Ключевые слова: логопедическое сопровождение, стандарт, задержка развития.
Инклюзивная школа уже сейчас открыта для совместного образования и воспитания здоровых детей и детей с особыми образовательными потребностями.
Количество учащихся, испытывающих трудности в усвоении общеобразовательных программ, растет. В массовую школу все чаще поступают дети с ЗПР и умственной отсталостью. Наша школа не стала исключением, и мы работаем с детьми, которые имеют статус ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, а также реализуем Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) с детьми с задержкой психического развития. Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. Инновационное внедрение методики образования по новым стандартам является важной составляющей в формировании универсальных учебных действий для познавательных, коммуникативных, личностных, регулятивных сферах, что поможет обзавестись способностью к организации самостоятельной учебной деятельности детей. Важной составляюзей ФГОС является направленность на достижение школьниками младших классов, навыков для сравнения, формированию классификации, обобщения, т.е. на создание универсальных учебных навыков (УУН) как базовых навыков для обучения.
При составлении плана коррекционной работы, я, как учитель-логопед учитываю государственные требования по русскому языку, направленность и тайминг изучения каждой темы. Оказание помощи детям, испытывающим затруднения в освоении письма и чтения, является важной особенностью коррекционно-логопедической деятельности. Таким образом действенная и современная логопедическая помощь предупреждает и минимизирует трудности, связанные с достижением метапредметных результатов (формирования коммуникативных и познавательных УУН). Развитие правильной и грамотной речи у обучающихся младших классов – ключевая составляющая по ФГОСам. Важной составляющей инклюзивного обучения является повышение качества знаний учащихся младших классов и повышение мотивационных характеристик для каждого индивидуума. Решение этих задач мы основываем на использовании метапредметных связей в методике обучения развития речи. Для школьников младших классов, испытывающих некоторые речевые барьеры в общении, ключевым видом деятельности становится коммуникация. И целью обучения ребенка по новым условиям ФГОСов является не предметные, а качественные личностные результаты. Важна индивидуальность каждого ребенка и происходящие в ней, в процессе учебы, изменения, а не базовая сумма статистических знаний, накопленная во время нахождения в школе.
Успех коррекционно-развивающей программы по новым методикам ФГОСов гарантируется реализацией следующих принципов:
- единство диагностики и коррекции;
- деятельностный принцип коррекции;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
- комплексность методов психологического воздействия.
Комплексное воздействие на речь и личность ребенка является важнейшим условием в коррекционно-развивающей. Комплексное воздействие основывается на участии специалистов разного рода: учителя-логопеды, педагоги-психологи, учитель начальных классов. Первостепенной задачей по созданию условий сопровождения ребенка, является грамотная координация всех. Учитывая особенности детей с речевыми нарушениями, передо мной, как учителем-логопедом, вместе с задачами по формированию предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку возникает еще и задача для развития предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности и формированию этих учебных навыков.
При введении ФГОС важно обратить внимание на формирование учебных планов: формирование планов предстоящей работы, определение оптимального пути к средству достижения учебной цели, контроль учебной деятельности, способность работать в определенном ритме. Работа логопедического отдела базируется на анализе учета индивидуальных психологических особенностей ребёнка, а коррекционное влияние стремится, прежде всего, к устранению источников и причин отклонения в развитии. Логопедическая работа предварительно разделяется на три стадии: диагностическая, коррекционная и оценочно-контрольная. Каждая из них имеет свои задачи, цели и стратегии. Продолжительность каждой фазы определяется совокупностью и сочетанием различных факторов, выявляемых в процессе исследования, диагностики и коррекционной программы.
После завершения начальной диагностики определяется план коррекционной деятельности, где безусловно учитываются программные стандарты по русскому языку, чтению, продолжительность и стратегия изучения того или иного курса знаний. Под каждую группу обучающихся на учебный год составляется перспективный план коррекционно-обучающей деятельности. Далее по результатам анализа, на основании этих планов идет разработка поурочных рабочих планов, как на групповые и подгрупповые, так и на индивидуальные занятия.
Одно из важнейших условий для качественной работы логопедического пункта - это прочная и тесная связь логопеда-учителя с преподавателем в начальных классах. Дать качественное образование в начальных классах это наша общая задача. Для этого учителю необходимо, чтобы каждый ребенок имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития.
Моя задача, как учителя-логопеда, заключается в устранении речевых дефектов и в развитии устной и письменной речи ребенка до уровня, на котором он будет успешно обучаться в школе. В свою очередь учитель продолжает речевое развитие ребенка, опираясь на усвоенные им знания и опыт, т.е. создается симбиоз логопедической деятельности и образовательно-воспитательного процесса. На логопедических уроках дети осваивают новые речевые навыки и умения, которые в последующем совершенствуются в ходе учебного процесса. Учитель с моей помощью совершенствует речевые навыки детей и участвует в воспитательном процессе. Кроме того, учитель помогает ребенку в оформлении ответов на уроках и в построении речевой базы для общения со сверстниками.
Я, как учитель-логопед, и учитель начальных классов использую единые стандарты к обучению детей с дефектом речи. На логопедических занятиях работа обучающегося оценивается нестандартно. Оценка ставится, перво наперво, по психолого-педагогическим характеристикам работы обучающегося, т.е. за внимательность во время урока, активную позицию, желание работать и количество самостоятельно найденных и откорректированных, а не допущенных им ошибок. Поэтому обучающийся, отстающий в обучении в классе, на логопедических занятиях может получать положительные оценки. Результатом совместной работы учителей начальных классов и учителя-логопеда является повышение успеваемости и качество знаний у школьников, имевших на период начала учебного года речевые отклонения. Проявление живого интереса к занятиям, концентрация внимания, заинтересованность в результате коррекционно-развивающих занятий, достигаются мною, используя яркую наглядность, современные логопедические и педагогические технологии.
Список литературы.
1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
2. О.В. Мукашева., Л.Л. Тычинина. Примерная рабочая программа коррекционно-логопедической работы (в соответствии с ФГОС НОО). НИПК и ПРО, 2013.
3. Ю.В. Науменко «Содержание коррекционной деятельности массовой образовательной школы».
4. Журнал «Коррекционно-развивающее обучение» № 4, 2012