Применение педагогических технологий на уроках общественных дисциплин: методика и практика

Разделы: История и обществознание


Всякое учение – деятельность.

Полноценная познавательная деятельность влияет на формирование личности ученика, способствует его умственному и нравственному развитию.

Данное исследование посвящено изучению познавательной деятельности учащихся на уроках общественных дисциплин.

Цели данной работы:

- проанализировать принципы, методы познавательной деятельности учащихся на уроках истории, обществознания;

- разработать методику, направленную на использование приемов развития познавательной самостоятельности учащихся на уроках;

- развитие личности школьника, его познавательной сферы, творческих способностей.

Актуальность исследования определяется рядом факторов:

А) и в прежних, и в издаваемых в последние годы методических пособиях довольно часто рекомендации по планированию и проведению уроков ограничиваются характеристикой деятельности учителя, а именно что и за какое время он должен объяснить, какие проблемы рассмотреть, какой дополнительный материал привести;

Б) и задачи и ход уроков планируются с точки зрения работы педагога, но не учащихся (это видно по таким формулировкам задач, как «ознакомить учащихся с ...», «раскрыть причины…», систематизацию и обобщение учитель проводит на основе главного фактора урока, выделяя существенные признаки, понятия;

В) в подобных ситуациях школьникам явно отводится роль слушателей, потребителей готовых знаний, в лучшем случае воспроизводящих услышанное или прочитанное.

Актуальность данного подхода (современность и своевременность), заставляет еще раз обратиться и к его исторически сложившимся в отечественной педагогике основам, и в особенности к его недостаточно используемому потенциалу. Традиционные технологии (содержания, формы, методы, приемы) не способны сформировать работоспособную деловую творческую личность.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней предложена трактовка внедрения и распространения педагогических технологий, позволяющих изменить сам ход познавательного процесса, а вместе с этим - и позицию самого учащегося.

Обозначив цели данной работы, я ставлю перед собой следующие задачи:

  • проследить способы формирования у школьников системного видения проблемы и способности признания множественности подходов к её решению;
  • изучить приемы обучения школьников способом решения нестандартных задач;
  • выявить особенности формирования у школьников умений самостоятельно планировать и организовывать свою познавательную деятельность.

В работе применены методы:

А) репродуктивные (повествовательное изложение, создание мотиваций обучения, работа с текстом учебника, составление рассказа по опорным словам…)

Б) объяснительно-иллюстративное изложение (вид повествовательного изложения, устный монолог педагога, в основе которого лежит элемент содержания учебного материала, характеризующийся сложностью логических построений, образов, доказательств)

В) метод инструктажа (составление специальных карточек- инструкций)

Г) метод проблемного обучения (создание проблемных ситуаций, решение сложных вопросов, выработка навыков по поиску правильных решений…)

Д) исследовательский метод (стремление к самостоятельному поиску, заинтересованность в познании нетрадиционного, выходящего за рамки…)

Е) мысленный эксперимент (создание экспериментальных ситуаций), а также методы наблюдения: беседы, анкетирования, эксперимент, изучение письменных графических, творческих работ учащихся и т.д.

Предметом исследования являются теории, методы, приемы, технологии активной познавательной деятельности на уроках истории, обществознания. Объектом настоящего исследования является процесс формирования активной познавательной деятельности учащихся. Практическая значимость работы состоит в том, что на основе анализа разработана методика формирования у школьников системных знаний по истории и обществознанию, повышение их качества в результате собственной познавательной деятельности.

Надо отметить, в разные годы специалисты в области академических наук, дидакты, отстаивали значение освоения школьниками основ наук, обращались к истокам деятельностного подхода в обучении, исследованию по вопросам организации самостоятельной работы школьников, активизации учебной деятельности. Так, например, такие исследования можно видеть в работах, опубликованных:

в 40-50 –е годы - возрос интерес к вопросам развития самостоятельного мышления, организации самостоятельной работы школьников, что нашло отражение в публикациях Е.Я. Голанта, М.А. Данилова, Б.П. Есипова и др. Авторы видели в самостоятельной работе не только организационную самостоятельность, но и «самостоятельность мысли, самостоятельность деятельности учащихся».[3]

в середине 1960-х гг. - существенную роль в разработке вопросов познавательной деятельности школьников сыграла проведенная в это время дискуссия «Наука и учебный предмет». [6]. Её общим исходным положением было представление о школьном учебном предмете как о специально образно составленной модели познания, а не просто сумме знаний «в выжатом виде».

