Дни МДО как инструмент оценивания УУД обучающихся

Разделы: Общепедагогические технологии


Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная  Президентом России от 04 февраля 2010 года № 271 и Федеральный государственный образовательный стандарт (НОО, утверждённый приказам Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373, ООО - от 17 декабря 2010 года № 1897, СОО - от 6 октября 2009 года № 413) регламентируют обновление содержания образования и образовательного процесса в целом. Перед современной школой сегодня поставлены задачи обогащения образовательной среды, которая позволит обучающимся применить полученные на уроках, факультативных занятиях и во внеклассных мероприятиях знания, навыки и умения на практике, совершенствовать их, расширять общий кругозор и использовать учебные дисциплины как средство для получения новой информации, творческого самовыражения личности, духовно-нравственного воспитания и гармоничного развития. К таким условиям относится создание различных моделей творческого, всестороннего развития детей, их самореализации.

Одним из ключевых подходов к организации образовательного процесса Гимназии № 47 является концепция междисциплинарного обучения (далее МДО) детей с повышенными интеллектуальными и творческими возможностями.  Данный подход обеспечивает развивающая междисциплинарная программа «Одаренный ребенок», разработанная в лаборатории развития одаренности Психологического института Российской Академии образования ведущим научным сотрудником этой лаборатории, кандидатом психологических наук Н.Б. Шумаковой.
Программа «Одаренный ребенок» позволяет решать следующие задачи:

– развитие у детей глобального мышления и целостной картины мира;

– развитие творческого, критического и логического мышления;

– обучение навыкам исследовательской работы;

– развитие способности к самостоятельному (независимому) учению;

– обучение умениям работать совместно (решать совместно проблемы, вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека).

Основными методами, применяемыми в технологии междисциплинарного обучения, являются активные методы исследования. Среди них центральными являются методы индуктивного и дедуктивного исследования, а также проблемно-диалогический метод. Эти методы обучения способствуют развитию продуктивного мышления высокого уровня, способностей к исследовательской работе, обеспечивают самостоятельность в учении (т.е. организацию обучения как процесса, руководимого самим учеником), стимулируют выдвижение новых идей, развивают способности к самопознанию и самопониманию.

Для того чтобы успешно решать эти задачи, в Гимназии проводят дни МДО (Приложение № 1), структура которых  соответствует структуре продуктивного мыслительного акта. День, как правило, состоит из следующих этапов: познавательная мотивация – просмотр фильма, позиционирование участников (распределение ролей, проблемно-содержательных блоков), исследование, обмен информацией, формулирование выводов, применение.

Тема дня определяется предварительно, в ходе обсуждения рабочей группы. Готовятся локальные акты (Приложение № 2).

Схема подготовки и проведения дня МДО

Модель дня МДО

Начальной точкой дня является мозговой штурм педагогов по определению темы дня, его организации и проведению (Приложение № 3). На общем листе формируется поле ассоциаций по выбранной теме. Ассоциации разводятся по предметным областям, формируются ориентиры дня. На google-диске формируется папка «День МДО», где размещаются файлы для совместного сбора информации:

- Ассоциации (идеи для тематических минуток на уроках, содержания лабораторий, оформительских работ);

- Интересные факты (материал для дневника участника, оформительских работ);

- Интернет-ссылки на информацию по теме (подсказки обучающимся для заполнения дневника, выполнения итоговой работы);

- Вопросы по теме (информация для дневника участника с целью полного раскрытия темы, организации исследовательской деятельности обучающихся);

- Фразы дня (пословицы, поговорки, цитаты для оформления дневника и образовательного пространства);

- Тематические минутки уроков (обмен идеями между педагогами);

- Учебно-познавательные лаборатории (идеи для организации перемен);

- Кадры фильма  (материал для создание мотивационного ролика по теме дня);

- Музыкальные композиции на тему дня (для звонков учебного дня).

Google-материал обрабатывается на втором заседании рабочей группы: отбирается материал для дневника участника (Приложение № 4), оформления образовательного пространства, определяются лаборатории, содержание фильма.

Учебный день начинается с классного часа, где Классный руководитель инструктирует об участие в дне МДО, совместно определяются задачи дня, просматривают мотивационный тематический фильм, после фильма заполняется информационная карта, формируется поле ассоциаций. Совместно с классным руководителем анализируются вопросы (список вопросов приведен в дневнике участника) разной тематики, для каждой пары обучающихся определяется вопрос дня (из обозначенного списка), вопрос записывается в дневнике в отведенном поле, ответ на который ученики находят в течение дня и фиксируют его также в дневнике. Ответ может быть найден самостоятельно в течение дня на уроках, лабораториях, интернет-ресурсах (ссылки на полезную информацию приведены в дневнике), при общении с учителями. В дневники обучающиеся вносят информацию по теме дня полученную на уроках и при участии в учебно-познавательных лабораториях. День завершается классным часом, где обучающиеся обрабатывают всю информацию за день и на её основе выполняют итоговую работы, в которой необходимо отразить все грани и направления темы дня. Итоговые работы представляются на общем стенде, где проходит оценка как жюри, так и обучающимися (Если работа выполняется в интернет-программе, то работы загружаются на google-диск). Ученики оставляют на работах знаки отличия – специальные наклейки для голосования за лучшую работу согласно критериям. После оценки составляется протокол с баллами по каждому критерию и проходит ранжирование баллов. Параллельно в классе подводят итоги по качеству заполнения дневников, и также выявляется лучший участник и лучший класс.

Литература

  1. Одаренный ребенок: особенности обучения» / Под редакцией Шумаковой Н.Б. – М. Просвещение, 2006.