ВВЕДЕНИЕ
В современной общественно- политической и экономической ситуации, когда происходят радикальные изменения во всех областях жизни и деятельности российского общества, а именно, в период перехода Российской Федерации от индустриального к постиндустриальному обществу, все большую и большую значимость приобретает вопрос о системе современного образования и социализации человека.
В связи с этим все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков. И вот почему проблемы и специфика организации дополнительного образования детей в нынешней школе – один из важных вопросов развития образования на современном этапе.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29 декабря 2012 года определяет дополнительное образование детей и взрослых как образование, направленное на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование помогает ребенку адаптироваться к жизни в современном обществе, обеспечивает профессиональную ориентацию детей, а также выявление и поддержку детей, проявивших исключительные способности.
Современная Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года, №1726-р, одним из актуальных вопросов определяет организацию образования, обеспечивающего способность человека включаться в общественные и экономические процессы.
Конкурентные преимущества дополнительного образования в связи с другими видами формального образования позволяют осознать ценностный статус дополнительного образования как уникальной и конкурентоспособной социальной практики наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества.
Глава 1 Организация дополнительного образования детей в современной школе, проблемы, специфика, новые подходы в организации воспитательной деятельности
1.1 Законодательная база, направленная на развитие современного дополнительного образования детей
Кардинальные изменения развития общества в современных условиях оказывают непосредственное влияние на нынешнее образование и определяют его роль в обществе.
Основной Закон Российской Федерации, Конституция РФ, глава 2, статья 43, закрепляет право каждого гражданина Российской Федерации на образование: «1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях… 4. Основное общее образование обязательно… 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования» (Конституция РФ, с.13-14).
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» (2012г.) определена сущность современного российского образования, в структуре системы которого дополнительное образование детей и взрослых занимает одно из важных мест, так как дополнительное образование включает в себя как дополнительное образование детей и взрослых, так и дополнительное профессиональное образование. Дополнительное образование детей, осуществляющее на основе общеобразовательных программ, учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей. Закон «Об образовании в РФ», ст. 75, п. 2, определяет актуальность и вариативность программ дополнительного образования: «Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых.
Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей». Федеральный закон «Об образовании в РФ», ст.10, п.7, отмечает, что современная система российского образования «создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставляя возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования».
В современных условиях, где актуальной становится такая организация образования, в которой обеспечивалась бы способность человека включаться в общественные и экономические вопросы, дополнительное образование начинает занимать позиции конкурентоспособного образования. Концепция развития дополнительного образования детей, раздел 1, так определяет конкурентно способность современного дополнительного образования: «Конкурентные преимущества дополнительного образования в сравнении с другими видами формального образования проявляются в следующих его характеристиках: свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека; вариативность содержания и форм организации образовательного процесса; доступность глобального знания и информации для каждого; адаптивность к возникающим изменениям».
Вот почему Концепция развития дополнительного образования детей, в самом своем начале, в главе 1, определяет высокую роль современного дополнительного образования: «Ключевая социокультурная роль дополнительного образования состоит в том, что мотивация внутренней активности саморазвития детской и подростковой субкультуры становится задачей всего общества, а не отдельных организационно-управленческих институтов: детского сада, школы, техникума или вуза. Именно в 21 веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа» (Концепция развития дополнительного образования, с.2). В связи с чем и определяется основная направленность, миссия дополнительного образования, в Концепции развития дополнительного образования, глава 1: «Концепция развития дополнительного образования детей (далее Концепция) направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства. Общественное признание ценностного статуса дополнительного образования детей и его миссии позволит реализовать меры государственной политики, заложенные в указах Президента Российской Федерации» (Концепция, с.2).
В настоящее время, когда в существующем постиндустриальном обществе, где решены задачи удовлетворения базовых потребностей общества, первостепенную позицию занимают ценности самовыражения, личностного роста и гражданской солидарности. И применительно к образованию, по Концепции, глава 1, «это означает переход от задачи обеспечения доступности и обязательности общего, «массового» образования к задаче проектирования пространства персонального образования для самореализации личности. Образование становится не только средством освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум, но создает возможности для реализации фундаментального вектора процесса развития человека, поиска и обретение человеком самого себя» (Концепция, с.2).
