Как работает электронный ресурс «Единая коллекция ЦОР» на уроках русского языка?

Разделы: Русский язык


Многие современные учителя владеют информационно-коммуникативными технологиями, применяя на практике электронные ресурсы, электронные доски, всевозможные тренажёры, интерактивные таблицы, анимации, тесты и тексты.

Работая четвёртый год в дистанционной школе, я осваиваю современные дистанционные технологии. Поэтому тема моего самообразования «Электронные ресурсы на уроках русского языка и литературы как способ формирования УУД». Тема выбрана с целью изучения возможностей использования электронных ресурсов на уроках русского языка и литературы, повышения своего теоретического, методического уровня и развития благоприятной, мотивирующей потребности учащихся к учебе.

Для себя я определила следующие задачи: использовать на своих уроках электронные ресурсы, чтобы активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы учащихся, сделать уроки более яркими и увлекательными. Поставленные задачи соотносятся с предполагаемыми результатами- использование электронных ресурсов позволит:

  • активизировать познавательную активность учащихся;
  • разнообразить формы работы на уроке, деятельность учащихся;
  • повысить уровень наглядности в ходе обучения;
  • значительно сэкономить время на уроке;
  • повысить творческий потенциал личности детей;
  • внести элемент занимательности;
  • оживить учебный процесс.

На дистанционных уроках русского языка применяется несколько электронных ресурсов. В этой статье опишу использование ресурсов из сайта «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», который является незаменимым помощником в образовательно процессе. На сайте много разных полезных заданий, таблиц, анимаций, текстов, тестов, которые помогают учителю в планировании и проведении урока. При актуализации знаний, «вхождении» в тему урока, создании проблемной ситуации в начале урока, исследовании нового учебного материала уместно использовать разного вида анимации. Например:

Анимации оживляют учебный процесс, вносят элемент занимательности в урок русского языка. И конечно, они помогают учащимся усвоить тот или иной учебный материал.

Интерактивные таблицы, рисунки применяются при объяснении или исследовании темы урока. Таблица по теме «Полные и краткие прилагательные» поможет обучающемуся сопоставить прилагательные и самому сформулировать правило. Таблица по теме «Образование имён существительных» способствует формированию предметных и метапредметных навыков. Ученик, исследуя примеры, объясняет способы образования существительных, делает вывод. Таким образом, знания, полученные через анализ примеров, лучше усваиваются. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cce46a58-9b8a-4e58-949c-d9ee2f9e48fd/%5BIS-TA_05-11_03%5D_%5BIA_07-AT%5D.swf, http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b0bf40e8-be83-4ea9-81bc-d7c3702a4c64/%5BIS-TA_05-11_02%5D_%5BIA_11-AT%5D.swf, Таблица по теме «Словосочетание» показывает виды словосочетаний, на конкретных примерах даётся объяснение . http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f2760958-3f0a-4941-8804 -50d8f8d1a00f/%5BRUS8_158%5D_%5BIA_166%5D.swf.
На уроке по теме «Степени сравнения наречий» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/87b20ecc-a7c1-4f57-80d9-b1e023c66862/%5BRUS6_117%5D_%5BIM_069%5D.swf даётся рисунок с примерами, при помощи которого можно построить объяснение новой темы.

Ученица, читая словосочетания, объясняет, анализирует их при помощи учителя, записывает в тетрадь опорную схему, делает выводы, формулирует правило. На данном этапе урока развиваются коммуникативные навыки обучающейся: учебное сотрудничество с учителем, регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений, уметь пользоваться тренажёром-рисунком из электронных ресурсов.
Тексты для чтения и звуковые незаменимы при закреплении темы. Коллекция текстов так богата, что позволяет учителю организовать разнообразные виды работ: творческий, объяснительный, выборочный диктант, комплексный внализ текста, письмо по памяти, изложение.

