У маленьких учеников спросил художник Токмаков:
«А кто умеет рисовать?» Рук поднялось — не сосчитать.
Шестые классы. Токмаков и тут спросил учеников:
«Ну, кто умеет рисовать?» Рук поднялось примерно пять.
В десятом классе Токмаков опять спросил учеников:
«Так кто ж умеет рисовать?» Рук поднятых и не видать.
А ведь ребята в самом деле когда-то рисовать умели,
И солнце на листах смеялось. Куда все это подевалось?
В результате внедрения ФГОС и принятия нового закона «Об образовании» происходит переоценка взглядов на содержание школьного обучения и переход современного российского образования на инновационный путь развития.
У современного учителя есть множество возможностей, для того, чтобы избежать столь печального события, которое описал в своем стихотворении Валентин Берестов. Одним из выходов из сложившейся ситуации, является организация проектной деятельности.
Стратегия федерального стандарта общего образования (ФГОС ОО) предусматривает переход от знаниевой парадигмы к деятельностной, которая рассматривает образование как институт социализации, обеспечивающий вхождение подрастающего поколения в общество.
Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу — я забываю, я вижу — я запоминаю, я делаю — я усваиваю».
Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом — быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
Для учителя принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение — это совместная деятельность (учителя и ученика) основанная на началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «учитель-ученик» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность действий, совпадение целенаправленных действий учителя и ученика, что обеспечивается системой стимулирования познавательной активности в проектной и исследовательской деятельности.
Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:
- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;
- привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;
- оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой;
- планировать УРОК с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов.
Вот на последнем остановимся подробнее.
Метод проектов появился в середине 19 века. В СССР метод проектов применялся в 20-е годы и определялся следующим образом: «Создание условий, при которых ребенок не мог бы не научится». Современную теорию метода проекта очень хорошо обосновал Дэвид Барлекс, один из ведущих специалистов в области разработок образовательных программ по технологии и дизайну для общеобразовательных школ. Его программы активно используются в начальных и средних школах Англии. Кроме того, на протяжении многих лет он работает в ряде проектов по повышению квалификации учителей технологии и дизайна.
На основе систематизации материалов изученной литературы и источников, размещенных в Интернете, можно выделить следующие основные положения:
- Значимость метода проекта. Метод проектов предоставляет ученикам возможность приобрести опыт реальной технологической деятельности. То есть:
- Решение практических задач.
- Использование реальных технологических процессов.
- Междисциплинарность.
Работа над проектом развивает навыки:
- Навык применения и использования знаний и опыта в решении конкретных проблем.
- Способность к работе в коллективе.
- Навык как интуитивного, так и логического мышления.
- Самодисциплина и ответственность, поскольку успех или неудача проекта целиком зависят от самого ученика.
- Творческие способности и предприимчивость.
- Теоретическое мышление и изобретательность.
Сущность процесса обучения в ходе работы над проектом. Работа над проектом подразумевает привлечение следующих категорий интеллектуальной деятельности:
- Знание.
- Понимание.
- Навыки.
- Воззрения.
- Ценности.
Схема «задание —> действие —> способность» имеет 3 взаимозависимые характеристики:
- Ресурсы знаний, навыков и опыта, которые потребуется привлечь в ходе работы над заданием.
- Способности к последовательному принятию решений и их практическому воплощению.
- Уровень восприятия и понимания, необходимый для вынесения сбалансированных оценок и суждений.
В начале проекта ученик имеет собственные ресурсы, способности и уровень восприятия — необходимо, чтобы в ходе работы над проектом они расширялись. Часто понятие «проект» подменяется понятием «творческая работа». Творческая работа, как правило, результат уже полученных знаний.
Проект, предполагает прогресс у учащихся:
- Применяет уже имеющиеся ресурсы, но завершение проекта должно потребовать привлечения новых ресурсов —> прогресс.
- Для оценки проекта ученику придется осознать свои ценностные ориентиры, и, вероятно, в какой-то мере их пересмотреть —> прогресс.
- Придется продемонстрировать уже имеющиеся способности, выявить скрытые таланты, а также, что очень желательно, приобрести новые —> прогресс.
Подходы к работе над проектом. Поп Бертон определяет 2 подхода к работе над проектом:
- TCP (“Teacher-direct problems", "Closed-End Projects", "Pupil Oriented Projects") — учитель — управление проблемой, завершенный проект, практическая значимость) учитель ставит проблему (тему), определяет сроки и результат (инструмент).
- SDP ("Stimulus, Discussion, Problem") — Стимул, дискуссия, проблема) заключается в том, что предполагается появление некого стимула у учеников обсудить и определить задачу проекта, которую потом каждый будет осуществлять на индивидуальной основе.
