Занятие проводится с группой участников в возрасте от 9 лет.
Группа: 6–24 человека.
Цель: развитие креативных способностей и нестандартного мышления.
Задачи:
Образовательная
- познакомить участников занятия с возможностями работы со сказками
- рассказать, где в жизни с ними встречаемся
- рассказать, как сказки и сказочные сценарии можно использовать (например, формирование жизненного сценария)
- расширить кругозор
- научить обращать внимание на детали предметов, сюжет и особенности ролевого взаимодействия
Коррекционная
- развивать коммуникативный навык
- научить действовать в рамках предоставляемой роли
- развивать концентрацию внимания
- развиваем творческое мышление и творческий подход к выполнению работы
Воспитательная
- развиваем тактичность
- развиваем усидчивость
Ход занятия
1. Организационный момент
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые участники занятия! Меня зовут Музыкантова Анастасия Владимировна, я - педагог-психолог. Сегодня мы с вами погрузимся в мир под названием: «Все наоборот». А для начала небольшая разминка:
Разминка
Задачи:
- настраиваем участников на взаимодействие
- привлекаем их внимание
- плавно вводим их в работу
- создаем положительные эмоциональные отношения между участниками занятия
Упражнение "А я еду, а я рядом…".
Участники садятся в круг. В кругу на один стул больше. Один из участников по часовой стрелке садится на пустой стул и говорит: «А я еду». Следующий участник, по цепочке, передвигается на пустой стул и говорит: «А я рядом». Следующий за ним, садится на освободившийся стул и говорит «А я зайцем». Следующий, пересаживается и говорит: «А я с ...» (имя любого участника). Названный человек пересаживается рядом. Таким образом, круг разрывается, и вся цепочка начинается заново. С каждым разом участники пересаживаются по часовой стрелке все быстрее и быстрее.
2. Актуализация опорных знаний
Задачи:
- знакомство со сказками и их героями
- развитие кругозора
- развитие памяти
- развитие внимания
- развитие способности выделять тот или иной объект заданного цвета
- Сказка «Под грибом». Приложение 1.
- Сказка «Яблоко». Приложение 3.
- Сказка «Палочка-Выручалочка» Приложение 5.
- Сказка «Кто сказал «Мяу»?». Приложение 7.
3. Тема занятия: «Все наоборот»
4. Изучение нового материала
Задачи:
- развитие творческого мышления
- развитие моторики
- закрепляем умение проигрывания ролей
Участники по очереди вытаскивают карточки, на которых записаны персонажи сказок, в произвольном порядке.
Если участников 12 человек, то выбираем любые 2 сказки и соответствующих им героев сказок (12 – по количеству участников занятия).
Задача участников, распределенных на группы ведущим, ознакомиться со сказкой, которая им досталась и сыграть ее персонажами, которые присутствуют в командах.
Подготовка сценария и распределение ролей выступления – 10 минут
Демонстрация выступления – 5 минут (одна команда).
Обратная связь
- Что было сложно, а что легко?
- В чем состояли основные трудности?
5. Физкультминутка
«У жирафа пятна, пятна, пятнышки везде,
У жирафа пятна, пятна, пятнышки везде,
А где? На лбу, в ушах, на шее, на локтях
И на носах, на животах, коленях и носках.У ежика иголочки, иголочки, иголочки везде,
У ежа иголочки, иголочки, иголочки везде,
А где? На лбу, в ушах, на шее, на локтях
И на носах, на животах, коленях и носках.У бегемота складки, складки, складочки везде,
У бегемота складки, складки, складочки везде,
А где? На лбу, в ушах, на шее, на локтях
И на носах, на животах, коленях и носках.» (М).
6. Усвоение знания (контроль полученных навыков)
Задачи:
- Закрепление умения перевоплощаться
- закрепление знания о ролях
На двух, трех, четырех карточках (в зависимости от количества команд) есть специальный знак или наклейка .
Это главные герои сегодняшнего дня. Эти участники вправе набрать себе команду из имеющихся в коллективе персонажей. Набор происходит поочередно (капитаны выбирают по одному человеку, пока команды не будут сформированы).
Затем по жеребьевке участники тянут сказку или переигрывают ту, которая попалась капитану в первый раз. Выбор за участниками тренинга.
Время на подготовку и внесение изменений в сценарий – 10 минут.
Демонстрация выступления – 5 минут (одна команда).
7. Итог занятия
- Что понравилось /не понравилось?
- Что изменилось в восприятии коллектива?
- С какими особенностями вы столкнулись при исполнении ролей?
Произнесите добрые пожелания коллективу.
Приложение 1. Сказка «Под грибом».
Приложение 2.
Муравей | Бабочка |
Воробей |
Мышка |
Заяц |
Лиса |
Приложение 3. Сказка «Яблоко»
Приложение 4.
Заяц |
Ворона |
Еж |
Яблоко |
Медведь |
Дерево |
Приложение 5. Сказка «Палочка-выручалочка»
Приложение 6.
Еж |
Заяц |
Палочка-Выручалочка |
Птенчик |
Волк |
Зайчиха |
Приложение 7. Сказка «Кто сказал «Мяу»?»
Приложение 8.
Кошка | Щенок |
Петух |
Мышонок |
Пчела |
Лягушка |
Список литературы
- Владимир Сутеев «Сказки». (Сказки советских писателей: Для мл.шк.возраста / Сост. А.П.Костелецкая; Вступительная статья Т.В.Кобржицкой; Художник К.П.Шарангович. Минск: Издательство «Юнацтва», 1987).
- Ирина Авидон, Ольга Гончукова «100 разминок, которые украсят ваш тренинг». СПб.: Речь, 2010. - 256 с.