Урок открытия новых знаний по теме "Пропорциональные величины"

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели: ввести понятие пропорциональности величин, уметь различать прямо пропорциональные и обратно пропорциональные величины, формировать умение работать в паре, группе; уметь оценивать одноклассников и свою работу на уроке.

Ход урока

Здравствуйте, ребята! Сегодня 12 апреля - очень важный день в истории нашей страны. Что произошло в этот день? (рассказ ребят).

Девиз нашего урока: «Через тернии к звездам!». Как вы понимаете эту фразу?

I. Актуализация новых знаний

1. Найдите отношение:

  1. 150 : 30;
  2. 12 : 15;
  3. 3 : 120.

2. Для данных отношений укажите обратные им:

  1. 7/9;
  2. 3/9;
  3. 4/1;
  4. 1/7

3. Будут ли данные выражения являться пропорциями:

  1. 12/15 = 4/5;
  2. 28 : 7 = 20 : 4;
  3. 0,5 · 12 = 24: 4?

4. Найдите неизвестный член пропорции:

  1. х : 4 = 15 : 5;
  2. 16 : х = 12 : 6.

II. Открытие новых знаний

Второе значение фразы «Через тернии к звездам».

По листу обратной связи с обсуждением выполненных заданий. Делать выводы по каждому упражнению. Выполнить задания:

1. Первый космонавт Ю.А.Гагарин пролетел 43200 км за 90 минут. Какое расстояние он преодолевал за 1 минуту? Заполните таблицу:

время полета (мин)

90

1

5

24

45

пройденный путь (км)

43200

2. № 1030 - устный разбор.

3. № 1031 - устное выполнение.

Вывод: сделать самостоятельно по решенным задачам, а затем прочитать его на стр. 231.

4. Трое рабочих выполняют работу за 6 часов. Заполни таблицу:

количество рабочих (чел)

3

6

1

18

12

время выполнения (час)

6

5. Расстояние между двумя городами 240 км. За какое время автомобиль может проехать это расстояние? Заполните таблицу (значения выбрать самостоятельно):

Скорость движения (км/час)

Время в пути (час)

Вывод: сделать самостоятельно по решенным задачам, а затем прочитать его на стр. 233.

III. Первичное закрепление в знакомой ситуации

Третье значение фразы «Через тернии к звездам».

Цель этапа: Отработка понятия прямой и обратной пропорциональности величин.

Задание.

  1. № 1033 - письменно, заполняя таблицу; сделать вывод.
  2. № 1038 - письменно, заполняя таблицу; сделать вывод.

Делается вывод, что в математике существуют прямо пропорциональные и обратно пропорциональные величины. Их надо уметь распознавать по условию задачи и правильно определять при решении задачи.

III. Формирование умений и навыков

Четвертое значение фразы «Через тернии к звездам».

Как при объяснении нового материала, так и при формировании умений и навыков рассматриваются три основные группы вопросов:

1) понятие пропорциональных величин;

2) определение прямо пропорциональных величин;

3) определение обратно пропорциональных величин.

1. № 1037 - устный разбор.

2. № 1039 - работа в парах.

IV. Первичное закрепление в изменённой ситуации

№ 1041 - групповое обсуждение, совместное решение.

V. Итоги урока

- С какими величинами познакомились?

- Как их различить в задачах?

Задание на дом: п. 35, № 1032, 1034, 1040.

Лист индивидуальной работы ученика(цы) 6 класса

1. Самостоятельная работа

1. Первый космонавт Ю.А.Гагарин пролетел 43200 км за 90 минут. Какое расстояние он преодолевал за 1 минуту? Заполните таблицу:

время полета (мин)

90

1

5

24

45

пройденный путь (км)

43200


2. № 1030 - выполнить устно.

3. № 1031 - устно разобрать.

Сделайте вывод: при увеличении одной величины в несколько раз, другая величина ____________________.

Прочитайте на стр. 231 как называются такие величины.

4. Трое рабочих выполняют работу за 6 часов. Заполни таблицу:

количество рабочих (чел)

3

6

1

18

12

время выполнения (час)

6

5. Расстояние между двумя городами 240 км. За какое время автомобиль может проехать это расстояние? Заполните таблицу:

Скорость движения (км/час)

Время в пути (час)

Сделайте вывод: при увеличении одной величины в несколько раз, другая величина _________________.

Прочитайте на стр. 233 как называются такие величины.

2. Формирование и проверка умений и навыков

№ 1037(1) - решить в тетради, записать ответ:

а) С какой скоростью двигался грузовик? ______________;

б) Какова скорость спортивного автомобиля, которому на такое же расстояние потребовалось в два раза меньше времени _________.

в) С какой скоростью ехал велосипедист, если у него этот путь занял в 5 раз больше времени, чем у грузовика _________?

№ 1037(2) - выполните задание, объясняя друг другу:

Какие из следующих величин являются прямо пропорциональными, какие обратно пропорциональными, а какие ни теми, ни другими:

а) количество купленного товара и стоимость покупки;

б) скорость движения и время, обходимое для преодоления данного расстояния;

в) производительность труда и время выполнения данной работы;

г) масса воды и ее объём;

д) скорость движения и путь, пройденный за определенное время;

е) длина и ширина прямоугольника данной площади;

ж) длина стороны квадрата и его площадь;

з) длина ребра куба и его объём;

и) рост человека и его возраст;

к) масса аквариума с рыбками и число рыбок в аквариуме;

л) число верно решенных заданий контрольной работы и отметка, полученная за неё;

м) длина окружности и её радиус;

н) расстояние на карте между Москвой и Иркутском и число, равное масштабу карты.

Подведем итоги:

1. При изменении одной величины изменяется и другая. Такие величины называются ______________.

2. Все члены бригады работают в одинаковом темпе. Четверо успевают выполнить определённую работу за 32 часа. Сколько часов потребуется для выполнения этой работы, если число рабочих:
а) уменьшится в 2 раза;
б) увеличится в 4 раза?