Творчески-игровой, познавательный, долгосрочный, внутри дошкольного учреждения, для детей группы предшкольной подготовки (6-7 лет)
Цель реализации проекта:
- Формирование начал музыкальной культуры дошкольников, как неотъемлемой части их общей духовной культуры через сопричастность к шедеврам классической и народной музыки.
- Развитие музыкально-творческих способностей детей.
Задачи проекта:
- Расширение представления детей о музыкальных инструментах. Знакомство с многообразием мировой музыкальной культуры в практике восприятия музыки.
- Проявление музыкально-творческих способностей в исполнительской деятельности под музыку.
- Проявление творческих способностей в продуктивной деятельности: иллюстрирование музыкальных инструментов, изготовление нетрадиционных инструментов из бросового материала.
- Презентация продукта проекта: досуг «Музыка – волшебная страна!».
Интеграция образовательных областей: «Творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социум».
Интеграция разделов программы: «Музыка», «Хореография», «Художественная литература», «Изобразительная деятельность», «Ознакомление с окружающим».
Актуальность проекта
Пожалуй, невозможно найти такого человека, который никогда не слышал звучания оркестра. Но каждый ли может отчётливо представить себе тембр отдельного инструмента, входящего в состав оркестра, знает его название? Можно ли воспитать культуру слушания музыки без информации об инструментах и истории их создания, без знания об их устройстве, способах звукоизвлечения и особенностях тембровой окраски? Вот почему ознакомление детей с инструментами симфонического, казахского и русского народных оркестров входит в программу по музыкальному обучению и воспитанию дошкольников, как одна из важных задач.
Особый смысл эта проблема приобретает в наши дни, когда любовь и интерес к серьезному академическому искусству, увы, угасают, когда эфир переполнен сомнительными образчиками поп-культуры, низкопробными шлягерами. Именно поэтому я, как педагог-музыкант, обращаю особое внимание на экологию музыкальной культуры. Тема «Мир музыкальных инструментов» даёт детям возможность соприкоснуться с высокохудожественными произведениями мирового классического наследия.
Музыкальные инструменты, которые окружают дошкольников в повседневной жизни, чаще всего лежат в группе в музыкальных уголках или ненадолго оказываются в руках детей во время музыкальных занятий. Как сделать так, чтобы дети взглянули на эти инструменты по-новому? Ведь у каждого из них своя интересная история! Выбранная мной тема «Мир музыкальных инструментов» позволяет решить и эту проблему.
Изучение данной темы с детьми только в организованной музыкальной деятельности невозможно, так как требует системной и длительной работы. Именно поэтому для реализации замысла мной выбрана инновационная технология – педагогический проект, который позволяет решать проблему системно и поэтапно, использовать индивидуальные и групповые формы организации детей, работать с дошкольниками в свободное от занятий время и, таким образом, реализовать музыкально-творческие возможности каждого ребёнка, даже самого застенчивого и малоактивного.
Участие специалистов, родителей и детей в осуществлении проекта
Музыкальный руководитель:
- осуществляет подбор материала по реализации проекта;
- организует предметно-развивающую среду в музыкальном зале;
- осуществляет подбор и разучивание музыкального репертуара с детьми;
- знакомит детей с музыкальными инструментами и историей их создания в организованной музыкальной деятельности и вне её (легенды, притчи, рассказы, сказки);
- конструирует педагогический процесс;
- пишет разработку сценария досуга;
- проводит рекомендации для родителей «Оркестр своими руками» и «Нетрадиционные инструменты»;
- совместно с воспитателем и детьми готовит атрибуты, декорации;
- оформляет музыкальный зал в соответствии с сюжетом досуга.
Хореограф: осуществляет разучивание движений к песням, хореографических композиций и миниатюр к празднику.
Воспитатель:
- организует музыкальную предметно-развивающую среду в группе;
- закрепляет названия музыкальных инструментов;
- закрепляет стихи и музыкальный репертуар по сценарию досуга;
- организует художественно-изобразительную (разукрашивание иллюстраций музыкальных инструментов) и продуктивную деятельность детей (изготовление нетрадиционных инструментов);
- готовит декорации и атрибуты в совместной с детьми деятельности;
- участвует в качестве ведущей праздника.
