Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы

Разделы: Общепедагогические технологии


1. Введение

Последние два десятилетия очень многое изменилось в образовании. Я думаю, что нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?».

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика.

Каждый современный учитель мечтает, чтобы на его уроке ребята работали добровольно, с интересом, творчески, поэтому возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного образования.

Основной задачей использования информационных технологий считаю стимулирование учебно-познавательной активности каждого ученика через вовлечение в творческую деятельность.

2. Мотив к инновационной деятельности.

К преобразованию педагогической деятельности меня побудила моя работа в спортивном колледже олимпийского резерва. Естественно, в нём делается ставка на спорт, но практически все продолжают учиться, и сегодня колледж является образовательным учреждением, осуществляющим деятельность в области физической культуры и спорта и обеспечивающим создание необходимых условий для сочетания образовательного процесса с активной тренировочной и соревновательной деятельностью учащихся.

3. Концептуальная идея инновации.

Как и во всех учебных заведениях, стержнем любого урока является обучение - целенаправленный и планомерный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека.

Чтобы этот процесс  в колледже проходил боле успешно, необходимо:

- определить содержание и объем самостоятельной работы учеников с учетом имеющегося у них времени, не допуская перегрузки учеников; 

- стремиться  к тому, чтобы обучение осуществлялось преимущественно на уроке, а объем самостоятельной работы там, где это возможно, сокращался.

Именно поэтому я использую активные методы, формы и информационно коммуникативные технологии обучения, которые позволяют:

- совершенствовать организацию преподавания;

- повысить  индивидуализацию обучения (максимум работы с каждым учащимся);

- повысить продуктивность самоподготовки учащихся после уроков;

- помочь в ликвидации пробелов, возникших из-за пропуска уроков.

На своих уроках я использую компьютер как:

- средство для предоставления учебного материала учащимся с целью передачи знаний;

- средство информационной поддержки учебного процесса;

- дополнительный источник информации;

- средство для определения уровня знаний и контроля над усвоением учебного материала, 

- универсальный тренажер для приобретения навыков практического применения знаний.

4. Актуальность опыта.

Не секрет, что интерес учеников к изучению родного языка и литературы снижается. Одной из причин подобной ситуации является несоответствие объёма информации, которую обучающийся должен освоить, и отводимым для этого временем в рамках школьного урока.
Ещё отмечу одну серьёзную причину снижения интереса учащихся к изучению русского языка и литературы -  преобладание репродуктивных заданий в большинстве учебников.

Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы – позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся.

Сам факт проведения урока русского языка в кабинете, оснащённом компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется мотивация. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень компетенций.

5. Новизна опыта.

Представляемый опыт основан на анализе и творческой переработке материалов, представленных в современной педагогической литературе, то есть является репродуктивно-творческим.

Новизна состоит в создании системы работы, основанной на применении информационных технологий на уроках русского языка и литературы с целью формирования творческой личности, способной к рефлексии.

6. Технология опыта.

Цель: повышение результативности обучения посредством активизации познавательной деятельности,  эффективности образовательного процесса и качества обучения.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- формировать орфографическую зоркость;

- развить у учащихся творческие способности, навыки исследовательской деятельности, умение принимать оптимальные решения;

- расширить возможности предъявления учебной информации;

- усилить мотивацию учения;

- активно вовлекать учащихся в учебный процесс;

- дать обучающемуся максимально возможный для него объем учебного материала.

Как же достичь качества образования?

Качество образования во многом зависит от использования проектных, исследовательских, игровых технологий; от создания на уроках ситуации успеха, сотрудничества, самообразования.

Важной частью этих технологий являются информационно-коммуникационные технологии.

Использовать информационные технологии можно на любом этапе урока и во внеурочное время:

- во вступительном слове учителя или учащихся;

- на этапе предъявления учебной информации;

- на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером;

- на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навыков, умений);

- на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения;

- при подготовке к ЕГЭ.

На своих уроках я  использую:

  • Обучающие средства ИКТ – с их помощью обучающиеся получают   знания, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности.
  • Тренажеры – предназначены для отработки разного рода умений и навыков, повторения или закрепления пройденного материала.
  • Демонстрационные средства ИКТ визуализируют изучаемые объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения.
  • Учебно-игровые средства ИКТ предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность обучаемых реализуется в игровой форме.

Использование интеллект-карт.

