Нарушения в психомоторном, речевом, эмоциональном развитии влияют негативно на жизнь ребёнка-дошкольника, оказывают отрицательное воздействие на дальнейшее школьное обучение и являются причиной школьной дизадоптации. Несформированность у ребёнка одного из языковых компонентов, принимающих участие в становлении речи, влечёт за собой изменения всей речевой системы. Коррекционно-развивающая работа, проведённая в старшем дошкольном возрасте, может исключить необходимость компенсирующего обучения в школе и даёт возможность более широкого выбора типа школьного обучения. Для достижения наибольшей результативности в работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, необходимо правильно спланировать коррекционный маршрут. В этом значительную роль играют те диагностические сведения, которые собирает учитель-логопед. Психолого-логопедический анализ структуры речевых дефектов позволяет выявить особенности взаимодействия неречевых и речевых отклонений в каждом случае. Подробная, качественная диагностика помогает осуществить дифференцированный подход к каждому ребёнку. Диагностические мероприятия проводятся с использованием наглядных, словесных и практических методов на основе соблюдения принципов комплексности, возрастного, индивидуального подходов, учёта личностных особенностей и состояния речевого нарушения.
Примерная схема обследования речевых расстройств у детей:
- Сведения о семье ребёнка.
- Общий анамнез.
- Знакомство с ранним психо-моторным и речевым развитием ребёнка.
- Общее звучание речи.
- Состояние мелкой моторики и конструктивной деятельности.
- Состояние общей моторики.
- Состояние артикуляционной моторики.
- Исследование состояния звукопроизношения и фонематической стороны речи.
- Особенности словарного запаса.
- Состояние грамматического строя речи.
- Состояние связной речи.
- Исследование слухового внимания и памяти.
- Исследование зрительного восприятия и внимания.
- Наблюдение за поведением детей в играх, в режимных моментах, на занятиях.