ВИД ПРОЕКТА: ТВОРЧЕСКИЙ, КРАТКОСРОЧНЫЙ, КОЛЛЕКТИВНЫЙ.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: ОДНА НЕДЕЛЯ.
ТИП: СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ
УЧАСТНИКИ:
- ВОСПИТАТЕЛЬ
- ДЕТИ ГРУППЫ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА;
- РОДИТЕЛИ
ЦЕЛЬ: Формирование у детей 6-7 лет интереса к истории и культуре русского народа, через образ традиционной русской народной куклы.
ЗАДАЧИ:
- Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы.
- Продолжать учить детей изготавливать кукол своими руками.
- Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.
- Закрепить на примере изготовленных кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа.
- Обогащать знания дошкольников об истории возникновения рукодельных кукол.
ДЛЯ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ УСЛОВИЯ:
- создание уголка сказки, ряжения;
- широкое использование фольклора;
- знакомство с праздниками и традициями русского народа;
- создание мини-музея;
- просветительская работа среди родителей.
РАБОТА ВЕЛАСЬ ОДНОВРЕМЕННО ПО ТРЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ:
- работа с детьми;
- обогащение предметно-развивающей среды;
- работа с родителями.
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕТОДЫ:
- дидактические игры, направленные на закрепление полученных знаний, развития творчества и воображения;
- чтение художественной литературы;
- слушание музыки;
- изготовление тряпичных кукол;
- выставки детских работ.
РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ в группе включала в себя:
- подбор наглядного материала;
- создание картотеки дидактических игр;
- выставки произведений декоративно-прикладного искусства;
- книжные выставки.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
- участие в создании мини-выставки;
- выставки передвижки для родителей;
- родительский клуб «Росток».
АКТУАЛЬНОСТЬ
Игра и игрушка – это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью обучали детей труду; они были необходимы, чтобы передать накопленный трудовой опыт.
Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. В каждом уезде ее делали по-своему, с учетом местной художественной традиции, наличия определенного набора тканей и украшений. По наряду традиционной куклы можно было легко определить ее «место рождения». С давних времен кукла считалась не только предметом игры, она была символом счастья и прибыли, ей приписывали магические и охранительные функции. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно, часто носились как талисманы.
В настоящее время на прилавках магазинов огромное количество кукол: ослепительные фарфоровые или пластмассовые красавицы. Но куклы, сделанные вручную, вызывают особую любовь у детей. Тряпичные куклы - это игрушки, где нет ужаса, боли, страданий. Они всегда веселые, дружелюбные, натуральные, естественные, правдивые.
Анализ анкетирования родителей на тему: «Игрушки в жизни малыша» показал, что современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа.
В настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить в наших детях здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.
В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.
ПОНЕДЕЛЬНИК.
УТРО: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
1. РАЗВИТИЕ РЕЧИ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ КУКЛЫ»
Задачи:
- Привлекать внимание к истории куклы, приобщая к народной культуре.
- Продолжать развивать умение свободного участия в диалоге (внимательно слушать, задавать вопрос, высказывать своё мнение, строить предложение кратко).
- Совершенствовать творческие способности детей в конструктивной деятельности.
- Развивать мелкую моторику рук, продолжать работу по автоматизации звука «л».
- Воспитывать уважительное отношение к предметам, созданным руками человека.
ФРАГМЕНТ ЗАНЯТИЯ:
1. Беседа «Как выглядели куклы раньше»
- Из чего сделана эта кукла? (Из материи)
- Название куклы, сделанной из материи, ткани? (тряпичная кукла)
- Как вы думаете, почему она так называется? (Её делали из тряпочек)
- Нравится вам такая кукла? Какая она на ощупь? (Да. Она мягкая, красивая, пестрая)
2. Дидактическая игра «Да - нет».
- Перед вами находятся разные куклы. Внимание, нужно задавать вопрос о цвете, размере, о материале. (Играем 2–3 раза).
Можно задавать любые вопросы, но в вопросе не должно звучать название куклы. На ваши вопросы я могу отвечать только «да» или «нет». В «да» - «нет» поиграем и куклу отгадаем.
3. Физкультминутка «Непослушная кукла».
Куклу нежно я качаю,
А она кричит: «Уа».
Руки, ноги поднимает,
Спать не будет до утра,
Кашку я сварю ей лучше
И в тарелку положу,
Вся испачкалась грязнуля,
Дай, я кашу остужу,
Дочку я свою умыла:
Руки, шею и лицо.
Кашу всю водою смыла,
Наигралась с куклой. Все!
4. Анализ занятия.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
2. МУЗЫКА. ТЕМА: «КУКЛЫ»
Задачи:
- Учить чувствовать и понимать настроение музыки, передавать его в движениях, подбирать инструмент, соответствующий характеру музыки.
- Учить различать жанр танца в музыке.
- Развивать творческую фантазию, воображение.
- Совершенствовать умение чувствовать своё тело и владеть им.
- Обогащать музыкальные впечатления детей.
- Развивать чувство ритма.
- Закреплять навыки выполнения музыкально - ритмических движений, знакомить с новыми элементами русских плясок.
- Активизировать детей, развивать речь, слуховое внимание, музыкальную память.
- Совершенствовать умение объективно оценивать действия других детей.
Оборудование: Магнитофон, различные музыкальные инструменты, запись “Вальса – шутки” Шостаковича, любая русская народная музыка.
Наглядно-демонстрационный материал
Куклы, портреты композиторов, игрушка «Волшебная скрипочка».
- Беседа с детьми о куклах (театральные куклы)
- Слушают “Вальс – шутку” Шостаковича (в записи)
- Беседа о жанре, характере произведения.
- Танец «Куклы»
- Рассматривание куклы в русском костюме
- В костюме, какого народа одета эта кукла? (русский костюм). Почему? (сарафан, кокошник, длинная коса). Как вы думаете, какая музыка сейчас зазвучит? (русская).
- Звучит русская народная мелодия (любая), дети выполняют знакомые движения, о которых говорит музыкальный руководитель
- Танец Красной Шапочки (закрепление движений знакомого танца)
- Музыкально-дидактическая игра “Поможем Дюймовочке”
Задания
- Спой песню об осени.
- Спой песню Кота Леопольда.
- Покажи танцевальное движение.
- Найди портрет композитора Шостаковича.
- Назови музыкальный инструмент.
Итог занятия
- Дети рассказывают о том, что делали на занятии, что понравилось, что запомнилось, что узнали нового.
ВЕЧЕР:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «СЕМЬЯ»
Цель: подготовить и провести с детьми сюжетно-ролевую игру «Моя семья».
Задачи:
- побуждение детей творчески воспроизводить в играх быт семьи;
- совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку;
- формирование ценных нравственных чувств (гуманности, любви, сочувствия).