Политика современного российского государства направлена на решение данной задачи во избежание рисков стихийного формирования идентичности в периферийных (субкультурных) пространствах социализации. И поэтому профилактикой этих рисков становится проектирование персонального образования как информационно насыщенного социокультурного пространства конструктирования идентичности. И здесь персонализация дополнительного образования усиливает его преимущества по сравнению с другими образовательными институтами посредством актуализации следующих аспектов:
1) участие в вариативных развивающих образовательных программах на основе добровольного выбора детей в соответствии с их интересами, склонностями и ценностями;
2) возможность выбора и темпа образовательных программ для детей, в том числе и для одаренных детей, и детей с ограниченными возможностями здоровья;
3) право выбора и ошибки, возможность смены, как образовательных программ, так и педагогов и организаций;
4) неформализованность содержания образования, организации образовательного процесса, уклада организаций дополнительного образования;
5) вариативный характер оценки образовательных результатов;
6) тесная связь с практикой, ориентация на создание конкретного персонального продукта и его публичную презентацию;
7) возможность на практике применить полученные знания и навыки;
8) разновозрастной характер объединений;
9) возможность выбора себе педагога, наставника, тренера.
Одной из важных отличительных черт современного дополнительного образования детей является его открытость, обеспечивающая следующее: взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями взрослых и сверстников, занимающихся тем же или близким видом деятельности; возможность для педагогов и учащихся включать в образовательный процесс актуальные явления социокультурной реальности, опыт их проживания и рефлексии; благоприятные условия для генерирования и реализации общественных как детских (подростковых), так и взрослых инициатив и проектов, в том числе развития волонтерства и социального предпринимательства.
В современном дополнительном образовании детей важным фактором является повышение социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально – экономического статуса семей. И поэтому существующая ныне Концепция развития дополнительного образования детей, глава 1, отмечает еще одну из важных особенностей современного дополнительного образования: «В настоящее время в условиях информационной социализации дополнительное образование детей может стать инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных и технологических перемен» (Концепция, с.4).
1.2. Проблемы и специфика организации современного дополнительного образования школьников
Сегодня сфера педагогической деятельности, называемая ранее внешкольным образованием детей, выходит далеко за рамки традиционных внеклассных мероприятий, которые обычно направлены на решение воспитательных задач и организацию досуга школьников. Основу современного образования детей вне школы составляет масштабный образовательный блок, компенсирующий удовлетворение когнитивных, коммуникативных и иных потребностей детей, нереализованных в рамках предметного обучения в школе. Этим видом образования профессионально заняты педагогические работники и в самих школах, так и в специализированных учреждениях — дворцах и домах детского творчества, станциях юных техников, спортивных и художественных школах, клубах по месту жительства и др.
Суть современной проблемы состоит в том, что существующая ныне российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, должна построить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. По основной сути своей это означает, что в российской школе впервые базовое (основное) и образование вне школы, то есть дополнительное образование детей, могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка. В этих условиях школа наконец-то смогла бы преодолеть интеллектуальный барьер в развитии учащихся и создать основу для их успешной адаптации в обществе.
Современная Концепция развития дополнительного образования детей отмечает возможность получения дополнительного образования детей в настоящее время через государственные (муниципальные) организации различной ведомственной принадлежности (образование, культура, спорт и другие), а также негосударственные организации (коммерческие и некоммерческие) и индивидуальные предпринимательства.
Сегодняшнее время характеризуется ростом заинтересованности семей в дополнительном образовании детей на основе дополнительных общеобразовательных программ как в самих образовательных центрах, так и в центрах информационно – коммуникативных. Образовательные инициативы сегодня активно используются музеями, библиотеками, новыми общественными культурно – выставочными площадками, общественными организациями. Разнообразные организационные формы, такие как парки и музеи науки, эксплораториумы, детские компьютерно-мультипликационные студии , студии робототехники, 3-д моделирования и прототипирования и другие, все больше и больше находят свое применение в организации детского досуга в наши дни. Сфера дополнительного образования детей сегодня создает особые возможности для развития образования в целом, расширяет доступ к глобальным знаниям и информации, опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Концепция развития дополнительного образования детей, глава 2, говорит о том, что сфера современного дополнительного образования «становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, а персонализация дополнительного образования определяется как ведущий тренд развития образования в 21 веке» (Концепция, с.6).
