Секреты успеха технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии


Ключевые слова: критическое мышление, интеграция методов и стратегий обучения.

Попытаемся открыть секреты успеха технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Ключевое достоинство технологии развития критического мышления — ее эффективность. Это качество достигается благодаря стройной композиции. Базовая модель урока представлена тремя технологическими этапами.

Технология РКМЧП.

Действия учителя и учащихся.

1. Этап «Вызов»

Учащиеся анализируют знания по изучаемой теме и формулируют собственные цели-мотивы; учащиеся систематизируют информацию, выслушивают различные мнения, формируют свои суждения, развивают уверенность в ценности своих целей. Учитель направляет учеников, подбирая эффективные и интересные приемы обучения; учитель придерживается принципа «Нет неправильного мнения».

2. Этап «Осмысление содержания»

Ученик отслеживает новый материал, сопоставляет его с имеющимися знаниями, ставит новые вопросы, готовится к обсуждению услышанного (увиденного). Учитель — источник информации, он следит за активностью учащихся, подбирает эффективные приемы работы.

3. Этап «Рефлексии»

Хаос мыслей, новой информации структурируется, превращается в новое знание через обмен мнениями, вербализацию.

Итак, технология РКМЧП:

  • меняет целевую ориентацию урока, ученик сам конструирует процесс обучения, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат;
  • это рефлексивная технология, которая формирует самостоятельность мышления, возможность управлять образовательным процессом, влиять на цели, способы, методы и результаты образовательного процесса.

Достоинства предлагаемой технологии неоспоримы. Но, с другой стороны, современное образование невозможно представить без проблемного и исследовательского метода, без информационных технологий.

Возможно ли в рамках технологии РКМЧП реализовать перечисленные методики? Возможно. Мной разработаны рабочие модели уроков, раскрывающих эту интеграцию.

1. Модель «Следопыт» синтезирует технологию РКМЧП и исследовательский метод. Она названа так, потому что в течение урока обучающиеся испытывают свойства учебных объектов, ищут следы их общих и отличительных признаков, делают выводы.

На этапе «Вызов» я предлагаю использовать прием «Дерево прогнозов». Он помогает построить предположения, высказать гипотезы. Ствол «дерева» — тема исследования, ветви — предположения, листья — обоснования, аргументы. Для этапа «Осмысление содержания» рекомендую использовать прием «Концептуальная таблица», или «Фишбоун». Прием «концептуальная таблица» особенно полезен, когда предлагается сравнение трех и более объектов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали — различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

Форма концептуальной таблицы.

Объект сравнения

Линия сравнения

Линия сравнения

Линия сравнения

Персоналии и факты

 

 

 

Персоналии и факты

 

 

 

Персоналии и факты

 

 

 

Прием «Фишбоун» позволяет визуально увидеть все аспекты проблемы. В голове скелета обозначается проблема исследования. В самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних обучающиеся отмечают причины возникновения проблемы, на нижних — факты, подтверждающие названные причины.

Рефлексия в модели «Следопыт» представлена приемом «Шесть шляп» (Эдуард де Бон). Обучающиеся имеют возможность показать творческое, критическое, аналитическое, логическое, абстрактное мышление.

БЕЛАЯ ШЛЯПА

мыслим фактами, цифрами.

Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!

ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА

ШЛЯПА положительное, позитивное мышление.

Выделение позитивных сторон и аргументирование.

ЧЕРНАЯ ШЛЯПА

ШЛЯПА Критическая, критическое
мышление

Выявление противоречий, недостатков, их причин.

КРАСНАЯ ШЛЯПА

эмоциональная

Связь изменения эмоционального состояния с рассматриваемыми явлениями

ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА

творческая

Поиск новых граней в изученном материале.

СИНЯЯ ШЛЯПА

философская, обобщающая

Поиск обобщающих параллелей, общие выводы

2. Модель «Верю — не верю» интегрирует технологию критического мышления и проблемный метод. Учебный процесс в данной модели построен на антитезе полярных свойств учебного объекта. Результатом конструктивной дискуссии является решение проблемы.

Этап «Вызов» представлен приемом «Верные и неверные утверждения». Каждый ученик выбирает близкое для него утверждение и аргументирует свой выбор, а на этапе «Осмысление содержания» ищет подтверждение заявленной позиции. На втором этапе наиболее удачным, на мой взгляд, является прием «Перекрестная дискуссия». Он предполагает столкновение противоположных точек зрения. Обучающиеся делятся на пары и заполняют таблицу.

Форма таблицы для перекрестной дискуссии (С.И. Заир-Беком)

Аргументы «за»

Вопросы для дискуссии

Аргументы «против»

 

 

 

Далее пары объединяются с другими парами, сравнивают свои записи, взвешивают все аргументы «за» и «против». Рефлексией может стать оформленный макет, плакат или синквейн.

3. Модель «Аборигены и эмигранты» интегрирует технологию РКМЧП и информационные технологии. Это условная модель, которая показывает, что на всех этапах работы в технологии критического мышления можно использовать компьютер. Учителя-эмигранты выполняют пассивную функцию помощников, консультантов. Ученики же — аборигены, открытые для поиска новых информационных ресурсов, для самостоятельных электронных экспериментов.

На этапе «Вызов» предлагаю использовать прием электронный «Кластер», который позволяет выделить смысловые единицы и графически оформить их в определенном порядке в виде грозди.

Поиск учебных текстов на этапе «Осмысление содержания» обучающиеся осуществляют через сеть Интернет. Прием «ИНСЕРТ» требует вдумчивого прочтения текста. Результатом работы станет маркировочная таблица.

Таблица ИНСЕРТ

+ (узнал новое)

 (думал иначе)

? (не понял
информацию)

V (уже знал)

 

 

 

 

Новую информацию ученики могут обсудить на различных форумах.

На этапе «Рефлексия» учащиеся могут защитить свои мини-проекты: буклет с описанием работы, мультимедийную презентацию, вопросы для интервью.

Итак, технология РКМЧП открыта для актуальных методов обучения и придерживается личностно ориентированного подхода.