Использование проектной деятельности и элементарного экспериментирования в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (54 МБ)


В нашей образовательной организации ГБОУ «Школа №962» в течение многих лет одним из основных направлений в работе являлись вопросы экологического воспитания. Накоплен богатый опыт по данному направлению: проводится систематическая и последовательная работа по ознакомлению детей с природой своего района, города.

В прошлом 2016-2017 учебном году нашу группу посещали дети среднего дошкольного возраста, и мы сделали акцент на формировании экологической культуры дошкольников среднего возраста через проектную деятельность. Объектом исследования стал дуб, как часть природы нашей средней полосы России, нашего города, нашего района, территории нашего детского сада. Для детей это было очень познавательно и наглядно.

Результатом этой работы стал совместный проект педагогов, детей, родителей и социальных партнёров: «Могучий дуб, прекрасен силой ты своею».

Теперь наши дети перешли в старшую возрастную группу, стали более эмоциональными, у них повысился познавательный интерес к окружающему миру. Ребята не только стали задавать много вопросов, но и сами стараются формулировать ответы, аргументировать их, создавать версии, экспериментировать, делать выводы. Их воображение задействовано постоянно и помогает им развиваться.

В новом 2017-2018 учебном году мы продолжили заниматься экологическим воспитанием детей, но большое внимание стали уделять конвергентному образованию дошкольников, так как наша школа стала участником проекта: «Курчатовский центр непрерывного конвергентного (междисциплинарного) образования».

Одним из этапов работы стал совместный проект педагогов, детей, родителей и социальных партнёров «Эти удивительные кораллы». Объектом исследования стали морские обитатели – кораллы, которых нельзя увидеть в окружающей среде нашего города, но, развивая образное и логическое мышление ребят, можно сформировать элементарные естественно-научные представления у детей старшего дошкольного возраста об этих удивительных животных.

Визитная карточка педагогического проекта «Эти удивительные кораллы»

Участники проекта: дети, воспитатели, родители, представитель Мосприроды, сотрудник детской городской библиотеки.

Город, область: г. Москва, Северо-Восточный административный округ.

Тип проекта:

  • по характеру содержания – исследовательско-творческий;
  • по числу участников – групповой;
  • по времени проведения – краткосрочный;
  • по характеру контактов – открытый проект

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель проекта: Формирование у детей дошкольного возраста осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы на примере конкретного объекта – коралла.

Задачи проекта:

  • Дать детям первоначальное представление о подводном мире, расширить и уточнить знания о кораллах.
  • Развивать у детей экологические представления, знания о среде обитания объектов живой природы, а также развивать познавательные интересы, внимание, наблюдательность, мыслительную активность.
  • Воспитывать интерес детей к объектам природы.
  • Формировать у детей коммуникативные навыки в ходе общения со взрослыми и сверстниками.
  • Поддерживать детскую инициативу, стремление к познавательно-исследовательской деятельности.
  • Закреплять умение самостоятельно осуществлять простые опыты.
  • Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

Планируемые результаты

После завершения проекта:

у дошкольников сформируются:

  • эмоциональное отношение к кораллу, как живому объекту мира природы;
  • умение видеть красоту окружающего мира;
  • первичные представления о явлениях и закономерностях в природном мире;
  • представления о последовательности процесса познавательно-исследовательской деятельности (постановка проблемных вопросов, определение источников получения необходимой информации, анализ и обобщение полученных знаний, применение их для получения конечного продукта).

педагоги смогут:

  • расширить и оптимизировать предметно-развивающую среду для повышения качества воспитательно-образовательного процесса по формированию экологических представлений у детей старшего возраста;
  • установить эффективное сотрудничество между социальными партнёрами: ДОО, родителями, сотрудником детской городской библиотеки и представителем Мосприроды в вопросах экологического образования детей старшего возраста;
  • привлечь внимание родителей и повысить уровень их компетентности в вопросах экологического воспитания дошкольников в условиях современного мегаполиса.

родители смогут:

  • повысить компетентность членов семьи в вопросах экологического воспитания.

Краткое описание проекта

Предлагаемый проект проводился в рамках познавательного развития детей старшего дошкольного возраста. Образовательная программа «Детство», образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Данный проект может быть реализован с детьми 5-6 лет.

