Урок окружающий мир. Тема: «Растениеводство». 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Учебник А.А. Плешаков. Мир вокруг нас. 3 класс

УМК «Школа России»

Цели урока:

  • ознакомить с одной из отраслей сельского хозяйства – растениеводством; научить различать культурные растения;
  • учить анализировать, обобщать полученные знания;
  • развивать речь, познавательную активность, рассуждать, делать выводы;
  • воспитывать бережное отношение к продуктам растениеводства.

Задачи:

Личностные

  • Развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
  • Способствовать развитию умения работать в группе;
  • Способствовать расширению словарного запаса детей.

Метапредметные

  • Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • Обучать детей действиям сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий и причинно-следственных связей.

Предметные

  • Систематизировать и расширять знания детей о растениеводстве.

Тип урока: изучение нового учебного материала.

Оборудование: ИКТ-презентация “Растениеводство”.

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД


1. Организационный момент.

Цель: организовывать, направить внимание на начало урока.

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Ирина Васильевна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира, присаживайтесь.

Включаются в учебную деятельность, получают эмоциональный настрой.

Личностные:

• Формировать положительное отношение к школе;

• Развивать познавательный интерес.

2. Актуализация знаний.

Цель: подготовка мышления учащихся.

Давайте с вами вспомним, что называют полезными ископаемыми? Почему их называют полезными?

Это вещества, которые находятся в недрах Земли, и которые человек, добывая, может использовать для своих нужд

Коммуникативные:

• Формулировать свое мнение и позицию.

- Назовите полезные ископаемые Каменный и бурый уголь, нефть, горючие сланцы, природный газ, торф  
  - Как они используются человеком? Одни полезные ископаемые используют в строительстве: гранит, песок, глину, известняк. Другие используют как топливо - это горючие полезные ископаемые: каменный уголь, торф, нефть, газ. Из третьих выплавляют разные металлы - это руды. К полезным ископаемым относятся и соли, например, поваренную соль человек использует для приготовления пищи и хранения продуктов питания  
- Что такое месторождение? Природные скопления полезных ископаемых, пригодных для добычи  
- Кто ищет месторождения полезных ископаемых? Поиском месторождений занимаются геологи  

- Что такое геология?

Это наука о строении и истории развития земной коры, о методах поиска полезных ископаемых  

3. Постановка учебной задачи

Помимо подземных богатств, на нашей планете есть и другие, не менее важные ценности. Относятся к живым организмам и произрастают на поверхности земли и на дне водоемов?

- Как вы думаете, что это?

 

Регулятивные:

• Обучать принятию учебной задачи;

• Обучать контролю своих результатов.

Цель: подвести детей к определению темы урока - Да ребята, растительный мир - это тоже наше богатство. Об этом мы сегодня и поговорим на уроке. Растения  
4. Работа над новым материалом Для чего выращивают растения? Для еды, для одежды  
- Как вы думаете, почему в самом начале эпохи первобытного мира растения не могли давать людям белый хлеб, растительное масло и многое другое? Все растения были дикорастущими, человек не умел ухаживать за растениями  

В далекой древности первобытный человек занимался охотой и собирательством. Ведь для того чтобы жить, человеку надо есть. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям зерна и корешки. И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной терке перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зернышки. Попробовали специально рассыпать зерна – получилось, да еще как: где упало зерно, вырос целый колосок, а то и несколько. Теперь уже можно было выращивать зерна рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам. Случалось, так, что мужчины, убив на охоте дикую свинью, приносили домой ее поросят. Детенышей помещали в загон, кормили их, растили. Так возникли земледелие и скотоводство. Шли годы, развивался человек, совершенствовалось земледелие, все разнообразней становились растения, которые выращивал человек. Вырастить хороший урожай – дело непростое, для этого очень много надо знать. Знать, когда пахать землю, когда сажать, поливать, что необходимо растениям для хорошего роста, когда убирать созревшие плоды.

Со временем люди стали отбирать, сохранять и сеять лучшие семена, передавать свой опыт из поколения в поколение. Постепенно возникли культурные растения – они приобрели свойства, необходимые человеку. Так зародилась наука – растениеводство.

Слайд №2

   

- Как вы понимаете значение этого слова?

- Растениеводство – отрасль сельского хозяйства, занимающаяся возделыванием культурных растений. Растениеводческая продукция используется как источник продуктов питания для населения, как корм в животноводстве, как сырьё во многих отраслях промышленности, а также в декоративных (в цветоводстве) и многих других целях

Слайд №3

- Как вы думаете, на какие группы можно разделить растениеводство?

Да, ребята, растениеводство делится на несколько отраслей, поговорим отдельно о каждой.

Слайд №4

1. Полевые культуры

- Как вы думаете, какие растения вошли в эту группу.

- Правильно, ребята. К полевым культурам относят, например, подсолнечник, лен

Главные полевые культуры – зерновые

- Важнейшей отраслью растениеводства является зерновое хозяйство — выращивание зерновых культур. Именно они обеспечивают основу питания людей, а также значительную часть кормового рациона сельскохозяйственных животных.

Слайд №5

Пшеницу в нашей стране выращивают озимую и яровую. Озимую пшеницу сеют осенью. Молодые растения зимуют под снегом, а весной продолжают развиваться. Яровую пшеницу сеют весной. В конце лета созревает сначала озимая пшеница, а потом и яровая.

Рожь в нашей стране выращивают в основном озимую, а в районах с суровой зимой яровую.

