Виды резьбовых соединений. Инструментальный анализ элементов резьбовых деталей

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Технологическая карта урока

Раздел: «Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов»

Тип: лабораторно-практическая работа

Цель

Дидактическая цель:

  • ознакомление с видами резьбовых соединений и их применением;
  • ознакомление с деталями, содержащими наружную и внутреннюю резьбы;
  • формирование навыков инструментального анализа элементов резьбы аттестованных болтов, винтов, шпилек и гаек.

Образовательная цель:

  • приобретение навыков самостоятельного распознавания видов резьбовых соединений;
  • расширение кругозора учащихся при ознакомлении с графической документацией, содержащей резьбовые детали;
  • развитие технико-технологического мышления при измерении элементов резьбы аттестованных деталей.

  Метапредметная цель:

  • формирование способностей инструментального анализа элементов резьбовых деталей и навыков самостоятельного
  • подбора деталей с одинаковой резьбой (с целью замены бракованных деталей).

Задачи

Образовательные – создать условия для овладения новым опытом деятельности:

  • ознакомить учащихся с видами резьбовых соединений: болтовым, винтовым и шпилечным соединениями;
  • научить подбирать детали винтовой пары с одинаковой резьбой;
  • освоить алгоритм действий при измерении штангенциркулем элементов резьбы аттестованных болтов, винтов, шпилек и гаек;
  • выполнить сравнительный анализ результатов фактических измерений с эталоном величин аттестованных деталей.

Развивающие – создать условия для развития познавательных действий:

  • показать значение резьбовых соединений в машиностроении и других отраслях экономики;
  • представлять целостный технологический процесс по выполнению самостоятельной работы;
  • осваивать последовательность действий при измерении штангенциркулем элементов резьбы аттестованных деталей;
  • сопоставлять результаты фактических измерений с эталоном величин аттестованных деталей.

     Воспитательные:

  • формировать навыки самостоятельной работы и работы в парах при измерении элементов резьбовых деталей;
  • воспитывать аккуратность, внимательность и ответственность за точность выполнения измерительных и расчетных работ;
  • воспитывать бережное отношение к имеющимся инструментам в школьной мастерской.

Планируемые результаты 

Предметные:

иметь представление о видах резьбовых соединений и их значимости в машиностроении и других отраслях экономики;

самостоятельно подбирать детали винтовой пары с одинаковой резьбой;

уметь различать понятия: «болт», «винт», «шпилька», «гайка», «шайба»;

знать особенности графического изображения и обозначения деталей, имеющих резьбу;  

осуществлять инструментальный контроль  элементов  резьбы аттестованных деталей по заданному алгоритму;

осуществлять самоконтроль промежуточных и конечных результатов практической деятельности по операционным картам (приложение 1; приложение 2; приложение 3);

сопоставлять результаты фактических измерений с эталоном величин аттестованных деталей;

уметь фиксировать результаты самостоятельной работы в протоколе анализа выполненных работ.

Метапредметные:

ориентироваться в содержании обучающего материала под руководством учителя:

а) презентация №1: «Виды резьбовых соединений. Инструментальный анализ элементов резьбовых деталей»;
б) презентация №2: сопровождение для выполнения самостоятельной работы (лабораторно-практическая работа с элементами исследования);
в) чертежи резьбовых деталей и сборочные чертежи резьбовых соединений (плакаты);
г) протоколы анализа выполненных работ;
д) эталон: размеры элементов резьбы, аттестованных болтов, винтов, шпилек и гаек по номеру варианта (приложение 4);
понимать и принимать учебную задачу, осуществлять её решение (на основе заданных алгоритмов) под руководством учителя;
осваивать способы инструментального контроля  элементов  резьбы аттестованных деталей (болтов, винтов, шпилек и гаек);
взаимодействовать  с товарищами в парах при выполнении измерительных и расчетных работ, обсуждать и принимать решение, опираясь на содержание операционных карт.

Личностные:

приобретать навык самостоятельного подбора деталей резьбовой пары;

представлять целостный технологический процесс по выполнению самостоятельной работы с элементами исследования;

проявлять интерес к исследованию резьбовых соединений, имеющих детали со смятой резьбой;

стремление овладевать навыками измерений  элементов  резьбы с целью замены бракованных деталей;

осваивать роль ученика при работе в парах на основе правил поведения в учебной мастерской;

понимать значимость качественного выполнения  измерительных и расчетных работ элементов резьбы как проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности;

проявлять способность к самооценке своих действий посредством оформления протокола анализа выполненных работ.