В ходе реализации проекта дети смогут расширить представление о подводном мире морей и океанов и сравнить его с экосистемой рек.
Каждый дошкольник станет полноценным участником партнёрской познавательной деятельности взрослых и детей и сможет реализовать такие личностные качества как: самостоятельность, инициативность, трудолюбие, аккуратность, коммуникативность, упорство в достижении поставленной цели.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

  • подбор литературы, наглядных и дидактических материалов (настольно-дидактических игр, иллюстраций), пополнение видеотеки познавательных фильмов, мультфильмов и презентаций по теме проекта;
  • подготовка практических (или «раздаточного» материала) материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности;
  • подготовка справочно-информационного материала для взрослых участников проекта – педагогов и родителей;
  • определение форм взаимодействия с детьми и родителями, социальными партнёрами (сотрудниками Мосприроды и детской библиотеки);
  • определение мотивации для обеспечения активной позиции всех участников проектной деятельности.

Первый этап: мотивационный. «Проблемная ситуация»

Наши воспитанники очень любят рассматривать иллюстрации о живых и неживых объектах природы.

Огромное впечатление на детей произвела картинка в детской энциклопедии с изображением подводного мира и, в частности, кораллового рифа.

Дети с интересом рассматривали необыкновенное чудо и были поражены, когда узнали, что необыкновенной красоты коралловый риф вырастает из маленького полипа.

Возникли вопросы:

  1. Как это происходит? (Кожин Давид)
  2. Можно ли попробовать вырастить коралл самим? (Хохрина Настя)

Тогда и зародилась идея проекта. Воспитатели предложили детям вместе найти ответы на поставленные вопросы.

На этом этапе был проведён опрос детей с использованием «Модели трёх вопросов».

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Как мы это узнаем?

Кораллы бывают под водой (Ваня К.)

Кораллы – это растения?
(Вика С.)

Посмотреть в компьютере (Арсений И.)

Они разноцветные
(Кристина З.)

Кораллы – это камни?
(Мирослав Г.)

Спросить у мамы
(Юля К.)

У мамы есть коралловые бусы (Настя Х.)

Кораллы – это домики для рыб? (Ваня Ф.)

Спросить у воспитателя
(Давид К.)

В кораллах прячутся рыбки (Настя П.)

Как появляются кораллы? (Катя С.)

Прочитать в книге
(Ваня Т.)

Второй этап: разработка (планирование) проекта

  • обсуждение вариантов получения информации на поставленные вопросы (Что? Где? Когда?);
  • определение участников проекта (дети, воспитатели, родители, представитель Мосприроды, сотрудник детской городской библиотеки);
  • обсуждение продуктов деятельности, которые должны получиться после окончания проекта (создание альбома «Интересные факты о кораллах» и макета «Вот какой подводный мир»).

Третий этап: исследовательско-творческий (на основе интеграции образовательных областей)

Проект реализовывался через различные виды деятельности и затронул четыре образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Начали мы проект с изучения коралла, как объекта живой природы.  Дети узнали на интегрированном занятии по ФЦКМ (тема: «Как образуются и где обитают кораллы?»), как образуются кораллы, их строение, где они обитают, условия их обитания, как они питаются, дышат, двигаются, размножаются, как долго растут кораллы, какое значение они имеют для жизни мирового океана и для человека.

Для этого мы использовали просмотр иллюстративного материала. К сожалению, не удалось скачать по техническим причинам замечательный фильм, где на доступном языке рассказывалось об удивительном мире кораллов.

Но зато дети имели возможность рассмотреть и пощупать кусочек настоящего окаменевшего коралла.

Дети активно обсуждали новую информацию, делились впечатлениями от увиденного, что, безусловно, способствовало развитию речевых навыков.  Словарный запас детей обогатился следующими словами и понятиями: полип, колония полипов, гидроскелет, коралл, коралловый риф, береговой коралловый риф, барьерный коралловый риф, коралловый остров – атолл.  Многие вспомнили, что нечто подобное видели в океанариумах Москвы и других стран.

Одним из самых запоминающихся этапов проекта для детей и нас самих стал этап экспериментирования по выращиванию искусственного коралла с помощью соляного раствора.

