Цель: Создание условий для развития ума, воли эмоциональной сферы и нравственных основ ребенка через включение его в учебную деятельность, не вредя здоровью.
Задачи:
- Продолжить формирование навыков полноценного чтения (техники чтения).
- Прививать интерес к литературе, как к искусству художественного слова.
- Расширять литературоведческие понятия и словарный запас учащихся.
- Продолжать развивать коммуникативные отношения.
Оборудование:
- Таблички с фамилиями писателей: Н.Носова, Л.Толстого, В.Драгунского.
- Таблички с названиями произведений: “Сверху вниз, наискосок!”, “Мишкина каша”, “Заплатка”, “Как незнайка сочинял стихи”, “Акула”, “Прыжок”.
- Портрет В.Драгунского.
- Словари.
- Таблицы определениями понятий: диалог, реплика, прямая речь, эпиграф.
План.
1. Организационный момент (проверка готовности к уроку)
2. Мотивизация.
(На доске развешаны таблички с названиями произведений: “Заплатка”, “Акула”, “Прыжок”, “Мишкина каша”, “Сверху вниз, наискосок!”, “Как незнайка сочинял стихи”)
У.: - Прочитайте названия произведений, помещенных на табличках.
Распределите названия произведений по группам. Сформулируйте признак классификации.
Д.: - Сгруппируем по авторству. Произведения Л.Толстого и Н.Носова.
(Распределяем таблички на доске по авторству, доказывая.)
У.: - А произведение “Сверху вниз, наискосок!” кому принадлежит?
Д.: - Не знаем. (Если знают, то выделить новую группу)
У.: - Как ещё можно распределить на группы?
Д.: - Сгруппируем по содержанию. Веселые и смешные, и серьезные.
У.: - В какую из них поместим произведение “Сверху вниз, наискосок!”?
Д.: - Это произведение не читали, не знаем. (Опять проблема)
У.: - К какому жанру относятся уже известные вам произведения? Почему?
Д.: - “Акула”, “Прыжок”, “Мишкина каша”, “Заплатка” - это рассказы, т.к.
- Есть повествование
- Небольшой объем
- Небольшое число героев
- Описывается один эпизод
Д.: - “Как незнайка сочинял стихи” - это сказка, т.к.
- Есть наличие вымысла
- Необычность
- Наличие постоянных героев
- Наличие законченного сюжета
У.: - Можем ли мы утверждать, что произведение “Сверху вниз, наискосок!” Можно отнести к жанру рассказа? Сказки?
Д.: - Нет. Чтобы ответить на возникшие вопросы надо прочитать это произведение. (На доске передвигаются таблички так, чтобы акцентировать внимание на проблему урока)
3. “Сверху вниз, наискосок!”
- Автор?
- Содержание?
- Жанр
- Знакомство с произведением. (произведение читает учитель)
4. Эмоциональная пауза.
У.: - Понравилось произведение? Чем?
5. Физкультминутка.
6. Ответы на поставленные вопросы.
(Завершение группировки)
У.: - На какие поставленные вопросы в начале урока вы можете дать ответ?
Сможем ли завершить классификацию произведений?
Д.: - Получится три группы, если группировать по авторству:
- Л.Толстой.
- Н.Носов.
- В.Драгунский.
Д.: - Получится две группы, если распределить по содержанию:
- Веселые и смешные произведения.
- Серьезные произведения.
Д.: - По жанру распределим на две группы:
- Рассказы.
- Сказки.
7. Расследование, предлагаемое литературными героями.
У.: - Как всегда знаменитые сыщики Шерлок Холмс и доктор Ватсон предлагают нам задания для расследования. Прочитайте их после текста на с. 75.
(Дети обращаются к словарю терминов в учебнике на с. 155. Читают. Ведется работа по знакомству ранее неизвестными понятиями и вывешиваются таблицы на доске.)
СЛОВАРЬ.
- Диалог – форма речи, которая характеризуется сменой высказываний двух или нескольких человек.
- Реплика – это высказывание говорящего в диалоге.
- Прямая речь – чужая речь, переданная без изменения от лица говорящего. (Автором)
- Эпиграф – пословица, изречение, который помещается автором после заглавия.
- Эпиграф поясняет замысел произведения.
8. Составление плана расследования.
(Учитель может предложить расставить пункты плана в правильном порядке.)
План.
- Вывести свой первый закон смешного. Нам смешно когда…
- Подумать, чем они похожи между собой.
- Найти два – три самых смешных места в рассказе.
(дети меняют местами 1 и 3 пункты плана)
9. Работа в группах.
(На столах учеников имеются рабочие листы. В них записан план работы, даны отрывки для исследования.)
1 группа. Работает с отрывком текста со слов:
с.72 – Интересно, а если я покачаю этот насос, краска пойдет?
2 группа.
с.74. – Мишка кричит:
- Здорово получается! Подставлю вторую, скорей!
3 группа.
с.74. – Я говорю:
- Эх, это ещё бы покрасить?
У.: - Прочитайте отрывок, выведите закон смешного.
10. Отчет по заданию.
Чтение отрывков.
11. Предлагаемые законы.
Общий вывод. Чтение в учебнике на с.76.
На доске: Смех всегда связан с тем, чего не ждёшь, что не возможно представить в нормальной обычной жизни – жизни по всем правилам.
12. Домашнее задание.
Выразительное чтение произведений.
Итог: - Что узнали на уроке литературы?
13. Рефлексия.
- Что было для вас сложным на уроке.
- Какую цель мы поставили сегодня на уроке?
- Достигли мы целей, которые ставили в начале урок.