ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная программа дополнительного образования «Мой край родной», для детей 7-10 лет, имеет эколого-краеведческую направленность составлена на основе авторской программы Т.М.Оломской, Л.А.Кореневой, Л.Т.Пантелеевой, Р.М.Черных, и др. Мурманск, 2006 год.
Цели:
- развитие личности младшего школьника, осмысление целостности и разнообразия мира;
- сохранение и укрепление здоровья младших школьников, адаптация к экстремальным условиям жизни в условиях Кольского Севера;
- формирование понимания, что жизнь и здоровье, душевное состояние зависят от состояния окружающей среды;
- воспитание любви к родной природе, к родному краю;
- социализация ребенка, принятие законов существования в природной и социальной среде;
- принятие национально-региональной культуры как ценности, овладение навыками художественной деятельности и формирование потребности к творческому самовыражению.
Задачи программы:
- формирование представлений о краеведении как о предмете исторического и культурного развития общества;
- приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
- формирование уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
- воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;
- умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
- принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
- ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
- формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
- азвитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
- формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
- формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Организационно-педагогические основы обучения:
- Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися 2-4 классов в возрасте 7-10 лет. Занятия проводятся из расчёта 72 часа в год.
- Педагогические условия реализации программы: в основе кружковой работы лежит принцип добровольности.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- доброжелательный психологический климат на занятиях;
- личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
- оптимальное сочетание форм деятельности;
- доступность.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов. Результатом занятий являются практические работы, выступления, дискуссии. Используются следующие педагогические технологии: культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационно-компьютерная.
Ожидаемый результат:
знать:
- название региона, где живут учащиеся; родного города, села;
- название коренных жителей края;
- правила сохранения и укрепления здоровья;
- основные правила поведения в окружающей среде;
- понимать роль труда в жизни человека.
уметь:
- различать объекты живой и неживой природы;
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
- показывать на карте России территорию родного края, на карте области свой населённый пункт (город, село);
- рассказывать об отдельных (изученных) событиях из истории родного города, села, своих наблюдениях, впечатлениях;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обогащения жизненного опыта, установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
- выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;
- развития познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае.
Тематическое планирование.
Планирование составлено на основе программы:
Оломская Т.М. Программа интегрированного краеведческого курса в содержании начального общего образования. Программно-методические материалы. Примерные программы начального общего и основного общего образования. Региональный компонент. Методическое пособие / Сост. Т.М. Оломская, Л.А. Коренева, Л.Т. Пантелеева, Р.М. Черных и др. - Мурманск, 2006.
Рекомендуемая литература.
- Мой Мурманск. Дранишников В.В. и др. Учебная книга для учащихся начальной школы. - Мурманск, 1998
- Программа курса «Краеведение земли Кольской» для 2–4 классов общеобразовательных школ Мурманской области. Литвин В.Б. - Мурманск, 2005
- Мое Заполярье. Учебное пособие для обучающихся 2–4 классов образовательных учреждений Мурманской области. Засухина О.Н., Киселева Т.А., Крикун Е.Л., Утков. П.Ю. - Мурманск: НИЦ «Пазори», 2004
- Кольский Север: история и культура. Учебно-наглядное пособие для учащихся начальных классов школ Мурманской области. Утков П.Ю., Федоров П.В. – Мурманск: НИЦ «Пазори», 2002
- Азбука Кольского полуострова. Выпуски 1-12. – Мурманск: областная детско-юношеская библиотека, 1999-2007
