Методика проведения исследовательской работы на тему «Универсальные достопримечательности стран изучаемых языков» (к Московскому городскому конкурсу проектных и исследовательских работ)

Разделы: Иностранные языки


В процессе изучения французского языка как второго иностранного, знакомясь с правилами чтения на первом году обучения, учащиеся пятого и седьмого классов знакомились с достопримечательностями Франции. Им удалось заметить, что некоторые из них очень похожи на те, что они изучали и на уроках английского языка, а также на те, которые мы встречали лично в нашей стране. Тогда они задумались: а сколько таких схожих достопримечательностей можно найти в странах, языки которых они изучают? Почему так получилось и какие выводы можно сделать, сравнив их?

В последнее время в связи с интенсивным строительством на территории Москвы можно увидеть строения, которые отличаются относительной новизной для нашей страны, однако, для других мировых столиц такие достопримечательности уже знакомы много лет, например, небоскрёбы комплекса «Москва-сити» или интенсивное развитие возможностей развлечения на территориях крупных парковых зон Москвы. Таким образом, именно схожие достопримечательности являются объектом нашего исследования.

Цель нашего исследования – выделить достопримечательности-аналоги стран изучаемых языков и установить причины прежде всего внешнего сходства.

В ходе работы мы рассматривали достопримечательности таких англоговорящих стран как Объединённое королевство (Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия), США, Австралия, Новая Зеландия, Индия; Франция, Канада (как двуязычной страны), и, конечно же, Россия.
В процессе работы мы выполнили следующие задачи:

  • Собрали общую информацию по схожим достопримечательностям стран. Выявляли схожие достопримечательности (как природные, так и рукотворные), оформили их по единому шаблону, к которому подбирали “говорящие” фото: в чем сходство, причина сходства, различия.
  • Выстраивали аналоги в относительно хронологическом порядке и создали отдельную презентацию по ним, поскольку наглядный момент здесь немаловажен.
  • Собрали информацию по сходствам, различиям – проводили сравнительный анализ.
  • Сделали выводы – установили причины сходства, основываясь на математических подсчётах и путём логических размышлений.

Основными источниками для нас послужили статьи из Википедии, а также другие статьи из интернет-источников для уточнения информации.

Таким образом, в своей работе мы использовали следующие методы исследования: отбор, классификация, сравнительный анализ, математические подсчёты.

Поскольку объектом нашего исследования являются схожие достопримечательности, то сначала мы собрали и изучили общую информацию по ним, а затем провели сравнительный анализ.  Общие причины сходства являются предметом нашего исследования.

При отборе схожих достопримечательностей определённых стран мы заметили, что их можно было классифицировать на две категории по происхождению. Подсчитав количество сходств между разными странами, мы выявили наиболее близкие друг к другу по данному параметру. По ходу работы мы также выявили временной период, на который выпало наибольшее количество достопримечательностей, распределив порядковые номера найденных групп сходств по разным столетиям, и попытались это объяснить логически.

Что же такое достопримечательность? Достопримечательность – место, вещь или объект, заслуживающие особого внимания, знаменитые или замечательные чем-либо, например, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью.

По итогам работы мы нашли 24 вида схожих достопримечательностей-аналогов (можно подробно ознакомиться в Приложении к статье) и разделили их на два типа - природные и рукотворные. К первым мы отнесли следующую группу достопримечательностей: реки по центру столиц, крупные песчаные объекты, заповедники с объектами вулканического происхождения, вулканические острова.

Среди рукотворных мы нашли следующие: каменные дольмены, искусственные пирамиды, замки и крепости, соборы, часовые башни в столицах, древнеегипетские обелиски, площади c колонной, триумфальные арки, связь Вечного огня со звездой, Марсово поле, белокаменный купольный архитектурный ансамбль, караульная стража, основные статуи Свободы, первые телевизионные и радиовещательные металлические башни, телевизионные и радиовещательные железобетонные башни, белые здания в форме многоугольника, деловые центры/даунтауны, тематические парки Уолта Диснея, большое колесо обозрения/«чёртово» колесо, парки с большим количеством возможностей отдыха.

В перспективе возможен поиск дополнительных примеров.

Мы бы хотели привести четыре примера, относящихся к разным временным периодам.