Современное дополнительное образование детей, с точки зрения его проблем и специфики, закрепляет полномочия по организации предоставления дополнительного образования детей за региональными и муниципальными органами власти, что позволяет оказывать государственную поддержку сфере дополнительного образования детей, но приводит к межрегиональной дифференциации доступности услуг, создает риски развития образовательного неравенства между социальными группами с различным уровнем дохода. С другой же стороны, отсутствие в сфере дополнительного образования механизмов нормативной регламентации, во-первых, позволяет создать необходимую вариативность и обновляемость программ, а во-вторых, не всегда обеспечивает предоставление услуг достойного качества и эффективное расходование средств бюджетов всех уровней. Кроме того, инфраструктура дополнительного образования детей сегодня, в основе своей созданная десятилетия назад, отстает от современных требований: дефицит современного оборудования, учебных пособий, компьютерной техники, обеспечение качественной интернет-связью, особенно для реализации высокотехнологичных программ. И даже наметившаяся тенденция повышения уровня заработной платы педагогов дополнительного образования не приостанавливает отток наиболее квалифицированных кадров и не приводит к массовому привлечению талантливых молодых специалистов.
Среди перечисленных проблем существуют и другие немаловажные проблемы современного дополнительного образования детей: тенденция развития профессий, рынков труда, информационной среды и технологий, приводящая к необходимости расширения спектра дополнительных общеобразовательных программ, не обеспечивает скорого современного обновления самого содержания дополнительного образования; позитивная динамика тенденции увеличения числа и расширения спектра направлений конкурсных мероприятий (олимпиад, чемпионатов, соревнований) пока не обеспечивает необходимый уровень системности работы, позволяющей реализовать ее потенциал как механизм мотивации семей по выявлению талантливых детей и проведение мониторинга эффективности работы организации дополнительного образования; существующая система нормативного регулирования не способствует широкой возможности использования потенциала негосударственного сектора и государственно-частного партнерства для расширения объема и спектра услуг дополнительного образования, модернизации инфраструктуры.
Вот почему так остро в настоящее время стоит вопрос о новых подходах в организации воспитательной деятельности. Это настолько актуальный вопрос, что он не требует никаких отлагательств, он должен решаться незамедлительно.
1.3. Современные подходы в организации воспитательной деятельности
Сегодняшнее время диктует необходимость полного цикла образования в школе, что обусловлено и новыми требованиями к образованности человека, в полной мере заявившими о себе на рубеже XX и XXI веков. Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Вот почему образовательный процесс в школе должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека. До тех пор, пока школьная система образования будет сориентирована на трансляцию знаний без учета разностороннего развития личности ребенка, решение проблем индивидуализации и дифференциации обучения, самоопределения и самореализации школьников не будет реализована в полной мере.
Современная практика показывает, что указанные требования к образованности человека не могут быть удовлетворены только базовым образованием: формализованное базовое образование все больше нуждается в дополнительном неформальном, которое было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопределения.
Действительно, школа дает общее образование, важное и значимое; но многогранному развитию личности, раскрытию ее способностей, ранней профориентации способствует именно дополнительное образование. И если школьное образование все дети получают в объеме, определяемом государственным стандартом, то нестандартизированное дополнительное образование реализуется индивидуально в силу его многообразия, разнонаправленности, вариативности. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом — смысл дополнительного образования: оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.
Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное — в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Дополнительное образование детей — это поисковое образование, апробирующее иные, не традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств (в том числе из ситуаций неопределенности), предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития.
По сути своей основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов.
Для того чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Поэтому педагогам так важно знать и понимать проблемы друг друга — тех, кто профессионально занимается дополнительным образованием детей, и тех, кто связан с предметным обучением в школе. Только их взаимопомощь и совместные продуманные действия могут стать основой для создания целостного образовательного пространства как на уровне отдельной школы, так и целого города, района, области, региона, страны.
В нынешней школе дополнительное образование детей имеет свои особенности. В отличие от учреждений дополнительного образования, где трудятся специалисты-профессионалы и где накоплен большой опыт работы с детьми, увлеченными тем или иным видом творчества, в общеобразовательных школах этот вид образования, как правило, осуществляется на имеющейся базе, причем ее же педагогическими кадрами.
