Создание инклюзивной образовательной среды для детей с нарушением зрения

Разделы: Коррекционная педагогика


Закон РФ «Об образовании» трактует: Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для ВСЕХ обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

По данным Всемирной организации здравоохранения в настоящее время характерным является  увеличение количества детей, имеющим различные нарушения развития. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест.

В 2017 году наш детский сад  включен в Государственную программу «Доступная среда», рассчитанную на 2011-2020гг. В дошкольном образовательном учреждении созданы все необходимые условия для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

В дошкольном учреждении полностью реконструирован вход в здание детского сада:

  • он оборудован: пандусом, антивандальной кнопкой, табличкой режима работы учреждения по Брайлю;
  • оборудована входная группа с информацией о работе нашего дошкольного учреждения.

В группе «Гномики» создана развивающая среда для детей группы МГН (маломобильная группа населения).

За летний период было приобретено дополнительное специальное оборудование для развивающей среды.

Группа для детей с МГН находится на первом этаже, а офтальмологический кабинет находится на втором этаже, в связи с этим было приобретено переносное офтальмологическое оборудование для коррекции зрения: «Амблиотер» (для лечения амблиопии) и «Офтальмоскоп ручной-зеркальный» (для исследования глазного дна и определения рефракции).

В нашем дошкольном учреждении воспитываются  и получают лечение дети с нарушением зрения: это дети с косоглазием и амблиопией, слабовидящие и инвалиды по зрению с детства.

Классификация детей по степени нарушения зрения и зрительным возможностям

Измеряется остротой зрения и полем зрения 

I  Слепые

  • V – 0 – тотально слепые; 
  • V -  от 0 до 0,04.

II Слабовидящие

  • V – от 0,05 до 0,09 – учат по брайлевскому шрифту, у них сужено поле зрения – сажать вперед.
  • V  - от 0,1 до 0,2 - не видят буквы (давать большего размера).
  • V  - 0,3 до 0,4 – не успевают за зрячими, делают все медленно.

III Функциональные нарушения зрения

  • Гиперметропия (дальнозоркость);
  • Миопия (близорукость);
  • Косоглазия (сходящееся, расходящееся);
  • Амблиопия;
  • Астигматизм и др.

Глаза самый ценный и удивительный дар природы. Подсчитано, что 80-90%  информации о внешней среде мы получаем благодаря зрению.
Нарушение зрения отрицательно сказывается на развитии психических процессов.

Психическое развитие детей с дефектами зрения, так как и у зрячих, подчинено общим законам возрастных изменений, но имеет свои особенности.

Нарушение зрения – это первичный дефект.

На его фоне страдают психические процессы: восприятие, представления, ощущения, развитие речи, памяти, мышления, воображения – это вторичный дефект.

Характерные особенности психических процессов у детей с нарушением зрения:  замедленность, неточность, фрагментарность, неполнота.

Зрительное восприятие у детей с нарушением зрения

1. В зависимости от степени поражения зрительных функций восприятие у детей с нарушением зрения   резко отличается от восприятия нормально видящих по степени полноты, точности и скорости восприятия

  • дети воспринимают фрагментами, искаженно, как единичные предметы, так и групповые композиции;
  • у таких детей затруднено установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями;

2.  Нарушение  зрительного восприятия отрицательно влияет на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);

3. Дети испытывают трудности, связанные с темпом и качеством выполнения  заданий, для них характерным является:

  • низкий уровень умения узнавать предметы, изображенные в различных вариантах (контур, силуэт, модель);
  • низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в основе овладения навыками письма и чтения;
  • плохое запоминание букв, цифр и др.

Зрительно-пространственная ориентировка у детей с нарушением зрения

Дети с нарушением зрения испытывают трудности при:

1. Формировании представлений о собственном теле:

  • знание частей тела и их пространственного расположения;
  • ориентировки относительно себя, в словесном обозначении пространственных отношений (впереди, слева, справа, сзади и т.д.)

2. Испытывают трудности при работе на микро - и макроплоскости (в определении углов, сторон, центра и названных направлениях)

3. При ориентировке в пространстве дети испытывают трудности  в применении ориентиров (световых, цветовых, звуковых, тактильных). Не в полной мере используют сохранные анализаторы.

Физическое развитие ребенка с нарушением зрения

Дети с нарушением зрения имеют отклонения в весе, росте. У большинства детей снижен иммунитет, они больше подвержены простудным заболеваниям.

Нарушена координация движения и ритма, мелкая моторика.

У детей нарушена двигательная активность, наблюдается скованность, малоподвижность, неуверенность, боязнь пространства, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, что, в свою очередь, приводит к нарушению осанки и сколиозу.

Наблюдается вялость нервно-мышечного тонуса пальцев и кистей рук. Руки вялые или слишком напряжённые. Всё это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности.

Эмоционально-волевая сфера

Как правило, дети с нарушением зрения эмоционально ранимы, обидчивы, конфликтны,  не уверенны, замкнуты, неспособны к пониманию эмоционального состояния партнера по общению.