Дети под руководством воспитателей приготовили насыщенный раствор поваренной соли и опустили в него красивую веточку. Затем мы отставили ёмкость с веточкой в сторону и стали наблюдать.

В результате опыта через несколько дней мы получили веточку, похожую на коралл.

Это позволило нам провести аналогию двух природных процессов: образование кораллов и кристаллизация соли.

Аналогия:

1. Кораллы – это живые (животные) организмы, которые образуются на различных предметах, попавших на морское дно (мы уже узнали, как именно). Полипы строят маленькие известковые ячейки-домики (чашечки). Чашечка к чашечке – появляется коралловый риф.

2. Соль в результате испарения воды кристаллизуется, кристаллы оседают на предмете, попавшем в соляной раствор. Кристалл растёт, потому что к нему присоединяются другие маленькие кристаллики.

После экспериментирования у ребят возникло много вопросов о необычных свойствах соли, и мы решили сделать небольшое отступление от основной темы проекта и провели интегрированное занятие по ФЦКМ на тему «Волшебница соль» с целью расширения представлений детей об этом веществе (экспериментирование с солью).

Экспериментальную часть этого занятия мы разбили.

Этап I.  

На занятии дети узнали:

  • почему в морях и океанах вода солёная,
  • где в природе можно найти соль,
  • что символизировала соль на Руси и какое значение она имела в древние времена,
  • пословицы и поговорки о соли,
  • где используют соль.

И выполнили интересные опыты:

1. На практической части занятия мы с детьми провели следующий опыт: соль дети насыпали в именные стаканы, залили горячей водой, помешали ложкой. Она исчезла (растворилась), вода стала солёной.

Дети сделали вывод: соль растворяется в воде и передаёт ей свой вкус.

Заранее приготовили кусочки проволоки и намотали на них нитки.

Опустили заготовки в солёную воду. Стаканчики поставили на батарею, стали наблюдать.

2. Следующим опытом на этом занятии стал опыт «Плавающее яйцо».

Итак, в один стакан дети налили пресную воду, а в другой солёную.

Опустили в оба стакана по одному сырому яйцу и посмотрели, что происходит: в пресной воде яйцо утонуло, а в солёной – плавало.

Дети сделали вывод: солёная вода помогает держаться предметам на поверхности (эффект «Мёртвого моря»). Поэтому, в морской воде плавать легче, чем в пресной воде.

Далее занятие продолжилось продуктивной деятельностью:

  • рисованием кораллов при помощи клея и соли,
  • аппликацией (наклеиванием морских обитателей).

В результате получилось «Подводное царство» и дети сделали вывод: соль приклеивается клеем.

Этап II.  

Через несколько дней мы продолжили экспериментирование с солью.

Дети взяли каждый свой стаканчик. Аккуратно достали и положили на блюдце выращенный своими руками «коралл». Далее мы предложили детям взять в руки лупы и внимательно рассмотреть, что же произошло с проволокой? (Покрылась кристаллами соли). Ребята вспомнили, что наш опыт назывался «Кристаллизация соли». Что произошло с водой? (Испарилась). Что случилось с солью при испарении воды? (Превратилась в кристаллы).

Дети сделали вывод: при испарении воды соль стала кристаллизоваться и покрывать наши будущие «кораллы» кристаллами соли.

Далее детям было предложено рассмотреть кусочек настоящего окаменевшего коралла. Дети заметили, что он тоже белого цвета, как и их кораллы. Ребята уже знали, что кораллы бывают и красного, и зелёного, и жёлтого, и коричневого цветов… У детей возник вопрос: можно ли им сделать свои кораллы разноцветными? Мы предложили им закончить опыт, сделав кораллы разных цветов. Ребята набирали в пипетки красящий раствор, осторожно подносили к блюдцу, нажимали. Что происходило? (Коралл постепенно окрашивался).

Дети сделали вывод: кристаллы соли окрашиваются и передают цвет друг другу.

Далее с помощью микроскопов мы с детьми рассмотрели кристаллики разных видов соли: каменной, морской, пищевой соли и соли для ванн (подкрашенной) и сделали вывод, что кристаллы везде одинаковые. Дети почему-то нашли для них образное сравнение: кристаллы под микроскопом похожи на облако.

