Адаптированная программа дополнительного образования детей эколого-краеведческой направленности «Мой край родной»

Разделы: Начальная школа, Дополнительное образование


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная программа дополнительного образования «Мой край родной», для детей 7-10 лет, имеет эколого-краеведческую направленность составлена на основе авторской программы Т.М.Оломской, Л.А.Кореневой, Л.Т.Пантелеевой, Р.М.Черных, и др. Мурманск, 2006 год.

Цели:

  • развитие личности младшего школьника, осмысление целостности и разнообразия мира;
  • сохранение и укрепление здоровья младших школьников, адаптация к экстремальным условиям жизни в условиях Кольского Севера;
  • формирование понимания, что жизнь и здоровье, душевное состояние зависят от состояния окружающей среды;
  • воспитание любви к родной природе, к родному краю;
  • социализация ребенка, принятие законов существования в природной и социальной среде;
  • принятие национально-региональной культуры как ценности, овладение навыками художественной деятельности и формирование потребности к творческому самовыражению.

Задачи программы:

  • формирование представлений о краеведении как о предмете исторического и культурного развития общества;
  • приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
  • формирование уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
  • воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;
  • умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

  • чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
  • восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

  • доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

  • принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
  • ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
  • формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

  • азвитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
  • формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

  • формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
  • развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
  • формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
  • формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Организационно-педагогические основы обучения:

  • Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися 2-4 классов в возрасте 7-10 лет. Занятия проводятся из расчёта 72 часа в год.
  • Педагогические условия реализации программы: в основе кружковой работы лежит принцип добровольности.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • доброжелательный психологический климат на занятиях;
  • личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
  • оптимальное сочетание форм деятельности;
  • доступность.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов. Результатом занятий являются практические работы, выступления, дискуссии. Используются следующие педагогические технологии: культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационно-компьютерная.

Ожидаемый результат:

знать:

  • название региона, где живут учащиеся; родного города, села;
  • название коренных жителей края;
  • правила сохранения и укрепления здоровья;
  • основные правила поведения в окружающей среде;
  • понимать роль труда в жизни человека.

уметь:

  • различать объекты живой и неживой природы;
  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
  • показывать на карте России территорию родного края, на карте области свой населённый пункт (город, село);
  • рассказывать об отдельных (изученных) событиях из истории родного города, села, своих наблюдениях, впечатлениях;
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обогащения жизненного опыта, установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
  • выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;
  • развития познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае.

Тематическое планирование.

Планирование составлено на основе программы:

Оломская Т.М. Программа интегрированного краеведческого курса в содержании начального общего образования. Программно-методические материалы. Примерные программы начального общего и основного общего образования. Региональный компонент. Методическое пособие  / Сост. Т.М. Оломская, Л.А. Коренева, Л.Т. Пантелеева, Р.М. Черных и др. - Мурманск, 2006.

Рекомендуемая литература.

  1. Мой Мурманск. Дранишников В.В. и др. Учебная книга для учащихся начальной школы. - Мурманск, 1998
  2. Программа курса «Краеведение земли Кольской» для 2–4 классов общеобразовательных школ Мурманской области. Литвин В.Б. - Мурманск, 2005
  3. Мое Заполярье. Учебное пособие для обучающихся 2–4 классов образовательных учреждений Мурманской области. Засухина О.Н., Киселева Т.А., Крикун Е.Л., Утков. П.Ю. - Мурманск: НИЦ «Пазори», 2004
  4. Кольский Север: история и культура. Учебно-наглядное пособие для учащихся начальных классов школ Мурманской области. Утков П.Ю., Федоров П.В. – Мурманск: НИЦ «Пазори», 2002
  5. Азбука Кольского полуострова. Выпуски 1-12. – Мурманск: областная детско-юношеская библиотека, 1999-2007
  6. Край, в котором мы живем. Двинин Е. - Мурманское книжное издательство, 1963
  7. Мой Мурманск. Учебное пособие для учащихся 5–9 классов школ г. Мурманска. Мурманск, 1998
  8. География Мурманской области: учеб пособие для уч. 8 – 9 кл. – Мурманск: Кн. издательство, 1993

Наименование темы

Всего часов

Теоретическое занятие

Практическое занятие

1,2

Край,  в котором я живу.

2

1

1

3

Заповедными тропинками. (Лапландский государственный природный биосферный заповедник).

1

1

 

4,5

Города и посёлки Мурманской области: Кола, Североморск…

2

1

1

6

Сокровища недр (Полезные ископаемые и минералы нашего края).

1

1

 

7,8

Край ста тысяч озер (Водоемы Мурманской области).

2

1

1

9

Наши соседи -  Норвегия и Финляндия.

