Ключевые слова: критическое мышление, интеграция методов и стратегий обучения.
Попытаемся открыть секреты успеха технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Ключевое достоинство технологии развития критического мышления — ее эффективность. Это качество достигается благодаря стройной композиции. Базовая модель урока представлена тремя технологическими этапами.
Технология РКМЧП.
Действия учителя и учащихся.
1. Этап «Вызов»
Учащиеся анализируют знания по изучаемой теме и формулируют собственные цели-мотивы; учащиеся систематизируют информацию, выслушивают различные мнения, формируют свои суждения, развивают уверенность в ценности своих целей. Учитель направляет учеников, подбирая эффективные и интересные приемы обучения; учитель придерживается принципа «Нет неправильного мнения».
2. Этап «Осмысление содержания»
Ученик отслеживает новый материал, сопоставляет его с имеющимися знаниями, ставит новые вопросы, готовится к обсуждению услышанного (увиденного). Учитель — источник информации, он следит за активностью учащихся, подбирает эффективные приемы работы.
3. Этап «Рефлексии»
Хаос мыслей, новой информации структурируется, превращается в новое знание через обмен мнениями, вербализацию.
Итак, технология РКМЧП:
- меняет целевую ориентацию урока, ученик сам конструирует процесс обучения, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат;
- это рефлексивная технология, которая формирует самостоятельность мышления, возможность управлять образовательным процессом, влиять на цели, способы, методы и результаты образовательного процесса.
Достоинства предлагаемой технологии неоспоримы. Но, с другой стороны, современное образование невозможно представить без проблемного и исследовательского метода, без информационных технологий.
Возможно ли в рамках технологии РКМЧП реализовать перечисленные методики? Возможно. Мной разработаны рабочие модели уроков, раскрывающих эту интеграцию.
1. Модель «Следопыт» синтезирует технологию РКМЧП и исследовательский метод. Она названа так, потому что в течение урока обучающиеся испытывают свойства учебных объектов, ищут следы их общих и отличительных признаков, делают выводы.
На этапе «Вызов» я предлагаю использовать прием «Дерево прогнозов». Он помогает построить предположения, высказать гипотезы. Ствол «дерева» — тема исследования, ветви — предположения, листья — обоснования, аргументы. Для этапа «Осмысление содержания» рекомендую использовать прием «Концептуальная таблица», или «Фишбоун». Прием «концептуальная таблица» особенно полезен, когда предлагается сравнение трех и более объектов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали — различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.
Форма концептуальной таблицы.
Объект сравнения | Линия сравнения |
Линия сравнения |
Линия сравнения |
Персоналии и факты |
|
|
|
Персоналии и факты |
|
|
|
Персоналии и факты |
|
|
|
Прием «Фишбоун» позволяет визуально увидеть все аспекты проблемы. В голове скелета обозначается проблема исследования. В самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних обучающиеся отмечают причины возникновения проблемы, на нижних — факты, подтверждающие названные причины.
Рефлексия в модели «Следопыт» представлена приемом «Шесть шляп» (Эдуард де Бон). Обучающиеся имеют возможность показать творческое, критическое, аналитическое, логическое, абстрактное мышление.
БЕЛАЯ ШЛЯПА | мыслим фактами, цифрами. |
Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты! |
ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА |
ШЛЯПА положительное, позитивное мышление. |
Выделение позитивных сторон и аргументирование. |
ЧЕРНАЯ ШЛЯПА |
ШЛЯПА Критическая, критическое |
Выявление противоречий, недостатков, их причин. |
КРАСНАЯ ШЛЯПА |
эмоциональная |
Связь изменения эмоционального состояния с рассматриваемыми явлениями |
ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА |
творческая |
Поиск новых граней в изученном материале. |
СИНЯЯ ШЛЯПА |
философская, обобщающая |
Поиск обобщающих параллелей, общие выводы |
2. Модель «Верю — не верю» интегрирует технологию критического мышления и проблемный метод. Учебный процесс в данной модели построен на антитезе полярных свойств учебного объекта. Результатом конструктивной дискуссии является решение проблемы.
Этап «Вызов» представлен приемом «Верные и неверные утверждения». Каждый ученик выбирает близкое для него утверждение и аргументирует свой выбор, а на этапе «Осмысление содержания» ищет подтверждение заявленной позиции. На втором этапе наиболее удачным, на мой взгляд, является прием «Перекрестная дискуссия». Он предполагает столкновение противоположных точек зрения. Обучающиеся делятся на пары и заполняют таблицу.
Форма таблицы для перекрестной дискуссии (С.И. Заир-Беком)
Аргументы «за» |
Вопросы для дискуссии |
Аргументы «против» |
|
|
|
Далее пары объединяются с другими парами, сравнивают свои записи, взвешивают все аргументы «за» и «против». Рефлексией может стать оформленный макет, плакат или синквейн.
3. Модель «Аборигены и эмигранты» интегрирует технологию РКМЧП и информационные технологии. Это условная модель, которая показывает, что на всех этапах работы в технологии критического мышления можно использовать компьютер. Учителя-эмигранты выполняют пассивную функцию помощников, консультантов. Ученики же — аборигены, открытые для поиска новых информационных ресурсов, для самостоятельных электронных экспериментов.
На этапе «Вызов» предлагаю использовать прием электронный «Кластер», который позволяет выделить смысловые единицы и графически оформить их в определенном порядке в виде грозди.
Поиск учебных текстов на этапе «Осмысление содержания» обучающиеся осуществляют через сеть Интернет. Прием «ИНСЕРТ» требует вдумчивого прочтения текста. Результатом работы станет маркировочная таблица.
Таблица ИНСЕРТ
+ (узнал новое) |
– (думал иначе) |
? (не понял |
V (уже знал) |
|
|
|
|
Новую информацию ученики могут обсудить на различных форумах.
На этапе «Рефлексия» учащиеся могут защитить свои мини-проекты: буклет с описанием работы, мультимедийную презентацию, вопросы для интервью.
Итак, технология РКМЧП открыта для актуальных методов обучения и придерживается личностно ориентированного подхода.