Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной ориентации воспитанников детского дома в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35» г. Осинники Кемеровской области

Разделы: Школьная психологическая служба


Приоритетной целью модернизации образования определяется обеспечение высокого качества российского образования. Важным направлением образования должен стать переход на профильное обучение в средней школе. В концепции профильного обучения в средней школе, принятой  Министерством образования и науки Российской Федерации, подчеркивается необходимость учета объективных различий в степени готовности подростков к осознанному выбору направлений специализации, отмечается, что «жесткая» профилизация, не принимающая данные различия во внимание, может вступить в противоречие с фактической картиной социально-возрастного становления большого числа подростков и привести к негативным последствиям.  В этой ситуации особую актуальность приобретает психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в период перехода к профильному обучению.

Каждый год сотни тысяч молодых людей выходят на рынок труда, но очень многие, около половины, так и не находят применения своим знаниям и остаются за бортом. Сейчас, например, на российском рынке труда полно лишних юристов и экономистов. Зато очень престижными и востребованными стали инженеры, технологи, особенно в пищевой промышленности, строители, радиоэлектронщики, рабочие разных специальностей. А их-то как раз и не хватает. Получить диплом сейчас не проблема - только плати и занятия не пропускай. Но после окончания учебы почти половина молодых специалистов пополняет армию безработных. Почему  же так получается: с одной стороны - острая нехватка специалистов, с другой – безработица, лишние люди?

Всему виной ошибки при выборе профессии. Многие молодые люди, выбирая профессию, не учитывают своих способностей, гонятся за престижностью, модой, деньгами. В результате – разочарование, неверие в себя, ощущение своей ненужности и невостребованности. Чтобы избежать этого, нужно осознано подходить к выбору профессии.

Как показала практика, в нашей школе созданы максимальные условия для профессионального развития личности школьника: предоставляется свободный выбор сфер деятельности, оказывается своевременная помощь и поддержка, учитываются индивидуальные и возрастные особенности личности обучающегося, развивается самостоятельность в преодолении трудностей. Созданные условия в психолого-педагогическом сопровождении профессионального самоопределения старшеклассников позволяют укрепить «Я-концепцию» школьника, поддерживают адекватную самооценку обучающегося, расширяют технологию профессионального самосохранения выпускника.  
Обучающийся в сотрудничестве с педагогом-психологом в процессе проективной деятельности конструирует сам свой личный профессиональный план действий, исходя из его конкретных и реальных целей, интересов и способностей, отслеживает направления своего саморазвития, самостоятельно определяет конечный результат.

Разработанная система позволяет  эффективно скорректировать и осуществить основные направления профориентационной работы: просвещение, диагностику, консультирование, коррекцию,  реализовать поставленные цели и задачи профессиональной ориентации обучающихся.

Особое внимание в нашей школе уделяется обучающимся из детского дома, находящимся под опекой и в приемных семьях. Им необходимо наиболее точно определиться с выбором своей будущей жизни, которая зависит от их профессиональной деятельности. В этом году окончили 9-й класс пятеро ребят  из детского дома и двое ребят, взятые в приемные семьи в этом году. Весь год с этими ребятами велась кропотливая работа по ликвидации пробелов в знаниях. Подростков привлекали во все мероприятия, связанные с профопределением. Велась индивидуальная работа. Все обучающиеся успешно сдали выпускные экзамены и первого сентября приступили к занятиям в профессиональных учебных заведениях.

Барабанщиков Александр и Конради Ксения  поступили в ГПОУ «Осинниковский политехнический техникум», Садыкова Екатерина и Икболов Дмитрий поступили в ГОУ СПО «Осинниковский горно-транспортный колледж», Командилинов Андрей и Мосунов Александр поступили в ГК ПОУ «Томь-Усинский энерготранспортый техникум», Байгачёв Эдуард поступил в ГПОУ «Беловский политехнический техникум».

Направления и формы профориентационной работы в школе:

  • оформление уголка по профориентации, странички на школьном сайте в разделе «Профориентация»;
  • осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, средними профессиональными техническими образовательными учреждениями;

Работа с учащимися:

  • профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий по теме «Профессиональное самопознание»
  • тестирование и анкетирование учащихся с целью выявления профнаправленности;
  • расширение знаний в рамках школьных предметов;
  • организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия, посещения дней открытых дверей в учебных заведениях;
  • встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
  • участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе и в учреждениях дополнительного образования;
  • проведение недель по профориентации, конкурсов по професиии, конференции.

Таким образом, педагогу-психологу, в перечисленных направлениях отводится центральное место: начиная с мотивационного компонента, заканчивая психологическим сопровождением выбора профессии и построением карьерного личностного плана.

Реализация профориентационной деятельности в школе направляет, ориентирует выпускников на поступление в средне-специальные учебные заведения, вузы согласно выявленным склонностям и способностям.

В нашей школе есть традиция приглашать на классные часы, посвященные профессиям, бывших выпускников, продолжающих обучение в ВУЗах и СУЗах и в военных учебных заведениях, которые рассказывают о трудностях студенческой жизни и о выборе своей профессии. Очень хорошо помогает центр занятости. Подростки, попадая на тестирование в новую обстановку, приближенную к взрослой жизни, совсем по-другому воспринимают результаты тестирования по профпригодности. После чего более осознанно подходят к выбору профессии.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся  внутри образовательного учреждения позволяет дифференцированно подходить к каждому ученику, как в урочное, так и внеурочное время; снижает порог дискомфорта и тревожности старшеклассников при выборе специальности. И поэтому, комплексный подход к профориентационному процессу в нашей школе позволяет сохранить здоровье выпускника.

Эффективность педагогического опыта в данном направлении определяется результатами психологического мониторинга. Реализация психолого-педагогического опыта позволяет добиться положительной динамики в профориентационной компетентности обучающихся, через повышение мотивации подростков в профессиональном самоопределении, общей психологической культуры, творческих способностей, коммуникативной компетентности.

Перспективы профориентационной работы в школе:

  • выработка системы тесного сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а так же с предприятиями города;
  • организация взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций;
  • пополнение библиотечного фонда литературой по профориентации и трудовому обучению;
  • создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками;
  • разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп;
  • организация для педагогов и классных руководителей циклов занятий, семинаров по профориентации.