Межпредметные связи

  • технология: резьба, резьбовые детали, резьбовые соединения;
  • математика: геометрические тела; единицы измерения;
  • технология: приемы измерений штангенциркулем.

Ресурсы урока

Для учителя:

Рабочая программа для 7-х классов;

Пособие для учителя: Тищенко, А. Т. Технология. Индустриальные технологии : 7 класс [Текст] : методическое пособие / А.Т. Тищенко – М. : Вентана-Граф, 2015. – 168 с. – с. 97 – 105;

Презентация №1: «Виды резьбовых соединений. Инструментальный анализ элементов резьбовых деталей»;

Презентация №2: сопровождение для выполнения самостоятельной работы (лабораторно-практическая работа с элементами исследования);

персональный компьютер, проектор;

образцы резьбовых деталей: болты, винты, шпильки, гайки, шайбы;

примеры изделий с резьбовыми соединениями;

чертежи резьбовых деталей и сборочные чертежи резьбовых соединений (плакаты);

штангенциркуль, резьбомер;

исходный материал для самостоятельной работы по выбору учащихся (аттестованные болты, винты, шпильки, гайки);

протоколы анализа выполненных работ (приложение 1; приложение 2; приложение 3);

эталон: размеры элементов резьбы, аттестованных болтов, винтов, шпилек и гаек.

Для учащихся:

учебник: Тищенко, А. Т. Технология. Индустриальные технологии : 7 класс [Текст] : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А. Т. Тищенко, В. Д. Симоненко. – М. : Вентана-Граф, 2014. – 176 c. – с. 99 – 104;

спецодежда (халат или фартук с нарукавниками), рабочая тетрадь;

индивидуальный комплект измерительных инструментов;

презентация №1: «Виды резьбовых соединений. Инструментальный анализ элементов резьбовых деталей»;

презентация №2: сопровождение для выполнения самостоятельной работы с элементами исследования;

образцы резьбовых деталей: болты, винты, шпильки, гайки, шайбы;

примеры изделий с резьбовыми соединениями;

чертежи резьбовых деталей и сборочные чертежи резьбовых соединений (плакаты);

исходный материал для самостоятельной работы по выбору учащихся (аттестованные болты, винты, шпильки, гайки);

протоколы анализа выполненных работ (приложение 1; приложение 2; приложение 3);

эталон: размеры элементов резьбы, аттестованных болтов, винтов, шпилек и гаек по номеру варианта (приложение 4).

Приложения 1–4

Ход урока  

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивация познавательной  деятельности

Приветствует учащихся и обращает их внимание на предметы находящиеся на демонстрационном столе и классной доске:

образцы резьбовых деталей большого размера;

примеры изделий, содержащих резьбовые соединения;

чертежи резьбовых деталей и сборочные чертежи резьбовых соединений (плакаты);

образец продукта труда (Протокол анализа выполненных работ), как результат лабораторно-практической работы.

Демонстрирует презентацию №1: «Виды резьбовых соединений. Инструментальный анализ элементов резьбовых деталей». Задает вопросы:

Что такое резьба?

Когда вы впервые познакомились с резьбовыми соединениями?

Приходится ли вам сталкиваться с резьбовыми соединениями в повседневной жизни?

На примере работы винтовой пары слесарных тисков обращает внимание учащихся, каким образом конструкция резьбы связана с её назначением (презентация №1, слайды №2-4).  

Рассматривают предметы находящиеся на демонстрационном столе и инструкционный материал на классной доске:

образцы резьбовых деталей большого размера;

примеры изделий, содержащих резьбовые соединения;

чертежи резьбовых деталей и сборочные чертежи резьбовых соединений (плакаты);

образец продукта труда (Протокол анализа выполненных работ), как результат лабораторно-практической работы (приложение 4).

  Задают вопросы учителю. Знакомятся с раздаточным  
материалом.

Просматривают презентацию №1: «Виды резьбовых соединений. Инструментальный анализ элементов резьбовых деталей».

Отвечают на вопросы учителя.
Высказывают аргументы об имеющемся опыте работы с резьбовыми деталями (из повседневной жизни).

