Класс: 9.
Базовый учебник: Домогацких Е.М. География: Население и хозяйство России: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. / Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский, Н.Н. Клюев. М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017.
Цель урока: обеспечить усвоение обучающимися особенностей транспорта как составляющей части инфраструктурного комплекса России.
Задачи урока:
- помочь определить место и роль транспорта в экономике России;
- обеспечить усвоение особенностей видов транспорта;
- подвести к пониманию размещения транспорта в отдельных регионах страны;
- создать условия для обучающихся, при которых они смогут выяснить проблемы и определить перспективы развития транспортной системы России.
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Необходимое оборудование: ЭОР - коллекция «География России»: 18. Транспорт России (ЕК ЦОР), видеофильм «Трансиб: вчера, сегодня, завтра», компьютер, мультимедийный проектор, атласы, контурные карты.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||
Мотивационно-целевой. | |||||||||
1.1 |
Формулировка темы урока |
Создаёт условия для самостоятельного определения учащимися темы урока. Предлагает учащимся просмотреть фрагменты фильма по истории создания Транссибирской железной дороги, самостоятельно назвать тему урока. Подводит учащихся к формулированию актуальности изучения темы. |
Смотрят фрагмент видеофильма, делают вывод о том, какое значение имеет транспорт для развития экономики России. В результате работы предлагают свои варианты формулировки темы урока. |
||||||
1.2 |
Целеполагание и определение путей достижения цели |
Актуализирует знания учащихся о развитии транспорта, видах транспорта и его значении для развития хозяйства страны. Предлагает учащимся определить этапы достижения цели. Уточняет понимание учащимися поставленных задач урока. |
Формулируют цель урока – формирование представлений о транспорте как составляющей части инфраструктурного комплекса России. Предлагают определить место и роль транспорта в экономике России; |
||||||
2.1 |
Элемент содержания «Роль транспорта в хозяйстве страны» |
Операционный этап. Организует работу учащихся текстовым материалом ЭОР о роли транспорта в хозяйстве страны. Организует работу учащихся с понятиями: грузооборот, пассажирооборот. |
Знакомятся с информацией ЭОР (блок «Транспорт. Его место и роль в хозяйстве страны»). Работают с текстовым материалом ЭОР, текстом учебника на с. 160-166, характеризуют транспорт как отрасль хозяйства, дают понятия транспортной системы, транспортной магистрали, транспортного узла, заполняют схему «Классификация видов транспорта». Изучают текст учебника на стр. 161 (понятия грузооборот, пассажирооборот), определяют общие и частные признаки данных понятий. |
||||||
2.2 |
Элемент содержания «Виды транспорта» |
Предлагает учащимся определить особенности различных видов транспорта. |
Работают в группах, используя тестовый материал ЭОР (блок «Виды транспорта»), определяют достоинства и недостатки определенных видов транспорта. |
||||||
2.3 |
Элемент содержания «География транспорта России» |
Организует работу учащихся с картографическим материалом ЭОР (блок «География основных магистралей»), картами атласа «Плотность населения» и «Транспорт» по определению особенностей конфигурации транспортной сети России, выявлению различий размещения транспорта в отдельных регионах страны. |
Работают картографической информацией ЭОР и картами атласа, делают вывод о соответствии размещения основных транспортных магистралей плотности населения. |
||||||
Используя интерактивную карту ЭОР, «удаляет» по очереди железные дороги и автомобильные дороги. Предлагает объяснить полученную информацию. | Делают вывод о параллельности дорог и о необходимости перевозок разных грузов разными видами транспорта. | ||||||||
Предлагает учащимся, используя карту ЭОР и карты атласа, ответить на вопрос «Какими видами транспорта в основном могут пользоваться ваши ровесники в Якутии, Краснодарском крае?» | Работая с картами ЭОР и атласа, определяют виды транспорта в данных регионах (водный и воздушный, на юге – железнодорожный). | ||||||||
Предлагает учащимся выполнить задания 1, 2 рубрики «Поработаем с картой» на стр.166 учебника, нанести географические объекты на контурные карты. | Определяют, через какие города проходит Транссибирская магистраль, наносят их на контурные карты. Определяют незамерзающие порты России, наносят их на контурные карты. |
||||||||
2.4 |
Элемент содержания «Проблемы и перспективы развития транспорта» |
Актуализирует ранее полученные учащимися знания о недостатках различных видов транспорта и предлагает им назвать транспортные проблемы. |
Высказывают свои суждения о проблемах транспорта, подходят к осознанию важности решения транспортной проблемы. |
||||||
Предлагает изучить информацию блока ЭОР «Перспективы развития» и определить пути решения транспортных проблем; результаты работы оформить в виде таблицы. | Заполняют таблицу:
|
||||||||
3. Рефлексивно-оценочный | |||||||||
3.1 |
|
Предлагает выполнить тестовую работу (приложение 2) с целью проверки знаний, полученных на уроке. Создаёт учебную ситуацию, обеспечивающую анализ обучающимися результатов своей деятельности, практической значимости полученных знаний (лист самооценки). |
Выполняют тестовую работу. В парах осуществляют взаимопроверку. Осуществляют рефлексию учебной деятельности, называют основные позиции нового материала, формулируют результат своей работы на уроке, определяют материал, который хотели бы изучить на следующем уроке. |
||||||
3.2 |
|
Предлагает учащимся домашнее задание. Прочитать содержание пар. 30 учебника. Самостоятельно подобрать материал по теме «Влияние транспорта на окружающую среду» и оформить в виде компьютерной презентации. |
Обсуждают предложенное учителем задание, задают вопросы. |