Закон РФ «Об образовании» трактует: Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для ВСЕХ обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
По данным Всемирной организации здравоохранения в настоящее время характерным является увеличение количества детей, имеющим различные нарушения развития. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест.
В 2017 году наш детский сад включен в Государственную программу «Доступная среда», рассчитанную на 2011-2020гг. В дошкольном образовательном учреждении созданы все необходимые условия для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
В дошкольном учреждении полностью реконструирован вход в здание детского сада:
- он оборудован: пандусом, антивандальной кнопкой, табличкой режима работы учреждения по Брайлю;
- оборудована входная группа с информацией о работе нашего дошкольного учреждения.
В группе «Гномики» создана развивающая среда для детей группы МГН (маломобильная группа населения).
За летний период было приобретено дополнительное специальное оборудование для развивающей среды.
Группа для детей с МГН находится на первом этаже, а офтальмологический кабинет находится на втором этаже, в связи с этим было приобретено переносное офтальмологическое оборудование для коррекции зрения: «Амблиотер» (для лечения амблиопии) и «Офтальмоскоп ручной-зеркальный» (для исследования глазного дна и определения рефракции).
В нашем дошкольном учреждении воспитываются и получают лечение дети с нарушением зрения: это дети с косоглазием и амблиопией, слабовидящие и инвалиды по зрению с детства.
Классификация детей по степени нарушения зрения и зрительным возможностям
Измеряется остротой зрения и полем зрения
I Слепые
- V – 0 – тотально слепые;
- V - от 0 до 0,04.
II Слабовидящие
- V – от 0,05 до 0,09 – учат по брайлевскому шрифту, у них сужено поле зрения – сажать вперед.
- V - от 0,1 до 0,2 - не видят буквы (давать большего размера).
- V - 0,3 до 0,4 – не успевают за зрячими, делают все медленно.
III Функциональные нарушения зрения
- Гиперметропия (дальнозоркость);
- Миопия (близорукость);
- Косоглазия (сходящееся, расходящееся);
- Амблиопия;
- Астигматизм и др.
Глаза самый ценный и удивительный дар природы. Подсчитано, что 80-90% информации о внешней среде мы получаем благодаря зрению.
Нарушение зрения отрицательно сказывается на развитии психических процессов.
Психическое развитие детей с дефектами зрения, так как и у зрячих, подчинено общим законам возрастных изменений, но имеет свои особенности.
Нарушение зрения – это первичный дефект.
На его фоне страдают психические процессы: восприятие, представления, ощущения, развитие речи, памяти, мышления, воображения – это вторичный дефект.
Характерные особенности психических процессов у детей с нарушением зрения: замедленность, неточность, фрагментарность, неполнота.
Зрительное восприятие у детей с нарушением зрения
1. В зависимости от степени поражения зрительных функций восприятие у детей с нарушением зрения резко отличается от восприятия нормально видящих по степени полноты, точности и скорости восприятия
- дети воспринимают фрагментами, искаженно, как единичные предметы, так и групповые композиции;
- у таких детей затруднено установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями;
2. Нарушение зрительного восприятия отрицательно влияет на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
3. Дети испытывают трудности, связанные с темпом и качеством выполнения заданий, для них характерным является:
- низкий уровень умения узнавать предметы, изображенные в различных вариантах (контур, силуэт, модель);
- низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в основе овладения навыками письма и чтения;
- плохое запоминание букв, цифр и др.
Зрительно-пространственная ориентировка у детей с нарушением зрения
Дети с нарушением зрения испытывают трудности при:
1. Формировании представлений о собственном теле:
- знание частей тела и их пространственного расположения;
- ориентировки относительно себя, в словесном обозначении пространственных отношений (впереди, слева, справа, сзади и т.д.)
2. Испытывают трудности при работе на микро - и макроплоскости (в определении углов, сторон, центра и названных направлениях)
3. При ориентировке в пространстве дети испытывают трудности в применении ориентиров (световых, цветовых, звуковых, тактильных). Не в полной мере используют сохранные анализаторы.
Физическое развитие ребенка с нарушением зрения
Дети с нарушением зрения имеют отклонения в весе, росте. У большинства детей снижен иммунитет, они больше подвержены простудным заболеваниям.
Нарушена координация движения и ритма, мелкая моторика.
У детей нарушена двигательная активность, наблюдается скованность, малоподвижность, неуверенность, боязнь пространства, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, что, в свою очередь, приводит к нарушению осанки и сколиозу.
