Цель: научить правильно употреблять в речи личные формы глаголов с суффиксом -чь.
Планируемые результаты:
- Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,самостоятельно оценивать свою деятельность и содержательно обосновывать правильность или ошибочность результата.
- Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс часть 1 и 2 по УМК «Перспективная начальная школа», компьютер, мультимедийный проектор, карточки, листы с блицопросом.
Ход урока
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей улыбками. Садитесь.
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пляшет, иль поет,
Вышивает или пишет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит,
Все расскажет нам ….
(глагол)
- О какой части речи мы с вами будем говорить?
- Сегодня мы продолжим разговор о глаголе. По частоте употребления в речи глагол занимает второе место после имени существительного. Поэтому образованному человеку необходимо много знать о глаголе, правильно его употреблять, не делать ошибок в его написании.
1. Активное целеполагание
- Сейчас мы повторим все об этой части речи. Проведем блиц- опрос. У вас на столах лежат оценочные листы. Каждое задание вы будете оценивать с помощью «галочки» или плюса. (- я знаю, - не уверен, сомневаюсь, - не знаю). Поставьте знак в нужный столбик.
- Глагол – это….
- Глаголы изменяются по…
- Спряжение – это…
- Спрягаются только глаголы…
- На какую форму глагола указывает суффикс -л- ?
- Глаголы прошедшего времени изменяются по…, а в единственном числе по…
- Не с глаголами пишется…
- В предложении глаголы являются…
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
- Назовите суффиксы глаголов неопределенной формы.
- Как изменяются глаголы неопределенной формы с суффиксом -чь?
- Можем ли мы дать ответ на последний вопрос?
- Почему возникли затруднения? (не хватает знаний). Итак, тема нашего урока….
- Какую цель поставим на сегодняшний урок?
- вспомнить, узнать и т.д.
- научиться изменять глаголы с суффиксом -чь.
- Дайте оценку своей работе с оценочными листами. (что знаю, что надо повторить). Отложите листы.
Работа в тетрадях.
Сейчас открыли все тетради и записали дату.
Чистописание г ж
Нет, стоп! Проверьте-ка сначала
Как положили вы мне их?
Пряма ли спинка?
Чтоб ручка свой конец направила в плечо,
Поставьте ноги все на место!
Готовы? Пишем хорошо!
Работа над совершенствованием навыков синтаксического и морфологического разборов.
Запишите предложение: В высоком небе зажглись яркие звезды.
- Разберите предложение по членам. (Подчеркните главные и второстепенные члены предложения).
- Слово зажглись, разберите как часть речи. Если нужна помощь – обращаемся к эталону на с 88.
Зажглись
- н. ф. зажечься – (что сделать?) – глагол, 1 спр.,
- наст. вр., мн. ч., 3 л.
- зажглись звёзды, зажглись – сказуемое.
- Какое слово дало жизнь глаголу зажечься? (зажечься – зажечь – жечь)
2. Целенаправленная деятельность
- Откройте учебник на странице 115. упр. 88 (значок Обратного словаря).
- Откройте Обратный словарь и найдите в нем глагол жечь.
- Прочитайте глаголы, образованные от глагола жечь, при помощи приставок.
Жечь, зажечь, обжечь, поджечь, разжечь, прижечь, сжечь.
- Сейчас вы будите работать в группе. На столе лежит карточка с заданием. Ваша задача - дополнить предложения подходящими по смыслу глаголами с приставками. Постарайтесь, чтобы глаголы не повторялись. (Приложение 1)
Он старался ___ разжечь _______ костер.
Она решила ___ сжечь _______старые письма.
Главное - не _ обжечь _________ руку!
Рану пришлось ___ прижечь _______ йодом.
Преступники хотели ___ зажечь _______ сарай с разных сторон, но им не удалось_____ поджечь _______ его.
- Напомните, какая цель нашего урока?
- Научиться изменять глаголы с суффиксом -чь.
- Вернемся в учебник на с. 116. Посмотрите, как проспрягали глаголы жечь и зажечь.
жечь, зажечь
Мн. ч. |
|
1 л. я жгу, зажгу |
мы жжём зажжём |
2 л. Ты жжёшь, зажжёшь |
вы жжёте, зажжёте |
3 л. Он жжёт, зажжёт |
они жгут, зажгут |
- В каких формах есть звук [г] ? Это формы, какого лица и числа? (в форме 1л, ед.ч. и 3 л. мн.ч.)
- В каких формах на месте звука [г] появляется шипящий звук [ж]? (во всех остальных)
- Найдите в словаре глагол печь. Прочитайте родственные ему глаголы. Проспрягайте глагол печь и запечь в тетради (Кто испытывает затруднения, обращайтесь за помощью к таблице Приложение 2)
Печь, запечь
мн. ч. |
|
1 л. я пеку, запеку |
мы печём, запечем |
2 л. ты печёшь, запечешь |
вы печёте, запечете |
3 л. она печёт, запечет |
они пекут, запекут |
Физкультминутка
Учитель называет глаголы. Если глагол имеет на конце ть- топает, если ти- садится за парту, если чь - хлопаете.
Дружить, беречь, полоть, нести, стеречь, собирать, красить, жечь, запрячь, везти.
- Итак, в каких формах есть звук [к]? Это формы, какого лица и числа?
- В каких формах на месте звука [к] появляется шипящий звук [ч]?
- На какой вопрос мы не смогли ответить в начале урока?
- Можем ли сейчас дать ответ? Попробуйте сформулировать правило.
(Дети на листочках вставляют пропущенные слова Приложение 3)
Вывод: В формах 1 лица единственного числа и в форме 3 лица множественного числа у глаголов неопределенной формы с суффиксом чь появляются звуки г к, а в остальных формах эти звуки меняются на шипящие ж, ч.
- Мы достигли цели, которую ставили в начале урока?
3. Этап оценивания
- Теперь нам осталось только запомнить это правило, чтобы не делать ошибок при произношении и спряжении глаголов на чь. Здесь нам приходят на помощь Маша и Миша. Прочитайте, как они предлагают вам быстрее запомнить это правило.
- Чтение диалога на стр. 117.
- Еще раз сделаем научный вывод. Возьмите в руки правило. Заполним его. Правило внести в папку правил и выучить.
4. Этап оценивания
- Теперь возьмите оценочные листы (Приложение 4) и отметьте вопрос, над которым мы работали, как усвоили его? Поставьте значок.
Д/з. Упражнение 91 стр. 118, правило учить.
Подведение итогов.
- Ребята, мне было интересно и приятно работать с вами. Большое спасибо.