Цель урока: совершенствование обучающимися умения использовать приемы компрессии при написании сжатого изложения.
Задачи:
- закрепление знаний о приемах компрессии текста;
- совершенствование умения использовать приемы содержательной компрессии текста (выделять главную информацию в тексте, свертывать информацию);
- совершенствование языковой и коммуникативной компетенций: умения отбирать лексические и грамматические средства языка, нужные для краткой и связной передачи информации;
- развитие внимания, памяти, логического мышления.
Тип урока – урок закрепления изученного материала.
Методы, используемые на уроке: репродуктивный, проблемно-поисковый.
Формы работы: коллективная работа, работа в парах, индивидуальная.
Оборудование: раздаточный материал, памятки, речевые клише.
Ход урока
Оргмомент
Я не буду объяснять вам, что такое сжатое изложение. Давайте лучше сделаем апельсиновый сок! Куда более приятное занятие!
Итак, начнём! Берём самый большой и спелый апельсин. Чтобы получить из него свежий натуральный сок, избавляемся от толстой корки, которая на сок совсем не годится, мякоти, косточек и получаем свежевыжатый вкусный сок!
Наверное, вам хочется сейчас сказать мне: "Ну, хватит ерунду городить! Какое отношение имеет сок к изложению?"
Сейчас поймёте сами, какое!
Изложение у нас какое? Сжатое!
А сок какой получили? Свежевыжатый!
Видите сходство?
Этот наглядный пример с соком и объясняет вам, что такое сжатое изложение.
Итак, чтобы СЖАТЬ изложение (т.е. получить СОК), нужно ОБРАБОТАТЬ прослушанный текст, а именно: убрать всё лишнее, подробности, детали (т.е. корку, косточки, мякоть) и оставить только САМОЕ ГЛАВНОЕ, ВАЖНОЕ, СУТЬ (т.е. СОК, ведь именно из него и состоит апельсин!)
Непонятно?
Тогда читайте научное определение:
Сжатое изложение - это обработанный пересказ прослушанного или прочитанного текста, при котором "максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств" (Валгина Н.С.)
Главная задача сжатого изложения - кратко, в обобщённой форме осветить описанные в тексте факты, явления или события, вычленить наиболее важный материал, самостоятельно подобрать слова и синтаксические конструкции.
Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но НЕ бедным по содержанию.
Ну вот, что такое СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ, мы вроде бы разобрались.
Теперь нам нужно выяснить, какими способами можно сжать текст.
Итак, для того чтобы написать СЖАТОЕ изложение, необходимо знать, какими способами можно сжать текст.
Помните разговор про апельсиновый сок?
Какими способами можно выжать сок?
Рукой, соковыжималкой механической или электрической.
В любом случае, независимо от способа, мы получим один и тот же результат - свежевыжатый сок.
Получить СЖАТЫЙ текст мы тоже можем различными способами.
О них сейчас и поговорим.
Известны три способа сжатия текста. Какие?
- исключение,
- обобщение,
- упрощение.
Что вам известно об этих способах?
При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо:
- выделить главное (существенное) и детали (подробности);
- убрать детали;
- пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;
- пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;
- объединить существенное;
- составить новый текст.
Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ:
1. исключаем 1 или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.
ПРИМЕР:
до сжатия
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.
после сжатия
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.
2. удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.
ПРИМЕР:
до сжатия
Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.
после сжатия
Он знал разные языки: и никто не мог распознать в нём русского.
При ОБОБЩЕНИИ необходимо:
- вычленить единичные факты;
- подобрать языковые средства их обобщённой передачи;
- составить новый текст.
ПРИМЕР:
до сжатия
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.
после сжатия
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.
Третий способ сжатия текста - это УПРОЩЕНИЕ.
При УПРОЩЕНИИ необходимо:
- заменить сложное предложение простым;
- заменить предложение или его часть указательным местоимением;
- объединить два или три предложения в одно;
- разбить сложное предложение на сокращённые простые;
- перевести прямую речь в косвенную.
Вспомним алгоритм написания изложения:
- Слушаем текст.
- Находим микротемы.
- Находим опорные слова.
- Строим предложения, используя опорные слова.
- Соединяем микротемы, образуя текст.
- Редактируем текст.
Работа с текстом
Учитель:
- Перед вами текст, в котором нет абзацев. Определите, сколько абзацев в данном тексте?
