Пояснительная записка
Актуальность. Современная социально-экономическая ситуация, затянувшийся переходной период от социальных норм советского периода к другим нормам, адекватным рыночным отношениям, отсутствие четко выраженной национальной идеи сказывается на отношениях между людьми и особенно на межпоколенных отношениях. Дети, являясь субъектами этих отношений, сталкиваются с проблемами, которые приводят к дезадаптации и фрустрационным ситуациям.
В ходе взросления и адаптации в обществе несовершеннолетние сталкиваются с различными проблемами, среди которых одной из важнейших является самовольный уход. Эта проблема возникает, потому что несовершеннолетние часто не умеют критически осмыслить происходящее, поэтому ищут возможность ухода от реальных требований и объективных условий.
Под самовольным уходом понимается добровольное (тайное или явное) оставление дома или организации; безвестное отсутствие несовершеннолетнего в течение одного часа с момента установления факта его отсутствия, либо с момента наступления времени, оговоренного для возвращения.
В современных психологических теориях самовольный уход из дома рассматривается как один из способов защитного поведения. Это проявление поведенческой реакции на возникающее препятствие, на событие, субъективно рассматриваемое ребенком как непреодолимое, изменяющее жизнь. Чаще всего самовольный уход является следствием конфликта между привычной зависимостью от родителей, желанием обособления, сепарации.
Без веских серьезных причин ни один ребенок не уйдет из того места, где ему тепло и уютно (исключения составляют случаи патологических нарушений личности, но тогда этим ребенком должны заниматься психиатры, а не педагоги-психологи). Тем не менее, в стране наблюдается устойчивая тенденция к увеличению случаев самовольных уходов несовершеннолетних, как из семей, так и из специальных учебно-воспитательных учреждений.
Научная обоснованность. Проблема самовольных уходов несовершеннолетних рассматривается в разных подходах. В рамках педагогической теории и практики этим вопросом занимались Ю.К. Бабанский, П.П. Блонский, В.Н. Гуров, А.С. Макаренко, Ю.М. Кудрявцев, и др. Социологический аспект проблемы самовольных уходов несовершеннолетних исследовали Я.И. Гилинский, И.С. Кон, и др. С психологической точки зрения эту проблему рассматривали А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Б.С. Братусь, И.В. Дубровина, С.А. Беличева, и др. В.В. Ковалев, А.Е. Личко, П.Д. Дмитриева, В.Д. Менделевич и др. занимались проблемой самовольных уходов несовершеннолетних с медико-психологической стороны.
Теоретической основой программы явились положения концепций и теорий отечественных и зарубежных школ: теория деятельности А.Н. Леонтьева, где личность рассматривается как совокупность общественных отношений, которые реализуются его деятельностью; концепция отношений В.Н. Мясищева, где отношения личности являются динамическим формированием, подверженные многочисленным социальным воздействиям; концепция Д.И. Фелыптейна, где личность рассматривается как результат сложного процесса его социального развития, а детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития.
Вид программы: коррекционно-развивающая.
Цель программы: коррекция деструктивного поведения подростка, склонного к самовольным уходам и коррекция детско-родительских отношений.
Задачи программы:
- Осуществление диагностической работы с целью выявления деструктивного поведения подростка, типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к ребёнку и гармонизации семейных отношений в целом.
- Информационно-просветительская работа с целью профилактики деструктивного поведения подростка, дисгармонии семейных отношений, нарушений в семейном воспитании.
- Разработка индивидуальных коррекционных занятий, направленных на коррекцию деструктивного поведения подростка, склонного к самовольным уходам.
- Осуществление комплексной коррекционной работы с семьей подростка в целях восстановления здоровых взаимоотношений между членами семьи и коррекцией имеющихся отношений в семейном воспитании, формирование семейных ценностей.
- Консультации для родителей, направленные на предупреждение ситуаций самовольного ухода.
