Технологическая карта урока
Раздел: «Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов»
Тип: лабораторно-практическая работа
Цель |
Дидактическая цель:
|
|||||||
Образовательная цель:
|
||||||||
Метапредметная цель:
|
||||||||
Задачи |
Образовательные – создать условия для овладения новым опытом деятельности:
|
|||||||
Развивающие – создать условия для развития познавательных действий:
|
||||||||
Воспитательные:
|
||||||||
Планируемые результаты |
||||||||
Предметные: иметь представление о видах резьбовых соединений и их значимости в машиностроении и других отраслях экономики; самостоятельно подбирать детали винтовой пары с одинаковой резьбой; уметь различать понятия: «болт», «винт», «шпилька», «гайка», «шайба»; знать особенности графического изображения и обозначения деталей, имеющих резьбу; осуществлять инструментальный контроль элементов резьбы аттестованных деталей по заданному алгоритму; осуществлять самоконтроль промежуточных и конечных результатов практической деятельности по операционным картам (приложение 1; приложение 2; приложение 3); сопоставлять результаты фактических измерений с эталоном величин аттестованных деталей; уметь фиксировать результаты самостоятельной работы в протоколе анализа выполненных работ. |
Метапредметные: ориентироваться в содержании обучающего материала под руководством учителя: а) презентация №1: «Виды резьбовых соединений. Инструментальный анализ элементов резьбовых деталей»; |
Личностные: приобретать навык самостоятельного подбора деталей резьбовой пары; представлять целостный технологический процесс по выполнению самостоятельной работы с элементами исследования; проявлять интерес к исследованию резьбовых соединений, имеющих детали со смятой резьбой; стремление овладевать навыками измерений элементов резьбы с целью замены бракованных деталей; осваивать роль ученика при работе в парах на основе правил поведения в учебной мастерской; понимать значимость качественного выполнения измерительных и расчетных работ элементов резьбы как проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности; проявлять способность к самооценке своих действий посредством оформления протокола анализа выполненных работ. |
||||||
Межпредметные связи |
|
|||||||
Ресурсы урока |
||||||||
Для учителя: Рабочая программа для 7-х классов; Пособие для учителя: Тищенко, А. Т. Технология. Индустриальные технологии : 7 класс [Текст] : методическое пособие / А.Т. Тищенко – М. : Вентана-Граф, 2015. – 168 с. – с. 97 – 105; Презентация №1: «Виды резьбовых соединений. Инструментальный анализ элементов резьбовых деталей»; Презентация №2: сопровождение для выполнения самостоятельной работы (лабораторно-практическая работа с элементами исследования); персональный компьютер, проектор; образцы резьбовых деталей: болты, винты, шпильки, гайки, шайбы; примеры изделий с резьбовыми соединениями; чертежи резьбовых деталей и сборочные чертежи резьбовых соединений (плакаты); штангенциркуль, резьбомер; исходный материал для самостоятельной работы по выбору учащихся (аттестованные болты, винты, шпильки, гайки); протоколы анализа выполненных работ (приложение 1; приложение 2; приложение 3); эталон: размеры элементов резьбы, аттестованных болтов, винтов, шпилек и гаек. |
Для учащихся: учебник: Тищенко, А. Т. Технология. Индустриальные технологии : 7 класс [Текст] : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А. Т. Тищенко, В. Д. Симоненко. – М. : Вентана-Граф, 2014. – 176 c. – с. 99 – 104; спецодежда (халат или фартук с нарукавниками), рабочая тетрадь; индивидуальный комплект измерительных инструментов; презентация №1: «Виды резьбовых соединений. Инструментальный анализ элементов резьбовых деталей»; презентация №2: сопровождение для выполнения самостоятельной работы с элементами исследования; образцы резьбовых деталей: болты, винты, шпильки, гайки, шайбы; примеры изделий с резьбовыми соединениями; чертежи резьбовых деталей и сборочные чертежи резьбовых соединений (плакаты); исходный материал для самостоятельной работы по выбору учащихся (аттестованные болты, винты, шпильки, гайки); протоколы анализа выполненных работ (приложение 1; приложение 2; приложение 3); эталон: размеры элементов резьбы, аттестованных болтов, винтов, шпилек и гаек по номеру варианта (приложение 4). |
|||||||
Ход урока |
||||||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности ученика |
Формируемые УУД и предметные действия |
||||||
Мотивация познавательной деятельности | ||||||||
Приветствует учащихся и обращает их внимание на предметы находящиеся на демонстрационном столе и классной доске: образцы резьбовых деталей большого размера; примеры изделий, содержащих резьбовые соединения; чертежи резьбовых деталей и сборочные чертежи резьбовых соединений (плакаты); образец продукта труда (Протокол анализа выполненных работ), как результат лабораторно-практической работы. Демонстрирует презентацию №1: «Виды резьбовых соединений. Инструментальный анализ элементов резьбовых деталей». Задает вопросы: Что такое резьба? Когда вы впервые познакомились с резьбовыми соединениями? Приходится ли вам сталкиваться с резьбовыми соединениями в повседневной жизни? На примере работы винтовой пары слесарных тисков обращает внимание учащихся, каким образом конструкция резьбы связана с её назначением (презентация №1, слайды №2-4). |