- А как вы думаете, ребята, для чего выращивают зерновые культуры?

- А вы задумывались над тем, каким большим трудом дается хлеб человеку. Надо землю вспахать, зерна посеять, уберечь от вредителей и болезней, урожай собрать, муку смолоть, тесто сделать, хлеб испечь. Хлеб – это труд многих и многих людей. Хлеб надо беречь и ни в коем случае не выбрасывать. Сами не делайте и других остановите, если увидели.

Вот он – хлебушко душистый
С хрусткой корочкой витой.
Вот он – тёплый, золотистый,
Словно солнцем залитой.
В каждый дом на каждый стол
Он пожаловал – пришёл!
В нём здоровье, наша сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!

Слайд №6

- Ещё одной из самых признанных культурных растений является – гречиха.

- Гречневая каша – богатырская каша. Она вкусная и питательная. В древности гречневую кашу называли княгиней, её подавали даже к царскому столу, а также и к крестьянскому, и к солдатскому. На Руси говорили: “Матушка наша – гречневая каша, а хлебец ржаной – отец родной”.

Слайд №7

- Из овса – делают овсяные хлопья «Геркулес». А вы знаете, почему их так назвали?
Легенда рассказывает, что жил когда-то удивительный богатырь, которому не было равных в силе. Один на один вступал он в битву с дикими зверями и страшными чудовищами. И побеждал их. А звали богатыря – Геркулес. Кушайте кашу из овсяных хлопьев и будете сильными и здоровыми.

Какие растения, помимо зерновых относят к полевым культурам вы узнаете, оггадав загадки.

Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?

Слайд №8,9

Клубни картофеля люди используют в пищу. А на заводах из картофеля получают крахмал. Картофель появился в Европе в 16 веке. Его привезли из Южной Америки испанские моряки. В России картофель появился позднее, в конце 17 века.

- А теперь отгадайте загадку.

У извилистой дорожки
Растёт солнышко на ножке.
Как дозреет солнышко,
Будет горстка зёрнышек.

- Кто знает, почему подсолнух так назвали?

- Что дает подсолнух человеку?

Около поля подсолнечника хорошо дышится. Его большие листья выделяют много кислорода.

- Для чего люди занимаются растениеводством?

- Люди занимаются растениеводством не только для того, чтобы получать продукты питания, но и для обеспечения кормами домашних животных. Для этого выращивают кормовые культуры – тимофеевку, клевер, люцерну, кормовую свёклу.

- Для другой цели выращивают прядильные культуры – хлопчатник и лён.

Из этих растений на специальных промышленных предприятиях получают волокно. Из волокна делают нити, а из нитей ткут ткани.

- А также изо льна получают льняное масло.
Видите, как много продуктов мы получаем, занимаясь выращиванием полевых культур.

Слайд №10

2. Овощеводство - это вторая отрасль растениеводства.

- Какие овощи вы знаете?

- Верно, в овощеводство входят такие культурные растения, как капуста, морковь, лук, огурцы, чеснок.

А где выращивают овощи?

Овощи играют большую роль в питании человека. В них много витаминов. А какие овощи мама советует кушать, чтобы не болеть?

Слайд №11

3. Следующая отрасль - плодоводство.

А чем занимается эта отрасль?

- Какие фруктово-ягодные деревья и кустарники вы знаете

- Что растет у нас?

- Верно, в плодоводство входят такие деревья и кустарники с плодами, как- яблоня, груша, слива, вишня, смородина, малина, крыжовник, земляника- это наиболее распространенные плодовые культуры в нашей стране.

- Но наша страна настолько большая, что в некоторых странах есть такие сады, где зреют абрикосы, персики, инжир.

Слайд №12,13

4. Цветоводство, эта последняя отрасль растениеводства, о которой мы поговорим.

Цветоводство - выращивание цветочных культур. открываем учебник на стр. прочитаем о ней самостоятельно.

Почему одни цветы выращивают в открытом грунте, другие - в теплицах, а третьи - в комнате? (в теплицах и комнатах цветы выращивают круглый год. А в открытом грунте выращивают растения, которые успевают отцвести до холодов. Цветы бывают теплолюбивые и не очень.

Ребята, люди, каких профессий работают в растениеводстве?

Люди многих профессий работают в растениеводстве. Это хлеборобы, овощеводы, садоводы, цветоводы, хлопкоробы

Они хорошо знают, когда нужно сеять то или иное растение, как за ним ухаживать, когда собирать урожай. Они по внешнему виду определяют здоровое оно или больное, знают, как его лечить. Растениеводы знакомы с современной техникой, которая используется в поле или в теплице. Но часть работ они выполняют вручную, а для этого нужна и сила, и ловкость, и терпение. Работа растениеводов непроста. И только тот, кто любит растения, землю, может выполнять ее по- настоящему хорошо.

Слайд №14

Предполагают  

5. Первичное закрепление

- А сейчас мы с вами определим, кто разбирается в растениеводстве. Я буду показывать вам объект, а вы должны назвать группу, к которой относится это. Итак, начинаем…

- Молодцы, справились.

- А самые любознательные, могут изучить вопрос, где именно, в нашем районе, развита та или иная отрасль, а потом поделиться своими знания с одноклассниками.



6. Итог урока

- Что интересного было на уроке?

- Открываем дневники, записываем домашнее задание.

- Всем спасибо за урок!

- До свидания!

О растениеводстве и других отраслях

Регулятивные:

Формировать умение высказывать свое предположение на основе пройденного материала.