Как ребёнок овладеет чтением и письмом зависит дальнейшее обучения ученика. Причина, из-за которых возникают проблемы в умении писать и читать самая главная низкая подготовка ребёнка к школе. Вызвана плохим знанием воспитателя, родителя и учителя системы методов подготовки ребёнка к письму и чтению. Нужна система упражнений. В основу этой системы входит графическая способность, увиденная М.Фростиг. Зрительно-двигательная координация, восприятие фигуры на фоне, константность восприятия положение в пространстве, пространственные отношения, анализ контура предметов, мышечно-двигательная координация.
Зрительно-двигательная координация.
Это часть существенно влияет на копирование по образцу. Формирование проходит в 3 этапа.
Первый - копирование графических движений.
Начинать лучше копировать с крупных движений взрослого. Игра «Обезьянка» Главное условие: низкая скорость движения, словесное комментирование, итог «Что получилось?»
Второй - копирование движения рук, ног, положение тела.
Упражнение «Гимнастика по картинкам» Всего 8 поз. Ребёнок встаёт в эту позу. Упражнение «Попадание в точку», на расстоянии 10см ребёнок должен попасть в точку на листе. «Обведение квадрата», обвести трафарет квадрата. «Дорога» не отрывая карандаша от бумаги по нарисованной дороге провести машину.
Третий этап - упражнение «Копирование геометрических фигур на память», ряд из 4 форм. 10 секунд и убирается. Ребёнок рисует по памяти, задание можно усложнить.
Восприятие фигуры на фоне.
Эта способность помогает удерживать строчку чтения, найти букву или слово. Если этого нет, ребёнку трудно сливать буквы и низкая скорость чтения. Первое это метод «переплетённых линий», «переплетённые дорожки», можно проводить по линии пальцем. Упражнение «Корректурная проба» ребёнок должен просматривая строчки, подчёркивать, как в образце. Помогает детям запомнить букву или цифру.
Константность восприятия.
Узнавать буквы, независимо от величины или цвета, помогает упражнение «Нахождение буквы или цифры среди других», «Чтение фразы», пишутся фразы разной длины, разный цвет, размер, шрифт. Чтение за короткое время, 5 секунд. Чтение текста вверх ногами, отрабатывает опознавание буквы.
Положение в пространстве.
Ребёнку нужно ориентироваться в пространстве, чтобы он мог правильно разместить написанное, планировать дальнейшее движение руки.
1. Упражнение «Графический диктант» (Д.Б.Эльконин)
2. Размещение геометрических фигур (Волкова С.И.)
3. Простой лист бумаги, на нём 15 точек и звёздочек. Не отрывая карандаша соединить линией все точки и звёздочки. Можно усложнить.
Пространственные отношения.
Детям трудно запомнить взаимное расположение элементов.
1. «Узор из спичек», на столе выложен узор их спичек, дети смотрят пока не запомнят, потом у себя на парте выкладывают такой же. Дальше можно выкладывать буквы и буквосочетания.
2. «Живая скульптура». Вывешивается сюжетная картина с несколькими персонажами, затем убирается. Дети по памяти воссоздают картину, потом сверяют.
Анализ контура предметов.
Дети часто не различают трансформацию и изгиб кривых линий. С этой целью используем:
1. «Конструирование контура фигуры из полосок картона» 5 полосок по 6 см и 3 см, по 4 полоски полукруглой формы. Конструируем контуры предметов: клоун, автомобиль и т.д. контуры буквы, сначала печатный шрифт потом письменный.
2. «Конструирование букв с использованием шнурка»
3. «Письмо по точкам» показ детям таблицы, напечатаны 8 букв: л.а,п,б…точки ставятся в начале и в конце линии, в местах, где буква меняет направление и пересекается с другой линией, дети ищут букву, у которой самое большое количество точек и маленькое. Второй этап, работа с прописными буквами.
Моторный компонент графической способности. Это подготовка мышц руки и формирование моторного образа. Уже до школы ребёнок должен научиться правильно держать карандаш и ручку, хорошо владеть ими.
1. Работа с наборным полотном.
2. Нанизывание пуговиц на шнурок.
3. Штриховка.
4. «Раскручивание» спирали слева и справа с условием удержания равного расстояния между кольцами спирали. Раскручивается от точки в центре листа.
Литература.
- Безруких М.М. «Знаете ли вы своего ученика».
- Волкова С.И. «Математика и конструтрование».