Французский писатель Жюль Верн - создатель жанра научно-фантастического романа. (2) Он создал целую библиотеку увлекательных приключенческих романов, наполненных познавательными сведениями из разных областей знаний. (З)Писатель интересовался новинками науки и техники, был знаком с учёными, изобретателями, посещал научные диспуты, доклады. (4)65 романов объединены общим названием «Необыкновенные путешествия». (5) В них рассказывается об освоении Арктики, о завоевании обоих полюсов, о подводной навигации, об авиации и воздухоплавании, о межпланетных путешествиях. (6) В его романах появился новый герой - рыцарь науки, бескорыстный учёный, готовый ради осуществления своей мечты на любой подвиг. (7) Писатель считал, что именно наука способна помочь человеку жить творчески, свободно и счастливо. (8) Герои книг Жюля Верна - представители разных народов: англичане, французы, американцы, русские, греки, индейцы, скандинавы... - благородные, мужественные, сильные и великодушные люди. (9) Среди них нет пустословов и ленивых бездельников. (10Писатель и сам был великим тружеником. (11) Даже в старости, совсем ослепнув, он продолжал сочинять, надиктовывая свои книги. (12) О большом жизнелюбии, о гуманизме писателя говорит его высказывание: (13) «Я верю, что народы когда-нибудь договорятся между собой и помешают безумцам использовать величайшие завоевания науки во вред человечеству. (14) Быть может, в этих городах будут жить совсем другие люди. (15) Их счастьем будет труд, их вдохновением -научные исследования, их идеалом - свобода, для которой создан человек».
(По Е.П. Брандису)
Ученик: - В данном тексте можно выделить 4 абзаца.
Учитель: - Подчеркните ключевые слова каждого абзаца.
Ученик: Создатель жанра научно-фантастического романа; познавательные сведения; необыкновенные путешествия; новый герой – рыцарь науки; жить творчески, свободно и счастливо; герои – благородные, сильные; труженик; ослепнув, продолжал сочинять; жизнелюбие, гуманизм; народы договорятся; завоевания науки не во вред; счастье – труд, идеал – свобода, для нее создан человек.)
Учитель: - Определим микротему каждого абзаца и запишем в форме плана в таблицу.
Ученик:
№ абзаца |
Микротема |
1 |
Жюль Верн – создатель жанра научно-фантастического романа, написавший произведения, наполненные познавательными сведениями из разных областей знаний. |
2 |
Писатель создал нового героя – рыцаря науки, которая способна помочь человеку жить творчески, свободно и счастливо. |
3 |
Герои книг Жюля Верна – благородные, мужественные, сильные, великодушные, трудолюбивые, как и он сам, люди. |
4 |
Жюль Верн был гуманистом, верившим в разум человека, в идеалы свободы. |
Учитель:
- А теперь, используя различные способы сжатия текста, подвергнем сжатию каждую микротему.
Первая микротема.
Работаем с первым абзацем текста, маркером выделяем информацию, в которой заключена главная мысль.
- Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться?
(1) Французский писатель Жюль Верн - создатель жанра научно-фантастического романа. (2) Он создал целую библиотеку увлекательных приключенческих романов, наполненных познавательными сведениями из разных областей знаний. (З)Писатель интересовался новинками науки и техники, был знаком с учёными, изобретателями, посещал научные диспуты, доклады. (4) 65 романов объединены общим названием «Необыкновенные путешествия». (5)В них рассказывается об освоении Арктики, о завоевании обоих полюсов, о подводной навигации, об авиации и воздухоплавании, о межпланетных путешествиях.
Ученик:
- Можно исключить родственные слова из предложений 1 и 2, исключить определение «французский писатель», исключить предложение 3, детализирующее предыдущее. Объединить предложения 1 и 2, 4 и 5, упростив их. Обобщить содержание предложения 5.
Жюль Верн - создатель жанра научно-фантастического романа, автор увлекательных произведений, наполненных познавательными сведениями из разных областей знаний. В его романах рассказывается о необыкновенных путешествиях и исследованиях природы.
Учитель:
- Мы сжали микротему более чем в два раза. Какими способами компрессии текста вы воспользовались?
Ученик:
- Способом исключения и обобщения.
Учитель:
Вторая микротема.
Работаем в парах.
(6) В его романах появился новый герой - рыцарь науки, бескорыстный учёный, готовый ради осуществления своей мечты на любой подвиг.
7) Писатель считал, что именно наука способна помочь человеку жить творчески, свободно и счастливо.
Ученик:
Исключим определения, уточняющие понятие «рыцарь науки» в предложении 6; в предложении 7 оставим обстоятельства, не являющиеся синонимами.