Заповедники с объектами вулканического происхождения: Yellowstone в США, занимающий территории трёх штатов: Вайоминг, Монтана и Айдахо – RotoruaValley в Новой Зеландии – Долина гейзеров на Камчатке в России. В ходе анализа мы установили общее происхождение и наличие супер-вулканов, гейзеров, термальных источников, минеральных озёр, общих климатических условий, многообразие флоры и рельефа.
При работе над искусственными пирамидами учащиеся сделали для себя открытие – подводная пирамида в Бермудском треугольнике и недавно открытая подземная пирамида в Крыму, который теперь является частью России. Интересны и пирамиды, выполняющие роль склепов, на территории кладбищ Объединённого королевства; или относительно недавно построенная стеклянная La Pyramide de Pei du Louvre. Спектр стран достаточно большой: Англия, Шотландия, США, Индия, Австралия, Новая Зеландия, Франция, Россия; как и разрыв во времени их строительства. Происхождение древних пирамид до сих пор представляет собой загадку, но для большинства из них общее назначение – это захоронения.

Если говорить о триумфальных арках в Париже и Москве, интересен факт того, что возведены они были во славу воинов времён Наполеона, но первая посвящена его победам, а вторая (вернее её копия) его поражениям. Внешнее сходство обусловлено таким античным стилем в строительстве как ампир.

Деловые центры или Downtowns/Business Districts - районы небоскрёбов на фоне исторического центра большинства мегаполисов: небоскрёбы Лондонcкого Сити – города Северной Америки (США, Канада) – бизнес-центр Сиднея – деловой центр Окленда – квартал Défance – Москва-Сити. Внешнее сходство обусловлено архитектурным стилем «модернизм», функциональных сходств множество, которые мы можем обобщить как «город в городе» - комплексы включает в себя подземную (станции метро, подземные автостоянки, дороги) и наземную часть (биржи, офисы, торгово-развлекательные комплексы, гостиницы, лечебные учреждения, кино-концертные залы, жилые апартаменты, фитнес-центры, выставочные центры и галереи, смотровые площадки, транспортные терминалы – наземные, водные, воздушные); все они пережили волну протестов в центрах с историческими архитектурными памятниками.

По видам достопримечательностей вывод очевиден: рукотворные по численности превосходят природные в 5 раз.

По одной из диаграмм (презентация результатов в Приложении) видно, какие страны по количеству сходств ближе - Россия с англоговорящими странами и Канадой.

Нами были выявлены и основные общие параметры сходств:

  • природные условия, обеспечивающие развитие городов;
  • рельеф местности и его происхождение, ограничивающее использование территорий;
  • религиозные ценности – солярный культ (солнцепоклонение) перешедший в поклонение символу звезды, почитание умерших через каменные сооружения и огонь;
  • смена функций жилища аристократических семей: от оборонительной к эстетике и комфорту;
  • стиль строительства – готика, барокко, классицизм (в том числе ампир), модернизм; переход к более простым и функциональным формам и материалам;
  • ассоциация белого камня в строительстве с величием;
  • башенные часы как один из символов государственной власти;
  • исторические интересы – египтомания;
  • моральные ценности – борьба за свободу личности;
  • исторические факты – война с Наполеоном, с Германией;
  • борьба за престиж и сохранение традиций страны в мировом масштабе;
  • одновременное развитие средств телекоммуникации;
  • развитие инвестиций и мировой финансовой системы;
  • необходимость привлечения туристов и местных посетителей, развитие индустрии развлечений и отдыха в условиях растущего мегаполиса при нехватки зелёных зон отдыха;
  • попытка создавать «города в городах» по принципу активного образа жизни и финансовой состоятельности;
  • усиление оборонительных функций в борьбе за мировое лидерство.

По хронологии сходств рукотворных объектов в составленной таблице видно, что максимум пришёлся на XIX-XX века.

Учащиеся были озадачены вопросом, что именно обусловило такой скачок в количестве сходств за последние два века. Логически они пришли к следующим ответам:

  • путешествия, а именно интенсивное развитие транспортной системы и средств передвижения;
  • войны мирового масштаба.

Таким образом, изучив схожие достопримечательности 8-ми стран изучаемых языков, мы пришли к заключению, что Земля – единый организм, который нам стоит беречь сообща. Природа создаёт как благоприятные, так и неблагоприятные условия для проживания человека, которые он в праве выбрать. Люди же своими руками создают трудности для совместного мирного проживания, не оставляя планете выбора.
За последние два века всё больше стираются границы в ценностях, ориентирах, стремлениях с одной стороны, социальному расслоению с другой; что со временем приведёт либо к борьбе за самоидентичность (т.е. индивидуальность) и сохранение традиций, либо за власть и мировое господство.