- Край, в котором мы живем. Двинин Е. - Мурманское книжное издательство, 1963
- Мой Мурманск. Учебное пособие для учащихся 5–9 классов школ г. Мурманска. Мурманск, 1998
- География Мурманской области: учеб пособие для уч. 8 – 9 кл. – Мурманск: Кн. издательство, 1993
№ |
Наименование темы |
Всего часов |
Теоретическое занятие |
Практическое занятие |
1,2 |
Край, в котором я живу. |
2 |
1 |
1 |
3 |
Заповедными тропинками. (Лапландский государственный природный биосферный заповедник). |
1 |
1 |
|
4,5 |
Города и посёлки Мурманской области: Кола, Североморск… |
2 |
1 |
1 |
6 |
Сокровища недр (Полезные ископаемые и минералы нашего края). |
1 |
1 |
|
7,8 |
Край ста тысяч озер (Водоемы Мурманской области). |
2 |
1 |
1 |
9 |
Наши соседи - Норвегия и Финляндия. |
1 |
1 |
|
10,11 |
Растительный мир Мурманской области (особенности северных растений и животных). |
2 |
1 |
1 |
12 |
Стихи мурманских поэтов о природе. В.Коханов «Первый ледок», В.Матвеев «Осенние краски». |
1 |
1 |
|
13 |
Сказки поморов Мурманской области. (Колобок. Мышка-Кутышка-ящерка. Котя-Котя). |
1 |
1 |
|
14 |
Стихи мурманских поэтов о природе. |
1 |
1 |
|
15 |
Работа с бумагой. Аппликация «Ночной город» . |
1 |
|
1 |
16 |
Работа с бумагой. Закладка для книги с аппликативным саамским узором. |
1 |
|
1 |
17 |
Работа с бумагой. Аппликация. Украшение варежки саамским узором. |
1 |
|
1 |
18 |
Работа с бумагой: оригами. Складывание из квадрата. Рыбки. |
1 |
|
1 |
19 |
Объемная мозаика из гофрированной бумаги. Сова. |
1 |
|
1 |
20,21 |
Объемное моделирование и конструирование |
3 |
|
3 |
22 |
Лепка по представлению игрушечного животного-оленя. |
1 |
|
1 |
23 |
Рисование на тему «Зимние забавы». |
1 |
|
1 |
24,25 |
Честь и доблесть на гербах (геральдика городов и поселков Мурманской области). |
2 |
1 |
1 |
26,27 |
Богатства морей (животный мир Баренцева и Белого морей). |
2 |
1 |
1 |
28 |
Формы земной поверхности края.Горы: Хибины, Кейвы. |
1 |
1 |
|
29,30 |
Формы земной поверхности края. Ориентирование на местности при помощи компаса. Правила поведения в природе. |
2 |
1 |
1 |
30,31 |
Природа Заполярья и ее охрана. |
2 |
1 |
1 |
32,33 |
Заповедники края: Кандалакшский заповедник. Растительный и животный мир. |
2 |
1 |
1 |
34,35 |
Заповедники края: Государственный природный заповедник «Пасвик». |
2 |
1 |
1 |
36,37,38 |
Красная книга Мурманской области. |
3 |
1 |
2 |
39,40 |
Достопримечательности нашего города: |
2 |
1 |
1 |
41,42 |
Чудеса Кольской земли. Основные достопримечательности Мурманской области. |
2 |
1 |
1 |
43 |
В нашем городе морском… (о памятнике Защитникам Советского Заполярья). |
1 |
1 |
|
44,45 |
Красота северной природы. Стихи северных поэтов. |
2 |
1 |
1 |
46,47 |
О саамах и их сказках. (Айновы острова, Морская бабушка, Саам-богатырь, Как саам на небо ходил). |
2 |
1 |
1 |
48,49 |
Ожившие краски неба. (Т. Курьянов «Северное сияние.А. Бажанов «Северное сияние»). |
2 |
1 |
1 |
50 |
Саамские сказки. Чахкли. О. Воронова. Чахкли. |
1 |
1 |
|
51 |
Традиционные праздники края. Панно «Праздник Севера». Работа с разными материалами. |
1 |
|
1 |
52 |
Работа с бумагой. Аппликация «Северное сияние» |
1 |
|
1 |
53,54 |
Рисование на тему «Северные пейзажи». |
2 |
|
2 |
55 |
Рисование на тему «Труд рыбаков». |
1 |
|
1 |
56,57 |
Художественное творчество поморов. Поморские козули. |
2 |
|
2 |
58 |
Художественное творчество поморов. Рисование на тему «Поморская деревянная игрушка. |
1 |
|
1 |
59 |
На самом Севере России. Природные зоны. (Характеристика, особенности, животный и растительный мир). |
1 |
1 |
|
60,61 |
Животный и растительный мир Кольского полуострова. |
2 |
1 |
1 |
62 |
Кладовая природы. Что дает наш край стране. |
1 |
1 |
|
63,64 |
Официальная символика Мурманской области. |
2 |
1 |
1 |
65 |
Коренные жители края, особенности их хозяйства, культуры и быта. |
1 |
1 |
|
66 |
Край, в котором мы живем …Е.Двинин «Сокровища недр», «Богатства морей». |
1 |
1 |
|
67 |
Устное народное творчество поморов.Сказки Терского берега. |
1 |
1 |
|
68 |
Саамские сказки. (Гирвас-озеро, Налэть, Старшая голова). |
1 |
1 |
|
69,70 |
Декоративно-прикладное искусство саами. Способы украшения одежды вышивкой. Орнаменты женского костюма. Аппликация. |
2 |
1 |
1 |
71,72 |
Большой России малый уголок… Работа с разными материалами. Панно «Заполярная сказка». |
2 |
1 |
1 |
Всего: 72 часа.
Список используемой литературы.
- Бельков И.В., Горбунов Г.И. Богатства недр Кольского полуострова. – Мурманск: Кн.издательство, 19…?