Способы задания проектов:
- Задача проекта определяется учителем.
- Задание на основе знаний.
- Задание на основе события.
- Задание на основе интересов.
Каждый из способов имеет свои достоинства и недостатки, рассмотрим их.
Задача проекта определяется учителем
Достоинство. Многие слабые ученики не в состоянии сами определить задачи проекта (они либо уклоняются от этого, либо предлагают заведомо невыполнимые для них задачи). Поэтому учитель берет на себя первый этап обсуждения задачи.
Недостатки. Возможна опасность в отсутствии мотивации.
Задание на основе знаний
Задание определяется учениками с точки зрения того, какие знания они собираются применить в процессе выполнения проекта.
Достоинство. Позволяет применять и углублять знания, полученные в рамках программы.
Недостатки. Задание может оказаться интересным с технической точки зрения, но не быть в достаточной степени привлекательным в других аспектах.
Задание на основе события
Проблема. Неожиданное или случайное событие может оказаться начальной точкой для формулирования проекта, но, требует быстрого отклика.
Выход. Запланированное событие, например экскурсия.
Варианты:
- Одна задача на класс, с возможностью индивидуальных решений.
- Возможность выбора из ряда задач.
Далее проведение ряда уроков для формулирования задачи.
Задание на основе интересов
Формулирование задачи связано с личными интересами учащихся (их хобби).
Достоинство. Высокая мотивация.
Недостатки.
- Вероятность чрезмерного увлечения техническими вопросами.
- Организационные проблемы для выполнения такого проекта в масштабах всего класса.
Выход: Предоставить нескольким ученикам возможность сформулировать проект на основе их хобби, в то время как остальные воспользуются какой-либо иной методикой.
5. Классификация проектов:
По количеству задействованных предметов:
- Монопредметный.
- Межпредметный.
С использованием ИКТ:
- На ПК в классе.
- В локальной сети.
- Телекоммуникационный.
По количеству:
- Индивидуальные.
- Групповые.
- Межгрупповые (класс, параллель, школа).
- Межшкольные (район, город).
Планирование групповой работы
Время одиночек прошло. Сейчас требуется умение работать в команде, группе. Поэтому в каждой группе должен быть свой директор проекта, секретарь и координатор. Организуя работу в группе необходимо дать ясные и четкие пояснения для всех участников группы.
Характеристики данного подхода:
1. Ясное описание задачи для каждого члена команды.
2. Нет четких инструкций, но обязательно пишется план работы.
3. Обговаривают возможности изменения плана.
4. Ученики должны представить результаты в форме, которая:
- ясно очерчивает основные выводы;
- позволяет в форме презентации ознакомить других с результатами работы.
Структурировать работу группы позволяет создание документов в письменной форме. Учитель выступает в качестве арбитра, предотвращая проявление индивидуалистских и «тоталитарных» проявлений.
Результат: разнообразие и последовательный прогресс.
Разнообразие — ученики принимают в различных проектах различные роли (желательно фиксировать это в письменном виде, чтобы было видно в какой работе, на каком этапе кто выполнял определенные обязанности).
Последовательный прогресс — учитель все больше и больше устраняется из сферы структурирования работы группы, и ученики уже могут сами распределять время, работу и обязанности.
Качества, необходимые для работы в коллективе:
- Сотрудничество.
Наличие — помогает своим одноклассникам в выполнении их части проекта.
Отсутствие — отказывает в помощи, мотивируя это личной неприязнью.
- Коммуникация
Наличие — может обсудить с другими членам коллектива дальнейшие планы по выполнению проекта.
Отсутствие — отказывается от обсуждения.
- Лидерство.
Наличие — может убедить членов команды сначала сделать часть общей работы, а потом заняться.
Отсутствие — в группе не уделяется внимание распределению времени и задания
- Симпатия и сопереживание.
Наличие — с пониманием относится к тому, что некоторые из членов группы не всегда могут справиться с заданием.
Отсутствие — агрессивно относится к виновникам неудач.
- Надежность.
Наличие — приходит на урок хорошо подготовленным, выполняет все договоренности.
Отсутствие — опаздывает, забывает дома материалы и оборудование
Этапы проекта:
- Изучение вторичных источников: книг, журналов и газет.
- Исследование в форме проведения экспериментов и наблюдений.
- Анализ как определения критериев, которым должно отвечать решение задачи.
- Разработка идей, которые должны внести вклад в решение задачи.
- Оптимизация идей для формулирования детальной проработки решения.
- Планирование способов практического воплощения поставленной задачи.
- Изготовление/производство/практическое воплощение.
