Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся через активные формы работы во внеурочной деятельности

Разделы: Внеклассная работа


Воспитывает ребенка каждая минута жизни и
каждый уголок земли, каждый человек,
с которым формирующаяся личность соприкасается.
В.А. Сухомлинский

Сегодня процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности. В этих условиях учебно-воспитательный процесс в школе должен быть направлен на выполнение нового социального заказа - формирование интеллектуальной, творческой, социально-адаптированной личности, ее способности к творчеству в самых разнообразных сферах деятельности обучающихся, а именно на уроках и во внеурочной деятельности.

Современному обществу нужен человек, самостоятельно критически мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Поэтому очень важен переход от исполнительной, репродуктивной деятельности обучающихся к творческой, поисковой деятельности на всех этапах учебного процесса.

Цель работы педагога – формирование и раскрытие творческой индивидуальности ученика. В творческом процессе формируется мышление, эмоциональная сфера, воображение, умение выражать свои мысли, общаться, сотрудничать, предлагать и реализовывать новое, нестандартное, решать проблемы, т.е. формируются актуальные сегодня компетенции, определяющие успешность человека в социуме.

Внеклассная работа по русскому языку и литературе имеет свои цели и задачи, свое содержание, виды и формы проведения, свои методы и приемы. Прежде всего, необходимо отметить, что и урок, и внеклассные занятия имеют одни и те же цели: развитие у учащихся интереса к русскому языку и литературе, формирование у них бережного отношения к слову, воспитание любви и уважения к русскому языку и литературе. 

Указанные цели определяют задачи внеклассной работы:

  • воспитание коммуникативной культуры школьников;
  • расширение и углубление запаса знаний учеников и формирование лингвистической компетенции;
  • выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся;
  • поддержка и воспитание веры в свои силы слабоуспевающих учеников;
  • развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности в приобретении знаний.

При решении задач по реализации интеллектуально-творческих способностей учащихся возможно использование системы работы по организации внеурочной деятельности в трех направлениях:

1. Организация индивидуальной работы, предусматривающая

  • совместную работу над отдельными заданиями (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, устных сообщений, изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы);
  • работу с учащимися по отдельной программе (помощь в подготовке к конкурсам сочинений, конкурсам чтецов, в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи).

2. Групповая деятельность, включающая в себя работу над совместными творческими и исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей.

3. Массовую работу, предполагающую организацию, подготовку и проведение предметных декад, школьных олимпиад, интеллектуальных марафонов и научно-практических конференций.

Предметная неделя стала уже традиционной в нашей школе. Это неделя творчества детей, своеобразный праздник, который имеет свой план и предполагает активность всех участников, даже слабоуспевающих учеников.

Участвуя в предметной неделе, определяем для себя такие формы и виды внеклассных мероприятий, которые бы работали на развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, привитие интереса к предмету, углубление знаний, полученных на уроках.

Для развития интеллектуальных способностей организуем интеллектуальные игры (Приложение - презентация).

Так, в рамках предметной недели русского языка и литературы «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…», посвященной Году Российской истории и 200-летию Бородинского сражения, состоялась интеллектуальная игра «Да, были люди в наше время …». Команды, которые в ней принимали участие, были разновозрастными, с 5 по 7 класс. Перед проведением мероприятия ребятам заранее, в течение 2 недель, объявляется тема игры. Ребята готовятся к ней. Отбор участников игры происходил внутри класса в виде викторины по тематике игры, затем будущие участники, «подкованные знаниями», с азартом участвуют в ней.

На игре «Из книги – на пьедестал» на предметной неделе «Рядом с настоящим – прошлое…», посвященной Международному дню памятников и исторических мест, школьники отвечали на вопросы о памятниках литературным героям, авторам художественных произведений, о местах жизни писателей и поэтов.

Все игры проводились в форме «Своя игра», где участники выбирали определенную категорию вопросов. Все задания в категории располагались «от простого к сложному». При подведении итога игры выявлялась не только команда-победитель, но и лучшие знатоки игры в каждой команде и среди зрителей. Всех ждали призы. Интеллектуальные игры наиболее полно раскрывают способности учащихся, развивают любознательность, познавательный интерес к учебным дисциплинам; учат общению со сверстниками и единомышленниками. Игры проходят как увлекательное состязание, яркое зрелище.

Достаточно интересная форма на уровне эмоционального восприятия нашла своих поклонников. Ребята стали участвовать и в городских состязаниях, что позволяет добиваться неплохих результатов.