Как обучающее средство ИКТ, я использую  презентации на основе метода интеллект – карт, в основу которого положены исследования английского психолога Тони Бьюзена и профессора Санкт-Петербургского университета Бершадской Елены Александровны. Изучив этот опыт работы, я увидела непревзойденные достоинства данного метода, его эффективность, универсальность, возможность применения на любом уроке для учащихся любого уровня обученности. (Приложение 1)

В интернете  нашла методическое  пособие  по применению данного метода на уроках русского языка. Составила его Горовая Татьяна Петровна, учитель русского языка и литературы. Такие презентации можно использовать на разных типах и формах урока:

- изучение нового материала;

- закрепление материала;

- обобщение материала;

- подготовка проекта, презентации;

- конспектирование.

Презентации с интеллект-картами дает возможность учителю:

- повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность учащихся;

- развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности;

- активизировать деятельность;

- выявлять  причины когнитивных затруднений;

- корректировать знания  учащихся.

Эффективность данного метода заключается в том, что он:

- отвечает реальным запросам обучающихся и соответствует возрастному уровню их развития;

- позволяет в интерактивном режиме вести работу по подготовке к ЕГЭ в системе, используя крупноблочный метод закрепления знаний, сэкономить время;

- приобретённые знания обучающихся сохраняются в памяти  значительно дольше, а доля усвоенного материала значительно выше;

- практический материал можно использовать как образец для создания собственных интеллект-карт и  как справочный, демонстрационный или раздаточный материал при обобщающем повторении,  организации индивидуальной и групповой работы  по подготовке к ЕГЭ;

- электронный вариант пособия позволяет учителю использовать его как мультимедийное приложение и тиражировать материалы. 

Опыт работы показал, что использование метода интеллект - карт в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку даёт учащимся огромные возможности в процессе обучения:

- адаптироваться к условиям ЕГЭ;

- задействовать оба полушария головного мозга;

- повышать работоспособность;

- формировать общеучебные умения и навыки;

- осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности;

- улучшать все виды памяти;

- развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность;

-формировать  орфографические и пунктуационные навыки;

- обогащать словарный запас;

- повышать результативность (средний балл на ЕГЭ по русскому языку моих учащихся составил 65%);

Составлять эти карты можно используя поисковую систему Интернет, программу ConceptDraw MINDMAP, но я предпочитаю, чтобы ученики работали вручную.

Использование презентаций.

Ещё один удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ - это мультимедийные презентации, которые беру из Интернета. Богатый материал представлен на сайтах ЦОР разных регионов, на Школьном портале, Открытый урок  и т.д. (Приложение 2)

Этот способ сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ученика.

Презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Я использую презентации:

- во время объяснения нового материала в качестве иллюстрации к рассказу;

- для закрепления нового материала с последующим устным опросом или работой с карточками;

- для закрепления  знаний в процессе выполнения самостоятельной работы;

- для  проверки степени усвоения материала учащимися;

- для домашних заданий, например, предлагаю ученику использовать информационные объекты в презентациях к сообщению (докладу, реферату, проекту);

В структуре урока могут быть отражены все компоненты и звенья процесса обучения, а также обязательное чередование видов деятельности за компьютером и без него:

- актуализация (повторение учебного материала, первичное усвоение материала) - за компьютером и (или) без компьютера;

- формирование знаний, умений, навыков (осознание и осмысление блока учебной информации, закрепление учебного материала) - за компьютером и (или) без компьютера;

- применение (применение учебного материала на практике, проверка уровня усвоения материала) - за компьютером и (или) без компьютера.

Результативность использования презентаций:

- повышение познавательной активности учащихся;

-повысить продуктивность самоподготовки учащихся после уроков;

- развитие ключевых компетенций;

- повышение интереса к предмету;

- наглядное изучение орфографических норм русского языка;

- моментальная обратная связь с учеником во время контроля в форме электронных тестов;

- возможность узнать о своих ошибках, проанализировать их сразу же на уроке, обратиться к теоретическому материалу, не завершая тестирования;

- ученику предоставляется свобода выбора деятельности и темпа работы;

- обучение становится индивидуальным и дифференцированным;

- используются различные формы работы (парные, групповые);

- меняется роль учителя: он становится партнером, «учит учиться».

Использование видеоуроков.