1

1

 

10,11

Растительный мир Мурманской области (особенности северных растений и  животных).

2

1

1

12

Стихи мурманских поэтов о природе. В.Коханов «Первый ледок», В.Матвеев «Осенние краски».

1

1

 

13

 Сказки поморов Мурманской области. (Колобок. Мышка-Кутышка-ящерка. Котя-Котя).

1

1

 

14

Стихи мурманских поэтов о природе.

1

1

 

15

Работа с бумагой. Аппликация «Ночной город» .

1

 

1

16

Работа с бумагой. Закладка для книги  с аппликативным саамским узором.

1

 

1

17

Работа с бумагой. Аппликация. Украшение варежки саамским узором.

1

 

1

18

Работа с бумагой: оригами. Складывание из квадрата. Рыбки.

1

 

1

19

Объемная мозаика из гофрированной бумаги. Сова.

1

 

1

20,21

Объемное моделирование и конструирование
из готовых геометрических фигур. Многоэтажный дом.

3

 

3

22

Лепка по представлению игрушечного животного-оленя.

1

 

1

23

Рисование на тему «Зимние забавы».

1

 

1

24,25

Честь и доблесть на гербах (геральдика городов и поселков Мурманской области).

2

1

1

26,27

Богатства морей (животный мир Баренцева и Белого морей).

2

1

1

28

Формы земной поверхности края.Горы: Хибины, Кейвы.

1

1

 

29,30

Формы земной поверхности края. Ориентирование на местности при помощи компаса. Правила поведения в природе.

2

1

1

30,31

Природа Заполярья и ее охрана.

2

1

1

32,33

Заповедники края: Кандалакшский заповедник. Растительный и животный мир.

2

1

1

34,35

Заповедники края: Государственный природный заповедник «Пасвик».

2

1

1

36,37,38

Красная книга Мурманской области.

3

1

2

39,40

Достопримечательности нашего города:
музеи, памятники

2

1

1

41,42

Чудеса Кольской земли. Основные достопримечательности  Мурманской области.

2

1

1

43

В нашем городе морском… (о памятнике Защитникам Советского Заполярья).

1

1

 

44,45

Красота северной природы. Стихи северных поэтов.

2

1

1

46,47

О саамах и их сказках. (Айновы острова, Морская бабушка, Саам-богатырь, Как саам на небо ходил).

2

1

1

48,49

Ожившие краски неба. (Т. Курьянов «Северное сияние.А. Бажанов «Северное сияние»).

2

1

1

50

Саамские сказки. Чахкли. О. Воронова. Чахкли.

1

1

 

51

Традиционные праздники края. Панно «Праздник Севера». Работа с разными материалами.

1

 

1

52

Работа с бумагой. Аппликация «Северное сияние»

1

 

1

53,54

Рисование на тему «Северные пейзажи».

2

 

2

55

Рисование на тему «Труд рыбаков».

1

 

1

56,57

Художественное творчество поморов. Поморские козули.

2

 

2

58

Художественное творчество поморов. Рисование на тему «Поморская деревянная игрушка.

1

 

1

59

На самом Севере России. Природные зоны. (Характеристика, особенности, животный и растительный мир).

1

1

 

60,61

Животный и растительный мир Кольского полуострова.

2

1

1

62

Кладовая природы. Что дает наш край стране.

1

1

 

63,64

Официальная символика Мурманской области.

2

1

1

65

Коренные жители края, особенности их хозяйства, культуры и быта.

1

1

 

66

Край, в котором мы живем …Е.Двинин «Сокровища недр», «Богатства морей».

1

1

 

67

Устное народное творчество поморов.Сказки Терского берега.

1

1

 

68

Саамские сказки. (Гирвас-озеро, Налэть, Старшая голова).

1

1

 

69,70

Декоративно-прикладное искусство саами. Способы украшения одежды вышивкой. Орнаменты женского костюма. Аппликация.

2

1

1

71,72

Большой России малый уголок… Работа с разными материалами. Панно «Заполярная сказка».

2

1

1

Всего: 72 часа.

Список используемой литературы.

