Сказки, как старые друзья, их надо навещать время от времени.
(Джордж Мартин)
Сказки живут среди нас, надо только разглядеть, где и когда они начинаются.
(Диля Еникеева)
Великая сила сказки завораживает и детей, и взрослых. Сказка дарит нам уверенность в себе, ведь в ней самый слабый, но добрый и честный герой всегда побеждает добро и встречается с верными товарищами. Ребёнок, ассоциируя себя с одним из персонажей, невольно находит ответы на свои вопросы и переживания. Сказка, пробуждая в детях фантазию и воображение, оказывает помощь ребёнку в освоении новых вершин мира познания, например, рассказывает, как держаться в первом путешествии на самолёте или как себя вести у доктора, особенно если пугает неизвестность, страшит то, что может ждать за закрытой таинственной дверью перед чем-то новым. Меня, как логопеда, сказки привлекают не только возможностью помочь детям почувствовать себя чуточку уверенней перед каким – либо новым для них делом (первое логопедическое занятие, поступление в первый класс). Сказочные сюжеты, которые можно черпать из жизни, являют собой подходящий материал для закрепления необходимых групп звуков, а также развития собственно самостоятельной речи.
Второстепенными целями таких сказок могут и будут являться развитие логики и мышления (мы подготовим хитрые и интересные вопросы и задания), обогащение словарного запаса (мы дадим ребёнку возможность освоить новые слова и различные лексические темы), кроме того это отличный способ наладить коммуникативные способности детишек.
Вашему вниманию будет представлена небольшая история, которую можно проиллюстрировать (при желании) и, прочитав ребёнку, предоставить ему свободу в сочинении продолжения историй, а также акцентировать его внимание с помощью вопросов по данным текстам.
Лексический материал подбирался с учётом порядка работы над коррекцией звукопроизношения в классической логопедии: группа свистящих, группа шипящих (в следующих публикациях), группа сонорных звуков (подготовим в будущем). Таким образом, текст направленный на автоматизацию свистящих звуков будет содержать минимум слов, имеющих шипящие звуки, например, и точно не будет подразумевать их наличие в ответах на вопросы задания.
Результатом такого подхода к выбору сказок будет:
- Развитие всех высших психических функций,
- Пополнение словарного запаса,
- Автоматизация необходимых звуков в связной речи ребёнка,
- Стимулирование появления самостоятельных высказываний,
- Обучение составлению рассказа по серии картин с опорой на рисунки, на вопросы, по памяти,
- Обучение преодолению страхов.
Сонин заяц. Группа свистящих звуков: [с], [с‘], [з], [з‘], [ц]
Грустная Соня пришла в детский сад. Все дети и воспитатели подумали, что она обиделась на что – то. Стасик, самый весёлый мальчик в группе, предложил развеселить Соню, но никто не знал, как это сделать. Тогда воспитательница Анастасия Семёновна попросила сделать для Сони маленькие сюрпризы, которые помогут ей улыбнуться.
После завтрака дети пошли гулять и несколько девочек собрали осенний букет из листьев разных цветов, наверное, специально для Сони.
После обеда и сна все дети сели на стулья в зале и приготовились веселить Соню. Сначала Славик и Максим рассказали ей стихи собственного сочинения, потом три девочки: Ася, Света и Анфиса красиво танцевали. Было видно, что Соне очень нравится это представление, но пока она всё – таки не улыбалась.
Анастасия Семёновна объявила перерыв и раздала всем апельсиновый сок и золотистые сырники.
После полдника все дети принялись рисовать для Сони подарки: букеты цветов, зелёного цыплёнка, синие ромашки, высокую берёзу, стройную свинку, морскую сосну.
Самым первым домой забрали Алису. Прошло несколько минут и вдруг она вернулась в сад весело пританцовывая. Оказалось, Алиса встретила по дороге грустного зайца, который сидел под скамейкой и грустил так сильно, что мог заплакать. Алиса подумала, что зайцу будет веселее в саду и принесла его детям.
Воспитатель похвалила Алису, что она не оставила в беде зайца и попросила Соню познакомить нового гостя с его новыми друзьями.
Прошло немного времени и все дети, а вместе с ними и Анастасия Семёновна обнаружили, что Соня уже не грустит, а поёт для зайца весёлую песенку и одевает ему новый синий костюм. Так, позабыв про невесёлое настроение, Соня сумела помочь зайцу и сама, незаметно для себя, перестала грустить и наконец улыбнулась, - ведь у неё появилось много самых разных идей для обустройства уютного домика гостю.
Сонин заяц. Группа свистящих звуков: [с], [с‘], [з], [з‘], [ц]. Вопросы к тексту.
- В какое время года происходила история? Что помогло это понять? (Осенью, несколько девочек собирали осенний букет).
- Как зовут девочку – героиню сказки?
- Куда она ходит?
- С каким настроением Соня пришла в детский сад?
- Как звали самого весёлого мальчика? Что он предложил для Сони?
- Как звали воспитателя? Что она предложила сделать для Сони?
- Когда дети пошли гулять?
- Что собирали несколько девочек, придумайте для чего?
- Где и зачем собрались дети после обеда и сна?
- Что приготовили для Сони мальчики Славик и Максим?
- Что показывали три девочки: Ася, Света и Анфиса?
- Придумайте, как можно догадаться, что Соне понравились сюрпризы детей, если она так и не улыбнулась?
- Что дети ели на полдник?
- Что дети делали после полдника?
- Какие рисунки детей не бывают на самом деле? Какой бы необычный рисунок для Сони могли сделать сами?
- Кого забрали самой первой домой?
- Почему она очень быстро вернулась? Где был найден заяц?
- Как грустный заяц помог Соне?
- Придумайте, как бы вы могли развеселить Соню?