в 60-80 гг. – можно отметить ряд направлений, способствующих утверждению деятельностного подхода в обучении:

  • разработка теория развития умственной деятельности школьников, поэтапного формирования умственных действий (труды П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Е.Н. Кабановой – Меллер и др.).
  • исследования по вопросам организации самостоятельной работы школьников (Б.П. Есипов, П.И. Пидкасистый, О.А. Нильсон и др.), активизации учебной деятельности (Г.И. Щукина, Т.И. Шамова и др.). В трудах дидактов была определена сущность самостоятельной работы учащихся, связанная не столько с организационной формой (выполнение работы без непосредственного руководства со стороны учителя), сколько с характером деятельности школьника, предполагающей не простое воспроизведение, а преобразование, самостоятельный поиск решения, творчество.
  • Методические исследования по вопросам познавательной деятельности, умений учащихся при изучении истории (работы И.Я. Лернера, Г.И. Годера, П.В. Горы, Г.М. Донского, Н.И. Запорожец и др.). В теоретическом плане особое значение имело определение И.Я. Лернером круга аспектных проблем и методов исторического познания, применяемых при изучении истории в школе. [5]

на рубеже 80-90 гг. – произошли значительные перемены. История оказалась в числе предметов, подвергшихся существенному обновлению, начиная с методологических концепций и заканчивая отбором и трактовкой фактов. Издания 90-х гг., содержавшие общие подходы к предметной методике, представляли собой попытки охарактеризовать реформируемое школьное историческое образование. Не отторгая методических достижений предшествующих десятилетий (публикации Е.Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой, М.В. Коротковой и М.Т. Студеникина и др.) [2]

 В них рассматривались все этапы работы педагога – от целеполагания до диагностики и оценивания результатов обучения. Также характеризовались и такие категории, как «познавательные возможности учащихся», предметные умения школьников «как равный компонент школьного исторического образования» (Е.Е. Вяземский, О.Ю.Стрелова), деятельность учащихся с отдельными видами исторического материала - фактами, понятиями, картой, хронологией (в этом авторы сохраняли преемственность с методиками 60-70 гг.).

90-е гг. - в Институте содержания и методов обучения РАО была обоснованна следующая структура познавательной деятельности школьников при изучении истории:

  • Локализация исторических событий, явлений во времени и в пространстве;
  • Описание (реконструкция) прошлого;
  • Работа с историческими источниками;
  • Анализ, объяснение исторических событий и явлений;
  • Рассмотрение версий и оценок исторических событий и личностей.

Модернизация современного образования направлена на формирование личности нового типа. Уже сейчас востребован человек мыслящий, творческий, созидающий.

В этих условиях повышается значимость социально-гуманитарных дисциплин, в первую очередь, истории, так как она наиболее полно накапливает социальный опыт человечества.

Одним из конкретных путей реализации целей исторического образования является формирование познавательных умений. Познавательные умения – это умения познавать, изучать, осмысливать, находить, ставить цели и задачи, разрабатывать планы и проекты решений. Данные способности связаны с появлением интереса, мобилизации внимания, организацией активной самостоятельной познавательной деятельности.

Теоретическое обоснование опыта

Исходя из целей модернизации образования, в своей работе я ищу такие способы и средства их решения, которые позволили бы создать условии для развития и саморазвития личности учащихся. Приоритетной ролью в учебно-воспитательном процессе является внедрение и распространение педагогических технологий, которые позволяют изменить сам ход познавательного процесса, а вместе с этим и позицию самого учащегося.

Методическая система моей работы основывается на теории педагогики сотрудничества. Согласно ей учебный процесс носит характер субъект – субъектных отношений между учителем и учеником, где педагог является субъектом преподавательской деятельности, а ученик - субъектом деятельности учения. Деятельность различается по целям, действиям, результатам, поэтому и субъектность участников образовательного процесса проявляется по-разному, но обязательно при условии адекватного соотношения права и ответственности.

