Этапы урока |
Содержание |
Универсальные учебные действия |
1. Орг. момент |
У - Начинается урок,
Надеюсь, он пойдёт вам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять». |
Личностные УУД:
- учебно-познавательный интерес. |
2. Актуализация знаний
и создание проблемной ситуации путём столкновения мнения учеников вопросом |
Начинаем с РАЗМИНКИ
1. Уменьшенная модель Земли…
- Глобус.
2. Линии на глобусе, соединяющие два полюса…
- Меридианы.
3. Самая длинная параллель…
- Экватор.
4. Прибор, помогающий определить направление сторон света…
- Компас.
5. При удалении видимый размер предметов…
- Уменьшается.
Сегодня в нашем классе появился необычный предмет. (Учитель показывает детям сундук <Приложение 1.1>) Как вы думаете, что там? (Дети высказывают свои предположения.)
Учитель достаёт из сундука план пришкольной территории.
У – Что это?
Д – Карта сокровищ.
Д – План.
Если дети затрудняются с ответом, используем подводящий диалог:
У – От зари и до заката
Спорят, спорят два пирата.
Что надо им заполучить,
Чтоб сокровища добыть.
(У одного пирата табличка «карта», у другого – «план»). |
Личностные УУД:
- внутренняя позиция школьника.
Коммуникативные УУД:
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения.
Познавательные УУД:
- выделять существенную информацию из текста. |
3. Тема урока. Постановка учебной проблемы |
У - Как вы думаете, кто прав? (Дети высказывают свои предположения) У – Какие вопросы возникают?
Д- Что такое карта? Что такое план? Чем отличается карта от плана? Для чего они нужны?
У – Сформулируйте тему урока. (Работа с разными видами изображения поверхности Земли)
Д – Ориентирование на местности. (Тема появляется на доске). |
Коммуникативные УУД:
- приходить к общему мнению.
Познавательные УУД:
- строить высказывание. |
4. Цели урока |
У - Какие цели вы перед собой ставите?
Д - Узнать, что такое план. (Появляется схема на доске <Приложение 2.1>)
У - Кто перед собой поставил такую же цель?
У - Какие ещё цели вы перед собой ставите?
Д - Узнать, что такое карта. (Появляется схема на доске <Приложение 2.2>)
У - Кто перед собой поставил такую же цель?
У - Какие ещё цели вы перед собой ставите?
Д - Узнать, чем план отличается от карты.
У - Кто перед собой поставил такую же цель? (Появляется схема на доске <Приложение 2.3>) |
Коммуникативные УУД:
- формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные УУД:
- широкая мотивационная основа учебной деятельности. |
5. Планируемые
результаты |
У - Чему вы хотите научиться на этом уроке?
Д – Научиться пользоваться планом и картой, ориентироваться на местности.
Д – Научиться самим чертить план. |
Регулятивные УУД:
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. |
6. Средства
достижения |
У - Как вы думаете, откуда вы сможете получить эту информацию?
Д - Из общения с Вами, друг с другом, из учебника, из презентации, практическим путём, с помощью компьютера. (Опорные карточки на доске). |
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации. |
7. Оценочная
деятельность |
У – Показать уровень своих знаний по теме урока вам сегодня поможет сундучок. Раскрасьте жёлтым цветом в сундучке то количество сокровищ, которое соответствует объёму ваших знаний по теме урока <Приложение 1.2> |
Личностные УУД:
- способность к самооценке. |
8. Изучение нового материала.
Введение нового понятия «план».
Практическая часть |
У – Измерьте длину и ширину крышки вашей парты. Какой инструмент вам понадобится? Возьмите лист формата А4 и начертите крышку парты в натуральную величину.
Д - А как? Не получается.
У – Смогли ли вы выполнить задание? А почему?
Д – Парта большая, а лист маленький.
У – Как решить возникшую проблему? Что нужно сделать, чтобы всё-таки начертить крышку парты?
Д – Начертить уменьшенное изображение крышки парты.
У – Начертите.
У – Но как, же быть? Иван начертил уменьшенное изображение крышки парты длиной 5 см, а Алёна - 10 см. А ведь парты у всех одинаковые…
Д – Надо договориться между собой об одинаковом размере!
У – Люди договорились об этом очень давно.
Такая условная мерка, которая показывает во сколько раз уменьшено расстояние и размеры предметов, называется – масштаб.
У - Ребята у вас получился план парты. Систематизируем то, что узнали практическим путём:
1. Какое изображение парты вы нарисовали?
- Уменьшенное.
2. О какой условной мерке мы договорились, чтобы получать одинаковое уменьшенное изображение?
- Масштаб.
3. Посмотрите внимательно, у вас получился вид парты с какой стороны?
- Сверху.
4. Сравните мою фотографию парты сверху и ваш план. Чем отличается?
- У нас не такое красочное изображение, а схематичное <Приложение 2.4>
У – Вспомните, какие цели вы перед собой ставили в начале урока.
Д - Узнать, что такое план.