В период изменения сущности воспитательной работы в школе, чрезмерно политизированной и пронизанной идеологическими штампами, с конца 80-х годов из жизни школы стала постепенно уходить любая внеурочная деятельность. Взамен традиционных кружков в школах стали активно вводиться новые учебные курсы, наметился интерес к возрождению народных традиций, но это нельзя назвать созданием школьной системы дополнительного образования детей. И здесь много причин, одна из которых - неоднозначное отношение школьных педагогов к идее интеграции дополнительного образования в современную школу. И здесь важно правильно оценить ситуацию и попытаться изменить ее к лучшему в интересах современного ребенка.
Возьмем такие простые цифры: не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий, кроме этого, в оставшиеся дни года еще треть его времени не занята уроками. И растущий ребенок, познавая окружающий мир, ждет от этого мира разнообразия. И среди тех возможностей выбора, которые ему предоставляет естественное течение жизни, среди ценностей и приоритетов быта вполне могут быть и ценности дополнительного образования. И мы, взрослые, как родители, и как педагоги не имеем права лишать ребенка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя и овладеть способами разумной жизни, той среде, где разум отступает на дальний план, а деятельность теряет смысловую окраску. И здесь следует серьезно продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребенка и можно развивать его способности в самых разных направлениях, причем делать это прямо в школе, на основе дополнительного образования. И что особо привлекательно здесь: в отличие от общего образования, дополнительное образование не имеет фиксированных сроков завершения, и кроме того его можно начать на любом возрастном этапе и даже возможно и в любое время учебного года, последовательно переходя от одной ступени к другой. А результатом этого может стать не только увлечение на всю жизнь, но и определение будущей профессии. Вот почему педагоги основного и дополнительного образования просто обязаны знать особенности работы друг друга, понимать ее специфику, сложности и преимущества.
Своеобразие дополнительного образования в школе проявляется в следующем: в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей; в свободе выбора направлений деятельности, педагога, образовательной программы; в возможности менять виды деятельности, коллектив, педагога; в творческом характере образовательного процесса, осуществляемого на основе дополнительных образовательных программ; в особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку); в возможности получить допрофессиональную подготовку.
Исходя из перечисленных особенностей дополнительного образования, можно выделить его функции в общеобразовательной школе:
1) образовательная — обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;
2) воспитательная — обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;
3) креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
4) компенсационная — освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
5) рекреационная — организация содержательного досуга как сферы восстановления психо-физических сил ребенка;
6) профориентационная — формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию, где школа способствует не только осознанию и дифференциации различных интересов ребенка, но и помогает выбрать учреждение дополнительного образования, где силами специалистов обнаруженные способности могут получить дальнейшее развитие;
7) интеграционная — создание единого образовательного пространства школы;
8) функция социализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
9) функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.
Основа данных функций показывает, что дополнительное образование детей – это неотъемлемая часть любой образовательной системы, где тесное сотрудничество характеризует взаимоотношения педагогов основного и дополнительного образования. По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности. В настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений, которые могут функционировать в современной школе: художественно-эстетическое; научно-техническое; спортивно-техническое; эколого-биологическое; физкультурно-оздоровительное; туристско-краеведческое; военно-патриотическое; социально-педагогическое; культурологическое; экономико-правовое. И реализуя задачи дополнительного образования, современная школа стремится решать существующее противоречие между необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой — создавать условия для свободного развития личности, что является основой гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования.
Гуманистическая педагогика направлена на принятие ребенка как личности и индивидуальности, на защиту его права на саморазвитие и самоопределение. Оказалось, что именно дополнительное образование наиболее полно отвечает этим критериям. Оно по самой своей сути является личностно ориентированным, в отличие от базового образования, продолжающего оставаться предметно ориентированным, направленным на освоение школьного стандарта. Только органичное сочетание в школьных стенах обоих видов образования может помочь развитию как отдельного ребенка, так и всего образовательного учреждения.
Вот почему так важны для современной школы новые подходы в организации воспитательной деятельности. И действующая в настоящее время система дополнительного образования детей показывает, что сегодня в общеобразовательной школе существует четыре основные формы организации воспитательной деятельности. Первая - организация кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом, так как вся внеклассная и внеурочная деятельность школы полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития дополнительного образования в настоящий момент здесь не осуществляются. Это одна из наиболее распространенных форм. Но и в ней есть рациональное зерно, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов. Вторая же отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, хотя как единая система оно еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и детей, и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, “экспедиции”, хобби-центры, творческие мастерские народных ремесел и др.). Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. В результате те образовательные области, которые вначале изучались в рамках дополнительных образовательных программ, затем входят в базисный учебный план школ.
