Сказки как помощники в осознании мира звуков [с], [с‘], [з], [з‘], [ц]

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Сказки, как старые друзья, их надо навещать время от времени.
(Джордж Мартин)

Сказки живут среди нас, надо только разглядеть, где и когда они начинаются.
(Диля Еникеева)

Великая сила сказки завораживает и детей, и взрослых. Сказка дарит нам уверенность в себе, ведь в ней самый слабый, но добрый и честный герой всегда побеждает добро и встречается с верными товарищами. Ребёнок, ассоциируя себя с одним из персонажей, невольно находит ответы на свои вопросы и переживания. Сказка, пробуждая в детях фантазию и воображение, оказывает помощь ребёнку в освоении новых вершин мира познания, например, рассказывает, как держаться в первом путешествии на самолёте или как себя вести у доктора, особенно если пугает неизвестность, страшит то, что может ждать за закрытой таинственной дверью перед чем-то новым. Меня, как логопеда, сказки привлекают не только возможностью помочь детям почувствовать себя чуточку уверенней перед каким – либо новым для них делом (первое логопедическое занятие, поступление в первый класс). Сказочные сюжеты, которые можно черпать из жизни, являют собой подходящий материал для закрепления необходимых групп звуков, а также развития собственно самостоятельной речи.

Второстепенными целями таких сказок могут и будут являться развитие логики и мышления (мы подготовим хитрые и интересные вопросы и задания), обогащение словарного запаса (мы дадим ребёнку возможность освоить новые слова и различные лексические темы), кроме того это отличный способ наладить коммуникативные способности детишек.

Вашему вниманию будет представлена небольшая история, которую можно проиллюстрировать (при желании) и, прочитав ребёнку, предоставить ему свободу в сочинении продолжения историй, а также акцентировать его внимание с помощью вопросов по данным текстам.
Лексический материал подбирался с учётом порядка работы над коррекцией звукопроизношения в классической логопедии: группа свистящих, группа шипящих (в следующих публикациях), группа сонорных звуков (подготовим в будущем). Таким образом, текст направленный на автоматизацию свистящих звуков будет содержать минимум слов, имеющих шипящие звуки, например, и точно не будет подразумевать их наличие в ответах на вопросы задания.

Результатом такого подхода к выбору сказок будет:

  1.  Развитие всех высших психических функций,
  2. Пополнение словарного запаса,
  3. Автоматизация необходимых звуков в связной речи ребёнка,
  4. Стимулирование появления самостоятельных высказываний,
  5. Обучение составлению рассказа по серии картин с опорой на рисунки, на вопросы, по памяти,
  6. Обучение преодолению страхов.

Сонин заяц. Группа свистящих звуков: [с], [с‘], [з], [з‘], [ц]

Грустная Соня пришла в детский сад. Все дети и воспитатели подумали, что она обиделась на что – то. Стасик, самый весёлый мальчик в группе, предложил развеселить Соню, но никто не знал, как это сделать. Тогда воспитательница Анастасия Семёновна попросила сделать для Сони маленькие сюрпризы, которые помогут ей улыбнуться.

После завтрака дети пошли гулять и несколько девочек собрали осенний букет из листьев разных цветов, наверное, специально для Сони.
После обеда и сна все дети сели на стулья в зале и приготовились веселить Соню. Сначала Славик и Максим рассказали ей стихи собственного сочинения, потом три девочки: Ася, Света и Анфиса красиво танцевали. Было видно, что Соне очень нравится это представление, но пока она всё – таки не улыбалась.

Анастасия Семёновна объявила перерыв и раздала всем апельсиновый сок и золотистые сырники.

После полдника все дети принялись рисовать для Сони подарки: букеты цветов, зелёного цыплёнка, синие ромашки, высокую берёзу, стройную свинку, морскую сосну.

Самым первым домой забрали Алису. Прошло несколько минут и вдруг она вернулась в сад весело пританцовывая. Оказалось, Алиса встретила по дороге грустного зайца, который сидел под скамейкой и грустил так сильно, что мог заплакать. Алиса подумала, что зайцу будет веселее в саду и принесла его детям.

Воспитатель похвалила Алису, что она не оставила в беде зайца и попросила Соню познакомить нового гостя с его новыми друзьями.
Прошло немного времени и все дети, а вместе с ними и Анастасия Семёновна обнаружили, что Соня уже не грустит, а поёт для зайца весёлую песенку и одевает ему новый синий костюм. Так, позабыв про невесёлое настроение, Соня сумела помочь зайцу и сама, незаметно для себя, перестала грустить и наконец улыбнулась, - ведь у неё появилось много самых разных идей для обустройства уютного домика гостю.

Сонин заяц. Группа свистящих звуков: [с], [с‘], [з], [з‘], [ц]. Вопросы к тексту.

  1. В какое время года происходила история? Что помогло это понять? (Осенью, несколько девочек собирали осенний букет).
  2. Как зовут девочку – героиню сказки?
  3. Куда она ходит?
  4. С каким настроением Соня пришла в детский сад?
  5. Как звали самого весёлого мальчика? Что он предложил для Сони?
  6. Как звали воспитателя? Что она предложила сделать для Сони?
  7. Когда дети пошли гулять?
  8. Что собирали несколько девочек, придумайте для чего?
  9. Где и зачем собрались дети после обеда и сна?
  10. Что приготовили для Сони мальчики Славик и Максим?
  11. Что показывали три девочки: Ася, Света и Анфиса?
  12. Придумайте, как можно догадаться, что Соне понравились сюрпризы детей, если она так и не улыбнулась?
  13. Что дети ели на полдник?
  14. Что дети делали после полдника?
  15. Какие рисунки детей не бывают на самом деле? Какой бы необычный рисунок для Сони могли сделать сами?
  16. Кого забрали самой первой домой?
  17. Почему она очень быстро вернулась? Где был найден заяц?
  18. Как грустный заяц помог Соне?
  19. Придумайте, как бы вы могли развеселить Соню?