Рассматривают предметы находящиеся на демонстрационном столе и инструкционный материал на классной доске: образцы резьбовых деталей большого размера; примеры изделий, содержащих резьбовые соединения; чертежи резьбовых деталей и сборочные чертежи резьбовых соединений (плакаты); образец продукта труда (Протокол анализа выполненных работ), как результат лабораторно-практической работы (приложение 4). Задают вопросы учителю. Знакомятся с раздаточным Просматривают презентацию №1: «Виды резьбовых соединений. Инструментальный анализ элементов резьбовых деталей». Отвечают на вопросы учителя. |
Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Предметные действия: оценивание своей способности и готовности к изучению резьбовых соединений; формирование рабочей бригады для выполнения практической работы; согласование своих потребностей с потребностями других членов бригады; рациональное использование технической и технологической информации (презентация1) |
||||||
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии | ||||||||
1. Обращает внимание учащихся на раздаточный материал:
В сочетании с демонстрацией на экране и на деталях большого размера проговаривает опорные понятия:
2. В сочетании с демонстрацией на экране и на резьбовых деталях большого размера сразу же демонстрирует приемы измерения наружного диаметра резьбы на детали (указывая при этом, на допустимые ошибки при самостоятельной работе учащихся). |
1. Рассматривают раздаточный материал (резьбовые детали):
2. Производят пробные действия по подбору
резьбовых пар (визуально или с помощью
штангенциркуля). Записывают в тетрадь опорные
3. Совместно с учителем производят пробные |
Познавательные: |
||||||
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | ||||||||
Подводит учащихся к постановке цели урока и предлагает примерную модель действий по измерению элементов резьбы аттестованных деталей с применением штангенциркуля (работа в бригадах и индивидуально). Напоминает материал 6-го класса «Приемы измерения штангенциркулем». Знакомит учащихся с каждым пунктом задания лабораторно-практической работы. Демонстрирует аттестованные детали и эталоны элементов резьбы. После уточнения основной задачи урока размещает на классной доске для каждой бригады – продукт урока – протоколы анализа выполненных работ (презентация №1, слайды №15-17):
Выдает каждому учащемуся индивидуальный вариант аттестованной детали: болт, винт или шпильку на выбор. Обращает внимание учащихся на наличие инструкционного материала для выполнения самостоятельной работы: презентация №2 – сопровождение для выполнения самостоятельной работы с элементами исследования. 4. Намечает ориентиры для самоконтроля измерительных и расчетных работ. Напоминает о Правилах техники безопасности при работе с измерительными инструментами. |
Пытаются сформулировать основную задачу урока. Высказывают аргументы об имеющемся опыте работы «Приемы измерения штангенциркулем» (материал 6-го класса). Знакомятся с каждым пунктом задания лабораторно-практической работы. Пытаются смоделировать представление о предстоящей работе. Организовывают рабочие места по бригадам:
Определяют для каждой бригады – продукт урока, |
Коммуникативные: |
||||||
Реализация построенного проекта | ||||||||
В режиме работы по бригадам (и индивидуально), предлагает учащимся ознакомиться на экране со слайдами презентации №1 «Планирование самостоятельной работы», «Исходный материал для самостоятельной работы», «Параметры измерения резьбовых элементов» (слайды №18-20). Рекомендует учащимся осуществить пробное действие по заданному алгоритму в соответствии с презентацией №2 «сопровождение для выполнения самостоятельной работы». Указывает учащимся на то, как правильно выполнять записи результатов измерений в протоколах анализа выполненных работ. Предлагает учащимся не заполнять строку таблицы Протокола с названием «Шаг резьбы». |
1. Знакомятся с планом выполнения практической работы. Рассматривают исходный материал для самостоятельной работы, задают вопросы учителю (презентации №1, слайды №18-20). 2. Отрабатывают алгоритм действий по измерению элементов резьбы аттестованной детали, опираясь на предыдущий опыт пробных действий. Используют информацию из презентации №2 (сопровождения для выполнения самостоятельной работы). 3. Выполняют записи результатов измерений в протоколах анализа выполненных работ. Сопоставляют результаты измерений с примерными протоколами на классной доске (приложение 4). Задают вопросы. 4. Фиксируют для себя информацию из презентации №2, оставить пустую строку таблицы Протокола с названием «Шаг резьбы». |
Коммуникативные: |
||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | ||||||||