Он создал нового героя - рыцаря науки. Именно наука, считал писатель, способна помочь человеку жить творчески, свободно и счастливо.
Третья микротема.
Работа в парах
(8) Герои книг Жюля Верна - представители разных народов: англичане, французы, американцы, русские, греки, индейцы, скандинавы... - благородные, мужественные, сильные и великодушные люди. (9) Среди них нет пустословов и ленивых бездельников. (10) Писатель и сам был великим тружеником. (11) Даже в старости, совсем ослепнув, он продолжал сочинять, надиктовывая свои книги.
Герои книг Жюля Верна - представители разных народов - благородные, мужественные, сильные, трудолюбивые, как и он сам, люди. Даже в старости, ослепнув, он продолжал сочинять.
Четвёртая микротема.
Самостоятельная работа
(12) О большом жизнелюбии, о гуманизме писателя говорит его высказывание: (13) «Я верю, что народы когда-нибудь договорятся между собой и помешают безумцам использовать величайшие завоевания науки во вред человечеству. (14) Быть может, в этих городах будут жить совсем другие люди. (15) Их счастьем будет труд, их вдохновением - научные исследования, их идеалом - свобода, для которой создан человек».
Ученик:
- В этом абзаце заменим прямую речь косвенной, объединим предложения 12–15.
Жюль Верн любил жизнь, был гуманистом, верившим в разум человека, в созидательную силу науки, в счастье труда, в идеалы свободы, для которой и создан человек.
Редактирование текста
Учитель:
Один из критериев – 90 слов в изложении. У кого больше, необходимо сократить до 90.
- Перечитайте, что у вас получилось, отредактируйте, зачеркнув лишние слова, но это не должно влиять на целостность, смысловую зависимость текста. Обоснуйте для себя выбор знаков препинания, уточните, какие слова вызывают затруднение. Если не поняли какого-нибудь слова или выражения, постарайтесь обойтись без него, передайте смысл другими словами. Если сомневаетесь в пунктуации, перестройте предложение. Проверьте написанное, используя памятку и критерии оценивания.
Проверка работ в парах по критериям.
Подведение итогов.
Учитель:
- Сравним исходный текст и сжатый тексты. Что сохранилось, изменилось?
Ученик:
- Сохранилось: вид текста, микротемы.
- Изменилось: текст стал лаконичным.
- Написание изложения
- Для слабых учеников - работа с клише.
Выполнить сжатый пересказ текста.
Жюль Верн – создатель (какого жанра?)________________ В его романах рассказывается (о чем?)________ и (о чем?)______________.
Он создал_________________(какого?)________________. Именно наука, считал_____________, способна (что сделать?) ________________________ (как?)____________,____________и___________________________________.
Герои книг___________________ - представители (каких?)_____________,
(какие?)_________,______________,___________,________ люди. Даже в старости, (что сделав?)______________, он (что делал?)________________.
Жюль Верн любил_____________, был__________, (каким?)____________,
_______________________,_____________,____________,идеалы свободы,
(какой?)______________________________.
Приложение
1. Как проверить написанное
- После написания текста на черновик, прочитай его минимум 3 раза.
- Первый раз читай с целью проверки содержания.
2. Ответь на вопросы:
- Передаю ли основное содержание исходного текста?
- Нет ли повтора мысли или пропуска важной информации?
- Можно ли написанный текст назвать кратким изложением исходного?
- Все ли микротемы исходного текста отражены в изложении?
3. Второй раз читай с целью корректировки текста.
Ответь на вопросы:
- Можно ли текст назвать связным?
- Правильно ли выделены абзацы?
- Нет ли грамматических ошибок?
- Нет ли речевых ошибок?
- Выразительна ли речь?
4. Третий раз читай с целью проверки орфографической пунктуационной грамотности. Используй словарь!
5. После переписывания текста на чистовик так же проверь чистовой вариант.
Критерии оценивания изложения (С1)
ИКЗ Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
- в работе нет нарушений абзацного членения текста. 2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения членения текста. 0
Максимальное количеств баллов за сжатое изложение по критериям ИК1-ИК3 7
Список использованной литературы
- Материалы курса педагогического университета «Первое сентября» «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе: методика и практика» - М.: Педагогический университета «Первое сентября», 2010.
- Русский язык. Типовые тестовые задания: 9 класс. Составитель Н.В. Егорова.- М: ВАКО, 2010.
- Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Составители И.П. Цибулько, В.Н. Александров, Л.И. Пучкова, Т.В. Соловьева. - М.: «Интеллект-Центр», 2010.