Логопед: осуществляет коррекцию и постановку звуков при разучивании с детьми текста сценария.
Психолог: даёт рекомендации в подборе игр по теме «Язык эмоций».
Методист: оказывает методическую помощь в конструировании педагогического процесса.
Родители:
- оказывают помощь в изготовлении нетрадиционных музыкальных инструментов;
- участвуют в презентации досуга в качестве зрителей.
Дети: участвуют в качестве зрителей и исполнителей.
Ожидаемый результат проекта:
Дети:
- проявляют интерес к проблеме, включаются в процесс её решения;
- в совместной деятельности с педагогом на основе партнерских отношений участвуют в досуге.
Знают:
- названия музыкальных инструментов и узнают их на иллюстрациях, фотографиях, репродукциях картин;
- знают песни о музыкальных инструментах.
Умеют:
- классифицировать музыкальные инструменты (клавишные, струнные, духовые, ударные, инструменты симфонического оркестра, казахского и русского народных оркестров);
- различать музыкальные инструменты на слух по тембровой окраске;
- сравнивать инструменты по форме, по характеру звучания;
- выражать свои впечатления от прослушивания произведений классической и народной музыки в творческой, исполнительской и речевой деятельности;
- играть на детских музыкальных инструментах в оркестре (шумовом, смешанном и оркестре нетрадиционных инструментов);
- творчески проявлять себя в музыкально-ритмических движениях с музыкальными инструментами (пляски, хореографические миниатюры, хороводы, игры);
- проявлять к музыкальным инструментам бережное отношение;
- проявлять индивидуально-творческие способности, придумывать оригинальные способы и подходы в решении возникающих проблем;
- самостоятельно организовывать игровое пространство (атрибуты, декорации);
- размещаться по ходу сценария досуга согласно схеме организации.
Имеют представление:
- об особенностях устройства музыкальных инструментов и приёмах игры на них;
- об истории их создания (легенды, притчи, рассказы, сказки).
Педагог:
- создаёт эмоционально-комфортную, социально влияющую предметно-развивающую среду;
- выстраивает типы взаимодействия в рамках «педагог-партнёр», «педагог-коммуникатор» в организованной учебной деятельности;
- формирует у ребёнка познавательно-исследовательскую, коммуникативную и творческую активность;
- формирует у ребёнка общечеловеческие и жизненные ценности (бережное отношение к музыкальным инструментам).
Владеет:
- проектировочной компетентностью (определяет тему, цель, результат-продукт, конструирует педагогический процесс – системная паутинка работы над реализацией проекта);
- типами взаимодействия в рамках «педагог-ребёнок» с позиции модели, партнёра.
Использует:
- интегративный подход в приобщение дошкольников к миру музыки;
- развивающую среду для полихудожественного воспитания ребёнка;
- моделирование для активной речевой практики ребёнка;
- кодирование и декодирование материала для зрительного восприятия образа, закрепления и обобщения пройденного материала.
Системная паутинка работы над реализацией проекта
1. Постановка проблемы: «Ребята, хотели бы вы узнать, как разнообразен мир музыкальных инструментов? Послушать, как они звучат? Научиться играть на детских музыкальных инструментах в оркестре?».
2. Поиск и подбор материала для организации предметно-развивающей среды в музыкальном зале и в группе:
- папка «Всё про музыкальные инструменты» (иллюстрации музыкальных инструментов, репродукции картин, стихи, загадки, рассказы и сказки, притчи и легенды об истории создания музыкальных инструментов);
- детские музыкальные инструменты;
- диск или флешкарта с записью классической, казахской и русской народной музыки разных эпох (звучание музыкальных инструментов).
3. Знакомство детей с музыкальными инструментами симфонического, казахского и русского народных оркестров (клавишные, струнные, духовые, ударные):
- рассматривание иллюстраций, фотографий музыкальных инструментов, репродукций картин;
- чтение легенд и притч об истории создания музыкальных инструментов, об особенностях их устройства;
- восприятие звучания музыкальных инструментов на слух (фонограммы произведений классической и народной музыки);
- умение классифицировать музыкальные инструменты (клавишные, струнные, духовые, ударные, инструменты симфонического оркестра, казахского и русского народных оркестров).