Рассматривают  работу винтовой пары слесарных тисков (каждый на своем рабочем месте). Сравнивают резьбовые детали с их графическим изображением на плакатах (презентация №1, слайды №2-4). Рассуждают о предстоящей деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Предметные действия: оценивание своей способности и готовности к изучению резьбовых соединений; формирование рабочей бригады для выполнения практической работы; согласование своих потребностей с потребностями других членов бригады; рациональное использование технической и технологической информации (презентация1)

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

1.  Обращает внимание учащихся на раздаточный материал:

  • болт, гайка, шайба;
  • шпилька, деталь с внутренней резьбой, гайка, шайба;
  • винт, деталь с внутренней резьбой, шайба.

В сочетании с демонстрацией на экране и на деталях большого размера проговаривает опорные понятия:

  • определение резьбы, элементы резьбы,
  • определения наружной и внутренней резьбы,
  • определения резьбовых деталей (болты, винты, шпильки, гайки).

2.  В сочетании с демонстрацией на экране и на резьбовых деталях большого размера сразу же демонстрирует приемы измерения наружного диаметра резьбы на детали (указывая при этом, на допустимые ошибки при самостоятельной работе учащихся).
3. Совместно с учащимися производит измерение штангенциркулем внутреннего диаметра резьбы на детали (указывая при этом, на взаимосвязь измеряемых величин dı=0,85d) (слайды №7-9).

Как бы Вы сформулировали задачу сегодняшнего урока? Помогает учащимся справиться с технической терминологией.

1.  Рассматривают раздаточный материал (резьбовые детали):

  • болт, гайка, шайба;
  • шпилька, деталь с внутренней резьбой, гайка, шайба;
  • винт, деталь с внутренней резьбой, шайба.

2.  Производят пробные действия по подбору резьбовых пар (визуально или с помощью штангенциркуля). Записывают в тетрадь опорные
понятия (презентация №1, слайды №5-6):

  • определение резьбы, элементы резьбы,
  • определения наружной и внутренней резьбы,
  • определения резьбовых деталей (болты, винты, шпильки, гайки).

3.  Совместно с учителем производят пробные
действия по измерению штангенциркулем
наружного и внутреннего диаметров резьбы на
деталях своего варианта. Учитывают ошибочные
пробы.
4.  Сопоставляют результаты своих измерений
элементов резьбы с рекомендациями на слайде
презентации о взаимосвязи измеряемых величин
(dı=0,85d)  (презентация №1, слайды №7-9).
5.  Пытаются виртуально представить характер предстоящей работы (целостный процесс выполнения самостоятельной работы).

Познавательные:
общеучебные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
логические: анализ, выбор оснований для сравнения.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.
Познавательные:
формулирование проблемы;
умение строить речевое высказывание. Общеучебные: моделирование;
выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Предметные действия: подбор и применение инструментов; выполнение измерительных операций с соблюдением  установленных правил; выявление ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления.
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Подводит учащихся к постановке цели урока и  предлагает примерную модель действий по измерению элементов резьбы аттестованных деталей с применением штангенциркуля (работа в бригадах и индивидуально). Напоминает материал 6-го класса «Приемы измерения штангенциркулем».

Знакомит учащихся с каждым пунктом задания лабораторно-практической работы. Демонстрирует аттестованные детали и эталоны элементов резьбы.

После уточнения основной задачи урока размещает на классной доске для каждой бригады – продукт урока – протоколы анализа выполненных работ (презентация №1, слайды №15-17):

  • элементы резьбы болта, приложение 1;
  • элементы резьбы винта, приложение 2;
  • элементы резьбы шпильки, приложение 3.

Выдает каждому учащемуся индивидуальный вариант аттестованной детали: болт, винт или шпильку на выбор. Обращает внимание учащихся на наличие инструкционного материала для выполнения самостоятельной работы: презентация №2 – сопровождение для выполнения самостоятельной работы с элементами исследования.

4.  Намечает ориентиры для самоконтроля измерительных и расчетных работ. Напоминает о Правилах техники безопасности при работе с измерительными инструментами.        

Пытаются сформулировать основную задачу урока. Высказывают аргументы об имеющемся опыте работы «Приемы измерения штангенциркулем» (материал 6-го класса).