Адресат программы: подростки 12-15 лет, их родители. Данная программа может быть адаптирована для индивидуальной и групповой работы с подростками 12-15 лет, совершающими самовольные уходы из центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и содействия семейному устройству.
Продолжительность программы составляет три календарных месяца и включает в себя следующие этапы:
- Диагностика причин самовольных уходов несовершеннолетнего:
Диагностический блок для ребенка:
- «Опросник для идентификации акцентуаций характера у подростков» (А.Е. Личко).
- «Исследование уровня субъективного контроля» (Д.Роттер).
- «Тест дифференцированной самооценки функционального состояния» (Доскин В.А., Лаврентьева Н.А., Мирошников М.П., Шарай В.Б.).
- «Методика цветовых выборов» (М.Люшер).
- «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (Э.Матейчик и П.Ржичан, адаптация – Шафер).
Диагностический блок для родителя:
- «Диагностика родительской тревожности» (А.М. Прихожан).
- «Измерение родительских установок и реакций» (Е.С. Шеффер и Р.К. Белл, в адаптации – Т.В. Нещерет).
- «Анализ семейных взаимоотношений» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис).
- «Тест-опросник родительского отношения» (А.Я.Варга, В.В. Столин).
- «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению». (К. Томас).
- «Методика цветовых выборов» (М. Люшер).
- Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, направленные на повышение самооценки подростка, развитие у него способности к эмоциональной и поведенческой саморегуляции, повышение социально-психологической компетентности подростка и развитие способности эффективно взаимодействовать с окружающими.
- Консультационные встречи с родителями, направленные на разбор возможных причин самовольных уходов ребенка и предупреждение повторных ситуаций.
- Коррекционно-развивающие занятия в диаде «ребенок-родитель», направленные на коррекцию детско-родительских отношений.
Планируемые результаты реализации программы:
- Уменьшение факторов риска, приводящих к самовольным уходам ребенка.
- Формирование у подростка нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, себе как личности.
- Восстановление взаимоотношений между членами семьи.
- Предупреждение повторных ситуаций самовольного ухода.
Учебно-тематический план программы
№ п/п |
Наименование блоков и тем |
Всего часов |
в том числе |
|
теорети- |
практи- |
|||
1. |
Диагностика причин самовольных уходов несовершеннолетнего |
|||
1.1 |
Диагностика подростка и родителей |
3 |
|
3 |
2. |
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с подростком |
|||
2.1 |
Занятие № 1. «Письмо родителям (родителю)» |
1 |
|
1 |
2.2 |
Занятие № 2. «Когнитивная репетиция» |
1 |
|
1 |
2.3 |
Занятие № 3. «Домино» |
1 |
|
1 |
2.4 |
Занятие № 4. «Путь утрат» |
1 |
|
1 |
2.5 |
Занятие № 5. «Развитие ответственности» |
1 |
|
1 |
2.6 |
Занятие № 6. «Уход от проблемы» |
1 |
|
|
2.7 |
Занятие № 7. «Дерево чувств» |
1 |
|
1 |
2.8 |
Занятие № 8. «Решение проблемы» |
1 |
|
1 |
2.9 |
Занятие № 9. «Актуализация личностных ресурсов» |
1 |
|
1 |
2.10 |
Занятие № 10. «Осознанный выбор» |
1 |
|
1 |
2.11 |
Занятие № 11. «Подведение итогов» |
1 |
|
1 |
3. |
Консультации для родителей |
|||
3.1 |
Консультация № 1. «Причины самовольных уходов семьи. Классификация уходов» |
1 |
1 |
|
3.2 |
Консультация № 2. «Об эффективности и приемлемости наказаний и поощрений ребенка» |
1 |
1 |
|
3.3 |
Консультация № 3. «Виды обратной связи относительно деятельности, поведения, чувств, переживаний и эмоциональных состояний ребенка» |
1 |
1 |
|
3.4 |
Консультация № 4. «Правила и ограничения» |
1 |
1 |
|
3.5 |
Консультация № 5. «Формирование моральных норм у ребенка. Причины задержки усвоением ребенком этических ценностей и общественных норм» |
1 |
1 |
|
4. |
Коррекционно-развивающие занятия в диаде «ребенок-родитель», |
|||
4.1 |
Занятие № 1. «Совместная деятельность» |
1 |
|
1 |
4.2 |
Занятие № 2. «Что нас объединяет» |
1 |
|
1 |
4.3 |
Занятие № 3. «Поставь себя на место другого» |
1 |
|
1 |
|
ИТОГО |
22 |
5 |
17 |
Список литературы
- Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. СПб.: Речь. 2004.
- Гиппентейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: АСТ: Астрель. 2008.
- Гиппентейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? М.: АСТ: Астрель. 2008.
- Глозман Е.М. Любящая семья: рождение эмоциональной близости.- М.: Генезис. 2017.
- Гоголева А.В., Копотев C.JI. Беспризорность, безнадзорность, бродяжничество как предмет социально-психологического изучения // Вестник социальной работы. Тверь. 2001. № 1. с. 27-33.
- Деева Е.В., Дружинина А.А. Исследование причин и диагностика самовольных уходов несовершеннолетних из семей // Социально-экономические явления и процессы. Т. 9. № 12. 2014. С. 260-267.
- Диагностика и коррекция детско-родительских отношений: практикум / авт-сост. О.Н. Истратова. Ростов н/Д: Феникс. 2017.
- Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. 3-е изд., перераб. СПб.: Питер. 2010.
- Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. СПб.: Речь. 2008.
- Зарецкий В.К., Дубровская М.О., Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Пути решения проблемы сиротства в России. М.: ООО «Вопросы психологии». 2002.
- Колодина А.В. Психологический портрет подростка, совершающего самовольные уходы из дома // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2014. № 1. С. 32-42.
- Кори Дж. и соавторы. Техники групповой психотерапии. СПб.: Питер. 2001.
- Крылова Т.А., Струкова М.Л. Социально-педагогические технологии в работе с детьми и семьями группы риска (учебно-методическое пособие). Москва: НИИ школьных технологий. 2010.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. 2-е изд.доп. и перераб. Л.: Медицина. 1983. 222 с.
- Люшер М. Цветовой тест Люшера. Издательство: Эксмо. 2005.
- Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы. М.: Эксмо. 2004.
- Методики и технологии социальной реабилитации несовершеннолетних, склонных к самовольным уходам: социально-психологическая реабилитация: методическое пособие / авт.-сост.: Е.С. Титаренко, Н.А. Разнадежина, Л.А. Бездольная, Е.А. Романова, Г.Х. Батынова, Ю.А. Якушева. Сургут: Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания». 2014.
- Методические рекомендации по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних из семей и организаций с круглосуточным пребыванием детей/сост. Т.О. Шумилина. Владимир. 2014.
- Павлов И.В. Общение с ребенком: тренинг взаимодействия. СПб.: Речь. 2008.
- Психодиагностика. Коллекция лучших тестов / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто-11-е изд. Ростов-на-Дону.: Феникс. 2016.
- Пути решения проблемы самовольных уходов детей. Методические рекомендации. Сост.Л.А. Ведрова, А.М. Ковешникова. Ханты-Мансийск. 2013.
- Саенко Ю.В. Регуляция эмоций: тренинги управления чувствами и настроениями. СПб.: Речь. 2010.
- Тест дифференцированной самооценки функционального состояния / Доскин В.А., Лаврентьева Н.А., Мирошников М.П., Шарай В.Б. // Вопросы психологии. 1973. № 6. С.141-145.
- Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий / Авт.-сост. А.Ю. Голубева, М.Р. Григорьева (и др.). Изд. 2-е испр. Волгоград: Учитель. 2009.