Наблюдается вялость нервно-мышечного тонуса пальцев и кистей рук. Руки вялые или слишком напряжённые. Всё это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности.
Эмоционально-волевая сфера
Как правило, дети с нарушением зрения эмоционально ранимы, обидчивы, конфликтны, не уверенны, замкнуты, неспособны к пониманию эмоционального состояния партнера по общению.
Снижен познавательный интерес, проявление беспомощности в различных видах деятельности, снижение желаний у ребенка к самовыражению, что приводит к большей зависимости ребенка от помощи и руководства взрослых. Дети с нарушением зрения плохо владеют мимикой лица, не могут показать свое эмоциональное состояние.
Мы показали характерные особенности дошкольника с нарушением зрения для того, чтобы учитель смог предвидеть те трудности, которые могут возникнуть при обучении в школе.
Рекомендации педагогам по работе с детьми с нарушением зрения
Педагог должен знать:
- Зрительный диагноз;
- Особенности развития психических процессов;
Педагог должен создать комфортные условия для обучения.
Педагог должен взаимодействовать с учителем-дефектологом, педагогом-психологом, учителем-логопедом, медицинскими работниками и родителями.
Педагог должен выполнять санитарно-гигиенические требования:
Посадку (слева, справа, по центру):
- при сходящемся косоглазии дальше от учебной доски,
- при расходящемся косоглазии ближе к доске,
- при светобоязни (альбинизме), катаракте как можно дальше от освещенных окон,
- при глаукоме - максимально близко к окнам.
Освещенность:
- при необходимости дополнительный свет с левой стороны,
- для защиты от прямых солнечных лучей рекомендуется пользоваться легкими светлыми шторами или жалюзи,
- предусматривается освещение учебной доски.
Учебная доска:
- темно-коричневая или темно-зелёная, матовая,
- ребёнок при показе объекта находится у доски со стороны открытого глаза (заклеен правый глаз – слева, заклеен левый глаз – справа).
Педагог должен соблюдать тифлотехнические требования к пособиям.
Для слабовидящих и инвалидов по зрению:
- Размер пособий крупный, в 1,5 раза превышает обычный.
- Работа на близком расстоянии – на подставке с наклоном.
- Материал объёмный, на ощупь - рельефная унификация.
- Высокая степень цветовой контрастности (80%-95%)
- Картины с чётким, контрастным фоном.
Косоглазие и амблиопия:
Форма преимущественно плоскостная (младший дошкольный возраст), для более старших детей + объёмная.
Расходящееся косоглазие: раздаточный материал 2см, лечебный взор «вниз – близко», работа на столе.
Сходящееся косоглазие: раздаточный материал более 2см, лечебный взор «вверх – вдаль», работа на подставке.
Общие требования к материалу: материал должен быть ярким, красочным, на контрастном фоне, безопасным в употреблении, с чётко прорисованными контурами, преимущественно чёрного, зелёного, красного, оранжевого цветов; поверхность – матовая.
Требования к педагогу при организации образовательной деятельности
- Соблюдать режим зрительной, тактильной и физической нагрузки;
- Речь педагога – замедленная, чёткая, выразительная, достаточно громкая;
- Снижать темп занятия (урока);
- Соблюдать методику рассматривания картин;
- Находиться у доски справа, обязательно лицом к детям;
- Проводить специальную гимнастику для глаз, физкультминутки и минуты отдыха.
Педагогическая практика показывает, что развитие инклюзивного образования - процесс сложный, многогранный, затрагивающий помимо научных и методологических, социальные и административные ресурсы и требующий кардинальной перестройки современной системы образования.
Инклюзивное образование в России на современном этапе |
Инклюзивное образованиев МБДОУ «Детский сад №78» |
Развивается методология |
Разработана «Единая система тифлокоррекционного обучения «Глаз-рука», которая адаптирована для обучения всех детей. |
Разрабатывается нормативно-правовая база образования |
1. Разработаны положения:
|
Разрабатывается аспект гибкого подхода в обучении, воспитании и развитии детей |
Разработан дифференцированный подход в обучении детей с нарушением зрения и другими сопутствующими диагнозами. Подход в обучении: «Играя – учимся! Учимся – играя!» |
Внедряются новые формы социально-педагогической помощи и др. |
Разработаны:
|
Таким образом, использование инклюзивного образования способствует реализации права каждого ребенка на качественное доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для успешного обучения в школе, поднимает личностный статус каждого ребенка, дает ему уверенность в своих силах и возможностях, позволяет на равных интегрироваться детям-инвалидам по зрению в общество сверстников.