  1. Бельков И.В., Горбунов Г.И. Богатства недр Кольского полуострова. – Мурманск: Кн.издательство, 19…?
  2. Бундур О.Здравствуй, день! – Мурманск, 1985
  3. Бундур О. Сто ключей: Стихи. - Мурманск, 1990
  4. Волошин А. Минералы Кольского полуострова. – Мурманск, 1988
  5. Воронова О. Чахкли: Стихи. – Мурманск, 1989
  6. Гемп К.П. Сказ о Беломорье. Словарь поморских изречений. – М.; Архангельск, 2004
  7. Географический словарь Мурманской области / Автор-сост В.Г. Мужиков. – Мурманск, 1996
  8. Декоративно-прикладное искусство Кольских саамов (из сборника МОКМ). – Мурманск, 1985
  9. Добычина Н. Здравствуй, Мурманск. – Мурманск, 2007
  10. Дребенцов В.С.и др. Животный мир Мурманской области. – Мурманск, 1974
  11. Жданов В.П. Зеленая аптека Заполярья. – Мурманск, 1991
  12. Историко-природный маршрут в центре Мурманска. – Мурманск, 1993
  13. Карпович В.Н. Кандалакшский заповедник. - Мурманск: Кн.издательство, 1984
  14. Киселев А.А. Мурманск - город-герой. – М.: Воениздат, 1988
  15. Киселев А.А. Мурманская область: география и история освоения: учеб. пособие для учителей, студентов, уч.ст.кл. – Мурманск, 1996
  16. Киселев А.А., Тулин М. Книга о Мурманске. – Мурманск: Кн.издательство, 1977
  17. Киселев А.А. Мурманск в истории улиц и площадей. - Мурманск: Кн.издательство, 2006
  18. Киселев А.А. Тулин М.А. Улицы Мурманска. Мурманск, 1991
  19. Козлов С.Г., Кушак Ю.Н. Про снег. - Мурманск: Кн.издательство, 1970
  20. Колычев Н. Мур-манчанка.- Мурманск, 2007
  21. Колычев Н. Косалапые ботинки: Стихи. – Мурманск, 2000
  22. Коркина Е. Чуррпа-Уррпа: Саамские стихи для детей. – Мурманск. 1994
  23. Коханов В.Д.. Певцы зимнего леса. - Мурманск: Кн.издательство, 1976
  24. Кохичко А.Н. Край, который я люблю: Учебное пособие для обучающихся 1 класса образовательных учреждений Мурманской области. – Мурманск: МОИПКРО, 2006
  25. Кохичко А.Н. Край, который я люблю. Учебное пособие для обучающихся 2 класса образовательных учреждений Мурманской области. – Мурманск: МОИПКРО, 2006
  26. Ляпаева О., Зайцева И., Калинина Л. Терские поморы. С-П., 2007
  27. Меркурьев И.С. Пословицы и поговорки Поморья. - С-П, 1997
  28. Меркурьев И.С. Сказки поморов Мурманской области. - С-П, 1997
  29. Меркурьев И.С. Живая речь Кольских поморов. Мурманск, 1997
  30. Методические рекомендации по использованию учебной книги «Мой Мурманск». Ленинский окружной методический кабинет Комитета по образованию г. Мурманска. – Мурманск, 2001
  31. Мурманск, Мурманск. Стихи для детей. МГОДЮБ, 2000
  32. Пантелеева Л., Лявданский Э.  Храни огонь родного очага. Мурманск, МГПИ, 1993
  33. Пантелеева Л. С любовью к родному краю. - Мурманск: Кн.издательство, 1988
  34. Парфенцева Ю.А. Чудеса Заполярья на уроках творчества. Мурманск, 2001
  35. Пелипейченко М.В. По рекам и озерам Кольского полуострова. – Мурманск, 1960
  36. Птичка – железный нос, деревянный хвост. Сказки Терского берега.- Мурманск: Кн.издательство, 1991
  37. Растительный мир Мурманской области: Учебное пособие для обучающихся 6 – 7 классов общеобразовательных учреждений Мурманской области/ Василевская Н.В., Шошина Е.В., Петрова И.А.; Под ред. Доктора биологических наук Е.В. Шошиной. – Мурманск: МОИПКРО, 2006
  38. Растительный и животный мир Мурманской области / сост. Макарова О.А. и др. – Мурманск, 1997
  39. Семенов-Тян-Шанский О.И. Лапландский заповедник: Научно-популярный очерк. – Мурманск: Кн.издательство, 1975
  40. Семенов-Тян-Шанский О.И., Дельвин Н.Н. Лапландский заповедник: Фотоальбом. – М.: Сов. Россия, 1984
  41. Соловьева А. Дом. – Мурманск, 2003
  42. Стихи о городах Мурманской области. МГОДЮБ, 2003 (сборник)
  43. Страны мира. Энциклопедический справочник. Смоленск, «Русич», 2000
  44. У каждого из нас есть город…Мурманская областная детско-юношеская библиотека. Краеведческий отдел, 2005
  45. Энциклопедия для детей. Том 13. Страны. Народы. Цивилизации. – М.: Аванта, 2005
  46. Энциклопедия Кольского края. /сост. Дащинский С. // Рыбный Мурман,1997, 1998. (Выпуски 1– 54)