- Оценка результатов (защита).
Оценка проектов
Можно выделить 2 подхода:
- Оценка результатов проекта.
- Оценка процесса выполнения проекта.
Для младшей школы имеет смысл составить очень подробную анкету по оценке этапов выполнения проекта.
- Она проще, чем та, что используется для экзаменов.
- Учитель и ученики используют одни и те же критерии.
- Ученики оценивают свою работу раньше учителя.
- Расхождение во взглядах — основа для дискуссии.
Проблемы по оценке проекта:
- Как оценивать тот факт, что в процессе работы ученики была вынуждены прибегнуть к помощи учителя?
Негатив — не стоит, чтобы из страха перед снижением оценки, ученики боялись попросить учителя о помощи.
Возможный выход — в реальной производственной деятельности люди часто прибегают к помощи друг друга.
- Задача проекта не отвечает критериям оценочного листа.
Возможный выход — применить индивидуальный подход и оценить суть проекта, чтобы понять, почему некоторые стадии оказались незатронутыми.
- Вне сферы оценки оказываются способности, личные качества, организационные навыки и этические ценности.
Вопрос: насколько явно сам проект нацелен на развитие этих характеристик?
Возможный выход: вместе с учениками попытаться оценить проект с этой точки зрения.
- Работа с группой отчасти нивелирует оценку процесса работы над проектом, так как очень трудно выделить индивидуальный вклад каждого ученика. Существует еще масса проблем оценки работы над проектом, которые выявляются учителями в процессе их деятельности и ожидают своего решения.
Финансирование проекта
Не все проекты требуют большого финансирования. Но если проект связан с изготовлением макетов, приборов и т.д., то могут появиться проблемы. Массу материалов и оборудование ученикам приходится покупать на средства родителей. Не всегда родители идут на это —>ученик вынужден отказаться от идеи проекта, которая его привлекала —> разочарование, ссоры внутри семьи.
Выход:
- Реально оценивать финансовые возможности ученика и его семьи, проконсультироваться с его родителями.
- Найти поддержку у руководителей предприятия, которым может быть интересен проект ученика, это подходит для старших классов.
- Попытаться найти поддержку у школьной администрации.
- Организация проектной деятельности на уроках информатики и ИKT
Традиционно урок информатики, как и по другим предметам, строится по принципу: есть темы учебника, которые нужно донести до учащихся.
Учитель рассказывает и показывает, что можно делать в той или иной программе, ученики выполняют практические работы, не понимая где и как будет применять эти знания. ФГОС предлагает отойти от этой практики и организовывать обучение исходя из потребности. То есть изучать, а главное применять программный продукт по мере необходимости в процесс работы над проектом. Тему, которого можно сформулировать вместе с учащимися. Например, у нас есть школьная бизнес-компания. Требуется создать для нее рекламный ролик. Он может быть создан в разных редакторах. Выбор редактора за командами, на которые можно поделить класс. А для эффективной организации проектной деятельности нужно учесть все, о чем говорилось выше.
Заключение
Проектная деятельность имеет позитивный эффект не только для учеников, но и для преподавателей.
Необходимо фиксировать и бережно сохранять весь опыт и все новации, полученные в ходе проектной деятельности.
Большинство проблем решается благодаря сотрудничеству всех лиц, задействованных в проектной деятельности в школе.
Анализ, планирование и конструирование — важные составляющие работы над проектом, но, самым важным, остается учитель, который в ходе работы над проектом подводит учеников к познанию нового.
Список литературы
- Питт Дж. Разработка учебных стандартов — использование проектов в технологическом образовании Англии, 1999-2000/ В кн. «VI Международная конференция по проблемам технологического образования школьников «Технология 2000: Теория и практика преподавания технологии в школе» (Т-2000). Сб. тр. конф., г. Самара. AHO «ОРТ», 2000. Изд. 2-е.
- Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. и др. "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Издат. центр "Академия", 1999.
- Полат Е.С. ИОСО РАО, доктор пед. наук. "Метод проектов в современной школе". В сборнике "Методология учебного проекта" М.: МИПКРО, 2000.
- Метод проектовпод ред. М.В. Моисеевой, Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна, Камерон, Москва, 2004.
- Основы менеджмента Майкл Альберт Франклин Хедоури. М. «Дело» 1998.
- Метод, разрушающий школьную рутину. Михаил Маркович ЭПШТЕЙН. С.-Петербург главный редактор журнала «На стороне подростка».
- Метод проектов в системе непрерывного обучения информатике. Лаврентьев Михаил Михайлович, Алсынбаева Людмила Георгиевна, Васючкова Татьяна Сергеевна Новосибирский государственный университет (НГУ).