Кукла давних времен. Русская тряпичная кукла

Разделы: Работа с дошкольниками


ВИД ПРОЕКТА: ТВОРЧЕСКИЙ, КРАТКОСРОЧНЫЙ, КОЛЛЕКТИВНЫЙ.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: ОДНА НЕДЕЛЯ.

ТИП: СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ

УЧАСТНИКИ:

  • ВОСПИТАТЕЛЬ
  • ДЕТИ ГРУППЫ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА;
  • РОДИТЕЛИ

ЦЕЛЬ: Формирование у детей 6-7 лет интереса к истории и культуре русского народа, через образ традиционной русской народной куклы.

ЗАДАЧИ:

  • Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы.
  • Продолжать учить детей изготавливать кукол своими руками.
  • Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа. 
  • Закрепить на примере изготовленных кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа.
  • Обогащать знания дошкольников об истории возникновения рукодельных кукол.

ДЛЯ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ УСЛОВИЯ:

  • создание уголка сказки, ряжения;
  • широкое использование фольклора;
  • знакомство с праздниками и традициями русского народа;
  • создание мини-музея;
  • просветительская работа среди родителей.

РАБОТА ВЕЛАСЬ ОДНОВРЕМЕННО ПО ТРЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ:

  • работа с детьми;
  • обогащение предметно-развивающей среды;
  • работа с родителями.

 

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕТОДЫ:

  • дидактические игры, направленные на закрепление полученных знаний, развития творчества и воображения;
  • чтение художественной литературы;
  • слушание музыки;
  • изготовление тряпичных кукол;
  • выставки детских работ.

РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ в группе включала в себя:

  • подбор наглядного материала;
  • создание картотеки дидактических игр;
  • выставки произведений декоративно-прикладного искусства;
  • книжные выставки.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:

  • участие в создании мини-выставки;
  • выставки передвижки для родителей;
  • родительский клуб «Росток».

АКТУАЛЬНОСТЬ

Игра и игрушка – это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью обучали детей труду; они были необходимы, чтобы передать накопленный трудовой опыт.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. В каждом уезде ее делали по-своему, с учетом местной художественной традиции, наличия определенного набора тканей и украшений. По наряду традиционной куклы можно было легко определить ее «место рождения». С давних времен кукла считалась не только предметом игры, она была символом счастья и прибыли, ей приписывали магические и охранительные функции. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно, часто носились как талисманы.
В настоящее время на прилавках магазинов огромное количество кукол: ослепительные фарфоровые или пластмассовые красавицы. Но куклы, сделанные вручную, вызывают особую любовь у детей. Тряпичные куклы - это игрушки, где нет ужаса, боли, страданий. Они всегда веселые, дружелюбные, натуральные, естественные, правдивые.

Анализ анкетирования родителей на тему: «Игрушки в жизни малыша» показал, что современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа.

В настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить в наших детях здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.

В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.

ПОНЕДЕЛЬНИК.

УТРО: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

1. РАЗВИТИЕ РЕЧИ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ КУКЛЫ»

Задачи:

  • Привлекать внимание к истории куклы, приобщая к народной культуре.
  • Продолжать развивать умение свободного участия в диалоге (внимательно слушать, задавать вопрос, высказывать своё мнение, строить предложение кратко).
  • Совершенствовать творческие способности детей в конструктивной деятельности.
  • Развивать мелкую моторику рук, продолжать работу по автоматизации звука «л».
  • Воспитывать уважительное отношение к предметам, созданным руками человека.   

ФРАГМЕНТ ЗАНЯТИЯ:

1. Беседа «Как выглядели куклы раньше»

- Из чего сделана эта кукла? (Из материи)

- Название куклы, сделанной из материи, ткани? (тряпичная кукла)

- Как вы думаете, почему она так называется? (Её делали из тряпочек)

- Нравится вам такая кукла? Какая она на ощупь? (Да. Она мягкая, красивая, пестрая)

2. Дидактическая игра «Да - нет».

 - Перед вами находятся разные куклы. Внимание, нужно задавать вопрос о цвете, размере, о материале. (Играем 2–3 раза).

Можно задавать любые вопросы, но в вопросе не должно звучать название куклы. На ваши вопросы я могу отвечать только «да» или «нет». В «да» - «нет» поиграем и куклу отгадаем.

3. Физкультминутка «Непослушная кукла».

Куклу нежно я качаю,
А она кричит: «Уа».
Руки, ноги поднимает,
Спать не будет до утра,
Кашку я сварю ей лучше
И в тарелку положу,
Вся испачкалась грязнуля,
Дай, я кашу остужу,
Дочку я свою умыла:
Руки, шею и лицо.
Кашу всю водою смыла,
Наигралась с куклой. Все!

4. Анализ занятия.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

2. МУЗЫКА. ТЕМА: «КУКЛЫ»

Задачи:

  • Учить чувствовать и понимать настроение музыки, передавать его в движениях, подбирать инструмент, соответствующий характеру музыки.
  • Учить различать жанр танца в музыке.
  • Развивать творческую фантазию, воображение.
  • Совершенствовать умение чувствовать своё тело и владеть им.
  • Обогащать музыкальные впечатления детей.
  • Развивать чувство ритма.
  • Закреплять навыки выполнения музыкально - ритмических движений, знакомить с новыми элементами русских плясок.
  • Активизировать детей, развивать речь, слуховое внимание, музыкальную память.
  • Совершенствовать умение объективно оценивать действия других детей.

Оборудование: Магнитофон, различные музыкальные инструменты, запись “Вальса – шутки” Шостаковича, любая русская народная музыка.

Наглядно-демонстрационный материал

Куклы, портреты композиторов, игрушка «Волшебная скрипочка».

  • Беседа с детьми о куклах (театральные куклы)
  • Слушают “Вальс – шутку” Шостаковича (в записи)
  • Беседа о жанре, характере произведения.
  • Танец «Куклы»
  • Рассматривание куклы в русском костюме

- В костюме, какого народа одета эта кукла? (русский костюм). Почему? (сарафан, кокошник, длинная коса). Как вы думаете, какая музыка сейчас зазвучит? (русская).

  • Звучит русская народная мелодия (любая), дети выполняют знакомые движения, о которых говорит музыкальный руководитель
  • Танец Красной Шапочки (закрепление движений знакомого танца)
  • Музыкально-дидактическая игра “Поможем Дюймовочке”

Задания

  1. Спой песню об осени.
  2. Спой песню Кота Леопольда.
  3. Покажи танцевальное движение.
  4. Найди портрет композитора Шостаковича.
  5. Назови музыкальный инструмент.

Итог занятия

- Дети рассказывают о том, что делали на занятии, что понравилось, что запомнилось, что узнали нового.

ВЕЧЕР:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «СЕМЬЯ»

Цель: подготовить и провести с детьми сюжетно-ролевую игру «Моя семья».

Задачи:

  • побуждение детей творчески воспроизводить в играх быт семьи;
  • совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку; 
  • формирование ценных нравственных чувств (гуманности, любви, сочувствия).

Читать проект в полном объеме.