Знакомятся с каждым пунктом задания лабораторно-практической работы. Пытаются смоделировать представление о предстоящей работе. Организовывают рабочие места по бригадам:

  • определение элементов резьбы болта, бригада №1;
  • определение элементов резьбы винта, бригада №2;
  • определение элементов резьбы шпильки, бригада №3

Определяют  для каждой бригады – продукт урока,
т. е. протокол анализа выполненных работ (презентация №1, слайды №15-17), (приложение 4).
3.  Каждый член бригады получает индивидуальный
номер аттестованной детали: болт, винт или шпильку
на выбор.
Анализируют раздаточный материал на рабочих местах. Определяют для себя инструкционный материал для сопровождения самостоятельной работы (в сочетании на экране и на классной доске).
По рекомендации учителя фиксируют ориентиры для самоконтроля измерительных и расчетных работ.
4. Сопоставляют этот материал с последовательностью выполнения измерительных и расчетных работ на слайдах презентации №2: «Технология выполнения самостоятельной работы».

При необходимости задают вопросы учителю.

Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества внутри бригады, инициативное сотрудничество в поиске информации; умение выражать свои мысли.
Познавательные:
общеучебные: поиск и выделение необходимой информации;  умение строить речевое высказывание;
логические: построение логической цепи рассуждений.
УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Предметные действия: планирование технологического процесса и процесса труда; подбор и применение измерительных инструментов; выполнение технологических операций с соблюдением Правил ТБ.
Реализация построенного проекта

В режиме работы по бригадам (и индивидуально), предлагает учащимся ознакомиться на экране со слайдами презентации №1 «Планирование самостоятельной работы», «Исходный материал для самостоятельной работы», «Параметры измерения резьбовых элементов» (слайды №18-20).

Рекомендует учащимся осуществить пробное действие по заданному алгоритму в соответствии с презентацией №2 «сопровождение для выполнения самостоятельной работы».

Указывает учащимся на то, как правильно выполнять записи результатов измерений в протоколах анализа выполненных работ.

Предлагает учащимся не заполнять строку таблицы Протокола с названием «Шаг резьбы».

1. Знакомятся с планом выполнения практической работы. Рассматривают исходный материал для самостоятельной работы, задают вопросы учителю (презентации №1, слайды №18-20).

2. Отрабатывают алгоритм действий по измерению элементов резьбы аттестованной детали, опираясь на предыдущий опыт пробных действий. Используют информацию из презентации №2 (сопровождения для выполнения самостоятельной работы).

3.  Выполняют записи результатов измерений в протоколах анализа выполненных работ.  Сопоставляют результаты измерений с примерными протоколами на классной доске (приложение 4). Задают вопросы.

4.  Фиксируют для себя информацию из презентации №2, оставить  пустую строку таблицы Протокола с названием «Шаг резьбы».

Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества внутри бригады, инициативное сотрудничество в поиске информации; умение выражать свои мысли.
Познавательные:
общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; умение строить речевое высказывание;
логические: построение логической цепи рассуждений, анализ ситуации.
УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Предметные действия: планирование технологического процесса и процесса труда; контроль промежуточных и конечных результатов труда; документирование результатов труда.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

По мере завершения измерительных и расчетных работ по определению элементов резьбы аттестованных деталей, выдает учащимся эталон с величинами элементов резьбы выбранной детали.

Предлагает учащимся приклеить эталон в соответствующую колонку Протокола анализа выполненных работ. Указывает на образец, размещенный на классной доске.

Обращает внимание на пустую строку таблицы Протокола «Шаг резьбы». Предлагает вернуться к этому элементу резьбы позднее.

Предлагает учащимся самостоятельно сопоставить результаты своих измерений и расчетов с эталоном величин элементов резьбы выбранной детали.

Полученную разницу величин элементов резьбы предлагает записывать в последнюю колонку таблицы Протокола. При этом обращает внимание учащихся на аккуратность, заполнения таблицы Протокола анализа выполненной работы.

Контролирует действия учащихся при заполнении Протокола, при необходимости оказывает помощь.

По мере завершения измерительных и расчетных работ по определению элементов резьбы, получают у учителя эталон с величинами элементов резьбы выбранной детали.

Определяют в Протоколе анализа выполненных работ колонку для размещения эталона и приклеивают его соответственно границам таблицы Протокола. Руководствуются образцом на доске.

Обращают внимание на предложение учителя по элементу резьбы с названием «Шаг резьбы». Оставляют эту строку таблицы незаполненной.

В режиме работы по бригадам (и индивидуально), самостоятельно сопоставляют результаты своих измерений и расчетов с эталоном величин элементов резьбы выбранной детали.

Полученную разницу величин элементов резьбы каждый записывает в последнюю колонку таблицы Протокола. При заполнении таблицы Протокола проявляют аккуратность.