Обучение в школе – это совместная деятельность, которая должна научить учащегося навыкам общего труда, сотрудничества, сотворчества. Данная технология меня привлекает еще и тем, что позволяет органично соединять элементы других педагогическим технологий, а именно: технология дифференцированного обучения, индивидуализация обучения (Инге Унт, А.С. Границкая), гуманно-личностная технология (Ш.А. Амонашвили); теории и технологии развивающего обучения (Л.В.Занкова, Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова, З.И. Калмыковой). Главное в этих технологиях – это идея совместно развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, общим анализом хода и результатов труда. В ходе реализации этой идеи проявляется возможность помочь ученикам поверить в свои силы, разбудить лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма, гражданственности.

Моя педагогическая система включает в себя следующие компоненты:

  • система уроков традиционной и нетрадиционной формы обучения, целями которой являются не только расширение объемов, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и преобразование личного опыта учащегося. При этом каждый ученик имеет право самостоятельного выбора, а также использования значимых для него способов проработки материала;
  • система контроля и оценивания деятельности учащихся, предусматривающая сочетание внешнего контроля с взаимоконтролем и самоконтролем, поэтапный контроль каждого, посильность требований, открытые перспективы для исправления, гласность результатов, снятие страха перед низкой оценкой (уроки-зачеты, составление вопросов друг для друга и др.);
  • система внеурочной работы, включающая в себя факультативы по предмету: «История для любознательных» (8-ой класс); «Исторический» (11-ый класс), рыцарские турниры, брейн-ринги, КВН, заочные экскурсии-путешествия, участие в исследовательских работах (о малой родине «Здесь всё наше родное», в конференции участников туристко-краеведческого движения «Отечество» в номинации «Литературно-краеведческое произведение». Проведение школьных викторин среди 10-11 классов, посвященных истории Астраханского края, посещение с учащимися выставок на базе Красноярского музея («Прикладное искусство», «Искусство Рериха», «Оренбургский пуховый платок», знакомство с работами красноярских, астраханских художников и т.д. Принимала участие с учениками 11-го класса в мероприятии на базе Центральной районной библиотеки на тему «Политическая власть: избирательное право» ( к юбилею Гос.Думы) и т.д.

Данные виды деятельности обеспечивают ученикам возможность самообразования, саморазвития, самовыражения.

Основными условиями для достижения положительных результатов в учебной деятельности я считаю:

  1. Учитывать возрастные и психологические особенности учащихся, осуществлять личностный подход в учебном процессе;
  2. Проявлять уважительное, доброжелательное отношение к ученику, ведь каждый ученик – это личность;
  3. Обеспечение стойкой мотивации, заинтересованности к изучаемому материалу;
  4. Создавать ситуации взаимопомощи, признавать за учеником права на ошибки;
  5. Проводить взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности по предмету;
  6. Направленность и организация учебного процесса на формирование прогностических умений.

Устойчивый высокий интерес учащихся к предмету, что выражается в:

  • в посещении ими факультативов – 40%
  • участие в проектной деятельности - 46%
  • участие в исследовательской работе – 50%
  •  участие в открытых уроках, круглых столах, семинарах;
  • Кроме того, мои ученики успешно выступают и побеждают в различных конкурсах.

В своей работе стараюсь уделить внимание одаренным детям. Провожу дополнительные занятия по предметам. На уроках, во внеурочное время, в дополнительных часах, через деятельное освоение явлений социально-исторического направления, вырабатывается глубокое освоение навыков, ведение дискуссий, отстаивание своей точки зрения. Для того чтобы развить у одаренных детей прочные навыки, учащиеся включались в окружающий мир во всем его многообразии. Проведение индивидуальных консультаций, разбор заданий повышенной сложности, поведение внутри-школьных олимпиад, решение проблемно-познавательных задач, освоение более сложных способов в изучении исторического прошлого. В этом направлении проводилась работа и на установление тесных межпредметных связей, овладение обобщенными способами изучения. При работе с практическими заданиями большое место отводилось критическому анализу, интерпретации письменных источников. Наряду с хорошо известными учащимся видами (летопись, законодательные акты и.т.д.) привлекались источники информации не совсем привычные для школьного курса (частная переписка, биографические справки, карикатурные жанры, свидетельства очевидцев).

