Подготовка к обучению чтению как один из факторов преодоления ЗПР в старшем дошкольном возрасте

Разделы: Логопедия


Одним из вариантов развития ребенка, по мнению Л.С.Выготского, является возможность его психофизического развития с задержкой во времени. Причины задержек разнообразны как по степени, так и по характеру воздействия. Это могут незначительные отклонения во внутриутробном периоде развития ребенка, такие как интоксикации организма матери, переживания стрессовых ситуаций матери, недостаток витаминов матери и плоду. Задержка психического развития может возникнуть и в результате патологического течения или осложнения родового процесса. Могут повлиять на развитие ребёнка и социальные факторы, такие как дефицит общения с ребёнком, факторы социальной депривации, недостаток внимания, а также другие факторы (гиперопека). Нельзя забывать и о соматических заболеваниях, их частоте. Проблема задержки развития ребёнка сейчас особенно актуальна, т.к. именно этот вариант развития наиболее часто встречается и, кроме этого, является самым вариативным. В любой группе дошкольного образовательного учреждения мы можем увидеть всё разнообразие ЗПР, да ещё и отягощённое самыми разными сочетаниями социальных и соматических факторов.

Симптоматика отклонения также разнообразна, как и её варианты. Можно отметить ярко выраженную инфантильность, «солнечность», игривость, поиски «обходных путей», эмоциональность и, с другой стороны, заторможенность, резонёрство, вспыльчивость, агрессивность. Обращает на себя внимание и проблемы обучения, неизбежно связанные либо со спецификой личностных девиаций, либо с несформированностью психических процессов.

Психические процессы (внимание, восприятие, память), а также состояние мелкой моторики ведущей руки, степень сформированности эмоциональной и волевой сферы обеспечивают получение знаний «зоны ближайшего развития», определяют успешность обучения ребёнка. Естественно, что при задержке психического развития, как показывают наблюдения, имеется одиночное или комплексное отставание развития вышеперечисленных факторов. Эти дети требуют к себе особого подхода, поисков приёмов работы. То есть следует говорить не столько о воспитательно-образовательном, сколько о коррекционно-воспитательном процессе.

Исследования проводились в старшей логопедической группе на базе дошкольного корпуса школы № 1515 СЗАО с группой детей из 12 человек. В этой группе в основном превалируют дети с такой формой ЗПР как задержка психического развития конституционального происхождения гармонического инфантилизма.

Сам процесс чтения – это процесс смыслового восприятия письменной речи, который требует от детей точного, безошибочного восприятия букв, сконцентрированного, устойчивого внимания.

Так как именно чтение содействует речевому, умственному и психическому развитию, подготовка к обучению этому сложному процессу будет играть большую роль в развитии и преодолении у детей ЗПР.

При первичной диагностике (констатирующем эксперименте) выявлялись особенности познавательных способностей детей с ЗПР (внимания, восприятия), т.к. именно они являются той базой, на которой возможно обучение чтению. Для проверки использовались тесты Лиспиня (см. пример 1), Бурдона (см. пример 2) адаптированные для детей дошкольного возраста.

Детям давались задания: 1. закрасить все ключи зеленым цветом, а все цветочки красным, 2. Обведи в кружок все буквы К, зачеркни Р.

>Количественный анализ

Тесты

Оценка

5

4

3

2

Лиспиня

-

-

2

10

Бурдона

-

-

-

12

Критерий оценки:

  • 5 – успели за 1 минуту сделать все и без ошибок
  • 4 – успели за 1 минуту сделать все, но допустили 1 пропуск, 1 неточность
  • 3 – не успели за 1 минуту, но не сделали ошибок
  • 2 – не успели за 1 минуту и допустили более 1 ошибки.

Диагностика  показала, что внимание и восприятие у детей с задержкой психического развития рассеянное, кратковременное, неустойчивое, не соответствует возрастной норме. Во время выполнения заданий дети отвлекались, разговаривали друг с другом, поворачивались, заглядывали в образец.

Целью коррекционно-воспитательной работы стало развитие внимания и восприятия цвета, формы, величины у детей с задержкой психического развития.

Используются тесты Лиспиня (см. пример 3), Добрынина (см. пример 4), Бурдона (см. пример 5).

Пример 3.

Пример 4.

Пример 5.

Работа строилась с постепенным усложнением.

Количество объектов

3

7

12

16

20

25

Сетка

+

+

+

-

-

-

Величина

Крупно

Крупно

Меньше

Меньше

Мелко

Переломным этапом нашей работы стал переход с предметов на буквы (переход с тестов Лиспиня на тесты Бурдона).

Кроме этого мы предположили, что целенаправленная работа над  отработкой восприятия образа буквы является необходимой составляющей успешным овладением чтением. Для решения этой задачи использовались различные варианты распознавания буквы в условиях психологической зашумленности (см. пример 6, 7).

Эксперимент показал, что:

1. Систематические занятия вызвали интерес детей.

2. С появлением видимых успехов возрастала мотивация.

3. Увеличился приблизительно до возрастной нормы объем внимания и восприятия.

4. Увеличился объем памяти.

5. Сформированность образа печатных букв русского алфавита.

6. Улучшилась техника чтения:
- за счет отработки поискового движения глаз;
- за счет сформированности образа печатных букв русского алфавита

7. Повысилась самооценка и самосознание детей

8. Обогащение игровой и учебно-игровой деятельности (самостоятельная деятельность, появление игры)

9. Появление родительского интереса.

 В завершении работы проводилась контрольная диагностика. Нужно было выяснить, как повлияло развитие внимания и восприятия на овладение образом  печатных букв  и как это, в свою очередь отразилось на овладении процессом чтения. Кроме этого, выявилась и эффективность подготовки к обучению чтению на преодоление и развитие детей с ЗПР.

Для проведения этого эксперимента использовались модифицированные тесты Бурдона (см. пример 8, 9)

Задания: найди предметы мебели и расшифруй слова.

Исходя из полученных результатов проведённой работы, мы убедились в том, что проведенная работа помогла многим детям:

  • преодолеть задержку своего психического развития;
  • развить концентрацию внимания и восприятие цвета, формы, величины практически до возрастной нормы;
  • подготовиться к обучению в школе.

Результаты проведённой работы показывают, что целенаправленная, систематическая работа по развитию таких психических функций как внимание и восприятие, а также формирование отдельно графического образа  помогает ребёнку овладеть процессом чтения и лучше подготовиться к школе.