Примеров организации воспитательной деятельности на основе данной формы можно привести достаточно. Я возьму один из них. Это организация творческой деятельности детей на основе их деятельности в мастерской донских ремесел «Родник» (руководитель - педагог дополнительного образования высшей категории Прокопенко С.И.) МБУ ДО Центр внешкольной работы Волгодонского района, созданной на базе одной из школ Волгодонского района. Ее целью стало привлечение учащихся к активной краеведческой деятельности: расширение их знаний по истории и культуре донского края; особенный интерес - к культурным традициям донских казаков, где основа – старинные казачьи ремесла; исследовательская и проектная деятельность; практическая деятельность - обучение школьников способам плетения предметов народного быта на старинном ручном станке. Ученики увлеченно самостоятельно, порой и при активном участии в этом увлекательном творческом процессе и родителей своих, создают своими руками на станке народные коврики, половички, корзинки, сумочки, разнообразные декоративные панно из различных материалов: из луговой травы, из тряпочек, из веревочек, из ниток, из шпагата.
Примечательно то, что старинный станок для ручной работы был воссоздан самим педагогом дополнительного образования, а смастерили его для занятий в школе все вместе – и педагог дополнительного образования, и школьные учителя – предметники (технология), и ученики, и их родители. Педагогу дополнительного образования всегда приятно осознавать, что ученики находят себя в творчестве и раскрывают свои возможности в этом увлекательном процессе. Сама же я, педагог, посетив мастер – класс по плетению различных бытовых предметов на старинном народном ручном станке, который проводили сотрудники Вешенского музея – заповедника М.А.Шолохова (фестиваль «Струны души», ст. Романовская, 2015), так увлеклась этим замечательны народным ремеслом, что воссоздала дома старинный ручной станок, подготовила материал для плетения на данном станке и показала данный увлекательный процесс на всеобщем празднике – Дне родного хутора Потапов Волгодонского района, далее – на уровне района, города Волгодонск, на областном уровне. Так появилась идея создания мастерской донских ремесел «Родник», в которую приходят и дети, и взрослые.
Третья форма организации дополнительного образования строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры — центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др. Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание дополнительного образования в данной школе. При этом в практической реализации дополнительных образовательных программ значительно возрастает роль специалистов этих учреждений. И доказательных примеров таких взаимодействий в наше время действительно существует.
И в качестве примера здесь может быть организация воспитательной деятельности на основе тесного взаимодействия ряда школ Волгодонского района с районным муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования Центр внешкольной работы. Например, творческое объединение – краеведческий кружок «Росинка» МБУ ДО Центр внешкольной работы, осуществляющий свою педагогическую деятельность на базе одной из районных школ. Учащиеся изучают историю и культуру родного донского края, основная цель – приобщение воспитанников к культурным традициям донского казачества с целью социализации современных школьников. Способы организации занятий и методы, используемые во время проведения занятий, разнообразны, особое внимание - исследовательской и проектной деятельности учащихся. Срок реализации образовательной программы – 3 года, возраст учащихся – 6-14 лет, количественный состав обучающихся – 224 человека, руководитель кружка «Росинка» - педагог дополнительного образования высшей категории Прокопенко С.И. Четвертая форма – это образец новой модели организации дополнительного образования детей в современной школе, существующей в учебно-воспитательных комплексах (УВК).
На сегодняшний день эта модель является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку в ней органично сочетаются возможности обоих видов образования. В УВК, как правило, создается солидная инфраструктура внешкольного дополнительного образования, на основе чего появляются условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения. Чаще всего УВК существуют в виде стационарного соединения в единую организационную структуру учреждений основного и дополнительного образования. Например, в самой школе может функционировать профильное учреждение дополнительного образования — художественная, музыкальная, спортивная школа, центр технического творчества учащихся и т. п. Также в одно целое со школой может быть объединен многопрофильный центр детского творчества, включающий целую сеть кружков, студий, секций, клубов. Общеобразовательная школа может входить и в состав еще более сложных объединений, например: школа — учреждение дополнительного образования — вуз.