У - Узнали? Расскажите по получившейся опорной карточке.
- А теперь прочтите определение на с.78 учебника (внизу). Чем отличаются наш вывод и определение в учебнике? Чем дополним опорную карточку?
План – это чертёж, на котором условными знаками показано уменьшенное изображение предмета или небольшого участка земной поверхности.
Д - На плане предметы показаны условными знаками.
У – Отредактируем нашу опорную карточку <Приложение 2.5> |
Коммуникативные УУД:
- формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные УУД:
- широкая мотивационная основа учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные УУД:
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
Познавательные УУД:
- устанавливать аналогии.
Личностные УУД:
- учебно-познавательный интерес к учебному материалу.
Познавательные УУД:
- устанавливать причинно – следственные связи.
Регулятивные УУД:
- осуществлять пошаговый контроль результатов. |
9.Индивидуальная работа на карточках.
Работа с документ-камерой |
У – Достаньте из сундучка карточки с №1 <Приложение 1.3>. Попробуйте теперь найти свою парту на этом плане? Отметьте «X». Как вы поняли, что именно это ваша парта? А какие ещё предметы из кабинета вы узнали? Найдите изображение учительского стола, шкафа.
Учитель проецирует изображение работы одного из учеников на экран с помощью документ – камеры. Дети сигналами отмечают правильное или ошибочное выполнение работы. Учитель просит некоторых детей выйти к доске и отметить свою парту на плане класса.
Применение оборудования мобильного класса: Работа с документ-камерой.
Применение документ-камеры на данном этапе урока позволяет повышать мотивацию и активность обучающихся за счёт демонстрации на интерактивной доске самостоятельно выполненного задания по новому материалу посредством документ-камеры. |
Познавательные УУД:
- выделять существенную информацию для решения поставленной задачи.
Личностные УУД:
- широкая мотивационная основа учебной деятельности. |
10. Физ. мин |
У - Настоящие морские волки умеют быстро и четко выполнять команды капитана. Посмотрим, как вы справитесь с этим заданием.
«Лево руля» - наклон влево;
«Право руля» - наклон вправо;
«Нос» - наклон вперёд;
«Корма» - наклон назад;
«Поднять паруса» - прыжок вверх, хлопок руками над головой;
«Драить палубу» - имитировать руками движение швабры по полу;
«Пушечное ядро» - присесть, обхватив голову руками;
«Адмирал на борту!» - встать в стойке «смирно», отдавая адмиралу честь.
Учитель, чередуя, быстро даёт команды.
У – Молодцы! Вы настоящие морские волки! |
Личностные УУД:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу.
Личностные УУД:
- установка на здоровый образ жизни. |
11. Изучение нового материала.
Введение нового понятия «карта»
Региональный компонент |
У - У вас в руках план чего?
Д – Это план класса, на котором изображены все наши парты.
У – Где изображение парты более уменьшено?
Д – На плане класса.
Работа с интерактивной доской.
Презентация. Слайды: 1-8.
У – Поднимаемся ещё выше. Вспоминайте, что происходит при удалении с видимым размером предметов?
Д - При удалении видимый размер предметов уменьшается.
У – А это план чего?
Д – Школы, пришкольной территории, района.
У – Видите ли вы на этом плане свою парту?
Д – Нет. Она настолько мала по сравнению со школой, что её уже не изобразили.
У – Ещё выше…Что видите?
Д – А это уже не похоже на план.
У – Вы правы, потому что это – карта.
У – Попробуйте заполнить опорную карточку.
1. Какое изображение земной поверхности на карте?
- Уменьшенное.
2. Как вы думаете, о какой условной мерке люди договорились, чтобы получать на карте одинаковое уменьшенное изображение?
- Масштаб.
3. Посмотрите внимательно, это вид земной поверхности, с какой стороны?
- Сверху.
4. На что ещё обратили внимание?
- На цвет. Разные участки земной поверхности изображены разным цветом <Приложение 2.6>
У – Вспомните, какие цели вы перед собой ставили в начале урока.
Д - Узнать, что такое карта.
У - Узнали? Расскажите по получившейся опорной карточке.
- А теперь прочтите определение на с.81 учебника (внизу). Чем отличаются наш вывод и определение в учебнике? Чем дополним опорную карточку ?
Карта – это уменьшенное изображение поверхности Земли или её частей на плоскости принятыми условными знаками с учётом кривизны Земли.
Д - На карте предметы показаны условными знаками с учётом кривизны Земли.
У – Это то, на что вы сразу обратили своё внимание при первом взгляде на карту. Разные участки земной поверхности изображены разным цветом. Зелёным, жёлтым – невысокие ровные или холмистые участки суши, оттенками синего – водоёмы, оттенками коричневого – горы.
У – Отредактируем нашу опорную карточку <Приложение 2.7>
У - Получается, что план и карта - это одно и тоже?
Появляется проблема на доске: План и карта одно и то же изображение?
У - Что делать?