Также наиболее эффективным на сегодня вспомогательным электронным средством для учителя во время урока являются видеоуроки. (Приложение 3)

Просматривать видео гораздо интереснее, чем сидеть с учебником и просто читать текст, тем более просматривать можно в любое время, даже занимаясь не связанными с выполнением уроков делами (например, едешь в автобусе, моешь посуду, обедаешь). В условиях роста инноваций в сфере информационных технологий школьники могут это сделать даже при помощи своих сотовых телефонов, не говоря уже о компьютерах, ноутбуках и планшетах.

Видеуроки идеально подойдут:

- для объяснения нового материала;

- для повторения пройденного;

- для систематизации и обобщения материала;

- для отработки данного материала учащимися самостоятельно, в случае их отсутствия на уроке;

- для просмотра материала дома ещё раз всеми желающими, закрепить и отработать материал;

- для воспитания потребности приобретать новые знания.

Позволяют добиться:

- повышения эмоциональности урока и интереса учащихся к учению;

- создания доброжелательной атмосферы на уроке, активного творческого труда;

- наглядности, смены форм деятельности, учета психолого-педагогических особенностей школьников;

- стимулирования познавательного мышления учеников;

- развития различных сторон психической деятельности учащихся, прежде всего, внимания и памяти.

Для того чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запоминания, позволяют развивать у учащихся умения наблюдать, обобщать.

Результат:

- повышается качество знаний, успеваемость учащихся;

- существенно возрастает мотивация и интерес учащихся к уроку;

- гарантируется качественное и полное изучение материала;

-создаются благоприятные условия для взаимопонимания и эффективного взаимодействия учителя и учащихся.

Я подбираю или разрабатываю  упражнения и задания, которые выполняются учащимися до просмотра, вовремя и после просмотра видеоурока.

Упражнения могут быть:

- индивидуальными, с разной степенью сложности, что обеспечивает индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении;

- групповыми - такие упражнения помогают развитию навыков социализации среди сверстников;

- могут быть направленны на работу со всем классом или группой, когда соревновательный момент подталкивает школьников к более активному участию на уроке.

Видеоуроки я выписала с сайта http://videouroki.net, руководитель проекта Дмитрий Тарасов.

Для эффективной подготовки к экзаменам я использую интернет-ресурсы как для индивидуальной работы, самостоятельной, групповой, так и для контроля знаний. (Приложение 4)

7. Условия реализации опыта

- наличие соответствующих изучаемой теме программ;

- количество компьютеризированных рабочих мест;

- готовность учеников к работе с использованием компьютера;

- возможностями ученика использовать компьютерные технологии вне класса.

8. Итоги использования компьютерных технологий

Благодаря использованию информационных компьютерных технологий в процессе обучения достигается:

- повышение эффективности обучения, то есть развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации;

- разнообразие форм учебной деятельности обучающихся на уроке;

- осуществление индивидуального подхода в обучении - работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью;

- расширение объема предъявляемой учебной информации;

- обеспечение гибкости управления учебным процессом - отслеживание процесса и результата своей работы;

- улучшение организации урока - дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве;

- повышение качества контроля знаний учеников и разнообразие его формы;

- включение детей в коллективную деятельность в парах, в группах;

- повышение интереса ребенка к изучению предмета;

- включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества;

- самореализация и саморазвитие личности ученика.

9. Заключение.

Применяя информационно-коммуникационные технологии,  учитель должен понимать: компьютер – не механический педагог, не заместитель или аналог преподавателя, а средство для обучения детей, усиливающее и расширяющее возможности обучающей деятельности. Кроме того, в условиях компьютеризации существенно меняются способы взаимодействия педагога и учащихся, а также учащихся друг с другом. Здесь возможен острый дефицит непосредственного общения учителя и ученика, живого слова учителя. Обучение немыслимо без воспитывающего воздействия личности обучающего на уроке, а для этого необходим их непосредственный контакт.

Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, является одним из самых  важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии.

Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Ещё  К.Д.Ушинский говорил: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам, он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать слов с картинками, и он  усвоит их на лету».

Использованная литература.

1. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. http://emag/ils/ru/infosoc/emag.nsf

2. Селевко А.Г. Современные информационно-технические средства в школе. – М.: Народное образование, 2002.

3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

Интернет-ресурсы.

  1. http://videouroki.net
  2. www.nachalka.com/test_shablon
  3. www.rusedu.ru,
  4. www.openklass.ru,
  5. http://www.1zoom.ru/big2/11/137473-aleni.jpg
  6. http://pedsovet.su
  7. http://slovesnik.org/olimpiady.html\
  8. www.openclass.ru/node/20722