4. Закрепление и обобщение сведений о музыкальных инструментах (стихи, загадки, ребусы).
5. Проведение:
- музыкально-дидактических игр на закрепление названий музыкальных инструментов и их тембрового звучания («Снежный ком», «Назови музыкальный инструмент», «Угадай, на чём играю?», «Музыкальное лото», «Помоги Буратино найти и назвать музыкальные инструменты»);
- бесед с дошкольниками по решению проблемных ситуаций («Как появились музыкальные инструменты?», «Какой инструмент самый древний?», «Что делать, чтобы детские музыкальные инструменты прослужили долго?», «Какой музыкальный инструмент понравился и почему?»);
- рекомендаций для родителей («Оркестр своими руками», «Нетрадиционные инструменты»).
6. Чтение рассказов и сказок о музыкальных инструментах (сказка Т.Боровик «Для Всякого Случая», казахская сказка «Мастер Али», рассказ К.Паустовского «Старый повар»).
7. Разучивание:
- песен о музыкальных инструментах («Чудо-балалайка» З. Роот, «Қасиетті домбыра» Б. Бейсеновой, «Ложки деревенские»);
- хореографических композиций и миниатюр, хороводов;
- оркестров детских музыкальных инструментов («Турецкое рондо» В. А. Моцарта, «Праздник в колхозе» Е. Брусиловского, «Во саду ли, в огороде», русская народная мелодия);
- оркестра нетрадиционных инструментов (попурри русских народных мелодий);
- музыкальных игр («Домбра», казахская народная мелодия, «Оркестр», украинская народная мелодия, «Найди свой инструмент», русская народная мелодия, «Весёлый бубен», русская народная мелодия).
8. Организация:
- художественно-изобразительной деятельности детей (разукрашивание иллюстраций музыкальных инструментов);
- совместной продуктивной деятельности детей и родителей по изготовлению нетрадиционных инструментов из бросового материала;
- выставки нетрадиционных инструментов для детей и родителей «Чудо-инструменты»;
- выставки «Чудо-инструменты» для детей дошкольного учреждения;
- концерта учащихся Школы искусств №1;
- проведения презентации досуга «Музыка – волшебная страна!»:
а) выстраивание игрового пространства (декорации и атрибуты);
б) размещение детей в пространстве зала согласно схеме организации;
в) обогащение ролевого поведения детей певческими, пантомимическими и эмоционально-выразительными средствами.
9. Знакомство с текстовым вариантом сценария досуга и разучивание репертуара.
10. Презентация продукта проекта: досуг «Музыка – волшебная страна!».
Цель презентации: воспроизведение полученных знаний в музыкально-творческой, речевой деятельности дошкольников.
Список литературы.
1. Волков С.Ю. Всё о музыке: Для самых маленьких. – «Омега», 1998.
2. Бодраченко И. Бубен: Досуг для детей 5-7 лет. – Журнал Музыкальный руководитель .– 2014 – №2. – с. 36-39.
3. Левин С.Я. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. – Ленинград: Музыка, 1973.
4. Меркулова Л.Р. Путешествие в мир музыкальных инструментов: Интегрированное занятие для детей подготовительной группы. – Журнал Музыкальный руководитель. – 2011. – №3. – с. 7-9.
5. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: Советский композитор, 1988.
6. Паладьева З.Г. Юные таланты: Сценарий концерта в детском саду. – Журнал Музыкальный руководитель .– 2013 – №8. – с. 58-61.
7. Сарыбаев Б.Ш. Казахские музыкальные инструменты. – Алма-Ата, Жалын, 1978. – 136.
8. Симукова В. Инструменты симфонического оркестра. – Журнал Музыкальный руководитель. – 2004. – №2. – с. 36-39.
9. Симукова В. А вы ноктюрн сыграть смогли бы?: Статья и примерный сценарий концерта для родителей «Выступление детского оркестра». – Журнал Музыкальный руководитель. – 2004. – №3. – с. 17-21.
10. Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. – СПб.: Композитор, 1997.
11. Царёва Н. Н. Музыкальные инструменты своими руками: Вместе с родителями.
12. Чертова Е. Б. Музыкальный магазин: Сказка-игра. – Журнал Музыкальный руководитель. – 2012. – №8. – с. 21-22.