Д - Сравнить… |
Коммуникативные УУД:
- формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные УУД:
- широкая мотивационная основа учебной деятельности.
Познавательные УУД:
- устанавливать аналогии.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу.
Личностные УУД:
- учебно–познавательный интерес к учебному материалу.
Познавательные УУД:
- устанавливать причинно – следственные связи.
Регулятивные УУД:
- осуществлять пошаговый контроль результатов.
Познавательные УУД:
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. |
12. Физ. мин. |
У – Встаньте все, выйдете из-за парт. Проведём физминутку. Сейчас мы немного передохнём и вспомним, о чём вы уже узнали на уроке. По классу развешаны карточки со словами или с картинками. Вам надо записать на своих листках А4 номера только тех карточек, которые имеют отношение: I вариант – к плану, II вариант – к карте <Приложение 1.4> |
Личностные УУД:
- установка на здоровый образ жизни. |
13. Первичное закрепление
Сравнение плана и карты |
У – Вспомните, какие цели вы перед собой ставили в начале урока.
Д - Узнать, чем план отличается от карты..
У - Узнали? Расскажите по опорной таблице <Приложение 1.5> |
Познавательные УУД:
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям. |
14. Работа в парах на ноутбуках |
У – Молодцы, ребята, вы правильно распределили карточки и узнали, чем план отличается от карты.
У – А теперь посмотрим, сможете ли вы понять «язык» плана и карты и найти пиратские сокровища. Попробуйте в парах на ноутбуках выполнить задания старого пирата.
Дети вспоминают правила работы в паре.
Работа в парах на ноутбуках. Презентация для ученика слайды: 1-9.
Применение ноутбуков на данном этапе урока позволяет:
- более полно охватить учебную аудиторию, как при объяснении учебного материала, так при практической работе с ним;
- обеспечить оценку деятельности каждого ученика во время занятия;
- повышать информационную грамотность учащихся.
Для оценки степени готовности класса к работе с гиперссылками, учитель может провести дополнительный инструктаж: «Найдите изображение ответа на 1 вопрос. Наведите стрелочку на картинку - ответ. Как только стрелочка превратится в ручку с указательным пальцем, щёлкните левой кнопкой мыши один раз и узнаете, ошиблись вы или нет. Если появилась надпись: «Вы ошиблись», то попробуйте ещё раз. Если вы увидели надпись: «Молодцы!», то выполняйте следующее задание и повторите свои действия снова.
Если у вас возникли трудности, то покажите красный сигнал, если вы верно выполнили задание и перед вами табло со словами: «Молодцы!», то просигнальте учителю зелёным цветом.
Учитель просит одну из пар сделать анализ своей работы. |
Коммуникативные УУД:
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания.
Познавательные УУД:
- строить речевое высказывание в устной форме.
Личностные УУД:
- внутренняя позиция школьника.
Регулятивные УУД:
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. |
15. Итог урока |
У – Назовите тему урока.
Д – Ориентирование на местности. Виды изображения поверхности Земли.
У - Какие цели вы ставили в начале урока?
(Дети по опорным карточкам вспоминают цели).
У - Смогли ли вы достичь поставленных целей?
У - Что помогло вам в этом?
У - А кто не смог достичь некоторые из поставленных целей?
У - Что помешало вам в достижении поставленных целей?
У – Вернёмся к началу урока. Из-за чего возник спор?
Д – Мы не знали, как называется то, что было спрятано в сундуке.
У – Теперь знаете? Что это?
Д – План пришкольной территории.
У – Куда показывает стрелка со словом «клад»?
Д – На здание школы.
У – Так какой же ценный клад спрятан в нашей школе?
Д – ЗНАНИЯ!
У - Посмотрим, что произошло с сокровищами в ваших сундуках. Отметьте теперь, как изменилось количество сокровищ, соответствующих вашим знаниям по теме урока после сегодняшнего урока <Приложение 1.2>
У - Как вы думаете, какое главное сокровище вы сегодня приобрели?
Д – Знания по теме урока.
У – Дома вы выполните творческое задание: напишите рассказ на тему «Как поспорили План и Карта о том, кто из них нужнее, кто из них важнее» <Приложение 1.6> |
Познавательные УУД:
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- устанавливать причинно-следственные связи.
Личностные УУД:
- способность к самооценке. |
15. Рефлексия |
У - Сегодня мы искали пиратские сокровища. Каждый из вас сейчас выберет флаг для своего корабля, который соответствует вашей работе на уроке <Приложение 1.8>
(Дети поднимают вверх тот пиратский флаг, который, по их мнению, ярко характеризует результаты их труда на уроке.)
- Я смог(ла) с заданиями по новой теме справиться самостоятельно.
- Я смог(ла) с заданиями по новой теме справиться с помощью (учителя, напарника).
- Я не смог(ла) справиться с заданиями по новой теме, но хочу попробовать выполнить их ещё раз.
- Посмотрите, какая красивая Пиратская флотилия причалила к берегам нашего класса! |
Личностные УУД:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образа «хорошего ученика». |