Организация учебно-воспитательных комплексов особенно эффективна для удаленных от центра районов современных крупных мегаполисов, а также для небольших городов, где УВК играют роль культурных центров для значительной части населения. В УВК по единому плану работают большие педагогические коллективы, где, кроме школьных учителей, есть специалисты по дополнительному образованию детей, работники культуры. Нередко здесь образование строят, идя не от урока к внеурочной деятельности, а наоборот. Вторая, внеурочная, половина дня оказывает существенное влияние на первую, занятую уроками. Причем это влияние разнопланово. Во-первых, дополнительное образование оказывает воздействие на образовательный процесс школы. Дополнительные образовательные программы: углубляют и расширяют знания учащихся по основным и факультативным предметам; делают школьное обучение личностно-значимым для многих учащихся; стимулируют учебно-исследовательскую активность школьников; повышают мотивацию к обучению по ряду общеобразовательных курсов. Во-вторых, школьное дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.
Занятость учащихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дополнительное образование сегодня – это неотъемлемая часть современного российского образования, основными целями которого, по Концепции развития дополнительного образования, глава 3, являются: «обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию; расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования; развитие инновационного потенциала общества» (Концепция, с.8).
Развитие современного дополнительного образования детей и эффективное использование его потенциала невозможно без выстраивания государством ответственной политики в данной сфере через принятие современных, научно обоснованных решений и в области содержания и технологий, и в части разработки управленческих и экономических моделей. Вот почему так востребованы инновационные инструменты государственного регулирования и управления развитием дополнительного образования детей, сохраняющие фундаментальную для него свободу и неформальность, основывающиеся на принципах общественно-государственного партнерства в целях мотивирования, вовлечения и поддержки всех субъектов сферы образования (детей, семей и организаций).
Воспитательные возможности дополнительного образования в сегодняшнее время актуальны в полной мере. Современный педагог понимают, что знания, которые даются в школе, и те, что нужны учащимся в жизни, должны быть равноценными. И сегодняшние школьники, понимая это, больше всего ценят здоровье, уверенность в себе, любовь, интересную работу, материальный достаток, дружную семью, домашний уют и др. Сегодняшнее молодое поколение неравнодушно к образованию и хотело бы, чтобы оно было более жизненным и личностно ориентированным. Очевидно, что одно только базовое образование не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому ученик действительно получает возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь. Таким образом, дополнительное образование в современной школе способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы: выровнять стартовые возможности развития личности ребенка; способствовать выбору его индивидуального образовательного пути; обеспечить каждому ученику ситуацию успеха; содействовать самореализации личности ребенка и педагога.
Современное дополнительное образование детей объективно обладает возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
основная
- Конституция Российской Федерации.- Санкт-Петербург: Литера, 2000.-48с.
- Концепция развития дополнительного образования детей (интернет-ресурс).
- Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2001–2005 годы. (интернет-ресурс).
- Письмо Министерства образования РФ от 13.11.2000 г. № 813/28–16 “О рекомендациях для организаторов работы с детьми и подростками по месту жительства в современных условиях” (интернет-ресурс).
- Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 годы (интернет-ресурс).
- Федеральный «Закон об образовании в Российской Федерации» (интернет-ресурс).
дополнительная
- Культурно-исторические традиции Дона и России как фактор познания Отчизны: Материалы областной научно-практической конференции (11 сентября-7 ноября 2013 г., Ростов-на-Дону – пос. Шолоховский Белокалитвенского района). - Ростов-на-Дону: Креатив плюс, 2013. – 184с.
- Прекрасное - своими руками! Сост. С.С. Газарян. – М.,: Детская литература, 1989. - 157с., ил.
- Прокопенко И.А. Авторская образовательная программа «Истоки» по приобщению детей к культурным традициям донского казачества с целью социализации личности ребенка. - Волгодонск, 2012. – 28 с.
- Жданов Ю.А. О культуре. - Ростов-на-Дону: ГЮР, 2014. – 176 с.
- Учитель 21 века: стратегии и опыт профессиональной подготовки и саморазвития: Материалы межрегиональной с международным участием научно-практической конференции 28 марта 2013 г. – Ростов-на-Дону, 2013. – 716 с.