Вот небольшой перечень текстов: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8bb2e2e0-73db-4b62-81e8-e30eb589744e/%5BRUS7_135%5D_%5BIM_233%5D.swf (Причастие), http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a395e1c-0a01-0355-012c-d7361418a043/%5BRUS6_098%5D_%5BIM_231%5D.swf, http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a39b22b-0a01-0355-00a6-8fd8d961a963/index_listing.html (Имя прилагательное). http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f97cb74b-25a9-414b-a872-25f9a0ad404e/%5BRUS7_146%5D_%5BIM_009%5D.swf, http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f97cb74b-25a9-414b-a872-25f9a0ad404e/%5BRUS7_146%5D_%5BIM_009%5D.swf (Предлог). http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0974b71a-9190-4bab-ae24-4509b82614e7/%5BRUS8_190%5D_%5BIM_041%5D.swf (Уточняющие члены предложения») Задания по этим текстам тоже интересные: выбрать нужный предлог и вставить вместо точек, найти причастия, восстановить текст...

Для активизации мыслительной и познавательной деятельности, для формирования навыков самостоятельной работы , при подведении итогов темы урока можно использовать тексты, которые позволяют осуществить самопроверку задания, тем самым формировать регулятивный учебный навык.

Например, найти наречия в сравнительной степени и проверить. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b6171988-8ac1-4d13-84c2-0fc3edf759a3/%5BRUS6_117%5D_%5BIM_071%5D.swf». И таких заданий-текстов много. Коллекция интерактивных озвученных текстов многообразна, интересна по своему содержанию. Тексты со звуком воспитывают эстетическое восприятие, обучают детей выразительному чтению. На уроках часто использую интерактивные тексты с заданиями: «Восстановить стихотворение». Привожу несколько примеров текстов по теме «Имя прилагательное» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79cea182-0a01-00ee-01b2-b131cb7a8eb6/%5BRUS5_005%5D_%5BIM_144%5D.swf, http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79cea10c-0a01-00ee-0168-989eac249c53/%5BRUS5_005%5D_%5BIM_142%5D.swf. Такая работа приносит удовольствие, ведь многим детям нравятся стихи, иллюстрации к ним. Можно организовать разную работу по интерактивному ресурсу: комплексный анализ текста, написание сочинения-миниатюры по картине...

Коллекция текстов «Описание картины» по теме «Имя прилагательное» применима на уроках русского языка как в средних, так и в начальных классах http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79cfadd6-0a01-00ee-0019-ccbadb647563/index_listing.html. В занимательной форме дети постигают сложный русский язык, учатся задавать вопросы к прилагательным., определять грамматические признаки.

Коллекция интерактивных загадок к теме «Имя существительное» может использоваться при повторении или изучении темы «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79cfad99-0a01-00ee-00c5-e2cff215dedb/index_listing.html  Дети обучаются на лучших текстах русской литературы. Загадки, стихотворения классиков И.Бунина, А.С. Пушкина, М.Лермонтова... Это ли не образец для подражания! Межпредметная связь с литературой, ИЗО не только развивает умственно, но и духовно, нравственно.

Тесты из этого сайта тоже применяются на уроках русского языка, потому что они готовят детей к сдаче ОГЭ, ЕГЭ. Тесты способствуют закреплению темы урока, их также можно применять и при подведении итогов урока.

Данный тест проверяет знания по теме «Однородные члены предложения». http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/34324431-7d48-457b-b3c6-f86a1c551cbc/%5BRUS8_186%5D_%5BQS_008%5D.html, http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3d0995ea-b473-4ad7-a465-29ea7df9a57f/index_listing.html, много тестов по орфографии, например, задание: выделите безударные гласные -орфограммы в окончаниях глаголов http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79cf5c99-0a01-00ee-013f-1f92d6a1c4dd/%5BRUS5_006%5D_%5BQS_220%5D.html

При помощи электронных ресурсов создаются условия для развития логического мышления, устной и письменной речи, памяти, внимания, воображения детей. Школьники учатся работать с электронными ресурсами, которые способствуют формированию познавательного интереса к предмету и умению пользоваться алгоритмом, схемой.

Источники:

  1. Сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/