Конспект урока географии для учащихся 9-го класса по теме «Транспорт России» с использованием ЭОР

Разделы: География


Класс: 9.

Базовый учебник: Домогацких Е.М. География: Население и хозяйство России: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. / Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский, Н.Н. Клюев. М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017.

Цель урока: обеспечить усвоение обучающимися особенностей транспорта как составляющей  части инфраструктурного комплекса России.

Задачи урока:

  • помочь определить место и роль транспорта в экономике России;
  • обеспечить усвоение особенностей видов транспорта;
  • подвести к пониманию размещения транспорта в отдельных регионах страны;
  • создать условия для обучающихся, при которых они смогут выяснить проблемы и определить перспективы развития транспортной системы России.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Необходимое оборудование: ЭОР - коллекция «География России»: 18. Транспорт России (ЕК ЦОР), видеофильм «Трансиб: вчера, сегодня, завтра», компьютер, мультимедийный проектор, атласы, контурные карты.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационно-целевой.

1.1

Формулировка темы урока

Создаёт условия для самостоятельного определения учащимися темы урока.

Предлагает учащимся просмотреть фрагменты  фильма по истории создания Транссибирской железной дороги, самостоятельно назвать тему урока.

Подводит учащихся к формулированию актуальности изучения темы.

Смотрят фрагмент видеофильма,  делают вывод о том, какое значение имеет  транспорт для развития экономики России.

В результате работы предлагают свои варианты формулировки темы урока.

1.2

 Целеполагание и определение путей достижения цели

Актуализирует знания учащихся о развитии транспорта, видах транспорта и его значении для развития хозяйства страны.
Предлагает сформулировать цель урока (что должны узнать и понять, изучая данную тему).
Записывает или показывает цель урока на доске.

Предлагает учащимся определить этапы достижения цели.

Уточняет понимание учащимися поставленных задач урока.

Формулируют цель урока – формирование представлений о транспорте как составляющей части инфраструктурного комплекса России.

Предлагают определить место и роль  транспорта в  экономике России;
дать характеристику видам транспорта;
выявить особенности размещения  транспорта в отдельных регионах страны,
выяснить  проблемы  и определить перспективы развития транспортной системы России.

2.1

Элемент содержания «Роль транспорта в хозяйстве страны»

Операционный этап.

Организует работу учащихся текстовым материалом ЭОР о роли транспорта в хозяйстве страны.
Предлагает учащимся ответить на вопросы 1, 4 рубрики «Проверим знания»  на стр.166 учебника.

Организует работу учащихся с понятиями: грузооборот, пассажирооборот. 

Знакомятся с информацией  ЭОР (блок «Транспорт. Его место и роль в хозяйстве страны»).

Работают с текстовым материалом ЭОР, текстом учебника на с. 160-166,  характеризуют транспорт как отрасль хозяйства, дают понятия транспортной системы, транспортной магистрали, транспортного узла, заполняют схему «Классификация видов транспорта».

Изучают текст учебника на стр. 161 (понятия грузооборот, пассажирооборот), определяют общие и частные признаки данных понятий.
Анализируют круговую диаграмму, показывающую пассажирооборот различных видов транспорта в настоящее время (рис.79, стр. 163 учебника).

2.2

Элемент содержания «Виды транспорта»

Предлагает учащимся определить особенности различных видов транспорта.
Организует работу учащихся в группах.
Группа 1: железнодорожный транспорт,
группа 2: автомобильный транспорт,
группа 3: авиационный транспорт,
группа 4: морской транспорт,
группа 5: речной  транспорт,
группа 6: трубопроводный транспорт.

Работают в группах, используя тестовый материал ЭОР (блок «Виды транспорта»), определяют достоинства и недостатки определенных видов транспорта.
Группы представляют результаты своей работы по выявлению особенностей различных видов транспорта.
В ходе представления группами информации учащиеся дополняют, уточняют ответы, задают вопросы.

2.3

Элемент содержания «География транспорта России»

Организует работу учащихся с картографическим материалом ЭОР (блок «География основных магистралей»), картами атласа «Плотность населения» и «Транспорт» по определению  особенностей конфигурации транспортной сети России, выявлению  различий размещения  транспорта в отдельных регионах страны.

Работают картографической информацией ЭОР и картами атласа, делают вывод о соответствии размещения основных транспортных магистралей плотности населения.
Выделяют и называют территории с максимальной и  минимальной густотой транспортных путей. Самостоятельно определяют факторы густоты транспортной сети: плотность населения, протяжённость путей, площадь территории.

Используя интерактивную карту ЭОР, «удаляет» по очереди железные дороги и автомобильные дороги. Предлагает объяснить полученную информацию. Делают вывод о параллельности дорог и о необходимости перевозок разных грузов разными видами транспорта.
Предлагает учащимся, используя карту ЭОР и карты атласа, ответить на вопрос «Какими видами транспорта в основном могут пользоваться ваши ровесники в Якутии, Краснодарском крае?» Работая с картами ЭОР и атласа, определяют виды транспорта в данных регионах (водный и воздушный, на юге – железнодорожный).
Предлагает учащимся выполнить задания 1, 2 рубрики «Поработаем с картой» на стр.166 учебника, нанести географические объекты на контурные карты. Определяют, через какие города проходит Транссибирская магистраль, наносят их на контурные карты.
Определяют незамерзающие порты России, наносят их на контурные карты.

2.4

Элемент содержания «Проблемы и перспективы развития транспорта»

Актуализирует ранее полученные учащимися знания о недостатках различных видов транспорта и предлагает им назвать транспортные проблемы.

Высказывают свои суждения о проблемах транспорта, подходят к осознанию важности решения транспортной проблемы.
Высказывают свои предположения о влиянии мировых экономических проблем на развитие транспорта в России.
Знакомятся с информацией ЭОР (блок «Перспективы развития») рис. 80, 81 учебника на стр.164, высказывают предложения о перспективных направления работы разных видов транспорта в России.

Предлагает изучить информацию блока ЭОР «Перспективы развития» и определить пути решения транспортных проблем; результаты работы оформить в виде таблицы.

Заполняют таблицу:

Вид транспорта

Перспективы развития

1. Железнодорожный

 

2. Автомобильный и т.д.

 

 

 

3. Рефлексивно-оценочный

3.1

 

Предлагает выполнить тестовую работу (приложение 2) с целью проверки знаний, полученных на уроке.

Создаёт учебную ситуацию, обеспечивающую анализ обучающимися результатов своей деятельности, практической значимости полученных знаний (лист самооценки).

Выполняют тестовую работу. В парах осуществляют взаимопроверку.

Осуществляют рефлексию учебной деятельности, называют основные позиции нового материала, формулируют результат своей работы на уроке, определяют материал, который хотели бы изучить на следующем уроке.

3.2

 

Предлагает учащимся домашнее задание.

Прочитать содержание пар. 30 учебника.

Самостоятельно подобрать материал по теме «Влияние транспорта на окружающую среду» и оформить в виде компьютерной презентации.

Обсуждают предложенное учителем задание, задают вопросы.