Осуществляют взаимоконтроль внутри бригады при выполнении самостоятельной работы.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.
Познавательные:
общеучебные: умение осознанно строить речевое высказывание.

Предметные действия: проведение необходимых исследований при определении параметров резьбовых деталей;  контроль промежуточных и конечных результатов труда, взаимоконтроль внутри бригады; документирование результатов труда.
Информация о домашнем задании

1. Для лучшего понимания, что значит метрическая резьба с мелким шагом, учитель демонстрирует три образца болтового соединения с разным шагом резьбы (М20х1; М20х1,5; М20х2). Демонстрирует отсутствие взаимозаменяемости болтов и гаек в данных болтовых соединениях.
2. В сочетании с демонстрацией на экране и на   резьбовых деталях большого размера сразу же демонстрирует приемы определения шага резьбы с помощью резьбомера и штангенциркуля (слайд №25).
3.  Инструктирует учащихся о приемах выполнения домашнего задания и правильном заполнении Протокола анализа выполненных работ (слайд №26).

1. Знакомятся с понятием «шаг резьбы». Вспоминают из повседневной жизни примеры болтовых соединений с разным шагом резьбы. Убеждаются в отсутствии взаимозаменяемости болтов и гаек в образцах болтовых соединений, показанных учителем.
2. Наблюдают за показом учителя о приемах определения шага резьбы с помощью резьбомера и штангенциркуля (слайд №25). Выполняют пробы по определению шага резьбы с помощью штангенциркуля на аттестованных деталях своего варианта.
3. Слушают инструктаж о приемах выполнения домашнего задания и правильном заполнении Протокола (презентация №1, слайд №26).

Предметные действия: планирование технологического процесса и процесса труда; подбор и применение измерительных инструментов; достижение необходимой точности; документирование результатов труда.
Рефлексия учебной деятельности. Итог урока

Проверяет в режиме наблюдения, как учащиеся освоили материал по изучению резьбовых соединений и элементов резьбы (на примере измерений и расчетов элементов резьбы аттестованных деталей).

Проверяет на рабочих местах правильность заполнения Протокола анализа выполненных работ.

Предлагает учащимся принять следующие критерии оценки качества работы на данном уроке:

правильность выполнения приемов измерения элементов резьбы с помощью штангенциркуля;

правильность выполнения записей фактической величины элементов резьбы аттестованных болтов, винтов или шпилек в протоколе анализа выполненной работы;

правильность выполнения сравнительного анализа результатов фактических измерений с «эталоном» величин элементов резьбы аттестованных деталей (допустимая ошибка не более 0,5 мм).

Совместно с учениками делает выводы по изученному материалу: «Практическая значимость самостоятельного измерения элементов резьбы болтов, винтов, шпилек и гаек с помощью штангенциркуля» (презентация №1, слайд №28).

Каждой бригаде (и индивидуально) выставляет комплексную оценку по результатам заполнения протоколов анализа выполненных работ (презентация №1, слайд №29).

Сопоставляют правильность заполнения Протокола анализа выполненных работ с эталоном на классной доске (приложение 4) или на слайд №24.

По мере необходимости корректируют выполненные измерения и расчеты. Повторно сравнивают результат с эталоном.

Рефлексия урока:

Мне удалось справиться с заданием лабораторно-практической работы «качественно» или «я предполагал, что получится лучше и точнее процесс измерительных работ»…

Мне лучше удалось справиться с измерительными и расчетными работами по определению элементов резьбовой детали или с заданием исследовательского характера работы (инструментальный анализ элементов резьбовых деталей).

Я узнал – что такое резьба, резьбовые детали, резьбовые соединения, элементы резьбы.

Я научился – определять параметры резьбовых деталей с целью замены бракованных деталей или комплектования резьбовых пар.

Я реализовал – первую попытку: самостоятельно сформулировать заказ в интернет-магазин по приобретению специальной резьбовой детали для своего велосипеда.

Я попробую самостоятельно – выполнить замену потерянной детали (гайки) с мелким шагом резьбы для своего велосипеда.  

Познавательные:
общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
Предметные действия:
выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
обоснование показателей качества проме­жуточных и конечных результатов; оценивание своей познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям.

Домашнее задание.

1. Определить шаг резьбы аттестованной детали с помощью штангенциркуля.
2.  Сравнить величину полученного шага резьбы с эталоном.
3.  Выполнить запись полученных результатов в соответствующей строке таблицы Протокола.