- Бундур О.Здравствуй, день! – Мурманск, 1985
- Бундур О. Сто ключей: Стихи. - Мурманск, 1990
- Волошин А. Минералы Кольского полуострова. – Мурманск, 1988
- Воронова О. Чахкли: Стихи. – Мурманск, 1989
- Гемп К.П. Сказ о Беломорье. Словарь поморских изречений. – М.; Архангельск, 2004
- Географический словарь Мурманской области / Автор-сост В.Г. Мужиков. – Мурманск, 1996
- Декоративно-прикладное искусство Кольских саамов (из сборника МОКМ). – Мурманск, 1985
- Добычина Н. Здравствуй, Мурманск. – Мурманск, 2007
- Дребенцов В.С.и др. Животный мир Мурманской области. – Мурманск, 1974
- Жданов В.П. Зеленая аптека Заполярья. – Мурманск, 1991
- Историко-природный маршрут в центре Мурманска. – Мурманск, 1993
- Карпович В.Н. Кандалакшский заповедник. - Мурманск: Кн.издательство, 1984
- Киселев А.А. Мурманск - город-герой. – М.: Воениздат, 1988
- Киселев А.А. Мурманская область: география и история освоения: учеб. пособие для учителей, студентов, уч.ст.кл. – Мурманск, 1996
- Киселев А.А., Тулин М. Книга о Мурманске. – Мурманск: Кн.издательство, 1977
- Киселев А.А. Мурманск в истории улиц и площадей. - Мурманск: Кн.издательство, 2006
- Киселев А.А. Тулин М.А. Улицы Мурманска. Мурманск, 1991
- Козлов С.Г., Кушак Ю.Н. Про снег. - Мурманск: Кн.издательство, 1970
- Колычев Н. Мур-манчанка.- Мурманск, 2007
- Колычев Н. Косалапые ботинки: Стихи. – Мурманск, 2000
- Коркина Е. Чуррпа-Уррпа: Саамские стихи для детей. – Мурманск. 1994
- Коханов В.Д.. Певцы зимнего леса. - Мурманск: Кн.издательство, 1976
- Кохичко А.Н. Край, который я люблю: Учебное пособие для обучающихся 1 класса образовательных учреждений Мурманской области. – Мурманск: МОИПКРО, 2006
- Кохичко А.Н. Край, который я люблю. Учебное пособие для обучающихся 2 класса образовательных учреждений Мурманской области. – Мурманск: МОИПКРО, 2006
- Ляпаева О., Зайцева И., Калинина Л. Терские поморы. С-П., 2007
- Меркурьев И.С. Пословицы и поговорки Поморья. - С-П, 1997
- Меркурьев И.С. Сказки поморов Мурманской области. - С-П, 1997
- Меркурьев И.С. Живая речь Кольских поморов. Мурманск, 1997
- Методические рекомендации по использованию учебной книги «Мой Мурманск». Ленинский окружной методический кабинет Комитета по образованию г. Мурманска. – Мурманск, 2001
- Мурманск, Мурманск. Стихи для детей. МГОДЮБ, 2000
- Пантелеева Л., Лявданский Э. Храни огонь родного очага. Мурманск, МГПИ, 1993
- Пантелеева Л. С любовью к родному краю. - Мурманск: Кн.издательство, 1988
- Парфенцева Ю.А. Чудеса Заполярья на уроках творчества. Мурманск, 2001
- Пелипейченко М.В. По рекам и озерам Кольского полуострова. – Мурманск, 1960
- Птичка – железный нос, деревянный хвост. Сказки Терского берега.- Мурманск: Кн.издательство, 1991
- Растительный мир Мурманской области: Учебное пособие для обучающихся 6 – 7 классов общеобразовательных учреждений Мурманской области/ Василевская Н.В., Шошина Е.В., Петрова И.А.; Под ред. Доктора биологических наук Е.В. Шошиной. – Мурманск: МОИПКРО, 2006
- Растительный и животный мир Мурманской области / сост. Макарова О.А. и др. – Мурманск, 1997
- Семенов-Тян-Шанский О.И. Лапландский заповедник: Научно-популярный очерк. – Мурманск: Кн.издательство, 1975
- Семенов-Тян-Шанский О.И., Дельвин Н.Н. Лапландский заповедник: Фотоальбом. – М.: Сов. Россия, 1984
- Соловьева А. Дом. – Мурманск, 2003
- Стихи о городах Мурманской области. МГОДЮБ, 2003 (сборник)
- Страны мира. Энциклопедический справочник. Смоленск, «Русич», 2000
- У каждого из нас есть город…Мурманская областная детско-юношеская библиотека. Краеведческий отдел, 2005
- Энциклопедия для детей. Том 13. Страны. Народы. Цивилизации. – М.: Аванта, 2005
- Энциклопедия Кольского края. /сост. Дащинский С. // Рыбный Мурман,1997, 1998. (Выпуски 1– 54)