Технологическая карта урока "Степени сравнения наречий". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Автор учебника: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Дидактические цели урока:

  • Предметные: формировать умение отличать наречия от прилагательного, находить их в тексте; уметь употреблять в речи.
  • Познавательные: развивать внимание, память, логическое мышление, устную и письменную речь, исследовательские умения, умения критически мыслить и принимать решения, устанавливать причинно-следственные связи.
  • Коммуникативные: умение создавать устный и письменный текст; умение участвовать в диалоге, взаимодействовать с другими учениками во время выполнения общего задания.
  • Регулятивные: умение определять цель предстоящей работы, умение оценивать достигнутые результаты;
  • Личностные: воспитывать собранность, дисциплинированность, вдумчивое отношение к русскому языку, внимание к выразительным средствам языка.

Формы работы: работа в парах, анализ текста, упражнения на развитие логического мышления.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые результаты

I. Организационный момент

Учитель помогает вспомнить тему и цели прошлого и сегодняшнего уроков.

Фронтальная работа
Записывают дату, вид работы, формулируют тему, цели прошлого и сегодняшнего уроков.

- волевая саморегуляция

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Организует повторение пройденного на прошлом уроке:
- Что обозначает наречие в сравнительной и превосходной степени?
- В чем вам помогла краткая запись информации об образовании степеней сравнения наречий?
- Как образуются степени сравнения наречий?
- Образуйте степени сравнения наречий в словосочетаниях:
сказать серьезно –
писать грамотно –
бежать легко –
идти весело –
- Подведем итоги: как усвоили тему прошлого урока?

Фронтальная работа
Отвечают на вопросы, проверяют грамотность оформления таблицы/схемы «Степени сравнения наречий», образовывают степени сравнения наречий.

- умение читать и слушать, извлекая нужную информацию, критически оценивать ее, соотносить с имеющими знаниями, опытом;
- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи

III. Постановка цели урока. Создание проблемной ситуации

Создает условия для мотивации учебной деятельности:
- Что предстоит на сегодняшнем уроке? Каковы цели урока?
- Сравните высказывания:
1. Этот спортсмен быстрее.
2. Бегун преодолел дистанцию быстрее.
- Можно ли утверждать, что перед нами слова разных частей речи?
- По каким признакам можно сравнить эти слова?
Восстановите таблицу.

Часть речи

 

 

Что обозначает?

 

 

 

каков?

 

 

от существительного

 

 

 

обстоятельство

 

Часть речи

прилагательное

наречие

Что обозначает?

признак предмета

признак действия

На какой вопрос отвечает?

каков?

как?

От какого слова зависит?

от существительного

от глагола

Синтаксическая роль

сказуемое

обстоятельство

- Слова каких частей речи употреблены в 1-м и 2-м предложениях?
- Сравните записанное в таблице с тем, что помещено в учебнике.
- Сделайте вывод: чем отличаются прилагательные и наречия?
- Достичь поставленных целей вам помогут разнообразные задания, которые мы будем выполнять сегодня на уроке.

Индивидуальная работа, работа в парах.

Формулируют цели урока:
- научиться отличать наречие от прилагательного,
- правильно употреблять наречие в речи.

Обсуждают, какой частью речи являются выделенные слова. Восстанавливают таблицу. Делают вывод.

- способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи;
- готовность целенаправленно использовать знания, умения, навыки в учебной деятельности;
- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;
- продуктивное взаимодействие со сверстниками

IV. Закрепление материала

Организует закрепление.
- Итак, теперь мы знаем, по каким признакам можно узнать наречие и прилагательное, поэтому выполним следующие задания.
1. Выпишите из представленных словосочетаний те, в которых употреблены наречия, докажите правильность своего выбора:
выполнять лучше всех,
движение красивее,
нырнуть глубже,
шаг тверже,
играть честнее,
выполнить более точно.
- Подведем итоги: насколько успешно выполнили задание?

Фронтальная и индивидуальная работа
Учатся различать степени сравнения прилагательных и наречий. Составляют словосочетания/предложения с прилагательными и наречиями.
Делают вывод: умелое использование наречий в текстах делает речь более яркой, выразительной, точной. Читают вслух ответы.

- умение извлекать нужную информацию из учебного материала;
- умение строить высказывания в соответствии с задачами коммуникации

V. Применение знаний в новой ситуации

 

1. Девиз олимпийских игр состоит из трёх латинских слов, дословно означающих «Быстрее, выше, сильнее!». Эта фраза впервые была произнесена французским священником на открытии спортивных соревнований в его колледже. Эти слова понравились Пьеру де Кубертену, инициатору проведения современных олимпийских игр, посчитавшему, что именно они отражают цель атлетов всего мира. Составьте словосочетания или предложения с данными словами так, чтобы они были употреблены в качестве
а) прилагательных,
б) наречий.
2. Прочитайте отрывок из статьи «Занятия физкультурой для школьников». Запишите, с какой целью в тексте употребляются степени сравнения наречий.
Вводя малыша в мир тренировок раньше, вы сможете добиться определенных результатов быстрее. Персонал спортивного центра подскажет, куда определить малыша, учитывая его подготовку и особенности характера. Ребёнок, занимающийся физкультурой, будет развиваться быстрее.
3. Перед вами сочинение ученика 7 класса. Прочитайте работу, найдите ошибки, помогите автору текста исправить их. Укажите, степени сравнения какой части речи употребил автор.

Текст

Учитель

Тьютор

Друг

 Текст с ошибками

находит ошибки, определяет их тип

кратко записывает правило, которым нужно воспользоваться…

приводит пример правильного написания, употребления и т.д.

 

Текст

Учитель

Тьютор

Друг

Наш класс спортивный. Миша прыгает выше всех, поэтому его зовут на школьные и городские соревнования. Таня стреляет более точнее, чем наш преподаватель. А быстрее всех бегает Катя, она занимается легкой атлетикой дольше, чем каждый из нас.

 

 

 

Мне удалось на уроке
Мне не удалось на уроке
Мое домашнее задание

 

 

 

Работа в парах, фронтальная работа
Читают текст, находят ошибки, классифицируют их, определяют, какое правило нарушено, приводят примеры правильного написания или употребления.

- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- оценка, анализ, контроль (сличение результата с эталоном – поиск ошибок), коррекция

VI. Подведение итогов урока

- Определите, что вам удалось/не удалось при выполнении данного задания. Что следует повторить к следующему уроку?
- Вспомните, какие цели мы ставили перед собой в начале урока?
- Достигли ли мы их?

Фронтальная работа
Определяют, что удалось/не удалось при выполнении данного задания, что следует повторить к следующему уроку.
Вспоминают, какие цели ставили в начале урока. Подводят итоги.

- способность оценивать свою деятельность и ее результаты;
- осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления

VII. Домашнее задание

П.36, упр.236, инструкция

Записывают ДЗ в дневники