Использовались формы: подготовка аннотаций, создание эссе, умение составлять аргументированный прогноз развития исторических процессов и явлений.

В результате проводимой работы с одаренными детьми был наработан определенный материал в этом направлении: навыки написания эссе, приемы, обеспечивающие творческое освоение понятийного аппарата, уверенное овладение учащимися терминами и персоналиями.

атериал по составлению развернутой характеристики исторических персоналий, когда требуется показ исторической обусловленности, объяснение мотивов деятельности человека, раскрытие взглядов, предъявление различных оценок жизненной деятельности и.т.д. С каждым годом увеличивается число учащихся, увлекающихся историей, обществознанием, исследовательской деятельностью.

Неоднократно мои старшеклассники принимали участие в проектной и исследовательской деятельности. Ученики занимаются не только получением новой информации, но и учатся сравнивать и анализировать различные точки зрения, формулируют собственное мнение по какой-то проблеме.

Большое внимание в своей педагогической деятельности уделяю работе с неуспевающими учениками, как на уроках, так и дополнительно во внеурочное время. С целью выявления причин не усвоения учебного материала, составляю сравнительные таблицы по результатам контрольных работ, выявляю ошибки, сделанные учениками, провожу их анализ. Затем обязательно провожу работу по дальнейшему закреплению непонятого материала. В данной форме работы с учениками использую дополнительные карточки, устную отработку в форме беседы, диалога, работы у доски. На темы, с которыми учащиеся испытывали затруднения, отвожу дополнительные уроки за счет отведенных часов резервного времени. Провожу работу по включению для неуспевающих детей заданий, связанных с моторикой (из практики видно, что ребята хорошо усваивают данную форму работы). В целом, я стараюсь не торопиться ставить «2», всегда даю возможность ученику не терять веры в своих собственных силах, всячески стимулирую учащихся к хорошей оценке, давая минимум стандартных требований.

При моделировании уроков, занятий я использую данные мониторингового исследования интеллектуальных возможностей своих учащихся. Это позволяет создать эффективную обучающую систему. Составной частью её являются учебные задания различного уровня сложности: от самых простых до заданий, требующих применения исследовательских умений. Так, например, на уроке по теме «Устройство Римской республики» (5 класс) при рассмотрении вопроса об управлении в Римской республике классу предлагаются разноуровневые задания. Работая с текстом учебника, каждый ученик получает право самостоятельного выбора, при этом используя наиболее значимые для него способы проработки учебного материала:

  • Программа «А»
    Прочитать текст и познакомиться с новыми государственными должностями в Риме (консул, народные трибуны).
  • Программа «Б»
    Выявить основные изменения, произошедшие в управлении Рима (кто получил право участвовать в Народном собрании, какие вопросы находятся в их ведении, кто обладает «правом вето»).
  • Программа «В»
    Самостоятельно составить схему управления в Римской республике, на которой будет отражена иерархическая зависимость в государстве.

При выполнении этих заданий каждый ученик получает возможность саморазвития и самовыражения при изучении конкретной учебной темы.

Однако данные принципы не являются самоцелью, а выступают необходимым условием для развития познавательных, прогностических способностей учащихся. Поскольку познавательные умения требуют развития способности исследования, моделирование и построение гипотезы, осмысления исторических событий, то я также использую:

  • принцип осознанности обучения.

Очень важно, чтобы цели и задачи обучения соответствовали собственной мотивации деятельности ученика, и, более того, усиливали ее. С этой целью я часто прошу ребят самостоятельно определить цели урока, даю опережающие задания, провожу аналогии, прошу их искать самостоятельно, провожу уроки - путешествия.