Следующим было интегрированное занятие по ФЦКМ на тему: «Коралл - сказочный морской камень».

На этом занятии дети расширили своё представление о кораллах. Мы выяснили, что коралловые рифы – это природные фабрики извести и, благодаря своим свойствам, в частности – твёрдости, коралл, как известняк, используется в строительстве домов, мощении улиц, машиностроении, а также в медицине и в других отраслях промышленности, используется для дизайна аквариумов, океанариумов.

Уже с XVI века кораллы были ценным объектом промысла, использовались для создания ювелирных украшений, сувениров.

На практической части этого занятия дети занимались изготовлением украшений из солёного теста.

Решая в ходе организации проектной деятельности задачи по развитию познавательной активности дошкольников, нельзя забывать о формировании их творческих способностей. Ведь ребёнку необходимо выражать свои чувства, а этому, как нельзя лучше способствует художественное творчество.

Ребята с удовольствием лепили из солёного теста, подкрашенного натуральными красителями, и сделали следующий вывод: если в тесто добавить соль, то при высыхании поделка перестаёт быть пластичной и твердеет.

Мы предложили детям также слепить кораллы из цветного солёного теста.

Занятия тестопластикой детям очень понравились.

Дети в свободное время занимались изготовлением коралла, используя веточку, клей, рис, гуашь. Это была коллективная работа.

Ребята смешали клей ПВА с красной гуашью, нанесли клей на веточку.

В рис добавили смесь клея и краски, перемешали и нанесли на веточку.

Получилась замечательная работа.

Мы также предложили детям попробовать сделать кораллы (аппликация), используя мятые бумажные салфетки и клей. Это были коллективные работы (по подгруппам).

Таким образом, на протяжении всего проекта детям очень нравилось экспериментировать с различными способами изображения кораллов.

В нашем проекте принимали участие социальные партнёры:

  • сотрудник детской библиотеки Морозова Елена Викторовна дополнила представления детей рассказом о других морских обитателях подводного мира, среди которых живут и размножаются кораллы;
  • представитель Мосприроды Михайлова Людмила Викторовна рассказала об экосистеме рек. Детям было интересно сравнить условия обитания животных и растений в море и на реке.

Наши родители были активными участниками проекта. Чтобы дети видели подводный мир не только на картинках, мы попросили родителей сводить детей в выходные дни в Океанариумы Москвы. Многие дети, летом и осенью отдыхавшие с родителями на море, тоже делились своими впечатлениями.

Для обогащения детско-родительских отношений опытом совместной творческой деятельности мы использовали участие в Межшкольном фестивале «Наши общие возможности - наши общие результаты» и провели творческий мастер-класс для детей и родителей по теме проекта.

На первом этапе мастер-класса мы показывали его участникам как можно изобразить подводный мир, используя технику граттаж (закрашивали поверхность белого картона цветными восковыми мелками, затем загрунтовывали чёрной гуашью, просушивали, зубочисткой процарапывали рисунок (подводный мир).

На втором этапе мастер-класса мы предложили для изображения подводного мира использовать другой приём – монотипию (на крышки от дисков наносили гуашью разноцветные пятна; делали оттиск на глянцевый картон, хорошенько прижимали, аккуратно, за ушки, поднимали крышку (сначала верхнюю часть, затем нижнюю); наклеивали морских обитателей; работы готовы).

На третьем этапе мастер-класса мы с участниками занимались изготовлением морской губки из малярного скотча (отрезали кусочки малярного скотча и накручивали на карандаш липкой стороной наружу; снимали; полученные заготовки располагали по кругу; радиус каждого последующего круга делали меньше предыдущего; губки готовы (живут в кораллах)).

На мастер-классе мы продолжали экспериментировать с различными способами изображения.

Одним из продуктов проекта стал альбом «Интересные факты о кораллах». Активное участие в создании альбома принимали родители.
Следующим продуктом проекта стал макет подводного мира, изготовленный с участием детей. Для изготовления макета мы использовали «кораллы», выращенные своими руками.

Главным итогом проекта, с педагогической точки зрения, мы считаем то, что дети увидели красоту подводного мира, узнали насколько он хрупок и зависим от деятельности людей. И надеемся, что в будущем они смогут сохранить этот удивительный мир для потомков.