексте и устанавливать между ними смысловые связи. Работа с моделями когнитивной визуализации предполагает как коллективную, так и индивидуальную работу (в том числе и в рабочих тетрадях). С помощью различных средств ИКТ ученики составляют конспекты учебных статей, оформленных в виде концептуальных карт Такие работы позволяют обучающимся овладеть основными навыками для построения моделей визуализации – одного из основных методов «инженерии знаний».
Визуализация информации важна и в воспитательной деятельности. Исследователи установили, в частности, взаимосвязь производительности труда и цвета. При работе, рассчитанной на короткий срок, производительность труда при красном свете увеличивается, а при синем – снижается. При длительной работе повышению производительности труда способствует зеленый цвет и препятствуют индиго и фиолетовый. Эти исследования относятся, прежде всего, к физическому труду, к мышечной работе, но их результаты следует учитывать и при умственном труде, в частности, учебной деятельности. Давно и крепко вошло в сознание выражение: «Воспитание красотой».

Представления художников об идеальном пейзаже оказывают гораздо более сильное влияние на человека и создание среды, чем может показаться на первый взгляд. Идеалы, запечатленные в изобразительном искусстве, дисциплинируют взгляд, становятся формой, через которую пропускается реальность. В итоге организующая сила красоты «создает» не только городскую среду, пейзажи пригородных парков и поэтические руины, но и образ тела, а следовательно, и само тело, например, посредством пластических операций. Власть представлений о красоте столь повсеместна, что она воспринимается не как насилие, а как собственное желание, как общепринятые нормы. Внутри культурной ситуации, полагаем, так и должно быть. Подтверждение этому находим в представлениях о красоте в различных архаических культурах, в том числе и доживших без изменения до настоящего времени. Примеры «экзотичных» форм воплощения таких представлений многочисленны: таковы, в частности, перебинтовывание ступней у китаянок или выбивание передних зубов у девушек из племени балуба. В таких случаях способ утверждения красоты трудно отделить от форм насилия, если смотреть «извне» данной культуры. 

 Негативные воздействия неблагоприятной визуальной экологии (сочетающей бедность, монотонность, удручающее однообразие и чрезмерную интенсивность слишком уж манящих рекламных образов, шоковый избыток, наконец) требуют самого пристального внимания и предотвращения как геометризации, обеднения визуальной среды, так и излишне перенасыщенной структуры визуального окружения.

Визуальные образы, безусловно, оказывают влияние на детей и подростков и увлекают их настолько, что некоторые решаются на модификации своего тела, порой, тайно от родителей или явно в случаях «проблемных семейных отношений». Визуализация информации — безусловно, мультидисциплинарная область, которая базируется на знании предметной сферы визуализируемых данных и процессов, понимании основ визуального восприятия человеком информации и владения методами анализа данных.