  • принцип ролевой организации, позволяющий воссоздать реальную или

воображаемую ситуацию и обучающий принятию решений в ее условиях. При этом если сюжетно-ролевая деятельность довольно точно воспроизводит сюжеты, отношения и психологию эпохи, то это является основанием для вывода, что понимание учеником действительности является достаточно глубоким. Например, при изучении темы «Отмена крепостного права в России» (8 класс), ребятам было предложено разработать самостоятельно проекты отмены крепостного права, где будут представлены точки зрения различных категорий помещиков. С этой целью класс разбивался на группы, каждая получала конверт с необходимыми заданиями и документами. Как показала последующая проверка, именно эта тема была наиболее успешно освоена ребятами.

Существенное место при формировании познавательных умений занимает принцип компаративности, который предусматривает развитие навыков сравнения с различными точками зрения на событие, вырабатывается оптимальный способ решения учебной задачи, умение формулировать и отстаивать собственное мнение. А так же формируется умение понимать другого человека, уважительно относиться к другим точкам зрения, искать пути согласования своих позиций. Данный принцип позволяет рассмотреть историческое событие, исторический процесс с различных позиций, показать, что ни одно событие не может быть оценено однозначно. Оно должно оцениваться с позиции общечеловеческой значимости и его роли в историческом прогрессе, т.е. необходимо уметь видеть «две стороны одной медали». С этой позиции мои ученики пытаются оценить такие явления как рабство, война.

Например, после изучения темы «Северная война» необходимо определить ее роль для последующего развития России. Учащиеся отмечают, что с одной стороны, война, длившаяся 21 год, принесла горе, разрушения. С другой же стороны, явилась определенным стимулом для развития отечественной промышленности.

Тесно связан с ним и принцип ценностного отношения к миру.

Сегодня проблема формирования ценностей, определяющих отношение к миру, к людям, к самому себе как человеку и профессионалу является одной из основных современного образования. Именно уроки истории и обществознания помогают сформировать основные ценности. Поэтому на своих уроках я уделяю большое внимание вопросам значимости, вопросам выбора своего места. Так, при проведении «Урока Конституции» в 8-ом классе перед ребятами была поставлена проблема: вставать или нет, во время исполнения гимна Российской Федерации. Выбор они должны были сделать сами. Был спор друг с другом, был спор с самим собой. Но в конце была наша победа – встал весь класс. Именно с целью формирования ценностного отношения к себе как к личности, я предлагаю ребятам составлять исторические портреты изучаемых личностей, в которых они должны показать человека через его значимость для других, для России.

Методы и приемы по активизации познавательной деятельности

Успех обучения, выполнения поставленных целей зависит от способов их достижения, т.е. методов обучения. На сегодняшний день в педагогической науке существует несколько подходов к классификации методов:

  • по источникам знания: словесные, наглядные, практические;
  • по степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, беседа;
  • по характеру познавательной деятельности: рецептивные, репродуктивные, проблемные и др.;
  • по характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивные, дедуктивные.

Я буду придерживаться идеи, в основу которой положен принцип формирования познавательных способностей учащихся (Бабанский Ю.К., Лемберг Р.Г.).

Репродуктивные методы позволяют сформировать необходимые базисные знания /умения учащихся, являющиеся основой для развития познавательных умений. В эту группу методов входит повествовательное изложение, где «наряду с монологом преподавателя возможно применение таких приемов, как актуализация изучаемого материала, совместное целеполагание при рассмотрении новой темы, создание мотивации обучения, выделение главных мыслей, выводы по теме [1]. При этом учащиеся совершенствуют умения работы с текстом учебника, находить и объяснять употребляемые исторические термины, составлять рассказ по опорным словам и др. Уроки истории позволяют успешно применять эти приемы. При изучении вопроса о налоговой политике Петра I, о введении высоких государственных пошлин на ввозимый товар возможно проведение аналогии с сегодняшним днем. При подведении итогов урока, после совместного обсуждения, я предлагаю ребятам записать самостоятельно вывод по теме. При этом в пятых и шестых классах предлагаю под запись первое предложение вывода, а закончить его они должны самостоятельно. Использование этого приема способствует развитию мышления, внимания учащихся, письменной речи.