Для развития творческих способностей учащихся, воспитания культуры речи и любви к родному слову организуем конкурс чтецов, который повышает интерес к чтению, расширяет кругозор школьников, создает условия для эстетичного воспитания учащихся.

Объявляется тема будущего конкурса, и на уроках литературы учащиеся в соответствии с тематикой читают стихи. Затем определяются, по отзывам ребят, лучшие чтецы, которые и представляют класс на конкурсе. С будущими конкурсантами идет подготовка: учитель работает над грамотностью речи, техникой исполнения, оригинальностью подачи художественного текста. Ребятам нравится выступать, проявлять артистизм исполнения.

Конкурсы проходят не только в рамках предметной недели, но и в рамках какой-либо памятной даты. Так, на больших переменах в актовом зале организуются поэтические переменки («Читаем стихи А.С.Пушкина», «Читаем стихи о Великой Отечественной войне»), где дети читают стихи не только индивидуально, но и в группах, в виде монтажа. Подключаются и сами учителя.

Наша школа ежегодно участвует в городских конкурсах чтецов, что позволяет добиваться также хорошего результата. Участие в некоторых конкурсах стало для нас традиционным.

Также для раскрытия и развития творческого потенциала учащихся организуем выставки творческих работ, которые создают условия для самореализации индивидуальных способностей обучающихся, расширяют художественно-эстетический кругозор.

Так, в 2015-2016 учебном году в рамках предметной недели гуманитарных наук «Россия крепостная…», посвященной 155-летию отмены крепостного права в России, организована выставка творческих работ учащихся школы «Россия крепостная…».

В 2016-2017 году был организован конкурс на лучшую творческую работу «Несуществующий памятник литературному герою, художественному произведению». Цель конкурса: выявление на основе состязательности лучшей творческой работы с изображением неизвестного памятника. Лучшие работы были размещены на выставке.

В 2016–2017 учебном году в рамках предметной недели гуманитарных наук «Рядом с настоящим – прошлое…», посвященной Международному дню памятников и исторических мест, прошли занимательные переменки для учащихся 3-6 классов, на которых ребята 6Г класса провели виртуальные экскурсии по памятникам литературным героям. Через данную форму работы была выстроена преемственность начальной школы с основной. Малыши с любопытством воспринимали познавательную информацию, а затем делились услышанным.

Для ребят 9-х классов, в рамках этой же недели, прошли уроки-путешествия «Литературные места нашей Родины», на которых школьники с интересом узнавали о них. Эти заочные путешествия были организованы самими ребятами.

Интересна еще одна формы работы по развитию творческого и художественного мастерства слова - это литературный марафон, в который включаются все учителя-словесники со своими учениками. Так, в предметную неделю гуманитарных наук «Россия крепостная…» посредством школьного радио было организовано чтение исторической повести Софьи Заречной «Казачок графа Моркова». Ребята с увлечением и со всей ответственностью отнеслись к данному заданию.

Для развития интеллектуально-творческих способностей учащихся большую помощь оказывают литературно-музыкальные композиции.

Так, в 2014-2015 учебном году в рамках 70-летия Великой Победы на предметной неделе «Детство, опалённое войной…» группой учителей литературы и истории была проведена с участием учащихся 9–10 классов литературно-музыкальная композиция «Завтра была война…». Школьники были активными участниками данного мероприятия: ими были проиграны сцены из художественных произведений военной тематики (из произведения Бориса Васильева «А зори здесь тихие»), звучали трогательные стихи, строки из писем переписки, написанные в это непростое для страны время. Учителями подбирались фрагменты из документальных, художественных фильмов («Кровь и сталь», «Баллада о солдате», «Я – русский солдат», «Офицеры»), песни, передающие ту атмосферу. Шел настоящий творческий процесс, где интегрировалась литература с историей.

Во время подготовки мероприятия ребята учились быть настоящими военными, солдатами, медсестрами, они вживались в роли. К ним приходило понимание тяжести того для страны времени. Никто не остался равнодушным к данному мероприятию. Слезы утраты, слезы радости были на глазах у присутствующих. Не это ли заслуживает высокой оценки? А сколько положительных отзывов оставили сами ребята после этого настоящего праздника!

На протяжении всех предметных недель учащиеся становятся не просто зрителями, но и авторами предлагаемых мероприятий. Это развивает в них чувство ответственности, гордости за себя и свою школу, помогает школьникам самоутвердиться, освоить навыки применения полученных знаний, накопить опыт общения, развить способности к адаптации в условиях современного общества. Именно такая целенаправленная работа позволяет учителю выявить способных, талантливых детей, а им, в свою очередь, раскрыть свои интеллектуальные и творческие способности и окунуться в мир словесности вне школьной программы.