Путешествие за хорошим настроением

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: снятие эмоционального напряжения.

Научное обоснование: Эмоциональное напряжение часто путают со стрессом, хотя эти понятия стоит разделять. Можно сказать, что эмоциональное напряжение – это причина, а вот состояние стресса – следствие. Причина эмоционального напряжения одна – неумение выплескивать негативные эмоции, избавляться от них. Они накапливаются, и постепенно у человека могут развиться различные невротические расстройства – от легкой депрессии до серьезного психического заболевания. Страдает и физическое здоровье. Почувствовать состояние эмоционального напряжения очень просто. В таких случаях люди говорят «мне тяжело» или «мне плохо». Если Вы чувствуете себя именно так, значит пришло время напряжение снять. Даже используя все правила психогигиены, порой избежать эмоционального напряжения просто невозможно. Впрочем, в большинстве случаев достаточно изменить не стрессовые факторы, а отношение к ним. Следующие методы помогут Вам сохранять спокойствие и находиться в состоянии гармонии даже в моменты, когда трудности окружают Вас со всех сторон.

Описание.

Ниже представлено занятие с элементами тренинга, которое можно использовать для снятия эмоционального напряжения, профилактики стресса или эмоционального выгорания. Рассчитано на участников старше 16 лет. В занятии использованы методы арттерапии, сказкотерапии, музыкальной (пение), танцевальной, двигательной терапии. Занятие предполагает и групповую деятельность, и работу в парах.

Материалы, предварительная подготовка.

  1. Карточки с именами-картинками сказочных героев парные.
  2. Фото – картинки сказочных героев.
  3. Карточки распечатать с этапами переодевания.
  4. Улыбка.
  5. Мел. Песочные часы.
  6. Музыкальное сопровождение.

Ход путешествия

 

Вступительное слово ведущего

Определение целей и задач тренинга, описание формы работы.
Что такое «Путь героя»?
Найти рецепт хорошего новогоднего  настроения, который есть у Бабы Яги.

1

Погружение в сказку

Используя подготовленные карточки геометрических фигур
– пары – каждый подбирает себе пару для дальнейшего упражнения.

 

 

Визуализация 1. (приложение 7)

2

Мой новый образ

Определить желательный образ сказочного героя.

В случае трудности, карточки на выбор.

  1. «Одевание» образа на себя поэтапно (приложение 1) в парах. Раздать карточки с этапами. Показать на примере с со ведущем.
  2. Время выполнения 5-7 минут.
  3. Можно посмотреть 2-3 пары, готовые поделиться.
  4. Жизнь в сказочной стране в новом образе.

 

 

Визуализация 2. (приложение 8)

3

В путь!

Движения по музыку «Пять движений» (приложение 2).

4

На полянке

Встреча с Бабой Ягой первая.
Задание 1:
Упражнение “Порядковый счет” (приложение 4)
Получение 1 части подсказки.

5

В кругу!

Движение под музыку в кругу с использованием резинки за спиной: движение вправо, влево, медленно, быстро, в центр, из цента, лицом, спиной.

6

На болоте

Встреча с Бабой Ягой вторая.
Задание 2: Мороз.
Получение 2 части подсказки.

7

Поход на остров

«Мостики» (приложение 3).

8

На острове

Встреча с Бабой Ягой третья.
Задание 3: Упражнение “Дождик” (приложение 6).
Получение 3 части подсказки.

9

Финал

Подсказки – собрать – улыбка.
Предложить всем улыбнуться и удержать улыбку не менее 1 минуты (песочные часы).
Вывод: хорошее настроение всегда с нами. Надо только улыбнуться.

 

 

Визуализация 3. (приложение 9)

10

Обратная связь

Клубочек

В кругу, передавая клубок из рук в руки, поделиться впечатлениями.

Приложение 1. Мой новый образ.

1 – внешность.

2 – речь.

3 – движения.

4 – декорации, окружающая среда.

5 – деятельность, профессия.

Необходимо провести по всем 5 этапам. На каждом этапе спрашивая, как себя ведёт герой, чувствует, выглядит. По прошествии всех 5 этапов вопрос:

- Довольны ли вы своим образом?  Комфортно ли вам с ним жить? Может, стоит поменять?

Приложение 2. Пять движений.

В цепочку друг за другом. Под музыку. Заранее подобрать 5 музыкальных композиций, соответствующего темпа.

1 – плавные – парение, плавание.

2 – резкие – марш (важно: слаженность, единство).

3 – хаотичные – повторяем за ведущим (движения боком, перебежки, прыжки).

4 – изящные – полет бабочки, ласточка, орел.

5 – неподвижность – цветок растет, распускается, цветёт.

Приложение 3. Мостики.

Работа в парах. На полу нарисован мелом мостик не шире 20 см и длинной 1 метр. Одновременно начинает пара движение навстречу друг другу. Задача пройти по мостику и не «упасть».

Приложение 4. Упражнение “Порядковый счет”

Это упражнение помогает установить зрительный контакт со всеми участниками. Все сидят в кругу, один человек говорит “один” и смотри на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит “два” и смотрит на другого.

Приложение 5. Звуковая гимнастика.

Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.

Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

Припеваем следующие звуки:

  1. А – воздействует благотворно на весь организм;
  2. Е – воздействует на щитовидную железу;
  3. И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
  4. О – воздействует на сердце, легкие;
  5. У – воздействует на органы;
  6. Я – воздействует на работу всего организма;
  7. М – воздействует на работу всего организма;
  8. Х – помогает очищению организма;
  9. ХА – помогает повысить настроение

Приложение 6. Упражнение “Дождик”.

Участники становятся в круг друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящему. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются.

Приложение 7. Визуализация 1.

Сядьте поудобнее. Расслабитесь. Включите свое воображение.

Вы стоите в большой гардеробной.

Вокруг вас – вещи на вешалках. Много разных костюмов. Со всех сторон.

Гардеробная кажется бесконечной.

Вы понимаете, что это непростая комната.

Волшебная.
Платья и костюмы вокруг вас – это сказочные образы и герои.

Вы на пороге сказки.

Чтобы в неё войти нужное тать сказочным героем. Подберите себе образ. А мы поможем его надеть.

Приложение 8. Визуализация 2.

Мы у ворот сказочного мира, готовые как детстве к необычному путешествию.

Представьте чудесные и красивые ворота в этот мир.

Они открываются для нас, чтобы впустить в таинственный сказочный мир.

Вообразите, какая живописная дорога лежит у наших ног.

Она идёт далеко вперед, уводит к приключениям и открытиям.

Что ж, в путь.

Приложение 9. Визуализация 3.

Мы покидаем сказочный мир.

Впереди ворота в обычную жизнь.

Дорога закончилась.

Один шаг …..и ворота закрылись за нашей спиной.

Мы покинули мир детства и сказки, забрав хорошее настроение с собой.

Впереди волшебная гардеробная.

В честь приближающегося новогоднего праздника всем подарок.

Кто хочет оставить себе образ – может его не снимать.

Кто  решил расстаться с ним, мысленно зайдите в гардеробную, снимите и повесьте его на вешалку. Путешествие закончилось.

Но только сегодня.

Мы всегда можем вернуться в сказку.