По мере завершения измерительных и расчетных работ по определению элементов резьбы аттестованных деталей, выдает учащимся эталон с величинами элементов резьбы выбранной детали. Предлагает учащимся приклеить эталон в соответствующую колонку Протокола анализа выполненных работ. Указывает на образец, размещенный на классной доске. Обращает внимание на пустую строку таблицы Протокола «Шаг резьбы». Предлагает вернуться к этому элементу резьбы позднее. Предлагает учащимся самостоятельно сопоставить результаты своих измерений и расчетов с эталоном величин элементов резьбы выбранной детали. Полученную разницу величин элементов резьбы предлагает записывать в последнюю колонку таблицы Протокола. При этом обращает внимание учащихся на аккуратность, заполнения таблицы Протокола анализа выполненной работы. Контролирует действия учащихся при заполнении Протокола, при необходимости оказывает помощь. |
По мере завершения измерительных и расчетных работ по определению элементов резьбы, получают у учителя эталон с величинами элементов резьбы выбранной детали. Определяют в Протоколе анализа выполненных работ колонку для размещения эталона и приклеивают его соответственно границам таблицы Протокола. Руководствуются образцом на доске. Обращают внимание на предложение учителя по элементу резьбы с названием «Шаг резьбы». Оставляют эту строку таблицы незаполненной. В режиме работы по бригадам (и индивидуально), самостоятельно сопоставляют результаты своих измерений и расчетов с эталоном величин элементов резьбы выбранной детали. Полученную разницу величин элементов резьбы каждый записывает в последнюю колонку таблицы Протокола. При заполнении таблицы Протокола проявляют аккуратность. Осуществляют взаимоконтроль внутри бригады при выполнении самостоятельной работы. |
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. |
||||||
Информация о домашнем задании | ||||||||
1. Для лучшего понимания, что значит метрическая резьба с мелким шагом, учитель демонстрирует три образца болтового соединения с разным шагом резьбы (М20х1; М20х1,5; М20х2). Демонстрирует отсутствие взаимозаменяемости болтов и гаек в данных болтовых соединениях. |
1. Знакомятся с понятием «шаг резьбы». Вспоминают из повседневной жизни примеры болтовых соединений с разным шагом резьбы. Убеждаются в отсутствии взаимозаменяемости болтов и гаек в образцах болтовых соединений, показанных учителем. |
Предметные действия: планирование технологического процесса и процесса труда; подбор и применение измерительных инструментов; достижение необходимой точности; документирование результатов труда. | ||||||
Рефлексия учебной деятельности. Итог урока | ||||||||
Проверяет в режиме наблюдения, как учащиеся освоили материал по изучению резьбовых соединений и элементов резьбы (на примере измерений и расчетов элементов резьбы аттестованных деталей). Проверяет на рабочих местах правильность заполнения Протокола анализа выполненных работ. Предлагает учащимся принять следующие критерии оценки качества работы на данном уроке: правильность выполнения приемов измерения элементов резьбы с помощью штангенциркуля; правильность выполнения записей фактической величины элементов резьбы аттестованных болтов, винтов или шпилек в протоколе анализа выполненной работы; правильность выполнения сравнительного анализа результатов фактических измерений с «эталоном» величин элементов резьбы аттестованных деталей (допустимая ошибка не более 0,5 мм). Совместно с учениками делает выводы по изученному материалу: «Практическая значимость самостоятельного измерения элементов резьбы болтов, винтов, шпилек и гаек с помощью штангенциркуля» (презентация №1, слайд №28). Каждой бригаде (и индивидуально) выставляет комплексную оценку по результатам заполнения протоколов анализа выполненных работ (презентация №1, слайд №29). |
Сопоставляют правильность заполнения Протокола анализа выполненных работ с эталоном на классной доске (приложение 4) или на слайд №24. По мере необходимости корректируют выполненные измерения и расчеты. Повторно сравнивают результат с эталоном. Рефлексия урока: Мне удалось справиться с заданием лабораторно-практической работы «качественно» или «я предполагал, что получится лучше и точнее процесс измерительных работ»… Мне лучше удалось справиться с измерительными и расчетными работами по определению элементов резьбовой детали или с заданием исследовательского характера работы (инструментальный анализ элементов резьбовых деталей). Я узнал – что такое резьба, резьбовые детали, резьбовые соединения, элементы резьбы. Я научился – определять параметры резьбовых деталей с целью замены бракованных деталей или комплектования резьбовых пар. Я реализовал – первую попытку: самостоятельно сформулировать заказ в интернет-магазин по приобретению специальной резьбовой детали для своего велосипеда. Я попробую самостоятельно – выполнить замену потерянной детали (гайки) с мелким шагом резьбы для своего велосипеда. |
Познавательные: |
||||||
Домашнее задание. | 1. Определить шаг резьбы аттестованной детали с помощью штангенциркуля. |