Снижен познавательный интерес, проявление беспомощности в различных видах деятельности, снижение желаний у ребенка к самовыражению, что приводит к  большей зависимости ребенка от помощи и руководства взрослых. Дети с нарушением зрения плохо владеют  мимикой лица, не могут показать свое эмоциональное состояние.

Мы показали характерные особенности дошкольника с нарушением зрения для того, чтобы учитель смог предвидеть  те трудности, которые могут возникнуть при обучении в школе.

Рекомендации педагогам по работе с детьми с нарушением зрения

Педагог должен знать:

  • Зрительный диагноз;
  • Особенности развития психических процессов;

Педагог должен создать комфортные условия для обучения.

Педагог должен взаимодействовать с учителем-дефектологом, педагогом-психологом, учителем-логопедом, медицинскими работниками и родителями.

Педагог должен выполнять санитарно-гигиенические требования:

Посадку (слева, справа, по центру):

  • при сходящемся косоглазии дальше от учебной доски,
  • при расходящемся косоглазии ближе к доске,
  • при светобоязни (альбинизме), катаракте как можно дальше от освещенных окон,
  • при глаукоме - максимально близко к окнам.

Освещенность:

  • при необходимости дополнительный свет с левой стороны,
  • для защиты от прямых солнечных лучей рекомендуется пользоваться легкими светлыми шторами или жалюзи,
  • предусматривается освещение учебной доски.

Учебная доска:

  • темно-коричневая или темно-зелёная, матовая,
  • ребёнок при показе объекта находится у доски со стороны открытого глаза (заклеен правый глаз – слева, заклеен левый глаз – справа).

Педагог должен соблюдать тифлотехнические требования к пособиям.

Для слабовидящих и инвалидов по зрению:

  • Размер пособий крупный, в 1,5 раза превышает обычный.
  • Работа на близком расстоянии – на подставке с наклоном.
  • Материал объёмный, на ощупь -  рельефная унификация.
  • Высокая степень цветовой контрастности (80%-95%)
  • Картины с чётким, контрастным фоном.

Косоглазие и амблиопия:

Форма преимущественно плоскостная (младший дошкольный возраст), для более старших детей + объёмная.

Расходящееся косоглазие: раздаточный материал 2см, лечебный взор «вниз – близко», работа на столе.

Сходящееся косоглазие: раздаточный материал более 2см, лечебный взор «вверх – вдаль», работа на подставке.

Общие требования к материалу: материал должен быть ярким, красочным, на контрастном фоне, безопасным в употреблении, с чётко прорисованными контурами, преимущественно чёрного, зелёного, красного, оранжевого цветов; поверхность – матовая.

Требования к педагогу при организации образовательной деятельности

  • Соблюдать режим зрительной, тактильной и физической нагрузки;
  • Речь педагога – замедленная, чёткая, выразительная, достаточно громкая;
  • Снижать темп занятия (урока);
  • Соблюдать методику рассматривания картин;
  • Находиться у доски справа, обязательно лицом к детям;
  • Проводить специальную гимнастику для глаз, физкультминутки и минуты отдыха.

Педагогическая практика показывает, что развитие инклюзивного образования - процесс сложный, многогранный, затрагивающий помимо научных и методологических, социальные и административные ресурсы и требующий кардинальной перестройки современной системы образования.

Инклюзивное образование в России на современном этапе

Инклюзивное образованиев МБДОУ «Детский сад №78»

Развивается методология

Разработана «Единая система тифлокоррекционного обучения «Глаз-рука», которая адаптирована  для обучения всех детей.

Разрабатывается нормативно-правовая база образования

1. Разработаны положения:

  • «О Психолого-Медико-Педагогическом консилиуме ДОУ «Детский сад №78» (ПМПк),
  • «О психологической  и дефектологической службе»,
  • «О логопункте»,
  • «Об индивидуальном обучении  детей с ОВЗ».

Разрабатывается аспект гибкого подхода в обучении, воспитании и развитии детей

Разработан дифференцированный подход в обучении детей с нарушением зрения и другими сопутствующими диагнозами.

Подход в обучении: «Играя – учимся! Учимся – играя!»

Внедряются новые формы социально-педагогической помощи и др.

Разработаны:

  • АООП (адаптированная основная образовательная программа);
  • диагностика;
  • новые коррекционно-развивающие подходы и методы обучения,
  • авторские программы для детей с нарушением зрения, речи, ЗПР;
  • маршрутные листы;
  • мини-программы,
  • индивидуальные программы для детей инвалидов и др.

Таким образом, использование инклюзивного образования способствует реализации права каждого ребенка на качественное доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для успешного обучения в школе, поднимает личностный статус каждого ребенка, дает ему уверенность в своих силах и возможностях, позволяет на равных интегрироваться детям-инвалидам по зрению в общество сверстников.