Объяснительно-иллюстративное изложение, как вид повествовательного изложения, предполагает устный монолог педагога, в основе которого лежит элемент содержания учебного материала, характеризующийся сложностью логических построений, образов, доказательств. Эффективность этого метода достигается логическим, последовательным изложением материала, с грамотным подбором иллюстраций, демонстраций. Важной особенностью этого метода является его сочетание с приемами активизации познавательной деятельности учащихся. Они учатся составлять план, схему, таблицу, логическую цепочку. На уроке по теме «Средневековый город» предлагается составить логическую цепочку: «Образование средневековых городов».

Успехи в развитии хозяйства → отделение ремесла от земледелия → выделение ремесла → возникновение ремесленных поселений → рост и развитие городов.

Учитывая направленность современного образования не столько на прочное усвоение знаний/умений, сколько на формирование творческих способностей учащихся, я добиваюсь поставленных целей при помощи, прежде всего проблемно-поисковых методов.

Метод проблемного обучения основан на создании проблемной ситуации, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов. Его назначение в том, что учитель показывает образцы научного познания, научного решения проблем. Учащиеся не только воспринимают, осознают и запоминают готовые научные выводы, но и следят за логикой доказательств, за ее убедительностью. Часто практикую использование проблемных заданий на уроке и в домашних работах. Проблемные задания это особый вид логических заданий, построенных на несоответствии уровня знаний и умений ученика с определенными требованиями. «В процессе их решения совершенствуются способы умственных действий учащихся по получению необходимой информации (чтение, работа с учебной и научно-популярной литературой, управление вниманием, наблюдением, запоминанием); по развитию интеллектуальных способностей (осмысление материала, выделение главного, анализ и синтез, обобщение, систематизация доказательств, аргументирование, формулирование выводов, умозаключений); а также, по формированию организационных и оценочных умений». [4]. При решении проблемных заданий органично сочетаются индивидуальная и групповая форма организации познавательной деятельности. Прогностическая ценность проблемных заданий состоит в развитии творческого потенциала учеников, в выработке навыков самостоятельной работы по поиску правильных решений.

Результаты работы по проблеме использования методов развития познавательной деятельности школьников.

В результате работы по формированию познавательной деятельности учащихся на уроках истории, мне удалось перевести учащихся с уровней отрицательного отношения изучения предмета к формам положительного отношения - действенному, осознанному, ответственному, что привело к усвоению всеми учащимися базового уровня образования и мне удалось добиться следующего:

  • применение различных методов обучения для развития познавательной самостоятельности учащихся стало системным, что позволило оказать положительное влияние на мотивацию учения предмету. Как показали психолого-педагогические срезы, интерес к предмету возрос;
  • общеучебные умения и навыки получили высокое развитие;
  • сформировался общий метод мышления, основанный на поиске информации, ее анализе, синтезе, выявлении причин различных преобразований;
  • учащиеся обеспечивают устойчивые показатели качества знаний, умений, навыков.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Повышение эффективности урока в современных условиях, требует продуманного и умелого использования учителем идей учебно-воспитательного процесса: планировании задач урока, познавательной деятельности учащихся различного уровня успеваемости, с учетом их индивидуальных интересов, особенностей.

2. Реализация принципа активности в обучении имеет определяющее значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависят результаты обучения, развития, воспитания учащихся.

3. Алгоритм активной познавательной деятельности учащихся складывается из трех основных шагов:
- выделение основных целей усвоения учебного материала;
- отбор содержания учебного материала, промежуточных выводов;
- определение познавательных действий и результатов деятельности в целом.

Список литературы.

  1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе – М.: Просвещение, 1985 г.
  2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. М., 2003 г.
  3. Голант Е.Я. Значение самостоятельной работы школьников // Советская педагогика, 1942 г. № 8-9.
  4. Колосков А.Г., Клокова Г.В., Лейбенгруб П.С. Актуальные вопросы методики обучения истории в школе М.: Просвещение, 1985 г.
  5. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М., 1982 г.
  6. Материал дискуссии в статье: Наука и учебный предмет // Советская педагогика, № 7-М., 1965 г.